ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А74-5024/2022 от 10.10.2023 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

17 октября 2023 года

Дело № А74-5024/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2023 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кореневой Т.И.,

судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Агаевым М.М.,

при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции представителя Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия ФИО1 (доверенность от 08.08.2023, паспорт, диплом), представителя публичного акционерного общества «Россети Сибирь» ФИО2 (доверенность от 15.06.2022, паспорт, диплом),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 января 2023 года по делу № А74-5024/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2023 года по тому же делу,

установил:

публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – общество, ПАО «Россети Сибирь») обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с требованиями к Государственному комитету энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – Комитет) о признании недействительным приказа от 14.03.2022 № 7-п «Об утверждении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» энергопринимающих устройств ФИО3 по индивидуальному проекту».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО3.

Решением Арбитражного суда Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 января 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2023 года, заявленные требования удовлетворены частично.

Комитет обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель кассационной жалобы, ссылаясь на содержание пункта 7 Положения о Правлении Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, утвержденного приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 30.12.2020 № 80-од, полагает, что Комитет правомерно не учел сведения, содержащиеся в письме от 09.03.2022 № 1.7/01/440 при принятии решения об утверждении платы ФИО3, поскольку ПАО «Россети Сибирь» направило его с нарушением установленного срока; также заявитель считает, что присутствующий на заседании Правления Госкомтарифэнерго Хакасии представитель общества имел возможность заявить возражения по величине расходов на выполнение мероприятий по созданию технической возможности технологического присоединения, однако своевременно не сделал этого.

В отзыве на кассационную жалобу ПАО «Россети Сибирь» указало на необоснованность доводов кассационной жалобы, просило оставить в силе обжалуемые судебные акты.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены
по правилам статьей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ; определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru).

Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 сентября 2023 года в составе председательствующего Кореневой Т.И., судей Ананьиной Г.В.., Шелёминой М.М., рассмотрение кассационной жалобы отложено на 12 часов 20 минут 10 октября 2023 года на основании статьи 158 АПК РФ.

Определением суда округа от 09 октября 2023 года в порядке статьи 18 АПК РФ в составе судей, рассматривающих дело, произведена замена судьи Ананьиной Г.В. судьей Рудых А.И.

После замены судьи рассмотрение кассационной жалобы начато с самого начала.

В судебных заседаниях до и после отложения представитель Комитета поддерживал доводы, изложенные в кассационной жалобе; представитель общества указывал на необоснованность доводов кассационной жалобы.

Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 08.09.2021 ФИО3 обратилась в ПАО «Россети Сибирь» с заявкойна осуществление технологического присоединения с целью увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств жилого дома на 90 кВт.

Общество по указанной заявке обратилось в Комитетс заявлением от 05.10.2021 № 1.7/1/6492-исх об установлении размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту энергопринимающих устройств жилого дома потребителя (Алтайский район, с. Белый Яр) к электрическим сетям филиала заявителя.

К указанному заявлению комитетом представлены технические условия для присоединения к электрическим сетям и обоснование необходимости строительства и реконструкции объекта электросетевого хозяйства, в котором указано, что без проведения мероприятий по реконструкции объектов электросетевого хозяйства техническая возможность присоединения энергопринимающих устройств третьего лица с заявленной мощностью отсутствует.

Комитет в адрес общества направил письмо от 11.10.2021 № 1571-МД в котором указано, что к заявлению не приложено документальное подтверждение существующих нагрузок на автомат в РУ-0,4 кВ ТП-29-19-08, ВЛ-0,4 кВ ф. 1 от ТП-29-19-08 и на установленный в ТП-29-19-08 трансформатор (протоколы замеров нагрузок, данные о величине присоединенной мощности и т.д.). Кроме того, отсутствует документальное подтверждение длины подлежащего реконструкции участка ВЛ-0,4 кВ ф. 1.

21.10.2021 ПАО «Россети Сибирь» представило дополнительные документы (электрические нагрузки по фидерам 0,4 кВ КТП, ТП, РП, поопорная схема ВЛ-0,4 кВ ТП-29-19-08). По данным замеров нагрузки от 29.07.2021 нагрузка ТП-29-19-08 - 111,72 кВт.

В письме от 28.10.2021 № 1704-МД комитет сообщил заявителю, что содержащиеся в представленных дополнительных документах сведения противоречат выводам об отсутствии технической возможности технологического присоединения к электросетям.

10.11.2021 ПАО «Россети Сибирь» представило в комитет дополнительные документы (обоснование необходимости строительства и реконструкции объектов электросетевого хозяйства по заявке третьего лица с приложением перечня технических мероприятий, выполняемых обществом для технологического присоединения энергопринимающих устройств третьего лица и однолинейной схемы на технологическое присоединение).

Письмом от 22.11.2021 № 1895-МД комитет уведомил заявителя, что содержащиеся в дополнительных документах обоснования противоречат ранее представленным результатам замеров электрических нагрузок, документальное подтверждение ряда использованных расчетных величин отсутствует.

В ответ общество направило в комитет дополнительные документы, в том числе сведения об электрических нагрузках (письмо общества от 07.12.2021 № 1.7/1/7988-исх).

09.03.2022 общество представило в комитет дополнительные документы - пояснения по загрузке ТП-29-19-08, электрические нагрузки по фидерам 0,4 кВ КТП, ТП, РП (письмо заявителя от 09.03.2022 № 1.7/1/440) из которых следует, что загрузка трансформатора с учетом заявленной дополнительной мощности превышает максимально допустимую нагрузку для ТП-29-19-08 с силовым трансформатором 250 кВа.

14.03.2022 состоялось заседание Правления комитета, результаты которого отражены в протоколе № 7 от 14.03.2022.

