ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
24 июня 2021 года
Дело № А70-905/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2021 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5257/2021) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.04.2021 по делу № А70-905/2021 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Автотранспортное предприятие № 11» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 625013, Тюменская область, г. Тюмень, пгт. Букино) в лице конкурсного управляющего ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 625031, <...>) о признании недействительным уведомлений от 23.12.2020 № КУВД-001/2020-14096197/6, № КУВД-001/2020- 14103809/7, № КУВД-001/2020-14103447/8 об отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества «Автотранспортное предприятие № 11» в лице конкурсного управляющего ФИО1 – ФИО1, паспорт;
установил:
открытое акционерное общество «Автотранспортное предприятие № 11» в лице конкурсного управляющего ФИО1 (далее – заявитель, ООО «АТП №11», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее – заинтересованное лицо, Управление, регистрирующий орган, Управление Росреестра по Тюменской области) о признании недействительным уведо уведомлений от 23.12.2020 № КУВД-001/2020-14096197/6, № КУВД-001/2020-14103809/7, № КУВД-001/2020-14103447/8.
Решением от 06.04.2021 Арбитражный суд Тюменской области заявленные требования удовлетворил, признал недействительными уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 23.12.2020 № КУВД-001/2020-14096197/6, №КУВД001/2020-14103809/7, № КУВД-001/2020-14103447/8, принятые Управлением в отношении общества.
В качестве способа восстановления права суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав общества на объекты недвижимости, указанные в заявлениях, поданных 07.09.2020 конкурсным управляющим ФИО1, в отношении объектов недвижимости: сооружение, наименование - холодный склад, количество этажей - 1 этаж, площадью - 107,1 кв.м, год постройки - 2012; сооружение, наименование - холодный склад, количество этажей - 1 этаж, площадью - 130,2 кв.м, год постройки - 2012; сооружение, наименование - склад, количество этажей - 1 этаж, площадью - 34,5 кв.м, год постройки - 2012, в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, решением взысканы с Управления в пользу общества судебные расходы в сумме 9 000 (девять тысяч) рублей, понесенные по уплате государственной пошлины.
Возражая против принятого по делу решения, заинтересованное лицо в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что согласно представленным в материалы дела техническим планам от 22.12.2020, подготовленным кадастровым инженером ФИО2, экспертным строительно-техническим заключениям от 13.07.2020, от 16.07.2020, железобетонным плиты, являющиеся основанием строений, не имеют неразрывную, прочную связь с землей, то есть фундамент отсутствует. По мнению Управления, отсутствуют основания полагать, что демонтаж либо перемещение объекта нанесут существенный ущерб конструкции, исключающий возможность использования объекта по назначению; указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что демонтаж и перенос строительных конструкций сооружений возможен.
В представленном до судебного заседания отзыве на апелляционную жалобу общество считает жалобу Управления не подлежащей удовлетворению.
Управление Росреестра по Тюменской области, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя заинтересованного лица.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителя заявителя и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Тюменской области от 01.02.2016 по делу № А70-12128/2015 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден ФИО3
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 30.11.2017 по делу №А70-12128/2015 конкурсным управляющим общества утвержден ФИО1
07.09.2020 общество в лице конкурсного управляющего обратилось в Управление с заявлениями о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении сооружений площадью 107,1 кв.м., 130,2 кв.м., 34,5 кв.м., расположенных на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0221003:258.
На государственную регистрацию заявителем представлены технические планы от 22.12.2020 б/н, подготовленные кадастровым инженером ФИО4, в связи с образованием сооружений, градостроительный план земельного участка №RU72304000-2034.
Согласно техническим планам, объекты относятся к открытому плоскостному сооружению. В соответствии с заключениями технических планов: сооружения являются объектами недвижимости, имеют прочную связь с землей, конструктивные характеристики сооружений не позволяют осуществить перемещение и/или демонтаж и последующую сборкубез несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик.
23.09.2020 Управлением было принято решение о приостановлении государственной регистрации прав сроком до 23.12.2020, с указанием причин, препятствующих государственной регистрации.
