ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-178/18 от 20.09.2018 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

24 сентября 2018 года дело №А72-178/2018

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2018 года

Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2018 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Деминой Е.Г., судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Калякиной К.А.,

с участием:

от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЦЭТ" – представитель не явился, извещен надлежащим образом,

от муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска – представитель ФИО1 (доверенность от 22.03.2018),

от муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области – представители не явились, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале № 2 апелляционную жалобу Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.07.2018 по делу № А72-178/2018 (судья Малкина О.К.)

по общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЦЭТ" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска (ОГРН <***>, ИНН <***>), к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (ОГРН <***>, ИНН <***>), третье лицо: Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области о взыскании

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЦЭТ" (далее - истец, ООО "УК ЦЭТ") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, (далее – первый ответчик), к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (далее – второй ответчик) о взыскании 101 005,14 руб. задолженности за период с 01.12.2014 по 31.10.2017.

Решением от 04.07.2018 исковые требования удовлетворены. С муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска за счет казны муниципального образования "город Ульяновск" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЦЭТ" взыскано 101 005,14 руб. неосновательного обогащения, 4030 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Требования заявленные к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска оставлены без удовлетворения.

Первый ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования, заявленные к первому ответчику, оставить без удовлетворения.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска является бюджетным учреждением, финансируемым из средств бюджета муниципального образования "город Ульяновск". Осуществляет свою деятельность в рамках выделенных бюджетных ассигнований.

Ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования "город Ульяновск", утвержденная Решением Ульяновской Городской Думы от 29.11.2017 № 130 "Об утверждении бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" не предусматривает Управление муниципальной собственностью получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при удовлетворении исков в отношении указанных субъектов в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.

Следовательно, плата за ремонт общего имущества в отношении муниципальных нежилых помещения должна быть возложена на казну муниципального образования "город Ульяновск".

Спорные помещения являются (или являлись в заявленный истцом период) муниципальной собственностью, в связи с чем, согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) муниципального образования выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Устава муниципального образования "город Ульяновск" главным распорядителем средств местного бюджета является администрация города Ульяновска, которая в рамках предоставленных полномочий распределила осуществление отраслевых функций между территориальными органами и подразделениями администрации на основании положений, утвержденных Ульяновской Городской Думой.

Возложение обязанности по уплате взносов за капитальный ремонт на муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска приведет к затягиванию либо вовсе к невозможности исполнения судебного решения, поскольку ведомственная структура расходов Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска не предусматривает соответствующих расходов. В связи с чем, надлежащим ответчиком по иску является муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска.

Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.

Представители истца и второго ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. С учетом мнения представителя первого ответчика и в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы жалобы как необоснованные.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, выслушав представителя ответчика, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.

Муниципальному образованию "город Ульяновск" принадлежат на праве собственности жилые помещения - квартиры №№ 13, 16, 33, 46, 58, 59, 73, 105, 120, 122, 139, 141, 153, расположенные в многоквартирном жилом доме №24 по пр.50-летия ВЛКСМ в г.Ульяновске.

ООО "УК ЦЭТ" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом №24 по пр.50-летия ВЛКСМ в г.Ульяновске на основании договора управления многоквартирным домом от 01.07.2015, согласно которому Управляющая организация оказывает жилищно-коммунальные услуги, а собственник оплачивает поставленные услуги не позднее 25 числа каждого месяца.

Протоколом №041/3 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Ульяновск, пр.50-летия ВЛКСМ, д.24, принято решение о выборе владельца специального счета - ООО "УК ЦЭТ".

Муниципальное образование "город Ульяновск", являясь собственником жилых помещений по указанному выше адресу, не производит ежемесячную уплату истцу взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.

По расчету истца, за период с 01.12.2014 по 31.10.2017 задолженность ответчика по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр.50-летия ВЛКСМ, д.24, составляет 101 005,14 руб.,

Принимая решении об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), 153, 154, 155, 158, 175 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ), в соответствии с которыми собственники нежилых помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество.

В силу части 3 статьи 158 ЖК РФ , обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере (часть 1 статьи169 ЖК РФ).

Согласно статье 175 ЖК РФ владельцем специального счета может быть, в том числе, управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт установлен постановлениями Правительства Ульяновской области от 18.07.2013 №304-П и от 20.04.2016 №168-П.

Возражая против удовлетворения исковых требований, первый ответчик указал, что он является не надлежащим ответчиком.

Второй ответчик указал, что он не является собственником жилых и нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и не осуществляет полномочия собственника в отношении движимого и недвижимого имущества, составляющего казну муниципального образования "город Ульяновск".

Отклоняя возражения первого ответчика, суд первой инстанции исходил из следующего.

Согласно статье 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии со статьей 36 Устава Муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного решением Ульяновской городской думы от 23.09.2014 №119, администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "город Ульяновск". В структуру администрации города входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы, подразделения.

Решением Ульяновской городской думы от 24.05.2006 №90 "Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска" утверждено Положение об Управлении муниципальной собственностью администрации города Ульяновска.

В силу пункта 1.1 Положения об Управлении муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, утвержденным Решением Ульяновской городской думы от 24.05.2006 № 90 "Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска" (далее - Положение №90), Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных в установленном порядке органам местного самоуправления, в области управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "город Ульяновск" (далее - муниципальное имущество).

В соответствии с пунктом 4.1.1 Положения об Управлении муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, утвержденного Решением Ульяновской городской думы от 24.05.2006 №90, управление в рамках возложенных на него задач осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, порядком и условиями, установленными решениями Ульяновской городской думы, полномочия собственника в отношении движимого и недвижимого имущества, составляющего казну муниципального образования "город Ульяновск", имущества муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, за исключением полномочий, отнесенных в порядке, установленном Ульяновской городской думой, к компетенции главы администрации города Ульяновска, акций (долей акций), долей в уставных капиталах хозяйственных обществ, находящихся в собственности муниципального образования "город Ульяновск", земельных участков, отнесенных к муниципальной собственности (далее - земельные участки).

Согласно пункту 4.9 Положения №90, Управление осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в том числе бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, являющихся бюджетными ассигнованиями дорожного фонда муниципального образования «город Ульяновск», предусмотренных на осуществление расходов, связанных с выкупом земельных участков, паспортизацией автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования "город Ульяновск", проведением землеустроительных и кадастровых работ, в том числе связанных с оформлением права собственности муниципального образования "город Ульяновск" на земельные участки под автомобильными дорогами общего пользования местного значения в границах муниципального образования "город Ульяновск", и получателя средств местного бюджета с закреплением за ним соответствующих расходов, в том числе межбюджетных трансфертов.

Из приведенных норм следует, что именно Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, как представитель собственника спорных жилых помещений (муниципального образования "Город Ульяновск"), обязано уплатить истцу взносы на капитальный ремонт за спорный период.

Таким образом, муниципальное образование "Город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска является надлежащим ответчиком по делу.

В силу пункта 2 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при удовлетворении исков к публично-правовым образованиям в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 ГК РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.

Поскольку расчет задолженности не оспорен, доказательства оплаты задолженности не представлены, исковые требования судом первой инстанции правомерно признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению в отношении Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска за счет казны Муниципального образования "город Ульяновск".

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились в суде первой инстанции, были исследованы и обоснованно отклонены. Других доводов опровергающих выводы суда первой инстанции заявителем жалобы не приведено.

Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.

От уплаты государственной пошлины ответчик освобожден на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.07.2018 по делу № А72-178/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий Е.Г. Демина

Судьи В.А. Морозов

О.Е. Шадрина