ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А74-8446/2021 от 18.05.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

25 мая 2022 года

Дело №

А74-8446/2021

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2022 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Дамбарова С.Д.,

судей: Белан Н.Н., Петровской О.В.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Аскизского района Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от 03 марта 2022 года по делу № А74-8446/2021,

в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей),

установил:

Администрация Аскизского района Республики Хакасия (далее – истец) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия (далее – ответчик) об обязании принять в собственность жилые помещения и заключить договоры социального найма с нанимателями жилых помещений, находящихся по адресу: Республика Хакасия, <...>, наниматель ФИО2; Республика Хакасия, <...>, наниматель ФИО3; Республика Хакасия, <...>, наниматель ФИО4; Республика Хакасия, <...>, наниматель ФИО5; Республика Хакасия, <...>, наниматель ФИО6; Республика Хакасия, <...>, наниматель ФИО7.

Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 22.10.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению специализированным жилищным фондом Аскизского района», Министерство образования и науки Республики Хакасия, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО8, ФИО9.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 03.03.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме

В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о нарушении и неправильном применении судами норм материального и процессуального права, несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с ее доводами не согласился, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 апелляционная жалоба принята к производству.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 14.04.2022, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) 27.08.2021.

При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Ответчик заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Судом ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика рассмотрено и удовлетворено. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие ответчика.

Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание не явились, своих уполномоченных представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей).

При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей).

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 17.11.2021 за муниципальным образованием Аскизский район зарегистрировано право собственности на следующие жилые помещения (квартиры):

- Республика Хакасия, <...>;

- Республика Хакасия, <...>;

- Республика Хакасия, <...>;

- Республика Хакасия, <...>;

- Республика Хакасия, <...>;

- Республика Хакасия, <...>.

Распоряжением №184-р от 12.04.2021 Администрация Аскизского района Республики Хакасия исключила из специализированного жилищного фонда муниципального образования Аскизский район жилые помещения, расположенные по адресам: Республика Хакасия, <...>; Республика Хакасия, <...>, Республика Хакасия, <...>, Республика Хакасия, <...>; - Республика Хакасия, <...>; Республика Хакасия, <...>, для заключения договора социального найма с нанимателями жилых помещений и передала их в собственность муниципального образования Аскизский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия.

Письмом от 19.04.2021 №29 истец направил в адрес Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия распоряжение №184-р от 12.04.2021, акт приема-передачи квартир.

Аскизский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия 14.05.2021 направил в МКУ «Комитет по управлению специализированным жилищным фондом Аскизского района» письмо, в котором просил предоставить справку об отсутствии задолженности за жилищно-коммунальные услуги ресурсно-энергоснабжающим организациям на передаваемые жилые помещения. Просил включить в состав комиссии по передаче имущества сотрудника МКУ КСЖ Аскизского района.

Письмом от 11.01.2021 №100-22, направленным в адрес главы Администрации Аскизского района, Министерство образования и науки Республики Хакасия сообщило, что Министерством разрабатывается проект постановления Правительства Республики Хакасия «О проекте закона Республики Хакасия «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в части установления порядка заключения договора социального найма.

Из пояснений сторон следует, что законами Республики Хакасия №85-ЗРХ от 05.12.2005, №107-ЗРХ от 10.12.2012 не урегулирован порядок заключения договора социального найма на жилые помещения с детьми-сиротами и с детьми, оставшимся без попечения родителей, с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что явилось поводом для обращения в суд с настоящим иском.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения исковых требований.

Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.

В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (в том числе жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, содержит указание на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Специальным законом, определяющим общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Федеральным законом № 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (пункт 3 статьи 8).

Порядок предоставления жилых помещений в Республике Хакасия детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулирован Законом Республики Хакасия от 10.12.2012 № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 107-ЗРХ), в котором в том числе предусмотрен срок распределения специализированного жилищного фонда для данной категории граждан.

