ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А74-2695/2021 от 16.02.2022 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

16 февраля 2022 года

Дело № А74-2695/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Загвоздина В.Д.,

судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабак Д.В.,

при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия представителей государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Хакресводоканал» - Коваленко Л.М. (доверенность от 28.12.2021, диплом о высшем юридическом образовании), администрации Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия – Сергеева Н.Н (глава администрации, служебное удостоверение), администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия – Федотова В.В. (доверенность от 10.01.2022, диплом о высшем юридическом ообразовании),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Хакресводоканал» на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 13 сентября 2021 года о делу № А74-2695/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2021 года по тому же делу,

установил:

государственное унитарное предприятие Республики Хакасия «Хакресводоканал» (ИНН 1901001202, ОГРН 1021900850597, далее – ГУП «Хакресводоканал», предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее – администрация Солнечного сельсовета) о признании незаконным постановления от 24.02.2021 № 18-п «Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения на территории муниципального образования Солнечный сельсовет».

Дело рассмотрено с привлечением третьих лицах, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее соответственно - администрация Усть-Абаканского района и Министерство ЖКХ).

Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, предприятие обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.

Как указано в кассационной жалобе, примененное судами законодательство не наделяет органы местного самоуправления сельских поселений полномочиями по определению гарантирующих организаций для центральной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Такие полномочия осуществляются органами местного самоуправления муниципального района.

Судами не учтено, что применительно к части 2 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) предприятие в рассматриваемом случае не может быть признано гарантирующим поставщиком, поскольку оно не эксплуатирует на территории, подведомственной администрации Солнечного сельсовета, водопроводные и (или) канализационные сети, в связи с чем ГУП «Хакресводоканал» в дальнейшем не могут быть установлены тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения в отношении абонентов, подключенных в д. Курганной, в связи с отсутствием у предприятия прав на имущество, используемого для осуществления регулируемой деятельности.

Судами не исследовался вопрос о том, кто осуществляет эксплуатацию объектов централизованной системы водоснабжения от точки подключения существующего водовода ООО «СУЭК-Хакасия» до д. Курганной, а также в указанном населенном пункте. Вывод судов о том, что только ГУП «Хакресводоканал» может подать в водопроводную сеть, расположенную на территории муниципального образования Солнечный сельсовет, воду надлежащего качества, не имеет правового значения, поскольку все организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем водоснабжения, а также исполнители, участвующие в обеспечении населения питьевой водой, в пределах своей компетенции ответственны за ее качество.

Кроме того, в схеме водоснабжения и водоотведения Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия допущена ошибка - на странице 24 имеется фотография резервуара объемом 1004 куб. м, из которого поступает вода питьевого качества в систему водоснабжения ООО «СУЭК-Хакасии», то есть данный линейный объект не является водозабором предприятия.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания судом округа извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения – т.1 л.д.2, 3, 36, 81, информация
о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети «Интернет» по адресам http://fasvso.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru).

В заседании суда округ представитель предприятия поддержал доводы кассационной жалобы, представители администраций Солнечного сельсовета и Усть-Абаканского района просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения как законные и обоснованные.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального
и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее,
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, основным видом деятельности ГУП «Хакресводоканал» является сбор и обработка сточных вод, дополнительными - забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд; распределение воды для питьевых и промышленных нужд.

02.07.2019 предприятием выданы технические условия на проектирование системы холодного водоснабжения (взамен ТУ от 08.09.2011) жилых домов д. Курганная Усть-Абаканского района Республики Хакасия.

В пункте 6 названных технических условий указано, что точка подключения к центральной системе холодного водоснабжения – водопровод разреза «Черногорский» (существующая врезка летнего водопровода на д. Курганная).

29.12.2020 Министерством ЖКХ выдано заключение № 66-30С о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации. 30.12.2020 составлен акт о соответствии параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, из которого следует, что исходная вода питьевого качества поступает из существующего магистрального водопровода г. Черногорска. Трубопровод принадлежит ООО «СУЭК-Хакасия». Точка подключения водопровода – водопроводный колодец СК-1.

Построенный водопровод в настоящее время находится на балансе администрации сельсовета.

Из утвержденной Схемы водоснабжения и водоотведения Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия до 2031 года следует, что система водоснабжения Солнечного сельсовета обеспечивает получение воды из природного подземного источника и ее подачу к местам потребления. Основными потребителями являются население, бюджетные учреждения, промышленные и сельскохозяйственные предприятия и организации.

Водоснабжение для хозяйственно-питьевых и производственных целей осуществляется из водозаборных скважин и из водозабора, принадлежащего ГУП «Хакресводоканал».

Система водоснабжения на территории Солнечного сельсовета делится на 3 зоны:

1 зона - территория, прилегающая к с. Солнечное, включает скважину, водонапорную башню и распределительную сеть водопровода;

2 зона - территория, прилегающая к с. Красноозерное;

3 зона - территория, прилегающая к д. Курганная, включает распределительную сеть водопровода.

