ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-2430/14 от 19.02.2015 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     Дело № А70-2430/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   февраля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объёме  февраля 2015 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Григорьева Д.В.

судей                                                    Ильина В.И.

                                                              Черноусовой О.Ю.

при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы по тарифам на постановление от 30.10.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу
№ А70-2430/2014 Арбитражного суда Тюменской области по заявлению открытого акционерного общества «Сибирско-Уральская энергетическая компания» (правопреемник открытого акционерного общества «Тепло Тюмени») (625023, Тюменская область, город Тюмень, улица Одесская, 14, ИНН 7205011944, ОГРН 1027201233620) к Департаменту тарифной
и ценовой политики Тюменской области (625003, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, 24, ИНН 7202187072, ОГРН 1087232026200)
о признании незаконным решения.

Другое лицо, участвующее в деле – Федеральная служба по тарифам
(109074, город Москва, проезд Китайгородский, 7, ИНН 7705513068,
ОГРН 1047705032880).

В заседании приняли участие представители:

открытого акционерного общества «Сибирско-Уральская энергетическая компания» – Машенцев А.Н. по доверенности от 15.07.2014;

от Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области – Карташков Е.Ю. директор согласно распоряжению Губернатора Тюменской области от 05.09.2012 № 66, Семкина И.Д. по доверенности от 29.04.2014.

Суд установил:

открытое акционерное общество «Тепло Тюмени» (далее – ОАО «Тепло Тюмени») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту тарифной и ценовой политики Тюменской области (далее – департамент)
о признании недействующим Приказа от 20.12.2013 № 691/01-05-ос
«Об установлении тарифов» в части приложения № 2; о признании незаконным решения об отказе во включении в тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям города Тюмени с 01.07.2014, расходов по статье «Выпадающие доходы/экономия средств» в сумме 200 729 000 руб. за период 2011-2012 годы, отражённого в протоколе заседания коллегиального органа – тарифной комиссии от 20.12.2013 № 35.

В качестве восстановительной меры ОАО «Тепло Тюмени» просило обязать департамент установить экономически обоснованные тарифы
на период с 1 июля по 31 декабря 2014 года в размере 989,84 руб. за Гкал
для бюджетных и прочих потребителей и 1 168,01 руб. за Гкал для населения.

Определением от 15.05.2014 Арбитражного суда Тюменской области требование ОАО «Тепло Тюмени» о признании недействующим
Приказа от 20.12.2013 № 691/01-05-ос «Об установлении тарифов» в части приложения № 2 выделено в отдельное производство с присвоением номера А70-5165/2014.

Определением от 16.05.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по тарифам (далее – ФСТ).

В суде апелляционной инстанции произведена замена ОАО «Тепло Тюмени» в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) на открытое акционерное общество «Сибирско-Уральская энергетическая компания»
(далее – общество, заявитель).

Решением от 18.06.2014 Арбитражного суда Тюменской области
(судья Коряковцева О.В.) в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.

Постановлением от 30.10.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт о признании незаконным решения департамента об отказе во включении
в тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям города Тюмени
с 01.07.2014, расходов по статье «Выпадающие доходы/экономия средств»
в сумме 200 729 000 руб. за период 2011-2012 годы. В целях восстановления нарушенных прав ОАО «Сибирско-Уральская энергетическая компания» суд обязал департамент в течение 30 календарных дней с даты вступления
в законную силу настоящего постановления учесть экономически обоснованные расходы ОАО «Тепло Тюмени» 2011-2012 годов по статье «Выпадающие доходы/экономия средств» в сумме 200 729 000 руб.
при тарифном регулировании деятельности ОАО «Сибирско-Уральская энергетическая компания» в сфере теплоснабжения на 2014 год.

В кассационной жалобе ФСТ, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела просит, постановление
от 30.10.2014 отменить, решение от 18.06.2014 Арбитражного суда Тюменской области оставить в силе.

По мнению подателя кассационной жалобы, признание бездействия/действия департамента по учёту экономически обоснованных расходов общества и возложение обязанности учесть экономически обоснованные расходы ООО «Тепло Тюмени» 2011-2012 годов по статье «Выпадающие доходы/экономия средств», даёт ему право без согласования
с федеральным органом фактически устанавливать тарифы выше максимального в нарушении исключительной компетенции ФТС.

Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.

В отзыве на кассационную жалобу заявитель просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.

Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на неё и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции пришёл к следующим выводам.

Из материалов дела следует и судами установлено, что общество обратилось в департамент с заявлением об установлении на 2014 год тарифов на тепловую энергию, поставляемую им потребителям города Тюмени.

По итогам рассмотрения указанного заявления департаментом открыто тарифное дело № 190-Т и проведена экспертиза представленных заявителем обосновывающих материалов, из заключения которой следует,
что обоснованными являются выпадающие расходы общества за период 2011-2012 годы в размере 200 729 000 руб., данные расходы предложено включить в тариф 2014 года в полном объёме, что повлечёт установление тарифов с 01.07.2014 для бюджетных и прочих потребителей в размере 989,84 руб./Гкал и для населения – 1168, 01 руб./Гкал.

