ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А71-12282/11 от 18.09.2012 АС Удмуртской Республики



 100052_362276



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
 Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
 http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-6889/12
 Екатеринбург
 19 сентября 2012 г.

 Дело № А71-12282/2011 
 Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2012 г.
 Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2012 г.


 Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
 председательствующего Столярова А.А.,
 судей Сулейменовой Т.В., Платоновой Е.А.
 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу учреждения «Детский
 оздоровительный лагерь «Ёлочка» (далее – учреждение «ДОЛ «Ёлочка») на
 решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.02.2012 по делу №
 А71-12282/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного
 суда от 23.05.2012 по тому же делу.

 Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной
 жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем
 размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте
 Федерального арбитражного суда Уральского округа.

 В судебном заседании принял участие представитель учреждения «ДОЛ
 «Ёлочка» - Андреев С.А. (доверенность от 17.09.2012).

 Учреждение «ДОЛ «Ёлочка» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской
 Республики с заявлением о признании недействительным распоряжения
 Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики (далее -
 Минимущество) от 28.04.2011 № 690-р «О внесении изменений и дополнений в
 распоряжение Министерства имущественных отношений Удмуртской
 Республики от 15 марта 2010 года № 305-р «О закреплении имущества на праве
 оперативного управления за автономным учреждением Удмуртской
 Республики «Молодежный лагерь «Елочка» в части закрепления на праве
 оперативного управления за автономным учреждением Удмуртской
 Республики «Молодежный лагерь «Ёлочка» следующего недвижимого
 имущества: спальный корпус № 6 (литера М; подп. 3), спальный корпус № 7
 (литера Г; подп. 13), водозаборная скважина (литера I скважина, литера H
 насосная, литера II водонапорная башня Рожневского; подп. 14), как
 нарушающего его права и законные интересы (с учетом уточнения предмета


 100052_362276

 заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного
 процессуального кодекса Российской Федерации).
 К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
 самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены
 автономное учреждение Удмуртской республики «Молодежный лагерь
 «Елочка» (далее – учреждение «Молодежный лагерь «Елочка»), открытое
 акционерное общество «Ижнефтемаш» (далее – общество «Ижнефтемаш»).
 Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.02.2012
 (судья Коковихина Т.С.) в удовлетворении требований отказано.

 Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от
 23.05.2012 (судьи Осипова С. П., Ясикова Е.Ю., Щеклеина Л.Ю.) решение суда
 в обжалуемой части оставлено без изменения.

 В кассационной жалобе учреждение «ДОЛ «Ёлочка» просит судебные
 акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное
 применение судами положений ст. 208, 222, 296 Гражданского кодекса
 Российской Федерации, несоответствие выводов обстоятельствам дела.
 Заявитель полагает, что судами не исследован вопрос о правомерности
 распоряжения Минимуществом спальным корпусом № 6 и водозаборной
 скважиной. По мнению заявителя, на момент издания оспариваемого
 распоряжения 28.04.2011 Минимущество не вправе было распоряжаться
 указанным имуществом, поскольку право собственности Удмуртской
 Республики на эти объекты было зарегистрировано только 12.05.2011. Кроме
 того, учреждению «ДОЛ «Ёлочка» не возмещены затраты на строительство
 водозаборной скважины. Как указывает заявитель, названные объекты
 недвижимости находятся на балансе учреждения «ДОЛ «Ёлочка» и оно несет
 расходы на содержание этого имущества и уплату налогов. Оснований для
 списания спального корпуса № 6 и водозаборной скважины с баланса
 учреждения не имеется.