Приказом комитета от 14.03.2022 № 7-п утверждена плата за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала энергопринимающих устройств ФИО3 максимальной мощностью 150 кВт (с учетом ранее присоединенной мощности 60 кВт) по индивидуальному проекту в размере 10,20 тысяч рублей без налога (НДС) (пункт 1), расходы на выполнение мероприятий по созданию технической возможности технологического присоединения (развитие существующей сети), связанные с данным технологическим присоединением, не включаемые в плату за технологическое присоединение, определены в размере 218,39 тысяч рублей без налога (НДС) (пункт 2).

Не согласившись с приказом комитета, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанции исходили из наличия оснований для удовлетворения заявленных требований, неправомерности отказа Комитета в утверждении расходов на замену силового трансформатора.

Поскольку судебные акты обжалуются в части признания недействительным пункта 2 приказа комитета от 14.03.2022 № 7-п, правомерность в остальной части решения и постановления в силу статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции не проверяет.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты в обжалуемой части законными и обоснованными, исходя из следующего.

Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Как установлено пунктом 30 указанных Правил, в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных данным разделом.

В соответствии с пунктом 14 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17 (далее – Методические указания), при установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, регулирующий орган определяет расходы сетевой организации на реконструкцию и (или) новое строительство, связанные с данным технологическим присоединением, объем которых согласно пунктам 32 и 87 Основ ценообразования отражается в решении об установлении платы за технологическое присоединение и учитывается при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также устанавливает плату заявителю за объем максимальной мощности, указанной в заявке (в тысячах рублей).

Пунктом 41 Методических указаний установлено, что плата за технологическое присоединение для заявителей, присоединяющихся к электрическим сетям по индивидуальному проекту, определяется регулирующим органом в соответствии с выданными техническими условиями по формуле (53) и устанавливается в тысячах рублей.

В силу пункта 30(1) Правил технологического присоединения, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 данных Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. В случае технологического присоединения к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети сетевая организация обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 15 месяцев с даты заключения соглашения о порядке взаимодействия заявителя и сетевой организации в целях выполнения мероприятий по технологическому присоединению по индивидуальному проекту, заключенного в соответствии с пунктом 30(1-2) настоящих Правил.

Уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы. При отсутствии документов и сведений, необходимых для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в течение 7 дней со дня поступления заявления об установлении платы уведомляет об этом сетевую организацию, а сетевая организация направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов соответствующие документы и сведения в срок не позднее 5 дней со дня получения соответствующего уведомления. Уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня получения запрошенных документов и сведений (пункта 30.3 Правил технологического присоединения).

Как установлено судами, по результатам рассмотрения обращение ПАО «Россети Сибирь» об установлении размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту Комитет пришел к выводам об отсутствии технической возможности технологического присоединения и наличии оснований для утверждения платы за присоединение по индивидуальному проекту; признаны обоснованным расходы общества на выполнение мероприятий по созданию технической возможности технологического присоединения (на замену автоматического выключателя и на замену провода).

Также Комитет пришел к выводам о необоснованности расходов на замену силового трансформатора и об отсутствии необходимости замены трансформатора на трансформатор большей мощности, поскольку с учетом технических условий загрузка трансформатора при присоединении заявленной потребителем (ФИО3) мощности не будет превышать максимально допустимую величину загрузки трансформатора.

Приказом Комитет от 14.03.2022 № 7-п утвердил плату за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ПАО «Россети Сибирь» энергопринимающих устройств ФИО3 по индивидуальному проекту в размере 10,20 тысяч рублей без НДС (пункт 1); расходы на выполнение мероприятий по созданию технической возможности технологического присоединения (развитие существующей сети), связанные с данным технологическим присоединением, не включаемые в плату за технологическое присоединение, определены в размере 218,39 тысяч рублей без НДС (пункт 2).

Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь положениями пунктов 30, 30.1, 30.3 Правил технологического присоединения, установив, что сведения о превышении максимально допустимой величины загрузки трансформатора (актуальные данные замеров электрических нагрузок по фидерам 0,4 кВ КТП, ТП, РП) были представлены в обществом в Комитет до проведения заседания, а именно 09.03.2022, приняв во внимание отсутствие оснований признания недостоверными представленных сведений, суды пришли к правомерным выводам о необоснованности отказа Комитета в установлении расходов на замену силового трансформатора на трансформатор большей мощности.

Судами также указано, что каких-либо доказательств, свидетельствующих о недостоверности поступивших от ПАО «Россети Сибирь» сведений о нагрузке ТП-29-19-08 в зимний период в материалы дела не представлены; данные замеров электрических нагрузок не опровергнуты.

При этом довод Комитета о том, что вышеуказанные сведения были представлены обществом с нарушением срока, был правомерно отклонен судами, с указанием на то, что несвоевременное представление сведений, необходимых для принятия решения об утверждении платы за технологическое присоединение (за два рабочих дня до заседания), не могло явиться препятствием для их рассмотрения и принятия мер для проверки поступившей информации, в том числе путем уведомления сетевой организации о необходимости представления дополнительных документов и сведений, как это предусмотрено пунктом 30.3 Правил технологического присоединения.

С учетом изложенного суды обоснованно признали пункт 2 приказа от 14.03.2022 № 7-п недействительным, как не соответствующий положениям Правил технологического присоединения и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В целом доводы заявителя кассационной жалобы выводы судов не опровергают, фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных арбитражными судами. Оснований для переоценки доказательств у Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу требований статьи 286 АПК РФ не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ, подлежат оставлению без изменения.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей,
в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения
в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
в режиме ограниченного доступа.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 января 2023 года по делу № А74-5024/2022 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок,
не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

Т.И. Коренева

А.И. Рудых

М.М. Шелёмина