ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А71-12240/2021 от 14.08.2023 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4544/23

Екатеринбург

16 августа 2023 г.

Дело № А71-12240/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2023 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2023 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Поротниковой Е.А.,

судей Ивановой С.О., Жаворонкова Д.В.

при ведении протокола помощником судьи Молокановым А.Э., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЕвроГеоПроект» (далее – общество «ЕвроГеоПроект») на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.01.2023 по делу № А71-12240/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2023 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края приняли участие:

представительобщества с ограниченной ответственностью «ЕвроГеоПроект» – Самарина Т.А. (доверенность от 09.01.2023 № 01, паспорт, удостоверение);

представители Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее – Министерство)
– Павлова С.С. (доверенность от 01.01.2022 № 2022-13, паспорт, диплом), Шумакова А.В. (доверенность от 01.01.2022 № 2022-114, паспорт).

Министерство обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ЕвроГеоПроект» об обязании в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда устранить замечания по государственным контрактам от 01.06.2018 №№ 92-Э, 93-Э, 94-Э, 95-Э (далее - контракты), в том числе с учетом требований приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) от 15.09.2016 № П/0465«О внесении изменений в приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01.08.2014 № П/369«О реализации информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в электронном виде» (далее – приказ Росреестра № П/0465), для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН):

- подготовить в отношении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос муниципальный округ (далее - МО) «Сюмсинский район», МО «Селтинский район», МО «Кизнерский район», МО «Юкаменский район» соответствующие zip-пакеты ZoneToGKN*.zip, содержащие 2
xml-файла (ZoneToGKN*.xml, Terrtory*.xml) и файлы приложений в формате PDF для обоих xml-файлов;

- подготовить XML-документы на береговые линии (границы водных объектов) водных объектов МО «Сюмсинский район», МО «Селтинский район», МО «Кизнерский район», МО «Юкаменский район» включающие в себя (содержащие) описание местоположения береговой линии в формате pdf, а также в формате mif/mid с указанием наименования объекта, метода и погрешности определения координат характерных точек береговой линии (границы водного объекта), а также взыскать 95 848,87 руб. штрафа по контрактам (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

В порядке статьи 51 АПК РФ суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала «Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Удмуртской Республике»
(далее – кадастровая палата Росреестра), Камское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.01.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2023 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество «ЕвроГеоПроект» просит указанные судебные акты отменить, считает их незаконными и необоснованными, вынесенными при неполном исследовании доказательств по делу, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела и неправильно применены нормы материального и процессуального права.

В обоснование кассационной жалобы общество «ЕвроГеоПроект» ссылается на то, что судебные акты не содержат обоснование, какие именно обстоятельства и материалы дела подтверждают отсутствие надлежащего исполнения контрактов со стороны общества «ЕвроГеоПроект».

Общество «ЕвроГеоПроект» указывает, что акт уполномоченного органа об утверждении местоположения береговой линии в формате PDF не был предоставлен заказчиком, описание местоположения береговой линии в формате mif/mid в системе координат имеется в составе переданной документации, а также подготовка zip-пакета невозможна при отсутствии надлежаще оформленного решения уполномоченного органа
об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий.

Полагает, что замечания к документам, подготовленным в отношении береговой линии, отсутствовали на момент вынесения судебного акта, ссылаясь на письмо филиала кадастровой палаты Росреестра от 27.12.2022 № 01-19/8083.

Ссылаясь на пункт 8 постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 № 377, общество «ЕвроГеоПроект» считает, что законодателем предусмотрен исчерпывающий перечень работ, выполняемой при описании местоположения береговой линии, в связи с чем, исходя из буквального толкования условий контрактов работы по подготовке истребуемого XML-документа обществу «ЕвроГеоПроект» не были поручены, в связи с этим вывод судов о том, что подготовка полного пакета документов техническим заданием к контрактам возложена на исполнителя (общество «ЕвроГеоПроект») противоречит условиям контрактов, техническим заданий и действующего законодательства.

По мнению общества «ЕвроГеоПроект», формат XML применим только к картографическому материалу, а именно к сводной карте. Указанный довод судом не опровергнут; выполненные обществом «ЕвроГеоПроект» материалы могут быть направлены Министерством в Росреестр;; пунктом 8 приложения № 1 к контрактам формирование из подготовленных материалов XML-файлов типа «ZoneToGK.N_v05.xsd» не предусмотрено, кадастровые работы исполнителю не поручались, наличие кадастровых инженеров или членства в саморегулируемой организации кадастровых инженеров не требовалось.

