ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
14 сентября 2022 года
Дело №
А74-11740/2021
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «07» сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен «14» сентября 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от заявителя (Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики):
ФИО1, представителя по доверенности от 27.12.2021,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от «05» июля 2022 года по делу № А74-11740/2021,
установил:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия
(ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – заявитель, министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – ответчик, управление) о признании незаконным представления от 30.08.2021 (дело № А74-11740/2021).
Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением по делу
№ А74-12679/2021 о признании незаконным предписания от 09.11.2021.
Определением дела № А74-11740/2021 и № А74-12679/2021 объединены в одно производство, делу присвоен № А74-11740/2021.
Определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: администрация Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия, общество с ограниченной ответственностью «Дорожно-строительное предприятие-8».
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 05 июля 2022 года заявление удовлетворено, представление от 30.08.2021 и предписание от 09.11.2021 признаны недействительными.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что осуществление контроля за соблюдением муниципалитетом условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных соглашением от 21.02.2020, а также осуществление проверки документов, подтверждающих произведенные расходы бюджета муниципального образования Республики Хакасия, на которые предоставляется субсидия, не входит в полномочия органов казначейства. При этом сведения о контракте не были включены в соответствующий реестр и соответственного не подлежали контролю территориальным органом федерального казначейства. Кроме того, нарушение, выявленное в ходе контрольного мероприятия, управлением квалифицировано в соответствии с положениями действующего законодательства.
Заявителем и третьими лицами отзывы на апелляционную жалобу не направлены.
В судебном заседании представитель министерства изложил возражения на апелляционную жалобу, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в сети «Интернет»), в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Управлением на основании приказа от 25.06.2021 проведена плановая выездная проверка, результаты которой отражены в акте от 26.07.2021.
Управлением в адрес министерства вынесено представление от 30.08.2021, в котором изложены требования: принять меры по устранению причин и условий нарушения, указанного в представлении. Устранить нарушение путём возмещения неправомерно использованных средств иного межбюджетного трансферта за счёт виновных лиц, средств бюджетов (республиканский, муниципальный) или подрядчика в федеральный бюджет на КБК 108 2 18 45393 01 0000 150 «Доходы федерального бюджета от возврата остатков иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Срок исполнения требований представления до 01.11.2021.
В связи с неустранением нарушения в установленный срок управлением в адрес министерства вынесено предписание от 09.11.2021, в котором министерству указано: принять меры по возмещению причинённого ущерба публично-правовому образованию в размере 163 948 рублей путём возмещения неправомерно использованных средств иного межбюджетного трансферта за счёт виновных лиц, средств бюджетов (республиканский, муниципальный) или подрядчика в федеральный бюджет на КБК 108 2 18 45393 01 0000 150 «Доходы федерального бюджета от возврата остатков иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Срок исполнения до 01.04.2022.
Не согласившись с указанными представлением и предписанием министерство обратилось в арбитражный суд с настоящими заявлениями.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
При этом исходя из бремени доказывания, установленного статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемые представление и предписание вынесены компетентным уполномоченным органом. Процедура проведения проверки и вынесения представления и предписания ответчиком соблюдена, соблюдение указанной процедуры заявителем по существу не оспаривается.
Суд апелляционной инстанции полагает, что управление не доказало законность оспариваемых представления и предписания, а министерство подтвердило факт нарушения своих прав и законных интересов, исходя из следующих оснований.
В соответствии с пунктом 6 статьи 130, пунктом 7.1 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) полномочия получателя средств федерального бюджета по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации при исполнении расходных обязательств субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются такие межбюджетные трансферты, осуществляются территориальными органами Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации территориальным органам Федерального казначейства могут быть переданы на основании решений главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации полномочия получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, в целях софинансирования (финансового обеспечения) которых предоставляются такие межбюджетные трансферты, в порядке, установленном Федеральным казначейством.
В соответствии с частью 9 статьи 11 Закона Республики Хакасия от 20.12.2019
№ 106- ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» территориальные органы Федерального казначейства на основании решений главных распорядителей средств республиканского бюджета осуществляют полномочия получателя средств республиканского бюджета по перечислению межбюджетных трансфертов в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета при исполнении расходных обязательств муниципального образования, в целях финансового обеспечения или софинансирования которых предоставляются данные межбюджетные трансферты, в порядке, установленном Федеральным казначейством.
