ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А74-7793/2021 от 31.05.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

06 июня 2022 года

Дело №

А74-7793/2021

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «31» мая 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен «06» июня 2022 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бутиной И.Н.,

судей: Белоглазовой Е.В., Хабибулиной Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Аскизского района Республики Хакасия

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от «18» марта 2022 года по делу № А74-7793/2021,

установил:

Администрация Аскизского района Республики Хакасия (далее – истец, администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Республике Хакасия в лице Министерства образования и науки Республики Хакасия (далее - министерство) о взыскании 1 133 705 рублей 70 копеек убытков.

К участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Хакасия (далее – Минфин РХ), муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению специализированным жилищным фондом Аскизского района» (далее – комитет, МКУ КСЖ).

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18.03.2022 в иске отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе администрация в обоснование необходимости и обоснованности создания МКУ КСЖ указала, что для исполнения переданных Законом Республики Хакасия от 05.12.2005 № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственных полномочий, необходим штат сотрудников и материальные средства, о предоставлении которых прямо говориться в статье 132 Конституции Российской Федерации, частью 5 статьи 19 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Несмотря на то, что Закон Республики Хакасия от 05.12.2005 № 85-ЗРХ не признан недействующим, апеллянт считает, что положения федерального законодательства, в частности статьи 132 Конституции Российской Федерации, часть 5 статьи 19 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», необходимо соблюдать и осуществлять исполнение государственных полномочий за счет субвенций из бюджета Республик Хакасия.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.04.2022 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 31.05.2022.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в сети «Интернет»), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.

С целью исполнения переданных администрации государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жильем муниципальное образование Аскизский район постановлением от 08.06.2020 №382-П создало юридическое лицо – МКУ КСЖ со штатной численностью 4 работника. Функции и полномочия учредителя комитета осуществляются администрацией.

Согласно сведениям, отраженным в Едином государственном реестре юридических лиц, комитет зарегистрирован в ЕГРЮЛ 13.07.2020; основным (и единственным) видом деятельности комитета является деятельность органов местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии с пунктом 2.1 Устава МКУ КСЖ, утвержденного постановлением главы администрации от 16.06.2020 №394-п, предметом деятельности комитета является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия переданных государственных полномочий органам местного самоуправления муниципального образования Аскизский район по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, не реализовавших право на обеспечение жилым помещением, содержание муниципального специализированного жилищного фонда Аскизского района.

В пункте 6 постановления администрации от 08.06.2020 №382-П отражено, что расходы в бюджете Аскизского района на содержание комитета предусмотрены с 01.07.2020.

Из отчета о финансовых результатах деятельности комитета на 01.01.2021, бухгалтерской справки от 31.12.2020 №КС000002, дополнений к иску от 19.01.2022 и заявления об уменьшении размера исковых требований следует, что администрацией понесены расходы по содержанию комитета на сумму 1 133 705 рублей 70 копеек, в том числе 886 672 рублей 68 копеек – оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда (заработная плата, начисления на выплаты по оплате труда), 5000 рублей – оплата прочих работ, услуг (оплата услуг дополнительного профессионального образования по контракту от 13.11.2020 №212-144/ПК), 1555 рублей 28 копеек – социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме, 228 132 рублей – амортизация активов (приобретение кресел и стульев, оргтехники, шарнирной лестницы), 12 345 рублей 74 копеек – расходование материальных запасов.

Письмом от 28.01.2021 №117-ЕК администрация сообщила министерству, что для исполнения переданных государственных полномочий необходим штат специалистов, которых необходимо обеспечить не только заработной платой, но и материально-технической базой. Вместе с тем, субвенции предоставляются только на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Письмом от 16.07.2021 №1253-АЧ администрация обратилась в министерство с заявлением о возмещении расходов, понесенных в 2020 году на содержание комитета.

Невозмещение ответчиком данных расходов послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции не установил совокупности условий, позволяющих отнести расходы (убытки) истца, понесенные на осуществление деятельности созданного МКУ КСЖ, на ответчика.

Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.

В соответствии со статьей 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Из материалов дела следует, что с целью исполнения переданных администрации государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жильем муниципальное образование Аскизский район постановлением от 08.06.2020 №382-П создало юридическое лицо – муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению специализированным жилищным фондом Аскизского района» (МКУ КСЖ) со штатной численностью 4 работника. Функции и полномочия учредителя комитета осуществляются администрацией.

В качестве обстоятельств, влекущих наступление гражданско-правовой ответственности министерства, истец ссылается на неоплату ответчиком переданных муниципальному образованию обязательств и причинение убытков в виде расходов, понесенных на содержание комитета.

Согласно части 2 статьи 19 Закона №131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Законом Республики Хакасия от 05.12.2005 №85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон №85-ЗРХ) муниципальное образование Аскизский район наделено государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей), в приемных семьях, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовавших принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями (далее - лица, достигшие возраста 23 лет) (пункт 1 статьи 1, приложение №1).

В соответствии с подпунктами 23, 42, 43 пункта 1 статьи 11 Закона №148-ЗРХ (с учетом приложения №1) органы муниципального образования Аскизский район наделяются государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних:

- принятие мер по защите жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению их жилыми помещениями в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия, по проведению обследования жилых помещений, принадлежащих им на праве пользования, а также находящихся в их собственности, с целью определения необходимости проведения ремонта жилого помещения, по определению необходимости оказания материальной помощи на частичную оплату жилых помещений (плату за наем) и коммунальных услуг лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся в трудной жизненной ситуации;

-формирование: реестра детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилых помещений, в порядке, установленном Правительством Республики Хакасия; списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

-в порядке, установленном Правительством Республики Хакасия, осуществление контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений, а также осуществление контроля за распоряжением ими.