Обращает внимание, что оснований для начисления штрафных санкций не имеется, поскольку все замечания заказчика обрабатывались исполнителем своевременно, при этом именно от действий заказчика по подготовке акта уполномоченного органа об утверждении местоположения береговой линии зависит внесение сведений о береговых линиях в ЕГРН.

В отзыве на кассационную жалобу Министерство указывает на законность и обоснованность судебных актов первой и апелляционной инстанций, просит оставить без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 01.06.2018 между Министерством (заказчик) и обществом «ЕвроГеоПроект» (исполнитель) заключены государственные контракты, в соответствии с условиями которых (пункт 1.1 контракта) исполнитель обязуется в установленный срок выполнить работы по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек в границах населенных пунктов МО «Сюмсинский район», МО «Селтинский район», МО «Кизнерский район», МО «Юкаменский район», а заказчик обязуется оплатить исполнителю выполненные работы, в соответствии с условиями настоящего контракта. Работы должны быть выполнены в соответствии с техническим заданием на выполнение работ по «Определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек в границах населённых пунктов», календарным планом выполнения работ по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек в границах населённых пунктов муниципальных образований Удмуртской Республики - приложениями к настоящим контрактам, являющимися неотъемлемыми частями.

В соответствии с пунктом 2.1.1 контрактов заказчик поручает исполнителю выполнить работы по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек в границах населенных пунктов
МО Удмуртской Республики согласно техническим заданиям в срок
до 30.10.2018 (включительно).

Исполнитель принимает на себя обязательства выполнить работы в срок до 30.10.2018 и сдать заказчику документацию, а также выполнять все работы в соответствии с условиями настоящих контрактов техническим заданиям, календарным планам (пункты 2.2.1, 2.2.2 контрактов).

Согласно пункту 2.2.3 контрактов исполнитель несет ответственность за ненадлежащую разработку документации, включая недостатки, обнаруженные впоследствии, а также за достоверность, качество, полноту и своевременность выполнения всех работ согласно условиям настоящего контракта.

Пунктом 5 технического задания к контракту определены основные виды и объемы работ.

Исполнитель гарантирует соответствие выполненных работ условиям контракта, техническому заданию, а также качество работ в соответствии с требованиями законодательства (пункт 7.1 контракта). Исполнитель несет ответственность за недостатки (дефекты), в течение трех лет со дня, следующего за днем подписания заказчиком и исполнителем акта сдачи-приемки выполненных работ, если не докажет, что они произошли по вине заказчика, третьих лиц (пункт 7.2 контрактов).

Согласно пункту 7.4 контрактов в случае выявления нарушения обязательств, указанных в пункте 7.1 настоящего контракта, исполнитель обязан безвозмездно устранить недостатки в срок, установленный заказчиком.

Акты сдачи-приемки выполненных работ подписаны обеими сторонами от 31.07.2018 № 20, от 30.10.2018 № 33, от 30.10.2018 № 37, данные работы оплачены.

В адрес исполнителя направлено требование (претензия)
от 19.05.2021 № 01-20/06476 с указанием срока для устранения недостатков выполненных работ - до 01.08.2021.

Требование получено исполнителем 21.06.2021, что подтверждается уведомлениями о вручении. В связи с тем, что до настоящего времени замечания к выполненным работам в добровольном порядке исполнителем не устранены, заказчик обратился с настоящим иском в суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствовался статьями 309, 310, 329, 330, 702, 721, 722, 723, 724 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и исходил из доказанности неисполнения обществом «ЕвроГеоПроект» гарантийных обязательств в полном объеме, подготовки документов без учета требований технических заданий контрактов. Начисление штрафа признано правомерным, так как установлен факт ненадлежащего исполнения контрактов со стороны общества «ЕвроГеоПроект».

Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.

Оснований для иного вывода у суда кассационной инстанции не имеется в связи со следующим.

Согласно статье 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.

Согласно пункта 1 статьи 723 ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397 ГК РФ).

Как верно установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании письма от 29.12.2022 № ИД-05/2009 Камское бассейновое водное управление уведомило Министерство о невозможности внесения сведений о береговых линиях в ЕГРН и необходимости устранения замечаний, выявленных филиалом кадастровой палаты Росреестра (письмо от 27.12.2022 № 01-19/8083).

