ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А74-3665/2021 от 03.03.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 марта 2022 года

Дело №

А74-3665/2021

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2022 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи: Петровской О.В.,

судей: Белан Н.Н., Парфентьевой О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретаря Солдатовой П.Д.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889)

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от 15 октября 2021 года по делу № А74-3665/2021,

установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889, далее - истец, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию города Абакана «Водоканал» (ИНН 1901037777, ОГРН 1021900519255, далее - ответчик, МУП «Водоканал») об обязании подписать дополнительные соглашения о продлении договора по транспортировке сточных вод от 16.12.2019 № 03-19-19-12-04 и о продлении договора по транспортировке холодной воды от 16.12.2019 № 03-19-19-12-03 на тех же условиях на период с 01.01.2021 по 31.12.2021.

Определением арбитражного суда от 08.07.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - третье лицо, Минобороны России), Федеральное государственной казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - третье лицо, ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России), Федеральное автономное учреждение Министерства обороны Российской Федерации «Центральный спортивный клуб Армии» (далее - третье лицо, ФАУ МО РФ ЦСКА).

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 15 октября 2021 года в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:

- ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ является самостоятельным юридическим лицом, которое вправе иметь в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;

- абонентом (конечным потребителем коммунальных услуг) является юридическое лицо - УСТК «Атлант», заключившее прямые договоры холодного водоснабжения и водоотведения с МУП г. Абакана «Водоканал»;

- вода и водоотведение для абонентов будут транспортироваться через сети, находящиеся на праве оперативного управления ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, что влечет необходимость заключения договора транспортировки воды;

- учитывая, что истец осуществляет транспортировку холодной воды и водоотведение иного юридического лица, подачу которой обязался осуществлять ответчик, то истец имеет право на получение вознаграждения за транспортировку холодной воды по своим сетям;

- для ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение, на 2021 год установлен соответствующий тариф;

- УСТК «Атлант» с бассейном ГП №1А и крытая ледовая площадка ГП № 1 и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ являются самостоятельными юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность с использованием имущества, принадлежащего им на праве оперативного управления, и использующих его в целях, предусмотренных уставной деятельностью.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021 апелляционная жалоба принята к производству, с учетом отложения на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство назначено на 03.03.2022.

Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в сети «Интернет»).

При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.

Согласно отзыву на апелляционную жалобу ответчик считает обжалуемое решение законным и обоснованным, а требования истца не подлежащим иудовлетворению по следующим основаниям:

- в нарушение требований пункта 55 Правил холодного водоснабжения и водоотведения истцом не представлены необходимые документы: копии технических паспортов на водопроводные и (или) канализационные сети, составленные соответствующими уполномоченными органами; копии исполнительной документации на водопроводные и (или) канализационные сети; схемы водопроводных и (или) канализационных сетей. Указанные документы необходимы для установления протяженности сетей и подтверждения факта подключения именно через переданные в оперативное управление сети;

- в нарушение требований пунктов 55 (2), 55 (3) Правил холодного водоснабжения и водоотведения в связи с непредставлением истцом указанных выше документов не проведено обследование транзитных сетей и, как следствие, отсутствует возможность заключить договор транспортировки;

- согласно Уставу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Пунктом 13 Устава предусмотрено, что основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее -Учреждение, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) создано в соответствии с Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В целях осуществления функций учреждения вне его местонахождения (на территории Центрального военного округа) создан филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) (далее - Филиал ФГБУ «ЦЖКУ» (по ЦВО)), действующий на основании Положения о филиале ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ (по ЦВО).

На территории Республики Хакасия функции Учреждения осуществляет Жилищно-коммунальная служба № 19 (г. Абакан) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу), которая осуществляет полномочия Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Приказом Директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации от 16.08.2016 № 1729 за указанным учреждением закреплено на праве оперативного управления недвижимое имущество: тепловая сеть, наружные сети водоснабжения и наружные сети водоотведения, расположенные в г. Абакане по ул. Аскизская, 240А.

Приказом Директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за Федеральным автономным учреждением Министерства обороны Российской Федерации «Центральный спортивный клуб Армии» от 13.12.2016 № 2917 за ФАУ МО РФ ЦСКА закреплено на праве оперативного управления недвижимое имущество: УСТК «Атлант с бассейном» и Крытая ледовая площадка.