23.12.2020 Управлением приняты оспариваемые решения № КУВД-001/2020-14096197/6, №КУВД001/2020-14103809/7, № КУВД-001/2020-14103447/8, об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на поименованные объекты.
В оспариваемых отказах отражено, что, согласно техническому плану, объекты относятся к открытым плоскостным сооружениям, железобетонные плиты, являющиеся основанием строений, не имеют неразрывную связь с землей, являются улучшением земельного участка.
Управление, указав, что представленные для постановки на кадастровый учет и государственную регистрацию объекты не являются объектами недвижимости, пришло к выводу о том, что осуществление государственного кадастрового учета и регистрации права на сооружения «Холодные складв» невозможно.
Полагая, что отказы Управления в государственной регистрации права нарушают права и законные интересы общества, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Заявление удовлетворено судом первой инстанции, с чем регистрирующий орган не согласился, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Согласно пункту 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту – Федеральный закон № 218-ФЗ) регламентированы отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 1 указанного Федерального закона).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее – государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН, часть 4 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ).
На основании части 7 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с частью 6 статьи 1 поименованного выше Федерального закона государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии (статьи 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, смещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно пункту 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГКРФ).
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу пункта 2 данной статьи основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении).
При осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс (пункт 1 части 1 статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ).
Таким образом, при создании объекта осуществляется одновременно кадастровый учет и регистрация права, на основании, в том числе, технического плана объекта. При этом, кадастровый учет и регистрация права осуществляется исключительно по объектам, которые соответствуют признакам объекта недвижимости.
Частью 1 статьи 21 Закона №218-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и вменение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом №218-ФЗ, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Материалы дела свидетельствуют о том, что к заявлению о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество Обществом был приложен Технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершённого строительства, Градостроительный план земельного участка №RU72304000-2034, Экспертные строительно-технические заключения ООО «А-Проект».
Единственным основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета и регистрации права явилось утверждение регистрирующего органа о несоответствии объекта признакам объекта недвижимости. Аналогичные доводы приведены и в тексте апелляционной жалобы.
Однако, согласно экспертному строительно-техническому заключению от 15.07.2020, подготовленного ООО «А-Проект» (объект 1) основанием обследуемого сооружения служат дорожные плиты, которые жестко соединены меду собой и образуют сплошную малозаглубленную фундаментную плиту, принимающую все постоянные и временные нагрузки. Осадки плиты равномерно распределяются по основанию и не достигают предельно допустимых 12 мм, не оказывая тем самым какого-либо влияния на расположенные поблизости здания и сооружения. Соединения стоек (колон) к фундаменту жесткие, а верхние узлы рамы – шарнирные.
В соответствии с заключением кадастрового инженера, изложенным в Техническом плане сооружения, следует, что сооружение является объектом недвижимости, имеет прочную связь с землей, конструктивные характеристики сооружения не позволяют осуществить перемещение и/или демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик.
Сооружение имеет следующие характеристики: наименование - холодный склад, количество этажей - 1 этаж, площадь - 107,1 кв.м., год постройки - 2012. Сооружение представляет собой односкатное неотапливаемое строение, основание - ж/б плиты, стены - сэндвич-панели, кровля - сэндвич-панели.
Согласно экспертному строительно-техническому заключению от 13.07.2020, подготовленного ООО «А-Проект» (объект 2) основанием обследуемого сооружения служат дорожные плиты, которые жестко соединены меду собой и образуют сплошную малозаглубленную фундаментную плиту, принимающую все постоянные и временные нагрузки. Осадки плиты равномерно распределяются по основанию и не достигают предельно допустимых 12 мм, не оказывая тем самым какого-либо влияния на расположенные поблизости здания и сооружения. Соединения стоек (колон) к фундаменту жесткие, а верхние узлы рамы - шарнирные.
В соответствии с заключением кадастрового инженера, изложенным в Техническом плане сооружения, следует, что сооружение является объектом недвижимости, имеет прочную связь с землей, конструктивные характеристики сооружения не позволяют осуществить перемещение и/или демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик.
Сооружение имеет следующие характеристики: наименование - холодный склад, количество этажей - 1 этаж, площадь – 130,2 кв.м., год постройки - 2012.
