ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А74-168/2008-Ф02-2320/2008 от 16.06.2008 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

А74-168/2008 - Ф02-2320/2008

16 июня 2008 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,

судей: Смоляк Л.И., Шелёминой М.М.,

при участии в судебном заседании представителя прокуратуры – Акуловой Л.К. (удостоверение № 110345),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мельниковой Ф.Ф. на решение от 17 апреля 2008 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу № А74-168/2008 (суд первой инстанции – Ищенко Е.В., Хабибулина Ю.В., Каспирович Е.В.),

установил:

Индивидуальный предприниматель Мельникова Фаина Фадеевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к мэру города Абакана об отмене постановления от 17.05.2005 № 859 «Об утверждении правил мелкорозничной торговой сети на территории города Абакана» (в редакции постановлений мэра города Абакана от 18.05.2007 № 902, от 04.06.2007 № 1026), распоряжения от 16.01.2008 № 20р «О комиссии по принятию решений о размещении объектов передвижной мелкорозничной торговой сети на территории города Абакана».

Решением суда первой инстанции от 17 апреля 2008 года в части оспаривания абзаца 2 пункта 1.6 постановления мэра города Абакана от 17.05.2005 № 859 «Об утверждении правил мелкорозничной торговой сети на территории города Абакана» (в редакции постановлений от 18.05.2007 № 902, от 04.06.2007 № 1026 производство по делу прекращено на основании пункта 7 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Оспариваемые нормативные правовые акты признаны соответствующими требованиям Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указу Президента Российской Федерации от 29.01.1992 № 65 «О свободе торговли», Закону Республики Хакасия от 15.03.2004 №17 «Об административных правонарушениях».

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда от 17 апреля 2008 года не проверялись.

Не согласившись с судебным актом, предприниматель обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить по мотивам неправильного применения судом норм материального права, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя жалобы, органы местного самоуправления не вправе ограничивать или устанавливать запреты хозяйствующим субъектам в осуществлении видов их деятельности.

Заявитель полагает, что оспариваемые правовые акты, содержащие требования о получении разрешения на размещение объектов мелкорозничной торговой сети, выдаваемого комиссией по принятию решений о размещении объектов передвижной мелкорозничной торговой сети на территории г. Абакана, ограничивают ее права индивидуального предпринимателя.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Предприниматель о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом (уведомление № 63302 от 01.06.2008), однако в судебное заседание не явилась, поэтому кассационная жалоба рассматривается без ее участия.

Представитель администрации г.Абакана, также надлежащим образом извещен о рассмотрении кассационной жалобы.

Прокурор считает судебный акт законным и обоснованным, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Хакасия норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, Мельникова Фаина Фадеевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, Регистрационной палатой Администрации города Абакана с основным видом деятельности, обозначенным в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей - розничная торговля в палатках и на рынках.

17.05.2005 мэром города Абакана издано постановление № 859 «Об утверждении правил работы мелкорозничной торговой сети на территории города Абакана» (далее - Правила). Названное постановление и Правила (приложение № 1 к постановлению от 17.05.2005 № 859) опубликованы в газете «Абакан» № 53 за 20.05.2005.

В пункте 1.4 Правил к мелкорозничной торговой сети отнесены стационарная торговая сеть (киоски, павильоны) и передвижная мелкорозничная сеть (трейлеры, тележки, автолавки, лотки, корзины, автоцистерны, палатки и иные специализированные приспособления).

Постановлением мэра города Абакана от 18.05.2007 № 902 редакция пункта 1.4 Правил изменена, из перечня объектов передвижной мелкорозничной сети исключены трейлеры. Указанное постановление опубликовано в газете «Абакан» № 20 за 23.05.2007 - 29.05.2007.

В силу пункта 1.5 Правил, торговля через передвижную мелкорозничную торговую сеть разрешена только в отведенных местах: на организованных территориях городских рынков, мини-рынках, на ярмарках и других организованных мероприятиях с палаток, трейлеров, автолавок, автоцистерн, тележек, лотков, корзин и другого специального оборудования.