Приказом Директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации» от 12.04.2017 №1140 за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России закреплены на праве оперативного управления сети водоснабжения и сети водоотведения, расположенные в военном городке №20 в г. Абакане Республики Хакасия.

Между истцом (транзитная организация) и ответчиком (организацией водопроводно-канализационного хозяйства) 16.12.2019 заключены договор по транспортировке сточных вод № 03-19-19-12-04 и договор по транспортировке холодной воды № 03-19-19-12-03.

По условиям договора № 03-19-19-12-04 транзитная организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, контроль за соблюдением абонентами организации водопроводно-канализационного хозяйства нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и осуществлять транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности транзитной организации, а организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями законодательства Российской Федерации и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод (пункт 1договора № 03-1919-12-04).

По условиям договора № 03-19-19-12-04 транзитная организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку холодной (питьевой) воды, холодной (технической) воды. Транзитная организация учитывает допустимые изменения качества холодной (питьевой) и холодной (технической) воды (далее - холодная вода) и потерь холодной воды при транспортировке от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности транзитной организации и организации водопроводно-канализационного хозяйства. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема холодной воды установленного качества (пункт 1 договора № 03-1919-12-04).

В соответствии с пунктом 2 договора № 03-19-19-12-04 граница балансовой принадлежности канализационной сети транзитной организации и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности и по схеме сетей водоотведения по объектам УСТК «Атлант» с бассейном ГП №1А и крытой ледовой площадки ГП №1, закрепленных за Федеральным автономным учреждением Министерства обороны Российской Федерации «Центральный спортивный клуб Армии» (далее ФАУ МО РФ ЦСКА), расположенных по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пирятинская, 38А, Аскизская, 240А согласно приложению №1 к договору.

В соответствии с пунктом 2 договора № 03-19-19-12-03 граница балансовой принадлежности водопроводных сетей системы холодного водоснабжения транзитной организации и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности и по схеме сетей водоснабжения по объектам УСТК «Атлант» с бассейном ГП №1А и крытой ледовой площадки ГП №1, закрепленных за Федеральным автономным учреждением Министерства обороны Российской Федерации «Центральный спортивный клуб Армии» (далее ФАУ МО РФ ЦСКА), расположенных по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пирятинская, 38А, Аскизская, 240А согласно приложению № 1 к договору.

Датой начала транспортировки стороны определили 01.01.2020, что закреплено в пункте 7 договора № 03-19-19-12-03 и пункте 5 договора № 03-19-19-12-04.

Сторонами определено, что в случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен (тарифов) на транспортировку сточных вод и холодной воды, цена договора изменяется соответственно размеру изменения тарифов (пункт 7 договора №03-19-19-12-04 и пункт 8 договора № 03-19-19-12-03).

В соответствии с пунктом 55 договоров №03-19-19-12-04, № 03-19-19-12-03 договор считается продленным на 1 год на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.

Согласно приложению № 1 к договору № 03-19-19-12-04 границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по канализационным сетям согласно схеме канализационных сетей по Республике Хакасия, в/г №20 г. Абакан, ул. Аскизская, 240А, Пирятинская, 38А проходят по месту подключения сети канализации «Транзитной организации» к колодцу СК-23 (Сущ.Город) «Организации водопроводах) -канализационного хозяйства»:

Военный городок №20 расположен по адресу: Республике Хакасия, г. Абакан, ул. Аскизская, 240А, Пирятинская, 38А на эксплуатации «Транзитной организации» -канализационные сети от наружных стен зданий:

- «Крытая ледовая площадка ГП №1»;

- «УСТК Атлант с бассейном ГП №1 А»;

до точки подключения к магистральной сети канализации (канализационный колодец СК-23 (Сущ. Город) Организации водопроводно-канализационного хозяйства.