Так, согласно письму филиала кадастровой палаты Росреестра
от 27.12.2022 № 01-19/8083 материалы по установлению местоположения береговых линий в границах населенных пунктов МО «Селтинский рйон», МО «Кизнерский район», МО «Сюмсинский район», МО «Юкаменский район» подготовлены с нарушением требований Федерального закона
от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).

Указано, что для внесения сведений в ЕГРН о береговой линии в филиал необходимо представить следующие документы:

- заявление (письменное обращение органа исполнительной власти, осуществляющего ведение государственного водного реестра);

- акт уполномоченного органа об утверждении местоположения береговой линии в формате PDF;

- документы, подготовленные в соответствии с Требованиями № 164 в формате PDF;

- описание местоположения береговой линии в формате mid/mif
в системе координат, установленной для ведения ЕГРН на территории Удмуртского кадастрового округа.

В соответствии с техническим заданием к контрактам в результате выполнения работ по определению местоположения береговой линии должно быть осуществлено описание ее местоположения в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.03.2016 № 164 «Об утверждении требований к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта)»
(далее - приказ Минэкономразвития № 164). При описании местоположения береговой линии подготавливается перечень координат характерных точек береговой линии (границы водного объекта), пояснительная записка (паспорт работ по описанию местоположения береговой линии), содержащая в том числе сведения о заказчике работ, использованных исходных данных и метода выполнения работ.

Описание местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных).

В силу пункта 6 технического задания документация должна соответствовать требованиям законодательных актов и нормативных документов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 № 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» в результате выполнения работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется описание ее местоположения с учетом требований, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При описании местоположения береговой линии (границы водного объекта) подготавливаются перечень координат характерных точек береговой линии (границы водного объекта), картографическая основа с нанесенной береговой линией (границей водного объекта), пояснительная записка (паспорт работ по описанию местоположения береговой линии), содержащая в том числе сведения о заказчике работ, использованных исходных данных и методах выполнения работ. Описание местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных).

Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) утверждены приказом Минэкономразвития № 164.

Согласно пункту 33 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13.3, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Закона о регистрации в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532 (далее - Правила № 1532), при информационном взаимодействии документы (за исключением документов, указанных в пунктах 12, 25, 27, 29, а также в абзацах четвертом, шестом и седьмом пункта 30 настоящих Правил), в том числе карта (план) объекта землеустройства, предоставляются в виде электронных документов в формате XML с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Письмом от 27.03.2018 № 19-03101-ВС/18 Росреестром сообщено, что до момента разработки и утверждения XML-схем для формирования сведений о береговой линии документы необходимо подготовить и направить в орган регистрации прав в виде электронных образов в формате PDF, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего и направившего их органа, с приложением описания местоположения береговой линии (границы водного объекта) в формате mid/mif, с целью корректного внесения таких сведений в ЕГРН. Аналогичные требования установлены в письме публично-правовой компании «Роскадастр» от 28.02.2023 № 11-0085-КЛ/23 «Об использовании XML-схем».

Данные требования к подготовке документов по установлению местоположения береговых линий (границ водных объектов), требуемых для внесения сведений о них в ЕГРН, также были установлены
в пунктах 5, 6, 8 технических заданий к контрактам.

Согласно части 18.1 статьи 32 Закона о регистрации, приказом Росреестра № П/0465 установлено требование о подготовке zipпакета ZoneToGKN*.zip, содержащего 2 xml-файла (ZoneToGKN*.xml, Territory*.xml) и файлы приложений в формате PDF для обоих xml-файлов, что также подтверждено письмом филиала кадастровой палаты Росреестра от 17.02.2022 № 01-19/793.

Вопреки возражениям общества «ЕвроГеоПроект», согласно пункту 4 Правил № 1532 направление документов в рамках информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости осуществляется органом исполнительной власти, в рассматриваемом случае Министерством, вместе с тем, подготовка XML-документов, включая ZoneToGKN*.zip и файлов ZoneToGKN*.xml, может быть осуществлена любым лицом, обладающим соответствующими навыками и умениями, каких-либо ограничений по подготовке таких документов действующим законодательством не предусмотрено.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов первой
и апелляционной инстанций, что об отклонении довода общества «ЕвроГеоПроект» на отсутствие акта уполномоченного органа
об утверждении местоположения береговой линии (границы водного объекта), так как в качестве вышеуказанного акта заказчиком были утверждены следующие приказы:

- приказ Министерства от 29.11.2018 № 1667 «Об утверждении местоположения береговых линий, границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов» (МО «Кизнерский район»);

- приказ Министерства от 29.11.2018 № 1668 «Об утверждении местоположения береговых линий, границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов» (МО «Сюмсинский район»);

- приказ Министерства от 29.11.2018 № 1669 «Об утверждении местоположения береговых линий, границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов» (МО «Юкамеснкий район»);

- приказ Министерства от 29.11.2018 № 1670 «Об утверждении местоположения береговых линий, границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов» (МО «Селтинский район»).