Приказом Казначейства России от 25.02.2020 № 10н (в редакции, действовавшей в спорный период) утверждён Порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства полномочий получателя средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение (далее – Порядок №10н). Согласно пункту 2 Порядка №10н территориальные органы Федерального казначейства осуществляют полномочия, указанные в пункте 1 настоящего Порядка (далее - полномочия по перечислению целевых средств), на основании решений главных распорядителей средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), которым как получателям бюджетных средств доведены лимиты бюджетных обязательств, предельные объёмы финансирования на предоставление целевых средств федерального (регионального) бюджета. В соответствии с пунктом 8 Порядка №10н операции по кассовым выплатам из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), в целях финансового обеспечения (софинансирования) которых предоставляются целевые средства федерального (регионального) бюджета, полномочия по перечислению которых переданы территориальному органу Федерального казначейства (далее - целевые расходы), осуществляются на основании: представленных получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) платежных документов, оформленных в соответствии с приказами Федерального казначейства, в случае если целевые расходы осуществляются с лицевого счета получателя бюджетных средств, открытого получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в территориальном органе Федерального казначейства; представленных финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) платежных поручений, оформленных в соответствии с положениями, установленными Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации, в случае если целевые расходы осуществляются с лицевого счета бюджета, открытого указанному финансовому органу в территориальном органе Федерального казначейства. Получатель бюджетных средств, финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) вместе с платёжным документом для осуществления целевых расходов представляет в территориальный орган Федерального казначейства документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств по целевым расходам (далее - документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств), предусмотренные: порядком проведения санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия (иной межбюджетный трансферт) из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, утверждённым Министерством финансов Российской Федерации (далее - порядок санкционирования); соглашением об осуществлении территориальным органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) при кассовом обслуживании им исполнения бюджета, в случае его заключения в соответствии с пунктом 2 статьи 166.1 БК РФ между территориальным органом Федерального казначейства и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) (далее - соглашение о кассовом обслуживании). В силу пунктов 9, 10 Порядка № 10н территориальный орган Федерального казначейства проверяет представленный платёжный документ (платёжное поручение) на соответствие приказам Федерального казначейства (положению Банка России), а также наличие документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и их соответствие правилам предоставления целевых средств, порядку санкционирования, соглашению о кассовом обслуживании.
Территориальный орган Федерального казначейства в случаях осуществления полномочий по перечислению целевых средств федерального бюджета, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, и регионального бюджета, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования, в доле, соответствующей установленному соглашением о предоставлении целевых средств федерального (регионального) бюджета, заключённым главным распорядителем средств федерального (регионального) бюджета с высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) (далее - соглашение о предоставлении целевых средств) уровню софинансирования, осуществляет проверку платежных документов (платежных поручений) по следующим направлениям: непревышение суммы целевых средств, подлежащих перечислению из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), рассчитанной на основании платежного документа исходя из установленного соглашением о предоставлении целевых средств уровня софинансирования (далее - сумма софинансирования), над суммой отраженного на лицевом счете по переданным полномочиям неиспользованного остатка лимитов бюджетных обязательств (предельных объемов финансирования) и неиспользованного остатка соответствующих целевых средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), образовавшегося в том числе в связи с возвратом дебиторской задолженности текущего финансового года, аннулированием представленных ранее платежных документов и платежных поручений для осуществления целевых расходов (далее - остаток целевых средств на едином счете бюджета); непревышение суммы софинансирования над суммой отраженного на лицевом счете по переданным полномочиям неисполненного бюджетного обязательства, поставленного на учет на основании соглашения о предоставлении целевых средств или нормативного правового акта, предусматривающего предоставление из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации межбюджетного трансферта в форме субсидии, субвенции или иного межбюджетного трансферта, и остатка целевых средств на едином счете бюджета; непревышение суммы платежного документа (платежного поручения), уменьшенной на сумму софинансирования, над суммой свободного остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета); соответствие порядку санкционирования, в случае если целевые средства предоставляются из федерального бюджета в форме субсидий (иных межбюджетных трансфертов) в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования); соответствие соглашению о кассовом обслуживании.