В соответствии с частью 7 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) об утверждении им тарифов на тепловую энергию (мощность), установленных на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом, подлежит предварительному согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, осуществляемому в порядке, установленном правилами регулирования
цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Поскольку установлением данных тарифов будет превышен предельный максимальный уровень тарифов, установленный для Тюменской области приказом ФСТ от 15.10.2013 № 191-э/2, департамент письмом от 19.11.2013 № 01-08/ обратился в ФСТ за согласованием подобного превышения, направив проект соответствующего решения.

Письмом от 18.12.2013 ФСТ уведомила департамент о том, что рассмотрение обращения состоится 30.12.2013.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 6 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, (далее – Правила № 1075) тарифы устанавливаются органами регулирования
до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчётному периоду регулирования.

С учётом изложенного департаментом 20.12.2013 проведено заседание коллегиального органа – тарифной комиссии.

Согласно протоколу заседания «Выпадающие доходы/экономия средств» – исключены в полном объёме, при этом комиссия указала,
что в случае принятия 30.12.2013 положительного решения ФТС
о согласовании решения департамента об установлении тарифов на тепловую энергию, поставленную ОАО «Тепло Тюмени» с 01.07.2014 на уровне выше максимального уровня тарифов на тепловую энергию, установленного для Тюменской области приказом ФТС от 15.10.2013 № 191-э/2, «Выпадающие доходы» будут учтены в тарифе на тепловую энергию на 2014 год в порядке, предусмотренном законодательством.

По итогам указанного заседания принят приказ от 20.12.2013
№ 691/01-05-ос, которым установлены тарифы ОАО «Тепло Тюмени»
на тепловую энергию, поставляемую потребителям города Тюмени,
без экономически обоснованных выпадающих расходов ОАО «Тепло Тюмени» за 2011-2012 года.

Полагая, что департамент принял решение об отказе во включение
в тарифы на тепловую энергию по статье «Выпадающие доходы/экономия средств», общество обратилось с соответствующим заявлением
в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что оспариваемое решение департамента соответствует положениям Закона № 190-ФЗ и Правилам № 1075, в связи
с чем права и законные интересы заявителя не нарушает
.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что оспариваемое решение департамента принято
без указания оснований отказа, ссылок на конкретные нормы права, документы и иные сведения, лишает возможности обеспечить надлежащую проверку данного решения на предмет его соответствия требованиям действующих нормативных актов.

В целях восстановления нарушенных прав ОАО «Тепло Тюмени» суд обязал департамент учесть экономически обоснованные расходы общества 2011-2012 годов по статье «Выпадающие доходы/экономия средств»
при тарифном регулировании
на 2014 год.

Между тем судами не учтено следующее.

Установление тарифов производится регулирующим органом путём рассмотрения соответствующих дел в порядке, установленном Правилами
№ 1075.

Решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы) (пункт 30 Правил № 1075).

В соответствии с пунктом 31 Правил № 1075 решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом,
и включает: величину цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие цен (тарифов), в том числе с календарной разбивкой; величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования.

Пунктом 32 Правил № 1075, предусмотрено, что протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов) и включает основные плановые (расчётные) показатели на расчётный период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования).

Данное решение регулирующего органа устанавливает тариф
на тепловую энергию без указания конкретных потребителей
(т.е. для неопределённого круга лиц), и рассчитано на неоднократное применение, направлено на урегулирование отношений в сфере предоставления коммунальных услуг, соответственно решение тарифной комиссии является нормативным правовым актом.

Поскольку протокол заседание коллегиального органа является неотъемлемой частью названного решения, он также подлежит проверке
и оценке судом при оспаривании решения в том же порядке.

В силу части 1 и пункта 2 части 2 статьи 17, а также части 1 статьи 194 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в первой инстанции арбитражного суда коллегиально тремя судьями.

Согласно положениям главы 23 АПК РФ при оспаривании нормативных правовых актов стадия апелляционного рассмотрения не предусмотрена.

В данном случае дело в суде первой инстанции рассмотрено судьёй единолично и было предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Несоблюдение судами первой и апелляционной инстанций вышеназванных требований является основанием для отмены судебных актов на основании пункта 1 части 4 статьи 288 АПК РФ и направления дела
на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, рассмотреть вопрос об объединение дел об оспаривании Приказа
от 20.12.2013 № 691/01-05-ос «Об установлении тарифов» в части приложения № 2 и о признании незаконным решения об отказе во включении в тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям города Тюмени с 01.07.2014, расходов по статье «Выпадающие доходы/экономия средств»
в одно производство дать надлежащую правовую оценку всем обстоятельствам дела и доводам участвующих в деле лиц, правильно применить нормы материального и процессуального права
и принять решение в соответствии с установленными обстоятельствами
и действующим законодательством.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, пунктом 1 части 4 статьи 288, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 18.06.2014 Арбитражного суда Тюменской области
и постановлением от 30.10.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-2430/2014 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                     Д.В. Григорьев

Судьи                                                                  В.И. Ильин

                                                                            О.Ю. Черноусова