Согласно экспертному строительно-техническому заключению от 16.07.2020, подготовленного ООО «А-Проект» (объект 3) основанием под каркас навеса служат дорожные платы, уложенные по подготовленному песчаному основанию. Крепление опорной плиты стоек каркаса к плитам основания предусматривается при помощи арматуры кл. AI диаметром 16 мм по ГОСТ 5781-82.
В соответствии с заключением кадастрового инженера, изложенным в Техническом плане сооружения, следует, что сооружение является объектом недвижимости, имеет прочную связь с землей, конструктивные характеристики сооружения не позволяют осуществить перемещение и/или демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик.
Сооружение имеет следующие характеристики: наименование - склад, количество этажей - 1 этаж, площадь – 34,5 кв.м., год постройки - 2012.
Как следует из уведомлений об отказе от 23.12.2020 № КУВД-001/2020-14096197/6, № КУВД-001/2020-14103809/7, № КУВД-001/2020-14103447/8, обществом не представлены документы, подтверждающие прочную связь объектов с землей.
Действительно, как следует из пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), на который ссылается податель апелляционной жалобы, к объектам капитального строительства отнесены здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с пунктом 10.2 статьи ГрК РФ некапитальные строения, сооружения – строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Согласно пункту 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Однако, как было выше сказано, описание всех трех объектов содержат указание на то, что основанием обследуемых сооружений служат дорожные плиты, которые жестко соединены меду собой и образуют сплошную частично заглубленную фундаментную плиту, принимающую все постоянные и временные нагрузки, из чего кадастровым инженером сделан вывод, что сооружение является объектом недвижимости, имеет прочную связь с землей, конструктивные характеристики сооружения не позволяют осуществить перемещение и/или демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик.
Таким образом, в рассматриваемом случае, вопреки ошибочному мнению заинтересованного лица об обратном, выводы Управления о том, что на государственную регистрацию не были представлены документы, подтвреждающие прочную связь объектов с землей, противоречит материалам дела.
Вместе с тем, как следует из приведенных выше обстоятельств, Обществом представлены документы, напрямую свидетельствующие о том, что оспариваемые объекты являются недвижимым имуществом.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя довод апелляционной жалобы относительно того, что оформление технического плана на объект при отсутствии у него признаков характерных для недвижимости само по себе не может являться единственным доказательством того, что объект следует рассматривать как недвижимое имущество в соответствии с нормами действующего законодательства, отмечает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона № 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Согласно части 4 статьи 1, пункта 2 части 2 статьи 29.1, статьи 37 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ) технический план является результатом кадастровых работ, которые выполняются только в отношении объектов недвижимости и исключительно кадастровым инженером, обладающим специальным правом на осуществление кадастровой деятельности.
Кадастровый инженер обязан отказаться от выполнения кадастровых работ в случае, если объект недвижимости, в отношении которого заказчик кадастровых работ предполагает выполнение таких работ, не является объектом недвижимости.
В силу части 1 статьи 29.2 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровый инженер при наличии вины несет ответственность за несоблюдение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность сведений межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения об объектах недвижимости и которые подготовлены таким кадастровым инженером.
Таким образом, наличие технического плана на объект строительства, выполненного кадастровым инженером, является достаточным основанием для подтверждения факта существования объекта недвижимости.
Представленные Обществом в материалы дела документы не опровергнуты Управлением, в том числе, путем заявления ходатайства о проведении судебной экспертизы.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно заключил о том, что оспариваемые отказы Управления необоснованно создают препятствия Обществу в осуществлении кадастрового учета объекта и государственной регистрации прав на них.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые отказы Управления не соответствуют требованиям действующего законодательства, а равно нарушают права и законные интересы Общества, в связи с чем подлежат признанию недействительными.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив требования общества, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не разрешает вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобы, поскольку ее податель не платил государственную пошлину при подаче апелляционной жалобы в силу его освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.04.2021 по делу № А70-905/2021 – без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.
Председательствующий
Н.А. Шиндлер
Судьи
Н.Е. Иванова
О.Ю. Рыжиков