Согласно пункту 23 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496
«О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета», перечисление иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, осуществляется после проведения санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (получателей средств местного бюджета - в случае предоставления из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации иного межбюджетного трансферта в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации по оказанию финансовой поддержки местным бюджетам в целях выполнения органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения) в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.12.2019 № 257н
(в редакции, действовавшей в спорный период) утверждён Порядок проведения санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (далее – Порядок
№ 257н). Согласно пункту 2 Порядка № 257н в территориальный орган Федерального казначейства для санкционирования целевых расходов представляются получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации - платёжные документы на оплату целевых расходов, оформленные в соответствии с требованиями, установленными Федеральным казначейством, в случае если целевые расходы осуществлялись с лицевого счета получателя бюджетных средств, открытого указанному получателю бюджетных средств в территориальном органе Федерального казначейства. Одновременно с указанными в пункте 2 настоящего Порядка расчетными (платежными) документами финансовым органом субъекта Российской Федерации (получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации) в территориальный орган Федерального казначейства направляются: документы, предусмотренные графами 2 и 3 Примерного перечня документов, на основании которых возникают бюджетные и денежные обязательства получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, согласно приложению к настоящему Порядку (далее - документы, подтверждающие возникновение бюджетных обязательств, документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств); иные документы, предусмотренные порядком предоставления и распределения иного межбюджетного трансферта, установленным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 4 Порядка № 257н). В соответствии с пунктом 5 Порядка № 257н документы, подтверждающие возникновение бюджетных обязательств, и документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, направляются в форме электронных копий бумажных документов, созданных посредством их сканирования, или электронных документов, подписанных электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени финансового органа или получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 6 Порядка № 257н территориальный орган Федерального казначейства осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктами 2 и 4 настоящего Порядка, по следующим направлениям: соответствие расчетного (платежного) документа требованиям Банка России (Федерального казначейства); наличие в расчетном (платежном) документе данных для осуществления налоговых и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации; соответствие указанных в расчетном (платежном) документе кодов классификации расходов бюджетов кодам бюджетной классификации Российской Федерации, действующим в текущем финансовом году на момент представления расчетного (платежного) документа; соответствие указанных в расчетном (платежном) документе кодов видов расходов классификации расходов бюджетов текстовому назначению платежа, исходя из содержания текста назначения платежа, в соответствии с порядком применения бюджетной классификации Российской Федерации; наличие в расчетном (платежном) документе реквизитов документов, подтверждающих возникновение бюджетного обязательства, а также документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства; соответствие содержания операции по целевым расходам, исходя из документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства: содержанию текста назначения платежа, указанному в расчетном (платежном) документе; наименованию и коду объекта капитальных вложений; соответствие наименования, идентификационного номера налогоплательщика (далее - ИНН), кода причины постановки на учет (далее - КПП), банковских реквизитов получателя денежных средств, указанных в расчетном (платежном) документе, наименованию, ИНН, КПП, банковским реквизитам получателя денежных средств, указанным в документах, подтверждающих возникновение бюджетного обязательства, а также документах, подтверждающих возникновение денежного обязательства; з) наличие в расчетном (платежном) документе аналитического кода по соответствующему коду иного межбюджетного трансферта; и) непревышение указанной в расчетном (платежном) документе суммы над суммами фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в соответствии с документами, подтверждающими возникновение бюджетного обязательства, а также документами, подтверждающими возникновение денежного обязательства; соответствие информации, указанной в платежном документе, реквизитам и показателям ранее учтенного территориальным органом Федерального казначейства бюджетного (денежного) обязательства получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации; непревышение размера авансового платежа, указанного в расчетном (платежном) документе, над суммой авансового платежа по документу, подтверждающему возникновение бюджетного обязательства, с учетом ранее осуществленных авансовых платежей; непревышение размера авансового платежа, указанного в расчетном (платежном) документе, над суммой авансового платежа по государственному (муниципальному) контракту (договору) о выполнении работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, установленной в соответствии с условиями соглашения; наличие сведений о государственном (муниципальном) контракте (договоре) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в реестре контрактов, заключенных заказчиками, в случае оплаты денежного обязательства по такому государственному (муниципальному) контракту (договору); наличие сведений о соглашении о предоставлении иного межбюджетного трансферта из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету, договоре (соглашении) о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) юридическому лицу (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг в реестре соглашений в случае оплаты денежного обязательства по целевым расходам по предоставлению указанных иных межбюджетных трансфертов, субсидий; иные требования, установленные актами, регулирующими бюджетные правоотношения, утверждающими порядок (условия) предоставления иных межбюджетных трансфертов, в том числе Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов.
В случае несоответствия представленных документов, требованиям настоящего Порядка, Территориальный орган Федерального казначейства отказывает в исполнении расчётных (платёжных) документов и направляет финансовому органу субъекта Российской Федерации (получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации) Протокол, оформленный в соответствии с требованиями Федерального казначейства, с указанием причины отказа (пункт 7 Порядка № 257н). Согласно пункту 8 Порядка № 257н санкционирование оплаты денежных обязательств по целевым расходам получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации, связанным с предоставлением местным бюджетам межбюджетного трансферта на оказание финансовой поддержки в целях выполнения органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, осуществляется после проведения в соответствии с настоящим Порядком санкционирования территориальным органом Федерального казначейства оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, в целях финансового обеспечения (софинансирования) которых местному бюджету предоставляется межбюджетный трансферт бюджета субъекта Российской Федерации.