 В отзыве на кассационную жалобу Минимущество ссылается на
 несостоятельность доводов заявителя, считает выводы судов законными и
 обоснованными, просит судебные акты оставить без изменения, жалобу – без
 удовлетворения.
 Как установлено судами, Советом Министров Удмуртской АССР издано
 постановление от 28.07.1969 № 285/1 «Об отводе земельного участка
 Ижевскому заводу нефтяного машиностроения под базу отдыха для рабочих и
 служащих».
 Обществом «Ижнефтемаш» и учреждением «ДОЛ «Ёлочка» подписан
 договор безвозмездного пользования от 15.10.1996, в соответствии с которым
 учреждению «ДОЛ «Ёлочка» в безвозмездное пользование переданы здания и
 сооружения, расположенные на территории оздоровительного лагеря,
 находящегося по адресу: Завьяловский район, 27 км Воткинского тракта,
 сроком на 5 лет.
 Минимуществом издано распоряжение от 07.05.2001 № 238П/8-рп об
 утверждении уточненного акта оценки стоимости зданий и сооружений по
 состоянию на 01.07.1992 по арендному предприятию «Ижнефтемаш»,


 100052_362276

 являющееся
 неотъемлемой
 частью
 плана
 приватизации
 названного
 предприятия.
 В разделе II уточненного акта оценки стоимости подп. «б» указаны
 объекты непроизводственной сферы, не включенные в уставный капитал
 акционерного общества, в том числе шесть спальных корпусов 1968 года
 постройки и спальный корпус 1980 года постройки, расположенные на
 территории оздоровительного лагеря «Ёлочка» (Воткинское шоссе, 27км).
 Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 02.11.2009 №
 929-р «О создании автономного учреждения Удмуртской Республики
 «Молодежный лагерь «Елочка» за названным учреждением на праве
 оперативного управления закреплено государственное имущество согласно
 перечню, в том числе шесть спальных корпусов, расположенных по адресу:
 Удмуртская Республика, Завьяловский район, оздоровительный лагерь
 «Ёлочка».
 Во исполнение указанного распоряжения Минимуществом из состава
 учитываемого обществом «Ижнефтемаш» казенного имущества исключено
 имущество летнего оздоровительного лагеря «Елочка», являющееся
 собственностью Удмуртской Республики, в количестве 12 объектов, в том
 числе пять спальных корпусов 1968 года постройки и один спальный корпус
 1980 года постройки, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, г.
 Ижевск, Воткинское шоссе, 27 км. (распоряжение Минимущества от 15.03.2010
 № 304-р), о чем подписан соответствующий акт приема-передачи объектов.
 Распоряжением Минимущества от 15.03.2010 № 305-р «О закреплении
 имущества на праве оперативного управления за автономным учреждением
 Удмуртской Республики «Молодежный лагерь «Ёлочка» на праве оперативного
 управления за названным автономным учреждением закреплено недвижимое
 имущество, в том числе шесть спальных корпусов, расположенных по адресу:
 Удмуртская Республика, Завьяловский район, детский оздоровительный лагерь
 «Ёлочка».
 В результате проведенной инвентаризации и в связи с изготовлением
 кадастровых паспортов распоряжением Минимущества от 28.04.2011 № 690-р
 «О внесении изменений и дополнений в распоряжение Минимущества от
 15.03.2010 №305-р» пункт 1 названного распоряжения изложен в иной
 редакции, в состав недвижимого имущества, закрепленного на праве
 оперативного управления за учреждением «Молодежный лагерь «Ёлочка»,
 включены спальный корпус № 6 (литера М), спальный корпус № 7 (литера Г),
 водозаборная скважина (литера I- скважина, литера H -насосная, литера II -
 водонапорная башня Рожневского). На поименованные объекты недвижимости
 выданы свидетельства о праве собственности Удмуртской Республики.

 Учреждение «ДОЛ «Ёлочка», полагая, что распоряжение Минимущества
 от 28.04.2011 № 690-р в части закрепления на праве оперативного управления
 за учреждением «Молодежный лагерь «Ёлочка» дополнительных объектов
 недвижимого имущества является незаконными и нарушает его права и
 законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим
 требованием.