Запрещены выкладка и продажа товаров с коробок, ящиков или другой тары на тротуаре, земле, деревьях, парапетах и деталях зданий, на проезжей части улиц, газонах, территориях, прилегающих к зданиям, где располагаются государственные органы и органы местного самоуправления, историко-архитектурные и скульптурные памятники, детские учреждения.

Пунктом 1.6 Правил предусмотрено, что места размещения передвижной мелкорозничной торговой сети на территории города Абакана утверждает Комиссия по принятию решений.

Постановлением мэра города Абакана от 04.06.2007 № 1026 пункт 1.6 дополнен абзацем 2, в соответствии с которым размещение на улицах, площадях, парках и скверах, в иных общественных местах объектов мелкорозничной торговой сети (павильонов, палаток, киосков, прилавков, транспортных средств и т.д.) осуществляется на основании разрешения, решение о выдаче которого принимает Комиссия по принятию решений.

Этим же постановлением в пункте 1.2 Правил скорректирован перечень лиц, на которых распространяются Правила, в него включены юридические лица независимо от организационно-правовой формы, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и иные лица, осуществляющие мелкорозничную торговлю на территории города Абакана.

До указанной даты в перечень входили юридические лица независимо от организационно-правовой формы и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Постановление мэра города Абакана от 04.06.2007 № 1026 опубликовано в газете «Абакан» № 22 за 06.07.2007 - 12.07.2007.

Согласно пункту 1.7 Правил состав и Положение о работе комиссии по принятию решений утверждаются распоряжением мэра города Абакана.

16.01.2008 мэром города Абакана издано распоряжение № 20р «О Комиссии по принятию решений о размещении объектов передвижной мелкорозничной торговой сети на территории г. Абакана», которым утверждено Положение «О комиссии по принятию решений о размещении объектов передвижной мелкорозничной торговой сети на территории города Абакана» (приложение к распоряжению № 20р).

Распоряжение мэра города Абакана от 16.01.2008 с приложением официально опубликовано в газете «Абакан» № 4 за 23.01.2008-29.01.2008.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с заявлением об оспаривании распоряжения мэра города Абакана от 16.01.2008 № 20р и постановления от 17.05.2005 № 859 (в редакции постановлений мэра города Абакана от 18.05.2007 № 902 и от 04.06.2007 № 1026).

Прекращая производство по делу об оспаривании абзаца 2 пункта 1.6 постановления мэра города Абакана от 17.05.2005 № 859 «Об утверждении правил мелкорозничной торговой сети на территории города Абакана» (в редакции постановлений от 18.05.2007 № 902, от 04.06.2007 № 1026), суд исходил из части 7 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку оспариваемый пункт указанного постановления был предметом рассмотрения по делуА74-1959/2007. Предпринимателю решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 29.10.2007 по указанному делу, вступившим в законную силу, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в остальной части, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые нормативные правовые акты соответствуют Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указу Президента Российской Федерации от 29.01.1992 № 65 «О свободе торговли», Конституции Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы Арбитражного суда Республики Хакасия соответствующими фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и основанными на правильном применении норм материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом при рассмотрении дела правильно определено, что оспариваемые постановления и распоряжения, принятые мэром г. Абакана и опубликованные для всеобщего сведения, являются нормативными правовыми актами, поскольку содержат правовые нормы, рассчитанные на неоднократное применение и адресованные неопределенному кругу лиц.

В соответствии с абзацем вторым части 1, частью 2 статьи 37, частью 2 статьи 39, частями 1, 6 статьи 34, пунктом 4 части 1 статьи 35 Устава города Абакана, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 28.12.2005 № 222 (в редакции решений от 08.11.2006 № 312, от 30.05.2007 № 383, далее - Устав города Абакана), мэр города Абакана является высшим должностным лицом, наделенным полномочиями на решение вопросов местного значения, возглавляет администрацию города Абакана и руководит администрацией на принципе единоначалия.