Приказом министерства от 21.01.2020 в 2020 году переданы управлению полномочия министерства по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из республиканского бюджета местному бюджету в форме субсидий, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, в целях финансового обеспечения (софинансирования), которые имеют целевые средства. Согласно данному приказу перечисление целевых средств осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством. В приложении № 1 к приказу утверждён перечень целевых средств, полномочия, по перечислению которых переданы министерством управлению. Кроме этого, на основании соглашения, заключённого 25.01.2017, администрация передала управлению полномочия по осуществлению контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон о контрактной системе).
Таким образом, на управление возложена обязанность по проверке представленного получателем средств бюджета платёжного документа на соответствие приказам Федерального казначейства (положению Банка России), а также наличие документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и их соответствие правилам предоставления целевых средств, порядку санкционирования.
09.01.2020 администрация заключила муниципальный контракт с ООО «ДСП-8» на выполнение работ. 21.02.2020 между министерством и администрацией заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета РХ бюджету муниципального образования РХ. В соответствии с пунктами 3.3.1, 3.3.2, 3.3.2.1 соглашения, перечисление субсидии из бюджета РХ осуществляется Федеральным казначейством не позднее 2-го рабочего дня, следующего за днём представления в УФК по РХ в порядке, установленном Федеральным казначейством платёжных документов. Перечисление субсидии осуществляется Федеральным казначейством после проведения санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, в доле, соответствующей уровню софинансирования расходного обязательства. Условия предоставления субсидии, установленные пунктами 3.2, 3.2.1 соглашения, министерством соблюдены. В соответствии с пунктом 3.3 соглашения перечисление субсидии из бюджета РХ в бюджет муниципального образования РХ осуществляется на счёт УФК по РХ, открытый для учёта операций со средствами бюджета муниципального образования РХ. На основании представленных администрацией заявок с приложенными к ним документами управлением был одобрен и осуществлён спорный платёж без каких-либо замечаний. Таким образом, управление санкционировало оплату денежных обязательств по вышеуказанным расходам администрации, источником финансового обеспечения которых являлся межбюджетный трансферт из федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, управлению переданы полномочия, в рамках которых при поступлении документов, подтверждающих факт выполнения работ, при санкционировании расчетов управлением должны быть проверены документы, подтверждающие факт оплаты таких работ, что управлением было сделано (осуществлена проверка документов и санкционирована оплата денежных обязательств по расходам получателя средств). Соответственно, у министерства полномочия по проверке документов отсутствуют (соглашение от 21.02.2020 в части отнесения полномочий по проверке документов в условиях передачи управлению полномочий министерства не может применяться).
На основании изложенного, оспариваемые представление и предписание нарушают права и законные интересы министерства, в связи с чем требование заявителя подлежит удовлетворению.
То обстоятельство, что сведения о контракте не были включены в реестр контрактов (пункт 4 части 1 статьи 93 закона о контрактной системе) и не подлежали контролю территориальным органом федерального казначейства, не исключает того, что управление неправомерно предъявляет требования, изложенные в оспариваемых ненормативных актах к министерству, поскольку именно на управлении лежит обязанность по проверке платежных документов для осуществления санкционирования оплаты за счет средств федерального бюджета.
Поскольку доказательств нарушения пунктов 3.2, 3.2.1 соглашения, управлением в ходе проверки не установлено, то суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что позиция последнего о нарушении министерством статей 130, 132.1 БК РФ и пункта 2 Правил № 193 является необоснованной.
Исполнимость представления, предписания является важным требованием к данным видам ненормативных актов и одним из элементов их законности, поскольку исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для их исполнения устанавливается определенный срок. Представление и предписание как ненормативные правовые акты, содержащие обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносятся только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. Требования, изложенные в представлении и предписании, должны быть реально исполнимы, данные акты должны содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в указанных актах формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
В оспариваемых представлении и предписании министерству указано на возмещение причинённого ущерба за счёт виновных лиц, средств бюджетов (республиканский, муниципальный) или подрядчика.
При рассмотрении настоящего дела, вина министерства в перечислении спорных денежных средств администрации не установлена; министерство не является распорядителем средств республиканского (распоряжается средствами республиканского бюджета только в пределах доведённых лимитов) и муниципальных бюджетов, не имеет договорных отношений с подрядчиком, соответственно, представление и предписание являются неисполнимыми.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, заявленные доводы фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, в связи с чем, заявленные в апелляционной жалобе доводы признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
В связи с чем, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Государственная пошлина за апелляционное обжалование не распределяется, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «05» июля 2022 года по делу № А74-11740/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Д.В. Юдин
Судьи:
А.Н. Бабенко
О.А. Иванцова