ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-9388/20 от 24.12.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

30 декабря 2020 года

Дело № А70-9388/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2020 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,

судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11847/2020) Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.09.2020 по делу № А70-9388/2020 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН<***>, адрес: 625000, <...>) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 625004, <...>) о признании недействительным решения от 13.03.2020 № 341-о об отказе утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для размещения объектов коммунального, складского и промышленного назначения IV-V класса опасности в г.Тюмени площадью 4370 кв.м,

при участии в судебном заседании представителей:

от индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2 (по доверенности от 09.01.2019 сроком действия 3 года).

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1, предприниматель) обратился в суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее – заинтересованное лицо, Департамент, административный орган) о признании недействительным решения № 341-о от 13.03.2020 об отказе утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для размещения объектов коммунального, складского и промышленного назначения IV-V класса опасности в г.Тюмени площадью 4370 кв.м., об обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для размещения объектов коммунального, складского и промышленного назначения IV-V класса опасности в г.Тюмени площадью 4370 кв.м.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.09.2020 по делу № А70-9388/2020 требования заявителя были удовлетворены в полном объеме. Суд признал недействительным решение Департамента от 13.03.2020 № 341-о об отказе утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для размещения объектов коммунального, складского и промышленного назначения IV-V класса опасности в г.Тюмени площадью 4370 кв.м.

В качестве способа восстановления права суд обязал Департамент в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для размещения объектов коммунального, складского и промышленного назначения IV-V класса опасности в г.Тюмени площадью 4370 кв.м.

Кроме того, суд первой инстанции взыскал с Департамента в пользу предпринимателя судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 руб.

Не соглашаясь с решением суда, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Обосновывая свои требования, Департамент, ссылаясь на положения подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), указывает, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ, а также случаевпроведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). В ходе работы по заявлению было проведено обследование земельного участка в результате которого было установлено нахождение на земельном участке газораспределительного пункта, надземного трубопровода, опор ЛЭП. Указанное явилось основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Департамент указывает, что судом не исследован вопрос возможности размещения указанных объектов при наличии объектов, уже имеющихся на земельном участке, пригодности испрашиваемого земельного участка к застройке в виду расположения на нем линейных сооружений.

До начала судебного заседания от предпринимателя поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления лицам, участвующим в деле.

Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило.

На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившегося участника процесса.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель предпринимателя с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителя предпринимателя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 обратился в Департамент с утверждением схемы расположения земельного участка (с целью проведения аукциона на право заключения договора аренды) для размещения объектов коммунального, складского и промышленного назначения IV-V класса опасности, площадью 4 370 кв.м.

13.03.2020 Департаментом было вынесено решение № 341-0 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Причиной отказа послужило, что испрашиваемый земельный участок не может быть предметом аукциона, так как на земельном участке расположено сооружение газораспределительный пункт, принадлежащий гражданам или юридическим лицам (л.д. 11).

Заявитель обращался в Главное управление строительства Тюменской области с целью выявления правообладателя на газораспределительную станцую, расположенную на территории, согласно ответу которого от 08.06.2020 за № исх.-0603/20-УГСН, правообладатель не установлен, границы земельного участка, на котором расположено сооружение – газораспределительный пункт, не определены (л.д. 12).

Считая, что решение № 341-о от 13.03.2020 является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.09.2020 по делу № А70-9388/2020 требования заявителя были удовлетворены в полном объеме.

Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 ЗК РФ.

По общему правилу, изложенному в пункте 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.

Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.

Порядок образования земельного участка и подготовки аукциона определен в пункте 4 статьи 39.11 ЗК РФ.

Пунктом 1 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

В силу подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе, в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее – Перечень).

Пунктом 6 указанного Перечня в число объектов, размещение которых может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов, включены нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен правилами выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 № 1244 (далее – Правила № 1244).

В силу пункта 2 Правил № 1244 заявление о выдаче разрешения подается физическим или юридическим лицом либо представителем заявителя в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 7 названных правил решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.

Статьей 23 ЗК РФ установлено, что сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

В силу пункта 5 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

В подпункте 1 статьи 39.37 ЗК РФ указано, что публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в частности, в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения)

Материалы дела свидетельствуют, что 22.01.2020 заявитель обратился в ООО «Газпром межрегионгаз Север» с целью установить принадлежность газораспределительного пункта, расположенного по адресу: <...>.

Ответом АO «Газпром межрегионгаз Север» от 12.02.2020 заявителю сообщено, что испрашиваемых пункт редуцирования газа, расположенный в границах земельного участка, на балансе у АO «Газпром межрегионгаз Север» не состоит. Общество пояснило, что 27.02.2012 ФИО3 были выданы технические условия № 6ЦТ/12Ю с ограниченным сроком действия (2 года), с целью газификации существующего объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...>. В июне Обществом зарегистрирована проектная документация «Газоснабжение нежилого строения по адресу: <...>». АO «Газпром межрегионгаз Север» не располагает сведениями о регистрации исполнительно-технической документации и заключении договоров на проведение технического обслуживания газопровода и газопотребляющего оборудования, договора на поставку газа, в связи с чем сделан вывод о том, что сеть газоснабжения не введена в эксплуатацию.

14.02.2020 заявитель обратился в Департамент с утверждением схемы расположения спорного земельного участка с целью проведения аукциона.

В ходе рассмотрения заявления предпринимателя Департаментом было проведено обследование земельного участка в результате которого было установлено нахождение на земельном участке газораспределительного пункта, надземного трубопровода, опор ЛЭП, что отражено в акте обследования земельного участка от 25.02.2020 № 20/а-486 (с приложением схема участка и фотоматериалов).

Из решения Департамента от 13.03.2020 № 341-о следует, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории явилось выводы административного органа о том, что испрашиваемый земельный участок не может быть предметом аукциона, так как на земельном участке расположено сооружение (газораспределительный пункт), принадлежащий гражданам или юридическим лицам.

Аналогичная позиция изложена в тексте апелляционной жалобы.

Суд апелляционной инстанции полагает неправомерными выводы Департамента, поскольку, как было выше сказано, в силу положений статьи 39.36 ЗК РФ правообладателю газораспределительного пункта может быть выдано разрешение на использование земельного участка без установления сервитутов либо земельный участок может быть предоставлен в рамках главы V.3 ЗК РФ (с установлением сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности).

При таких обстоятельствах, поскольку потенциальный владелец газопровода обладает возможностью оформления своих прав в вышеуказанном порядке, то препятствия для утверждения схемы расположения земельного участка заявителя отсутствуют.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правомерно признано недействительным решение Департамента от 13.03.2020 № 341-о.

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Департамент освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.09.2020 по делу № А70-9388/2020 – без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

Н.А. Шиндлер

Судьи

Н.Е. Иванова

А.Н. Лотов