При этом отсутствие данных приказов у общества «ЕвроГеоПроект» не может служить основанием для освобождения от исполнения условий контракта в полном объеме, доказательств направления в адрес заказчика запроса о предоставлении акта уполномоченного органа об утверждении местоположения береговой линии обществом «ЕвроГеоПроект» в материалы дела не представлено.

Суд кассационной инстанции обращает внимание, что обязательное выполнение данных работ кадастровым инженером законодательно не установлено, при этом условия контрактов не исключают возможность привлечения исполнителем к выполнению работ субподрядных организаций. Заключая спорные контракты, исполнитель принял на себя обязательства по выполнению работ в соответствии с требованиями действующего законодательства и условиями контракта.

На основании изложенного, подготовка полного пакета XML-документов в соответствии с приказом Росреестра № П/0465, а также пунктом 5, 6, 8 технических заданий к контрактам, возложена на исполнителя.

Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу, что материалами дела подтвержден факт отсутствия надлежащего исполнения контрактов со стороны общества «ЕвроГеоПроект», в связи с чем, требование об устранении недостатков в рамках гарантийных обязательств удовлетворено судами правомерно.

Свидетельств того, что обществом «ЕвроГеоПроект»предприняты необходимые и достаточные действия по надлежащему исполнению контрактных обязательств, в частности, по устранению обнаруженных недостатков, судам не представлено (статьи 65 АПК РФ).

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что заказчик неоднократно информировал исполнителя о необходимости корректировки документов по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос (письма от 13.05.2019 № 01-20/5188,
от 15.07.2019 № 01-20/7171 по материалам МО «Юкаменский район»,
МО Сюмсинский район, МО «Кизнерский район», от 24.04.2019
№ 01-20/4652, от 15.07.2019 № 01-20/7673 - по материалам
МО «Селтинский район», от 31.07.2019 № 01-20/8458 - в отношении всех материалов).

Применительно к статьям 721, 723, 755 ГК РФ исполнение гарантийных обязательств означает совершение подрядчиком таких действий, которые способны привести к восстановлению качественных характеристик результата выполненных работ, приведение результата работ условиям контракта.

В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом и, в первую очередь, в соответствии с условиями такого обязательства.

Согласно статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Статьей 330 ГК РФ предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Согласно пункта 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым был заключен спорный контракт, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В силу пункта 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В соответствии с пунктом 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила определения пени и штрафа предусмотрены Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.08.2017 № 1042 (далее - Правила).

Согласно подпункту «а» пункта 3 указанных Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей.

Аналогичное по содержанию положение содержится в пункте 5.7 контрактов, заключенных сторонами.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов первой
и апелляционной инстанций о том, что документы для внесения сведений о границах водоохранных зон, прибрежных защитных полос
и местоположения береговой линии водных объектов в МО «Сюмсинский район», МО «Селтинский район», МО «Кизнерский район»,
МО «Юкаменский район» в ЕГРН в полном объеме не подготовлены, указанные сведения в ЕГРН не внесены, что свидетельствует
о ненадлежащем исполнении обществом «ЕвроГеоПроект» своих обязательств по контрактам.

Установив факт ненадлежащего исполнения обществом «ЕвроГеоПроект» обязательств по контрактам, неисполнение требований заказчика об устранении недостатков выполненных работ, суд первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о взыскании с общества «ЕвроГеоПроект» штрафных санкций в соответствии с пунктом 5.7 контрактов, (за исключением контракта № 92-Э, поскольку штраф взыскан решением Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 26.03.2020 по делу № А71-1070/2020).

Суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций, что представленный Министерством расчет штрафов признан верным.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании полного и всестороннего исследования доказательств. Выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Приведенные в кассационной жалобе доводы общества «ЕвроГеоПроект» не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, и фактически направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств, установленных по делу, в связи с этим судом округа отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.

В связи с этим оснований для отмены актов судов первой и апелляционной инстанций, а также удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.01.2023 по делу № А71-12240/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЕвроГеоПроект» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Е.А. Поротникова

Судьи С.О. Иванова

Д.В. Жаворонков