ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-3286/18 от 30.08.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

06 сентября 2018 года

Дело № А70-3286/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2018 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Тетериной Н.В.,

судей Семёновой Т.П., Фроловой С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвеевой Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8788/2018) Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.05.2018 по делу № А70-3286/2018 (судья Мингалева Е.А.), принятое по иску Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о взыскании задолженности в размере 1 750 000 руб. по договору о предоставлении гранта и единовременной помощи на поддержку начинающего фермера от 18.09.2012 № 25/003-12,

в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тюменской области (судья Мингалева Е.А.) приняла участие представитель Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области – ФИО2 (паспорт, доверенность от 19.12.2017 № 14/5260-17 сроком действия один год),

установил:

Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее – Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ФИО1, ответчик) о взыскании задолженности в размере 1 750 000 руб. по договору о предоставлении гранта и единовременной помощи на поддержку начинающего фермера от 18.09.2012 № 25/003-12.

Исковые требования со ссылкой на статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств в рамках договора о предоставлении гранта и единовременной помощи на поддержку начинающего фермера от 18.09.2012 № 25/003-12.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 17.05.2018 по делу № А70-3286/2018 в удовлетворении иска отказано.

Департамент, не согласившись с решением суда, обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы истец указывает на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что обязательство по созданию трех рабочих мест не закреплено в договоре с ответчиком, не конкретизирован срок исполнения данной обязанности; для возврата гранта достаточно нарушения одного из условий, указанных в пункте 5.1 договора; в отчетах предоставлены недостоверные сведения о создании одного рабочего места.

От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором последний выражает несогласие с доводами, изложенными в апелляционной жалобе.

ФИО1, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился. Руководствуясь статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие ответчика.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.09.2012 между Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области и индивидуальным предпринимателем, главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 по итогам проведения конкурса заключен договор о предоставлении гранта и единовременной помощи на поддержку начинающего фермера (в редакции дополнительных соглашений от 19.11.2012 № 1, от 23.11.2012 № 2, от 30.09.2013 № 3, от 08.06.2015 № 4, далее - договор), по условиям которого Департамент безвозмездно передает бюджетные средства (далее - грант и единовременная помощь) для целевого использования начинающим фермером, а начинающий фермер обязуется принять грант и единовременную помощь и распорядиться ими исключительно в соответствии с целями, условиями и в порядке, закрепленными настоящим договором (т. 1 л.д. 9-38).

В соответствии с пунктом 1.2 договора грант и единовременная помощь предоставляется с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с утвержденным планом расходов (приложение № 1, 2 договору).

Согласно пункту 2.1 договора размер бюджетных средств, предоставляемых по договору, составляет: грант - 1 500 000 руб., единовременная помощь – 250 000 руб.

Предоставление бюджетных средств осуществляется путём перечисления денежных средств на расчетный счет начинающего фермера в течение 20 рабочих дней со дня подписания приказа о выделении средств на предоставление гранта и единовременной помощи (пункт 2.2 договора).

В разделах 3 и 4 указанного договора стороны предусмотрели свои права и обязанности.

Согласно пункту 3.2 договора для обеспечения эффективного контроля реализации гранта и единовременной помощи Департамент имеет право: осуществлять контроль за выполнением начинающим фермером возложенных на него обязанностей в соответствии с настоящим договором, а также за расходованием полученного гранта единовременной помощи исключительно на реализацию целей, установленных пунктом 1.2 настоящего договора (пункт 3.2.1 договора); проверять, полученные в установленные договором сроки от начинающего фермера финансовые и иные документы, касающиеся реализации целей, установленных в пункте 1.2 настоящего договора, проводить проверку документов, в том числе с выездом представителя Департамента на место осуществления деятельности начинающего фермера (пункт 3.2.2 договора).

В соответствии с пунктом 4.1 договора при реализации настоящего договора начинающий фермер обязался: обеспечить использование гранта и единовременной помощи исключительно на цели, определенные пунктом 1.2 настоящего договора (пункт 4.1.1); осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее 5 лет (пункт 4.1.2); оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости приобретенного имущества, выполненных работ, оказанных услуг (пункт 4.1.3); создать не менее 3 постоянных рабочих мест (пункт 4.1.4); использовать грант и единовременную помощь в течение 12 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать приобретения, закупаемые за счет гранта, исключительно на развитие хозяйства (пункт 4.1.5); ежеквартально, в течение 12 месяцев со дня поступления денежных средств на его счет, не позднее 10 числа, следующего за отчетным кварталом, предоставлять Департаменту отчеты в соответствии с приложениями № 3-6 к настоящему договору (пункт 4.1.8); ежеквартально, в течение пяти лет со дня поступления денежных средств на его счет, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставлять Департаменту мониторинг за деятельностью крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с приложением № 7 к настоящему договору (пункт 4.1.9).