Потребителями 3 зоны водоснабжения являются: промышленные предприятия: ООО «СУЭК-Хакасия» (разрез «Черногорский»), ООО «Бентонит Хакасии», ООО «Шахта «Хакасская», учреждения МБОУ «Солнечная СОШ» филиал «Курганная НОШ», ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская РБ» ФАП д. Курганная, Тренажерный зал д. Курганная, Курганный клуб, жители д. Курганная (336 человек, 99 домовладений).

Лабораторные исследования воды вокруг территории д. Курганная показывают наличие в ней повышенного плотного осадка (более 1600 мг), минерализация составляет от 6 до 12 г/л при предельно-допустимой концентрации по СанПиН 1,0 г/л. В воде имеется повышенное содержание фтора, радиологических частиц и других веществ. Анализ полученных результатов показывает, что вода не соответствует питьевым требованиям. Ее недопустимо использовать для хозяйственно-питьевых целей.

Водоснабжение промышленных предприятий осуществляется из водозабора, принадлежащего ГУП «Хакресводоканал», до потребителя ООО «СУЭК-Хакасия» (разрез «Черногорский»).

Система водоснабжения ООО «Бентонит Хакасии» осуществляется от существующего магистрального питьевого водопровода до предприятия. Водоснабжение д. Курганная выполнено от точки подключения водопровода колодца СК-1 напорным трубопроводом из сшитого полиэтилена диаметром 110 мм.

Хозяйственно-питьевой водопровод д. Курганная совмещен с противопожарным водопроводом. На водопроводной сети установлены колодцы с запорной арматурой для деления сети на ремонтные участки (ВК-1, ВК-3, ВК-4, ВК-7). К колодцу ВК-3 подключены водопроводные сети д. Курганная. К колодцу ВК-4 подключены водопроводные сети ООО «Бентонит Хакасии».

В д. Курганная существует холодное централизованное водоснабжение. В качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения используются подземные источники. Подземные воды, как источник хозяйственно-питьевого водоснабжения, имеют ряд преимуществ перед поверхностными. Они, как правило, характеризуются более высоким качеством и не требуют дорогостоящей очистки, лучше защищены от загрязнения и испарения.

ГУП РХ «Хакресводоканал» производит подготовку воды и подает ее потребителям 3 зоны муниципального образования Солнечный сельсовет.

По состоянию на 2021 год в Солнечном сельсовете нет сооружений очистки и предварительной подготовки воды. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора в наружной и внутренней сети.

Существующая насосная станция принадлежит ГУП РХ «Хакресводоканал». Вода, подаваемая из водопровода г. Черногорска, соответствует требованиям, предъявляемым СанПиН к питьевой воде, и подается от VI водоподъема, находящегося на арендуемом земельном участке, принадлежащем муниципальному образованию Солнечный сельсовет.

Объекты и сооружения системы водоснабжения VI водоподъема принадлежат на праве собственности ГУП «Хакресводоканал».

Муниципальному образованию Солнечный сельсовет принадлежат: водопровод от VI водоподъема до предприятия и объектов, включая внутреннюю разводку системы накопления - ООО «СУЭК-Хакасия» разрез «Черногорский»; участок водопровода от колодца, находящегося на водопроводе до предприятия и объектов, в том числе внутреннюю разводку - ООО «Бентонит Хакасии», от VI водоподъема до предприятия и объектов, включая внутреннюю разводку системы накопления - ООО «Шахта Хакасская», от точки подключения существующего водопровода СК-1 водопроводной сети с устройством секционных блокировок: в водопроводных колодцах: СК-1, СК-2, СК-3, СК-4, ВК-6, ВК-9, ВК-13, ВК-14.

В настоящее время в 3 зоне прибор коммерческого учета установлен. Отсутствует необходимость устройства дополнительных насосных станций и регулирующих емкостей.

Таким образом, только ГУП «Хакресводоканал» может подать воду соответствующего качества в водопроводную сеть, расположенную на территории муниципального образования Солнечный сельсовет, и в связи с этим является единственным поставщиком качественной питьевой воды. Иные источники водоснабжения и очистки воды, кроме принадлежащих предприятию, на территории сельского поселения отсутствуют.

При этом ГУП «Хакресводоканал» подает воду в сеть по утвержденным тарифам водоснабжения.

В связи с изложенным, постановлением администрации Солнечного сельсовета от 24.02.2021 № 18-п ГУП «Хакресводоканал» определено гарантирующей организацией на территории муниципального образования Солнечный сельсовет (пункт 1); зоной деятельности гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения, обеспечения качественной питьевой водой является населенный пункт д. Курганная, ООО «СУЭК-Хакасия» (разрез «Черногорский»), ООО «Бентонит-Хакасии» (пункт 2).

Предприятие, полагая, что постановление от 24.02.2021 №18-п вынесено органом местного самоуправления в отсутствие у него соответствующих полномочий, при этом ГУП «Хакресводоканал» не отвечает установленным законодательством признакам гарантирующей организации, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций на основании обстоятельств, изложенных выше, пришли к выводам: о наличии у администрации Солнечного сельсовета полномочий на определение гарантирующей организации в отношении подведомственной ей территории; правомерном определении предприятия гарантирующей организацией.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает оснований для отмены принятых по делу решения и постановления.