Согласно приложению № 1 к договору № 03-19-19-12-03 границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным сетям согласно схеме водопроводных сетей по Республике Хакасия, в/г №20 г. Абакан, ул. Аскизская, 240А, Пирятинская, 38А. приложенной к данному акту, проходят по месту подключения сети водопровода «Транзитной организации» к ВК Южный ввод «Организации водопроводно-канализационного хозяйства»:

Военный городок №20 расположен по адресу: Республике Хакасия, г. Абакан, ул. Аскизская, 240А, Пирятинская, 38А на эксплуатации «Транзитной организации» -водопроводные сети от наружных стен зданий:

- «Крытая ледовая площадка» ГП №1;

- «УСТК Атлант с бассейном» ГП №1А;

до точки подключения к магистральной сети водопровода ВК Южный ввод организации водопроводно-канализационного хозяйства.

Между МУП «Водоканал» (организация ВКХ) и ФАУ МО РФ ЦСКА (абонент) 01.02.2021 заключен договор холодного водоснабжения и водоотведення № 2766/644-ОСГ, согласно которому организация ВКХ обязуется подавать на объекты абонента через присоединенную водопроводную сеть из централизованной системы холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду установленного качества и в необходимом объёме и осуществлять приём сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведення с последующей транспортировкой, очисткой и сбросом в водный объект. Абонент по настоящему договору обязуется соблюдать режим водоотведення, нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованных систем водоотведення, оплачивать водоотведение и принятую холодную (питьевую) воду (далее - холодная вода) установленного качества в сроки и порядке, которые определены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункт 1.1 договора).

В соответствии с пунктом 2.1 договора датой начала подачи холодной воды и приёма сточных вод по каждому объекту абонента является:

г. Абакан, в/г № 20 (ул. Пирятинская, 38 А; ул. Аскизская, 240А)

бассейн «Атлант» - «01» января 2021 года;

Крытая ледовая площадка - «01» января 2021 года.

Как указывает истец, абонентами (конечным потребителем коммунальных услуг) являются юридические лица - УСТК «Атлант» с бассейном ГП №1А и крытая ледовая площадка ГП №1, заключившие прямые договоры холодного водоснабжения и водоотведения с МУП «Водоканал», который производит начисление и сбор денежных средств за холодную воду и водоотведение. Вода и водоотведение для абонентов будут транспортироваться через сети, находящиеся на праве оперативного управления ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, что влечет необходимость заключения договора транспортировки воды.

Истцом в адрес МУП Абакана «Водоканал» 19.10.2020 письмом № 370/У/3/19 направлены дополнительные соглашения о продлении договоров № 03-19-19-12-03 и № 0319-19-12-04 на тех же условиях на период с 01.01.2021 по 31.12.2021.

В ответ на письмо ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 19.10.2020 № 370/У/3/19 МУП «Водоканал» письмом от 30.11.2020 № 46/2 заявило о прекращении договоров № 03-19-19-12-03 и № 03-19-19-12-04 в соответствии с пунктом 55 указанных договоров.

По мнению истца, у МУП «Водоканал», как гарантирующей организации, оказывающей услуги водоснабжения и водоотведения абонентам, технологически присоединенных к централизованной сети через сети истца, имеется обязанность продлить на тех же условиях на период с 01.01.2021 по 31.12.2021 договор по транспортировке сточных вод №03-19-19-12-04 от 16.12.2019 и договор по транспортировке холодной воды №03-19-19-12-03 от 16.12.2019.

Полагая, что ответчик неправомерно уклонился от продления указанных договоров по транспортировке холодной воды и сточных вод на период с 01.01.2021 по 31.12.2021, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Предметом настоящего иска является требование о понуждении ответчика к подписанию дополнительных соглашений о продлении договора по транспортировке сточных вод от 16.12.2019 № 03-19-19-12-04 и о продлении договора по транспортировке холодной вода от 16.12.2019 № 03-19-19-12-03 на тех же условиях на период с 01.01.2021 по 31.12.2021, как договоров, носящих публичный характер и обязательных к заключению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Принцип свободы договора предполагает добросовестность действий его сторон, разумность и справедливость его условий, в частности, их соответствие действительному экономическому смыслу заключаемого соглашения.

Свобода договора предполагает, что стороны действуют по отношению друг к другу на началах равенства и автономии воли и определяют условия договора самостоятельно в своих интересах, при этом не означает, что стороны при заключении договора могут действовать и осуществлять права по своему усмотрению без учета прав других лиц (своих контрагентов), а также ограничений, установленных Кодексом и другими законами.