В соответствии с пунктом 5.1 договора в случае нарушения начинающим фермером условий предоставления гранта и единовременной помощи или выявления недостоверных сведений в предоставленных документах, полученные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в полном объеме.

Во исполнение условий договора Департамент предоставил ФИО1 денежные средства в виде гранта и единовременной помощи в размере 1 750 000 руб., что подтверждается платежными поручениями от 25.09.2012 № 405572, от 25.09.2012 № 405580, от 26.09.2012 № 966202, от 25.09.2012 № 963055 (т.1 л.д. 39-42).

Департаментом 18.10.2018 проведена проверка соблюдения условий получения и использования бюджетных средств, выделенных на государственную поддержку в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 за 2012-2016 годы, по результатам проверки составлен акт (т.1 л.д. 43-54).

В результате проверки были установлены следующие нарушения:

1) не созданы постоянные рабочие места, что является нарушением условий предоставления гранта и единовременной помощи, закрепленных в пункте 2.1.8 Порядка оказания государственной поддержки на предоставление грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам Тюменской области, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 09.06.2012 № 226-п (далее – Порядок № 226-п), пункта 4.1.4 договора, представлены в департамент недостоверные сведения в части создания рабочих мест;

2) в плане расходов гранта, направляемого на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, на приобретение быков-производителей осуществлен расчет собственных средств менее 10% (9,42%), ответчиком оплачено за счет собственных средств менее 10% стоимости приобретенных быков-производителей, что является нарушением пункта 4.1.3 договора;

3) в нарушение статьи 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации предпринимателем в проверяемом периоде не велись книги учета доходов и расходов;

4) в нарушение Положения о порядке ведения кассовых операций с банкоматами и монетой Банка России на территории Российской Федерации предпринимателем не организован учет кассовых операций в период с 01.01.2012 по 31.05.2014, в нарушение Порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, предпринимателем как субъектом малого предпринимательства в период с 01.06.2014 по 31.12.2016 не организован упрощенный порядок ведения кассовых операций.

В ходе проверки 19.10.2017 также составлен акт осмотра сельскохозяйственных животных, приобретенных на средства гранта в рамках договора о предоставлении гранта и единовременной помощи на поддержку начинающего фермера от 18.09.2012 №25/003-12, акт осмотра состояния техники (оборудования), акты подписаны без замечаний (т.1 л.д. 53-54).

Ответчик с указанными в акте от 18.10.2016 замечаниями не согласился, направил 23.11.2017 возражения, по результатам рассмотрения которых, Департаментом подготовлено заключение: по первому пункту на момент проведения проверки три постоянных рабочих места в хозяйстве не созданы, нарушения не устранены; по второму пункту: замечания приняты к сведению; по третьему пункту: на момент проведения проверки книги учета доходов и расходов за 2012-2016 годы не представлены, принято к сведению; по четвертому пункту: замечание принято к сведению, сделан вывод о том, что представленные замечания принять не представляется возможным, в связи с чем предложено возвратить в областной бюджет полученные денежные средства в размере 1 750 000 руб. (т. 1 л.д. 69).

В порядке досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлено уведомление от 19.12.2017 № 13/5252-17 о возврате в установленный срок в областной бюджет полученных денежных средств в размере 1 750 000 руб. Уведомление направлено в адрес ответчика, что подтверждается почтовой квитанцией от 20.12.2017 № 00054, и получено ответчиком 23.12.2017, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении (т.1 л.д. 70-72).

В связи с тем, что ответчиком денежные средства не возвращены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Департаментом заявлено и поддержано в качестве оснований для возврата гранта два нарушения - не создание трех постоянных рабочих мест в соответствии с пунктом 2.1.8 Порядка № 226-п, пункта 4.1.4 договора, представление недостоверных сведений в части создания рабочих мест. На другие нарушениях, в том числе установленные в рамках проверки 18.10.2017, истец не настаивал, в том числе при рассмотрении апелляционной жалобы.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности Департаментом наличия оснований для возврата гранта с учетом целевого расходования денежных средств, предоставленных в рамках рассматриваемого договора.

Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом, руководствуясь следующим.

Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

По смыслу статьи 78 БК РФ, возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии). Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ).