 100052_362276


 Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил
 из того, что оснований считать оспариваемое распоряжение недействительным
 не имеется, нарушение прав и законный интересов учреждения «ДОЛ «Ёлочка»
 не доказано.
 Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции
 без изменения в части, исходил из того, что заявитель в апелляционной
 инстанции просил признать недействительным распоряжение в отношении
 спального корпуса № 6 (литера М) и водозаборной скважины.
 Поскольку учреждение «ДОЛ «Ёлочка», обжалуя выводы судов первой и
 апелляционной инстанции, ссылается на недействительность распоряжения
 Минимущества от 28.04.2011 № 690-р только в отношении спального корпуса
 № 6 (литера М) и водозаборной скважины, суд кассационной инстанции
 проверяет законность выводов судов в указанной части (ст. 286 Арбитражного
 процессуального кодекса Российской Федерации).
 Для признания незаконными решения и действия (бездействия)
 государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа,
 должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса
 Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий:
 несоответствие обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и
 нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской
 и иной экономической деятельности.
 Из положений ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального
 кодекса Российской Федерации следует, что обязанность доказывания
 соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному
 нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения,
 совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица
 надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения,
 совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств,
 послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения,
 совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или
 лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
 Лицо, обратившееся с заявлением об оспаривании ненормативного правового
 акта, решения и действия (бездействия), должно доказать нарушение его прав и
 законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической
 деятельности таким ненормативным правовым актом, решением и действиями
 (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления,
 иного органа, должностного лица.
 Как установлено судами, спальный корпус № 6, 1980 года постройки,
 который получил указанную нумерацию в результате проведенной
 учреждением «Молодежный лагерь «Елочка» бухгалтерской инвентаризации,
 не вошел в уставный капитал акционерного общества «Ижнефтемаш», что
 подтверждается уточненным актом оценки стоимости зданий, сооружений по
 состоянию на 01.07.1992, утвержденным распоряжением Минимущества от
 07.05.2001 № 238П/8-рп.


 100052_362276

 В отношении водозаборной станции судами установлено, что данный
 объект недвижимости в эксплуатацию после строительства не сдан.
 Доказательств того, что на момент издания распоряжения Минимущества
 от 28.04.2011 № 690-р указанные объекты принадлежали учреждению «ДОЛ
 «Ёлочка» на праве оперативного управления или на каком-либо ином вещном
 праве, а также того, что общество «Ижнефтемаш», как учредитель учреждения
 «ДОЛ «Ёлочка», являлся собственником названных объектов, материалы дела
 не содержат.
 С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о
 недоказанности нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и
 законных интересов учреждения «ДОЛ «Ёлочка» и правомерно отказали в
 удовлетворении заявленных требований.
 Доводы заявителя о том, что Минимущество незаконно распорядилось
 спорным имуществом до государственной регистрации права собственности
 Удмуртской Республики на него, подлежат отклонению. Как установлено
 судами, распоряжение от 28.04.2011 № 690-р вынесено уполномоченным
 органом, осуществляющим от имени Удмуртской Республики управление,
 владение, пользование, распоряжение имуществом Удмуртской Республики
 (Положение о Министерстве имущественных отношений Удмуртской
 Республики, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской
 Республики №728 от 26.08.2002 (в редакции постановления Правительства УР
 №279 от 06.09.2010). При этом отсутствие государственной регистрации права
 государственной собственности субъекта Российской Федерации на спорное
 имущество в силу ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации
 прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не свидетельствует об
 отсутствии у Удмуртской Республики данного права.
 Ссылки учреждения «ДОЛ «Ёлочка» на положения ст. 222 Гражданского
 кодекса Российской Федерации отклоняются, так как вопрос возмещения
 стоимости строительства не является предметом рассматриваемого спора.
 Судами дана оценка всем представленным в материалы дела документам
 и установлены существенные обстоятельства в соответствии со ст. 71
 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы судов
 основаны на правильном применении норма материального и процессуального
 права.

 Оснований для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288
 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом
 кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты
 подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без
 удовлетворения.

 Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса
 Российской Федерации, суд

 П О С Т А Н О В И Л:



 100052_362276

 решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.02.2012 по делу №
 А71-12282/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного
 суда от 23.05.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную
 жалобу Учреждения «Детский оздоровительный лагерь «Ёлочка» – без
 удовлетворения.

 Председательствующий




 А.А. Столяров

 Судьи





 Т.В. Сулейменова






 Е.А. Платонова