Норма, определяющая права и обязанности сторон договора, толкуется судом исходя из ее существа и целей законодательного регулирования, то есть суд принимает во внимание не только буквальное значение содержащихся в ней слов и выражений, но и те цели, которые преследовал законодатель, устанавливая данное правило (пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 года № 16 «О свободе договора и ее пределах»).

Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (пункт 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ о водоснабжении и водоотведении).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 11 ФЗ о водоснабжении и водоотведении в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения

Указанные в части 1 настоящей статьи договоры заключаются в соответствии с гражданским законодательством. Договоры по транспортировке воды (горячей воды) и договоры по транспортировке сточных вод заключаются в соответствии с гражданским законодательством с учетом положений статей 16 и 17 настоящего Федерального закона

Договоры по транспортировке сточных вод заключаются в соответствии с типовым договором по транспортировке сточных вод, утвержденным Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 17 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ).

Пунктом 51 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644, также установлено, что по договору по транспортировке сточных вод транзитная организация, осуществляющая эксплуатацию канализационных сетей, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия в целях обеспечения поддержания канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, контроля за соблюдением абонентами организации водопроводно-канализационного хозяйства нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, а также осуществлять транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности транзитной организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоотведение) обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.

Согласно пункту 46 Правил №644 заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным.

Согласно пункту 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения под транзитной организацией понимается организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод.

В соответствии с пунктом 55(4) Правил №644 организация водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующая организация) вправе отказаться от заключения договора по транспортировке холодной воды и (или) договора по транспортировке сточных вод в следующих случаях:

если объект (объекты), в отношении которых организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией) осуществляется холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и водопроводные и (или) канализационные сети и (или) сооружения на них, с использованием которых осуществляется транспортировка воды и (или) сточных вод, принадлежат на праве собственности и (или) ином законном основании одному и тому же лицу.

Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что объекты, на который поставляется ресурс, и водопроводные сети принадлежат одному лицу – Министерству обороны Российской Федерации.

Вместе с тем, судом не учтено следующее.

Из буквального толкования указанного положения Правил следует, что спорные объекты и водопроводные сети или сети водоотведения могут принадлежать как на праве собственности разным лицам, так и на ином вещном праве, в том числе на праве оперативного управления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются:

право пожизненного наследуемого владения земельным участком (статья 265);

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268);

сервитуты (статьи 274, 277);

право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).

Как следует из содержания статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно -коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации создано в соответствии с Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 для выполнения работ, оказания работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В целях осуществления функций Учреждения вне его местонахождения, создан филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.

Приказом Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации от 16.08.2016 № 1729 за указанным учреждением закреплено на праве оперативного управления недвижимое имущество: тепловая сеть, наружные сети водоснабжения и наружные сети водоотведения, расположенные по адресу: г. Абакан ул. Аскизская, 240 А.

Приказом Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за Федеральным автономным учреждением Министерства обороны Российской Федерации «Центральный спортивный клуб Армии» от 13.12.2016 № 2917 за ФАУ МО РФ ЦСКА закреплено на праве оперативного управления недвижимое имущество: УСТК «Атлант с бассейном» и Крытая ледовая площадка.

Приказом Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации» от 12.04.2017г № 1140 за ФГПУ «ЦЖКУ» Министерства обороны России закреплены на праве оперативного управления сети водоснабжения и сети водоотведения, расположенные в военном городе №20 в г. Абакане РХ, через которые осуществляется поставка воды в нежилой фонд МО РФ и водоотведение.

В материалы дела представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 29.09.2021 № 99/2021/420505165 в отношении нежилого здания УСТК «Атлант с бассейном», расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, военный городок № 20, от 29.09.2021 № 99/2021/420505409 в отношении нежилого задания Крытая ледовая площадка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, военный городок № 20, от 07.10.2021 № 99/2021/422094858 в отношении сооружения коммунального хозяйства наружные сети водоснабжения, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, военный городок № 20, от 08.10.2021 № 99/2021/422454597 в отношении сооружения канализации наружные сети водоотведения, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, военный городок № 20, согласно которым правообладателем указанных объектов является Российская Федерация; нежилое здание УСТК «Атлант с бассейном», нежилое здание Крытая ледовая площадка переданы в оперативное управление Федеральному автономному учреждению Министерства обороны Российской Федерации «Центральный спортивный клуб Армии»; наружные сети водоснабжения и наружные сети водоотведения переданы в оперативное управление ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.