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

Порядок предоставления из бюджета Тюменской области грантов и единовременной помощи утвержден Постановлением Правительства Тюменской области от 09.06.2012 № 226-п «Об утверждении Порядка оказания государственной поддержки на предоставление грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам Тюменской области» (далее – Порядок № 226-п).

В разделе 2 Порядка № 226-п в редакции, действовавшей на момент заключения договора, предусмотрены категории и критерии заявителей и условия предоставления грантов и единовременной помощи. Так, согласно пункту 2.1 гранты и единовременная помощь предоставляются заявителям, заявитель обязуется создать не менее трех постоянных рабочих мест (пункт 2.1.8).

Пунктом 2.2 указанного Порядка № 226-п определен перечень условий предоставления гранта и единовременной помощи, а именно:

- предоставление достоверных сведений заявителем;

- имущество, приобретенное за счет гранта, не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, пользование другим лицам, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 10 лет со дня получения гранта;

- наличие собственных средств на сумму не менее 10% от запрашиваемой суммы гранта и единовременной помощи;

- представление отчетности о расходовании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство в сроки, установленные пунктом 6.2 настоящего Порядка № 226-п.

Разделом 7 Порядка № 226-п (в редакции на момент заключения договора с учетом предусмотренной пунктом 3.1.2 договора обязанности Департамента не изменять условия предоставления граната и единовременной помощи в одностороннем порядке) предусмотрены следующие случаи нарушения получателем условий предоставления и нецелевого использования гранта и единовременной помощи:

- в случае нарушения начинающим фермером условий предоставления гранта и единовременной помощи или выявления недостоверных сведений в документах, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка, полученные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в полном объеме;

- при невыполнении начинающим фермером условия софинансирования расходов на реализацию бизнес-плана в размере не менее 10% от полученной суммы гранта полученные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в полном объеме;

- при непредставлении начинающим фермером отчетов начинающего фермера с приложением подтверждающих документов в сроки, предусмотренные пунктами 6.1, 6.2 настоящего Порядка, начинающий фермер обязан вернуть средства областного бюджета в полном объеме;

- при выявлении факта нецелевого использования бюджетных средств начинающий фермер обязан возвратить бюджетные средства в части их нецелевого использования.

Как отмечено выше, в качестве обоснования требования о возврате сумм гранта и единовременной помощи со ссылкой на пункт 5.1 договора Департамент указывает на нарушение ФИО1 обязанности создать три рабочих места, предусмотренной пунктом 2.1.8 Порядка № 226-п и пунктом 4.1.4 договора, предоставление недостоверных сведений о создании одного рабочего места.

По правилам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно статье 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).

Из условий рассматриваемого договора следует, что стороны предусмотрели обязанность ответчика при реализации договора создать не менее трех постоянных рабочих мест (пункт 4.1.4).

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ материалы дела, в том числе сведения о застрахованных лицах, приказы о приеме на работу, трудовые договоры, трудовые книжки с ФИО3, ФИО4, ФИО5, суд первой инстанции установил, что обязанность по созданию трех рабочих мест ответчиком исполнена.

У суда апелляционной инстанции оснований для установления иных обстоятельств с учетом обозначенных выше доказательств не имеется.

Следовательно, цель, ради которой начинающим фермером получено финансирование, достигнута (пункт 1.2 Порядка № 226-п).

В качестве второго основания для возврата гранта Департамент ссылается на отражение ответчиком недостоверных сведений в отчетах, предоставление которых предусмотрено пунктом 4.1.9 договора, пунктом 6.1 Порядка № 226-п.

Вместе с тем данное нарушение, учитывая положения пункта 7.1 Порядка № 226-п, не может быть расценено в качестве основания для возврата гранта и единовременной помощи, поскольку в качестве такового обозначено выявление недостоверных сведений в документах, указанных в пункте 3.1 Порядка № 226-п.

Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что статьями 28 и 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В настоящем случае средства гранта и единовременной помощи израсходованы ответчиком на цели, предусмотренные Порядком № 226-п (пункт 1.2) и договором (пункт 1.2), а именно, на увеличение количества крестьянских (фермерских) хозяйств в Тюменской области, увеличение объемов производимой и реализуемой сельскохозяйственной продукции, увеличение рабочих мест в сельской местности за счет софинансирования затрат начинающих фермеров на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, иное из материалов дела не следует. То есть нецелевого расходования гранта и единовременной помощи не было, что подтверждено и результатами проверки Департамента.

При таких обстоятельствах, отказав в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции принял правомерное решение.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.

С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Департамент в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.05.2018 по делу № А70-3286/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Н.В. Тетерина

Судьи

Т.П. Семёнова

С.В. Фролова