В соответствии с Законом №148-ЗРХ администрация Постановлением от 29.05.2013 №710-п передала полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних муниципальному казенному учреждению «Управление образования администрации Аскизского района».

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом №159-ФЗ, Законом №85-РХ, Законом №148-ЗРХ, Законом Республики Хакасия от 10.12.2012 №107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», администрация Постановлением от 03.02.2015 №180-п (в редакции постановлений от 29.02.2016 №150-п, от 19.12.2017 №1275-п) определила уполномоченным органом муниципального образования Аскизский район, осуществляющим государственные полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано, - администрацию Аскизского района Республики Хакасия (пункт 1).

Пунктом 2 Постановления администрации Аскизского района Республики Хакасия от 03.02.2015 №180-п (в редакции постановлений от 29.02.2016 №150-п, от 19.12.2017 №1275-п) установлено, что администрация, предоставляет жилые помещения специализированного жилищного фонда района детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - сироты), по договорам найма специализированных жилых помещений; формирует списки сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; проводит обновление (актуализацию) сведений о сиротах, содержащихся в списках; принимает решение об установлении факта невозможности проживания сирот в ранее занимаемых жилых помещениях; выявляет обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; принимает решение об исключении жилого помещения для сирот из специализированного жилищного фонда и включении жилого помещения в жилищный фонд социального использования района, о заключении с сиротой договора социального найма такого жилого помещения; принимает решение о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый срок; осуществляет контроль за распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам найма специализированного жилого помещения которых являются сироты, за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, собственниками которых являются сироты, по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

В соответствии с пунктом 2 постановления 03.02.2015 №180-п (в редакции постановления от 13.10.2020 №722-п) обязанности по формированию специализированного жилищного фонда для детей-сирот путем включения в него приобретенных в муниципальную собственность либо построенных жилых помещений; по приобретению в муниципальную собственность жилых помещений путем осуществления закупки жилых помещений; по осуществлению строительства жилых помещений путем осуществления закупки работ по строительству жилых помещений; по заключению договоров найма специализированных жилых помещений и однократному обеспечению детей-сирот жилыми помещениями на основании решения Администрации Аскизского района Республики Хакасия; по контролю использования и сохранности жилых помещений нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам специализированного найма, обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также по ведению учета жилых помещений; по формированию список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и по ведению их учета, возложены на комитет.

В соответствии с частью 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе, в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.

Законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований (часть 3 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации согласно части 1 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Согласно части 3 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями БК РФ, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

Использование при распределении субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации показателей, характеризующих собственные доходы местных бюджетов, не допускается.

В приложении №6 к Закону №85-ЗРХ установлен порядок определения общего объема субвенций из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также показатели (критерии) и методика распределения таких субвенций (далее - Порядок).

Из пояснений сторон следует, что в Аскизском районе Республики Хакасия 8 муниципальных служащих исполняют обязанности органа опеки и попечительства (1 -начальник отдела, 1 главный специалист, 2 ведущих специалиста, 4 специалиста младшей категории).

В приложении №2 Закона №148-ЗРХ определен порядок определения общего объема субвенций из республиканского бюджета Республики Хакасия муниципальным образованиям Республики Хакасия на осуществление государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия, а также показатели (критерии) и методика распределения таких субвенций.

Доводы о нарушении министерством указанных порядков и методик при определении объема субвенций муниципальному образованию Аскизский район, а также об их несоответствии положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, сторонами не заявлены, спор по данным основаниям отсутствует.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что спорные обязательства до создания комитета и вступления в силу постановления от 13.10.2020 №722-п исполнялись администрацией и МКУ «Управление образования администрации Аскизского района».

Исследовав материалы дела, анализируя приведенные выше нормы права, а также учитывая доводы сторон и установленные по делу обстоятельства, коллегия судей согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что истцом не представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о необходимости, разумности и целесообразности создания для выполнения спорных обязательств иного юридического лица - комитета, на основании чего признал отказ суд первой инстанции в удовлетворении иска правомерным.

Ссылка администрации на статью 17 Закона №131-ФЗ обоснованно не принята арбитражным судом ввиду следующего.

Действительно, указанной нормой установлено право на создание администрацией муниципальных предприятий и учреждений и осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.

Вместе с тем данное право (в рассматриваемом случае - создание комитета) само по себе не может являться основанием для получения от субъекта Российской Федерации денежных средств для финансирования деятельности созданного учреждения, также и в том случае, если комитет выполняет исключительно функции, переданные администрации субъектом Российской Федерации - Республикой Хакасии.

Доводы апеллянта относительно правомерности создания комитета и необходимости компенсации расходов по осуществлению его деятельности посредством субвенций из республиканского бюджета, также подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм действующего федерального и местного законодательства.

В целом доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, при этом не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Решение суда является законным и обоснованным.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.

Поскольку в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины, она не подлежит взысканию в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «18» марта 2022 года по делу № А74-7793/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

И.Н. Бутина

Судьи:

Е.В. Белоглазова

Ю.В. Хабибулина