Следовательно, материалами дела подтверждено, что спорные объекты (УСТК «Атлант с бассейном» и Крытая ледовая площадка) закреплены за Федеральным автономным учреждением Министерства обороны Российской Федерации «Центральный спортивный клуб Армии», а водопроводные сети и сети водоотведения закреплены за Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления.

Указанные учреждения являются разными юридическими лицами, что прямо следует из сведений ЕГРЮЛ.

То есть, материалами дела не подтверждены условия применения пункта 55(4) Правил №644.

Данная правовая позиция поддержана судебными инстанциями по аналогичному делу № А78-7858/2018.

Однако, как следует из содержания договоров №03-19-19-12-04, № 03-19-19-12-03, сторонами определено, что в случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен (тарифов) на транспортировку сточных вод и холодной воды, цена договора изменяется соответственно размеру изменения тарифов (пункт 7 договора №03-19-19-12-04 и пункт 8 договора № 03-19-19-12-03).

В соответствии с пунктом 55 договоров №03-19-19-12-04, № 03-19-19-12-03 договор считается продленным на 1 год на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.

В материалы дела представлено уведомление (л.д. 40, т. 1) МУП города Абакана «Водоканал» о прекращении договоров на транспортировку холодной воды и сточных вод №03-19-19-12-04, № 03-19-19-12-03 на основании пункта 55 договоров. Указанное уведомление не соответствует требованиям указанных выше норм права.

В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Следовательно, в отсутствие доказательств правомерного волеизъявления сторон на прекращение договорных отношений, спорные договоры продолжают свое действие в 2021 году.

Также апелляционный суд учитывает, что отсутствие заключенного письменного договора не свидетельствует об отсутствии фактически сложившихся отношений между истцом и ответчиком по оказанию услуг по транспортировке холодной воды и водоотведению сточных вод.

Судом апелляционной инстанции также учтено, что дополнительные соглашения не могут быть заключены с ответчиком на прошлый период с 01.01.2021 по 31.12.2021.

Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (пункт 1 статьи 425 ГК РФ).

Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений (пункт 2 статьи 425 ГК РФ).

В силу действующего законодательства Российской Федерации включение в проект договора холодного водоснабжения и водоотведения положения о том, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, может быть осуществлено только при наличии согласия обеих сторон сделки.

Установление такого правила является правом сторон и не может быть осуществлено в одностороннем порядке.

С учетом изложенного исковые требования в части заключения договора холодного водоснабжения и водоотведения на прошлый период, не могут быть удовлетворены. При этом на будущий период истец не просил заключить договоры.

Учитывая изложенное, апелляционный суд также не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований об обязании ответчика заключить дополнительные соглашения о продлении договора по транспортировке сточных вод от 16.12.2019 № 03-19-19-12-04 и о продлении договора по транспортировке холодной вода от 16.12.2019 № 03-19-19-12-03 на тех же условиях на период с 01.01.2021 по 31.12.2021.

Следовательно, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого акта.

При принятии постановления арбитражный суд апелляционной инстанции действует в пределах полномочий, определенных статьей 269 АПК РФ.

В случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения или определения, арбитражный суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.

На изменение мотивировочной части судебного акта может быть также указано в резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции (пункт 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» (далее - Постановление № 12).

В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции привел иную мотивировочную часть, чем мотивировочная часть решения суда первой инстанции от 15 октября 2021 года. При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что данное нарушение не повлекло принятие неправильного решения по существу рассмотренного спора. Указание в резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции на изменение мотивировочной части судебного акта является правом, а не обязанностью суда апелляционной инстанции.

При указанных обстоятельствах обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы. Апелляционный суд учитывает, что истец освобожден от оплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 15 октября 2021 года по делу № А74-3665/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

О.В. Петровская

Судьи:

Н.Н. Белан

О.Ю. Парфентьева