Согласно части 1 статьи 6 Закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в частности, определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.

Таким образом, определение гарантирующей организации является одним из полномочий органа местного самоуправления в сфере организации водоснабжения и водоотведения.

В силу части 1.1 статьи 6 Закона № 416-ФЗ вышеуказанные полномочия на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Аналогичная возможность передачи указанных выше полномочий органам местного самоуправления сельских поселений также предусмотрена пунктом 4 части 1 и частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ).

В Республике Хакасия отдельные вопросы местного значения закреплены за сельскими поселениями Законом Республики Хакасия от 07.11.2014 № 84-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия» (далее - Закон № 84-ЗРХ).

Статьей 1 Закона № 84-ЗРХ предусмотрено, что настоящий Закон в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ закрепляет за сельскими поселениями в Республике Хакасия отдельные вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 указанной статьи вопросов местного значения городских поселений. Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 84-ЗРХ за сельскими поселениями закрепляются вопросы местного значения в части организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 14 пункта 1 статьи 9 Устава муниципального образования Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия также к вопросам местного значения поселения отнесены организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, постановление от 24.02.2021 № 18-п принято уполномоченным органом - администрацией Солнечного сельсовета.

По вопросу соответствия ГУП «Хакресводоканал» установленным законодательством требованиям для признания данного лица гарантирующей организацией суды правильно исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 29 статьи 2 Закона № 416-ФЗ централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 2 статьи 12 Закона № 416-ФЗ).

Как верно указал суд апелляционной инстанции, из системного толкования статьи 12 Закона № 416-ФЗ не следует, что законодатель выдвигает дополнительные требования (такие как наличие в эксплуатации сетей на конкретной территории или во всех технологических зонах) к организации, претендующей на присвоение ей статуса гарантирующей организации, помимо наличия наибольшего количества абонентов в пределах централизованной системы водоснабжения и водоотведения.

Полномочия органов местного самоуправления по определению гарантирующей организации ограничены пределами конкретного муниципального образования, несмотря на то, что централизованная система водоснабжения и (или) водоотведения может охватывать территории нескольких муниципальных образований и даже субъектов Российской Федерации. В этой связи, анализ количества абонентов производится исходя из пределов территории конкретного муниципального образования. В случае отсутствия на каком-либо участке централизованной системы сетей, непосредственно эксплуатируемых гарантирующей организацией, законом предусматривается обязанность владельцев таких сетей обеспечить транспортировку ресурсов до абонентов (части 4, 5 статьи 12 Закона № 416-ФЗ).

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание положения Схемы водоснабжения и водоотведения Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия до 2031 года, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество осуществляет холодное водоснабжение на территории муниципального образования Солнечный сельсовет, эксплуатирует в этих целях сети централизованной системы водоснабжения, принадлежащие указанному муниципальному образованию; к данным сетям присоединено наибольшее количество абонентов. Кроме того, только предприятие может подать воду соответствующего качества в водопроводную сеть, расположенную на территории муниципального образования Солнечный сельсовет, и в связи с этим является единственным поставщиком качественной питьевой воды; иные источники водоснабжения и очистки воды, кроме принадлежащих предприятию, на территории сельского поселения отсутствуют.

С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что ГУП «Хакресводоканал» законно и обоснованно определено гарантирующей организацией на территории муниципального образования Солнечный сельсовет и зоной деятельности гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения, обеспечения качественной питьевой водой являются населенный пункт д. Курганная, ООО «СУЭК-Хакасия» (разрез «Черногорский), ООО «Бентонит-Хакасии».

Довод об отсутствии у предприятия прав на имущество, используемое для осуществления регулируемой деятельности, и невозможности в связи с этим установления ему тарифов на водоснабжение противоречит обстоятельствам, установленным судами и изложенным выше в описательной части настоящего судебного акта, в связи с чем подлежит отклонению.

Утверждение предприятия о наличии в схеме водоснабжения и водоотведения Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия ошибки в классификации одного из элементов линейного объекта как водозабора в целом не опровергает выводы судов, послужившие основанием для признания законным постановления от 24.02.2021 № 18-п.

Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7
и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и сделаны
при правильном применении норм материального права к установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права к установленным по делу фактическим обстоятельствам, на законность обжалуемых судебных актов не влияют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, при рассмотрении дела не допущено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение и постановление на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Определением суда округа от 24 января 2022 года предприятию была предоставлена отсрочка от уплаты государственной пошлины в сумме 1 500 рублей, в связи с чем, по итогам кассационного рассмотрения указанная сумма подлежат взысканию с ГУП «Хакресводоканал» в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 274, 286-289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 13 сентября 2021 года по делу № А74-2695/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную
жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Хакресводоканал» (ИНН 1901001202, ОГРН 1021900850597), расположенного по адресу: 655100, Республика Хакасия, р.п. Усть-Абакан, ул. Коммунальная, д. 1, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей.

Арбитражному суду Республики Хакасия выдать исполнительный лист о взыскании вышеуказанной суммы государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок,
не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

В.Д. Загвоздин

А.И. Рудых

М.М. Шелёмина