ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-2641/2021 от 03.03.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А70-2641/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Ткаченко Э.В.,

судей Клат Е.В.,

Курындиной А.Н.,

при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи,рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе на решение от 09.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Михалева Е.В.) и постановление от 26.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Еникеева Л.И., Бодункова С.А., Лебедева Н.А.) по делу
№ А70-2641/2021 по иску некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области» (625048, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (625000, Тюменская область, г. Тюмень,
ул. Володарского, д. 10, офис 210, ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (680000, <...>)
о взыскании 25 591 руб. 88 коп.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (625031,
<...>), открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (107174, <...>
д. 2).

В заседании принял участие представитель некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области» - ФИО1 по доверенности от 07.12.2021.

Суд установил:

некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области» (далее - истец, фонд) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - ответчик, МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО - Югре и ЯНАО) о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт в размере 23 107 руб. 50 коп., пени в размере 2 484 руб. 38 коп.

В ходе судебного разбирательства истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил взыскать задолженность
в размере 23 107 руб. 50 коп., пени в размере 2 920 руб. 80 коп.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии по Тюменской области и открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД»).

Определением суда от 17.06.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом
в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее -
МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области).

Решением от 09.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 26.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен частично.
С МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО - Югре и ЯНАО
в пользу Фонда взыскан основной долг в размере 11 731 руб. 50 коп., пени
в размере 752 руб. 75 коп., расходы на оплату государственной пошлины
в размере 959 руб. В удовлетворении требований к МТУ Росимущества
в Хабаровском крае и Еврейской автономной области отказано.

Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами,
МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО - Югре и ЯНАО обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение
и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе
в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что в реестре федерального имущества, учет которого возложен на МТУ Росимущества
в Тюменской области, ХМАО - Югре и ЯНАО, отсутствуют сведения
в отношении квартиры, расположенной по адресу: <...>; в связи с тем, что ФГУП «Дальневосточная железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации» как юридическое лицо было зарегистрировано на территории города Хабаровска, имущество должно учитываться в МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области; согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) правопреемником ФГУП «Дальневосточная железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации» стало ОАО «РЖД», в данной выписке указано о прекращении юридического лица, имущественный комплекс которого внесен в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, что свидетельствует о правопреемстве ОАО «РЖД» по правам и обязанностям предприятия в связи с изъятием имущества организации федерального железнодорожного транспорта и внесением его
в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта; истец не направлял счета на оплату, не представил в материалы дела доказательства их направления ответчику, в связи с чем требования фонда не подлежали удовлетворению.

В суд округа от фонда поступило возражение, в котором истец выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит оставить принятые
по делу судебные акты без изменения, кассационную жалобу -
без удовлетворения.

В судебном заседании представитель фонда поддержала доводы, изложенные в возражении на кассационную жалобу.

Проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции приходит
к следующему.

Как следует из материалов дела, истец является региональным оператором применительно к части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, создан на основании пункта 3 части 1 статьи 167 ЖК РФ постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2013 № 580-п «О создании регионального оператора» и осуществляет свою деятельность на территории Тюменской области.

В соответствии с постановлением Правительства Тюменской области
от 14.04.2014 № 157-п «Об установлении срока принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме решения
об определении способа формирования фонда капитального ремонта»
в Тюменской области срок для принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта составляет четыре месяца со дня официального опубликования принятой в установленном законодательством Тюменской области порядке региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос
о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

Статьей 6.9 Закона Тюменской области от 05.07.2000 № 197
«О регулировании жилищных отношении в Тюменской области» установлен более ранний срок возникновения обязанности по уплате взносов
на капитальный ремонт - по истечении четырех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества
в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы была утверждена распоряжением Правительства Тюменской области от 15.12.2014 № 2224-рп «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области
на 2015-2044 годы» и официально опубликована на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (admtyumen.ru) 18.12.2014.

Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об объекте недвижимости по состоянию на 11.12.2020 подтверждается, что жилое помещение площадью 47,40 кв. м по адресу:
<...> (кадастровый номер 72:23:0432002:7273) принадлежало на праве хозяйственного ведения Федеральному государственному унитарному предприятию «Дальневосточная железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации»
(ИНН <***>) с 20.02.2004.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ деятельность ФГУП «Дальневосточная железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации» прекращена 20.05.2004.

Региональный оператор считает, что спорное имущество является имуществом, составляющим государственную казну Российской Федерации, в связи с чем обязанным лицом по уплате взносов на капитальный ремонт
в отношении спорного помещения с мая 2015 года является Российская Федерация в лице МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО - Югре и ЯНАО.

В соответствии с Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденным Приказом Росимущества от 19.12.2016 № 466, Межрегиональное территориальное управление осуществляет полномочия собственника федерального имущества, функции по управлению федеральным имуществом

Многоквартирный дом, в состав которого входит спорное помещение, включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы (распоряжение Правительства Тюменской области от 15.12.2014 № 2224-рп).

Поскольку уплата взносов на капитальный ремонт ответчиком
не осуществлялась, фонд направил ответчику МТУ Росимущества
в Тюменской области, ХМАО - Югре и ЯНАО претензию № 01-17-20/0523
от 03.02.2021 с требованием об уплате взносов за период с мая 2015 года
по сентябрь 2020 года (65 месяцев) в общей сумме 23 107 руб. 50 коп.,
а также пени согласно приложенному к претензии расчету.

Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил
из того, что отсутствие спорного жилого помещения в реестре федеральной собственности не освобождает от обязанности по оплате капитальных взносов за спорный период, признал МТУ Росимущества по Тюменской области, ХМАО - Югре и ЯНАО надлежащим ответчиком по делу.
Суд учел заявление ответчика и посчитал наличествующими основания
для применения последствий пропуска срока исковой давности
по требованию о взыскании задолженности за период с мая 2015 года
по 18.01.2018, в связи с чем удовлетворил требования истца
в сумме 11 731 руб. 50 коп. за период с января 2018 года по сентябрь
2020 года.

Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.

Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой
и апелляционной инстанций соответствующими представленным доказательствам, установленным фактическим обстоятельствам спора, нормам материального и процессуального права.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом
или договором.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения
в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.

В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения
в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах
на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Частью 3 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что обязанности по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в доме.

Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме представляют собой обязательные платежи собственников помещений
в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - ЖК РФ в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества
в многоквартирном доме для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям.

Данная позиция сформирована в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 № 10-П.

В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ собственник помещений
в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы
на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов
на капитальный ремонт возникает у собственников помещений
в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного пунктом 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

В силу статьи 6.9 Закона Тюменской области от 05.07.2000 № 197
«О регулировании жилищных отношений в Тюменской области» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества
в многоквартирном доме возникает у собственников помещений
в многоквартирном доме по истечении четырех календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ.

Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан
с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом, а также принятым
на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта.

В силу части 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью
в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность),
и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Согласно части 4 статьи 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями, учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 214 Кодекса).

В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать
и осуществлять имущественные и личные неимущественные права
и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках
их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из толкования приведенных норм права следует, что права публично-правового образования как собственника имущества осуществляются органами, определяемыми согласно статье 125 ГК РФ, а состав имущества, находящегося в собственности публично-правового образования, включает
в себя имущество, закрепленное за отдельными видами юридических лиц
на основании ограниченных вещных прав (статьи 294, 296 ГК РФ), и казну публично-правового образования, состоящую из средств бюджета и иного имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями.

Следовательно, в отношении имущества публично-правового образования, не закрепленного за конкретным юридическим лицом, возмещение затрат на его содержание осуществляется тем публичным органом, которому переданы полномочия по управлению имуществом.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447
«О совершенствовании учета федерального имущества» учет федерального имущества и ведение реестра осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом: имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные
в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющих государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями о территориальных органах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008
№ 432 утверждено Положение о Росимуществе (далее - Постановление
№ 432).

Согласно пункту 5.3 Положения № 432 Росимущество осуществляет
в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим
и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.

В силу пункта 6.8 Постановления № 432 Росимущество вправе создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.09.2008 № 281 утверждена схема размещения территориальных органов Росимущества.

Приказом Росимущества от 30.04.2009 № 122 созданы Территориальные управления Росимущества в Тюменской области, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и в Ямало-Ненецком автономном округе.

В соответствии с Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденным Приказом Росимущества от 19.12.2016 № 466, Межрегиональное территориальное управление осуществляет полномочия собственника федерального имущества, функции по управлению федеральным имуществом.

Таким образом, учет имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, осуществляется по месту его нахождения
в соответствии с компетенцией, определяемой положениями
о территориальных органах, то есть МТУ Росимущества по Тюменской области, ХМАО - Югре и ЯНАО.

Исследовав и оценив в совокупности и взаимосвязи представленные
в материалы дела доказательства, в том числе сведения из ЕГРЮЛ, ЕГРН, информацию ОАО «РЖД» со ссылкой на сведения службы управления имуществом Дальневосточной железной дороги (письмо от 01.06.2021
№ 1859/ДВОСТ НРИ), письмо от 30.07.2021 № 44-06-5152/21 Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени, установив,
что спорное жилое помещение, находящееся на территории города Тюмени, ранее закрепленное на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Дальневосточная железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации», прекратившего свою деятельность, в уставный капитал ОАО «РЖД» не внесено, на балансе подразделений ОАО «РЖД»
не числится, не закреплено за каким-либо учреждением, также не включено в реестр муниципального имущества города Тюмени, следовательно, составляет государственную казну Российской Федерации, придя к выводу, что МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО - Югре и ЯНАО является надлежащим ответчиком по делу, который в силу закона обязан нести расходы по взносам на капитальный ремонт, принимая во внимание отсутствие доказательств оплаты взносов, проверив расчет испрашиваемой задолженности, применив положения о сроке исковой давности, о пропуске которого заявлено ответчиком, суды правомерно удовлетворили исковые требования частично, взыскав задолженность в размере 11 731 руб. 50 коп., пени в размере 752 руб. 75 коп.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что ему не направлялись платежные документы об оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, отклоняется, поскольку неполучение счетов (платежных документов) на оплату не освобождает ответчика
ни от исполнения обязанности по их оплате, ни от ответственности
за неисполнение спорного денежного обязательства.

Основания для иных выводов у суда округа отсутствуют.

В обжалуемых судебных актах суды первой и апелляционной инстанций в полной мере исполнили процессуальные требования, изложенные в части 1 статьи 168, пункте 2 части 4 статьи 170 и пункте 12 части 2
статьи 271 АПК РФ, указав выводы, на основании которых суды частично удовлетворили заявленные требования, а также мотивы, по которым
суд отверг те или иные доказательства.

Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены,
все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями части 7 статьи 71 АПК РФ.

В целом аргументы, изложенные в кассационной жалобе, сводятся
к несогласию ответчика с выводами судов, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установление новых обстоятельств, отличных от установленных судами, в связи с чем не принимаются судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции. Полномочия вышестоящего суда по пересмотру дела должны осуществляться в целях исправления судебных ошибок в виде неправильного применения норм материального и процессуального права при отправлении правосудия, а не для пересмотра дела по существу.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 09.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области
и постановление от 26.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-2641/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Э.В. Ткаченко

Судьи Е.В. Клат

А.Н. Курындина