Аналогичная структура органов местного самоуправления и должностных лиц была предусмотрена в статье 45 главы 6 Устава города Абакана 1996 года.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, пункта 3 статьи 45 Устава города Абакана, пункта 10 статьи 52 Устава города Абакана 1996 года к вопросам местного значения отнесены создание условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли, в целях решения которых администрация города Абакана координирует работу рынков, предприятий торговли, организует ярмарки и базары, торговое обслуживание общегородских мероприятий, организует контроль за соблюдением правил торговли и санитарным состоянием мест торговли, размещает в установленном порядке на территории города предприятия торговли, определяет места уличной мелкорозничной торговли.

Согласно части 4 статьи 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», частям 1 - 3 статьи 38 Устава города Абакана, пунктам 1 - 3 статьи 43 Устава города Абакана 1996 года мэр города Абакана как глава муниципального образования и местной администрации в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, которые подписываются наименованием должности - мэр города Абакана.

Создание комиссий по принятию решений, передача ей части полномочий, в том числе по осмотру площадок, предполагаемых для размещения объектов передвижной мелкорозничной торговли, а равно иных полномочий, обозначенных в приложении к оспариваемому распоряжению № 20р, пункте 1.6 Правил работы мелкорозничной торговой сети, издание постановлений и распоряжений по вопросам организации работы мелкорозничной торговой сети на территории города соответствует содержанию рассматриваемого полномочия администрации города Абакана по определению мест уличной мелкорозничной торговли.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые постановления от 17.05.2005 № 859 и распоряжение от 16.01.2008 № 20р приняты мэром города Абакана в пределах предоставленных ему полномочий.

Как следует из содержания статьи 34 Конституции Российской Федерации, статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, данные нормы не содержат каких-либо ограничений в отношении предпринимательской деятельности.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.92 № 65 «О свободе торговли» предприятиям независимо от форм собственности, а также гражданам предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений с уплатой установленных платежей и сборов, за исключением торговли оружием, боеприпасами, взрывчатыми, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами, проездными билетами и другими товарами, реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством.

Согласно пункту 4 названного Указа предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена, аэропортов, пассажирских судов и поездов, вокзалов, территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления, детских дошкольных и школьных учреждений.

Из анализа приведенных правовых норм суд сделал правильное суждение о том, что законодатель, устанавливая нормы о свободе торговли, предполагает и ограничения, связанные с местом осуществления торговой деятельности.

Содержание ограничения состоит в осуществлении торговли в местах, отведенных органами исполнительной власти, функции которых на местах осуществляют органы местного самоуправления, а также в недопустимости торговли на проезжей части улиц, на станциях метрополитена, в аэропортах, на пассажирских судах и поездах, вокзалах, территориях, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления, в детских дошкольных и школьных учреждениях.

В связи с изложенным довод заявителя об отсутствии законодательных ограничений на осуществление торговой деятельности не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции ввиду его несоответствия пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 № 65 «О свободе торговли».

Частью 3 статьи 45 Устава города Абакана, пунктом 10 статьи 52 Устава города Абакана 1996 года определение мест уличной мелкорозничной торговли включено в перечень полномочий администрации города Абакана.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что анализ содержания распоряжения от 16.01.2008 № 20р, вводной части постановления от 17.05.2005 № 859 «Об утверждении Правил работы мелкорозничной торговой сети на территории г. Абакана», пунктов 1.6, 1.7 Правил свидетельствует, что распоряжение принято в рамках организации работы администрации города Абакана по определению мест уличной мелкорозничной торговли и упорядочению размещения таких объектов, в целях реализации постановления мэра города Абакана от 17.05.2005 № 859.

В пункте 2 Положения о Комиссии по принятию решений Комиссия уполномочена принимать решения о целесообразности и условиях размещения объектов передвижной мелкорозничной торговой сети на территории города Абакана (частичное благоустройство мест торговли, заключение краткосрочного договора аренды земельного участка и т.д.), утверждать места размещения передвижной мелкорозничной торговой сети на территории города Абакана.

Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что перечень полномочий Комиссии по принятию решений и порядок принятия ею решений подчинены цели создания Комиссии, направлены на реализацию полномочий администрации города Абакана как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления в сфере организации торговли и отвечают содержанию пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 № 65 «О свободе торговли» в части указания на торговлю в местах, отведенных органами исполнительной власти.

Пункт 1.1 Правил работы мелкорозничной торговой сети на территории содержит указание, что Правила разработаны в соответствии с Законом Республики Хакасия от 15.03.2004 № 17 «Об административных правонарушениях» и Уставом города Абакана.

Статья 37 Закона Республики Хакасия от 15.03.2004 № 17 устанавливает административную ответственность за нарушение правил работы мелкорозничной торговой сети, установленных органами местного самоуправления.

Тем самым законодатель указал на необходимость разработки и принятия органами местного самоуправления таких правил, что и было сделано мэром города Абакана со ссылкой на указанный выше закон.

Пунктом 3 статьи 45 Устава города Абакана к компетенции Администрации отнесены вопросы координации работы рынков, предприятий торговли и общественного питания, бытового обслуживания, организация ярмарок и базаров, торговое обслуживание общегородских мероприятий, определение мест уличной мелкорозничной торговли.

В развитие этих положений мэр города Абакана утвердил Правила со ссылкой на Устав города.

В пункте 1.4 Правил указано, что к мелкорозничной торговой сети относятся: стационарная мелкорозничная сеть (киоски, павильоны); передвижная мелкорозничная сеть (тележки, автолавки, лотки, корзины, автоцистерны, палатки и иные специализированные приспособления).

Индивидуальный предприниматель Мельникова Ф.Ф. осуществляет розничную торговлю чулочно-носочными товарами, трикотажными изделиями и галантерейными товарами с лотка, то есть не использует в своей деятельности палатки в качестве объекта передвижной мелкорозничной торговой сети, в связи с чем Постановление от 17.05.2005 № 859 в данной части не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Абзацем 2 пункта 1.5 Правил установлено, что не допускается выкладка и продажа товаров с коробок, ящиков или другой тары на тротуаре, земле, деревьях, парапетах и деталях зданий, на проезжей части улиц, газонах, территориях, прилегающих к зданиям, где располагаются государственные органы и органы местного самоуправления, историко-архитектурные и скульптурные памятники, детские учреждения.

В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации «О свободе торговли» граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведённых органами исполнительной власти, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена, аэропортов, пассажирских судов и поездов, вокзалов, территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления, детских дошкольных и школьных учреждений.

По смыслу приведённой правовой нормы свобода торговли на территории муниципальных образований предполагает ограничения, связанные с местом осуществления торговой деятельности.

Таким образом, выводы арбитражного суда о том, что установление в абзаце 1 пункта 1.5 Правил перечня отведённых мест, где разрешено осуществлять мелкорозничную торговлю, соответствует пункту 4 Указа Президента «О свободе торговли», является правильным.

Установленная мэром города Абакана процедура отведения мест для осуществления торговли предусматривает необходимость получения разрешения, выдаваемого по решению Комиссии по принятию решений. Какие-либо иные ограничения, не предусмотренные вышеназванным Указом, Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, оспариваемое постановление от 04.06.2007 № 1026 в текст Правил работы мелкорозничной торговой сети не вносит.

При изложенных обстоятельствах выводы Арбитражного суда Республики Хакасия об отсутствии оснований для признания оспариваемых нормативных правовых актов не соответствующими требованиям Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Гражданского кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 № 65 «О свободе торговли», и что применительно к предпринимательской деятельности заявителя, оспариваемые акты соответствуют данным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, являются правомерными.

В связи с чем доводы жалобы, оспаривающие вывод суда о законности правовых актов, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.

Арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, в их правильном толковании и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта. Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.

При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой не влияют на законность принятого по делу судебного акта, в связи с чем судебный акт подлежит оставлению без изменения.

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 17 апреля 2008 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу № А74-168/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Судьи

Л.Ю. Пущина

Л.И. Смоляк

М.М.Шелёмина