Согласно статье 2 Закона № 107-ЗРХ граждане, указанные в статье 1 настоящего Закона и постоянно проживающие на территории Республики Хакасия, включаются органом, созданным в муниципальном образовании Республики Хакасия, и осуществляющим государственные полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано, в список.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включение в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 4 Закона № 107-ЗРХ жилые помещения предоставляются гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании решения уполномоченного органа муниципального района (городского округа) Республики Хакасия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом муниципального района (городского округа) Республики Хакасия не позднее чем в 10-дневный срок со дня включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением к виду жилых помещений, предназначенных для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.05.2009 № 154 утверждено Положение о порядке и сроках предоставления субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если они не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Уполномоченный орган муниципального района (городского округа) Республики Хакасия осуществляет ведение книги регистрации заявлений о включении в список по форме согласно приложению 4 к Закону № 107-ЗРХ, надлежащее хранение списка и учетных дел граждан, указанных в статье 1 Закона № 107-ЗРХ (пункт 17 статьи 2 Закона № 107-ЗРХ).

Предметом регулирования Закона № 85-ЗРХ от 05.12.2005 « О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» являются правоотношения в сфере установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, связанные с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации.

В части 2 статьи 1 Закона № 85-ЗРХ указано, что осуществление вышеуказанных государственных полномочий предусматривает:

- содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей), в приемных семьях;

- обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, жилыми помещениями;

- назначение вознаграждения, причитающегося приемным родителям, и осуществление его выплаты.

При этом статья 1(1) Закона № 85-ЗРХ конкретизирует, что в целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, жилыми помещениями органы местного самоуправления:

1) формируют специализированный жилищный фонд для граждан, указанных в абзаце первом настоящей статьи, путем включения в него приобретенных в муниципальную собственность либо построенных жилых помещений;

2) устанавливают факт невозможности проживания граждан, указанных в абзаце первом настоящей статьи, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются;

3) выявляют обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания гражданам, указанным в абзаце первом настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;

4) приобретают в муниципальную собственность жилые помещения путем осуществления закупки жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования;

5) осуществляют строительство жилых помещений путем осуществления закупки работ по строительству жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования;

6) заключают договоры найма специализированных жилых помещений и однократно обеспечивают детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, жилыми помещениями на основании решений уполномоченного органа муниципального района (городского округа) Республики Хакасия, осуществляющего государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, об обеспечении жилыми помещениями;

7) в порядке, установленном Правительством Республики Хакасия, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществляют контроль за распоряжением ими.

Таким образом, указанная норма содержит перечень отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия по решению вопросов социальной поддержки рассматриваемой категории граждан.

На территории Аскизского района Республики Хакасия предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентировано Постановлением Администрации Аскизского района от 03.02.2015 № 180-п.

Постановлением Администрации Аскизского района от 03.02.2015 № 180-п установлено, что уполномоченным органом муниципального образования Аскизский район, осуществляющим государственные полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано, определена Администрация Аскизского района Республики Хакасия (пункт 1).

В пункте 2 названного постановления также закреплено, что Администрация Аскизского района Республики Хакасия, в том числе, формирует специализированный жилищный фонд для детей-сирот путем включения в него приобретенных в муниципальную собственность либо построенных жилых помещений; приобретает в муниципальную собственность жилые помещения путем осуществления закупки жилых помещений; осуществляет строительство жилых помещений путем осуществления закупки работ по строительству жилых помещений; заключает договоры найма специализированных жилых помещений и однократно обеспечивает детей-сирот жилыми помещениями на основании решения Администрации Аскизского района Республики Хакасия; контролирует использование и сохранность жилых помещений нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам специализированного найма, обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также ведет учет жилых помещений; формирует списки детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и ведет их учет.

Порядком формирования специализированного жилого фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и управления этим фондом, утвержденным постановлением Администрации Аскизского района от 03.02.2015 № 180-п предусмотрено, что по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения, исходя из наличия обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, готовит решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и заключении договора социального найма в отношении данного жилого помещения, либо о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.

Судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку на территории Аскизского района Республики Хакасия законодательством возложена обязанность на Администрацию Аскизского района Республики Хакасия по формированию специализированного жилищного фонда, приобретению в муниципальную собственность жилых помещений путем осуществления закупки жилых помещений, осуществлению строительства жилых помещений путем осуществления закупки работ по строительству жилых помещений, заключению договоров найма специализированных жилых помещений и однократному обеспечению детей-сирот жилыми помещениями на основании решения Администрации, контролированию использования и сохранностью жилых помещений нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам специализированного найма, обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, ведению учета жилых помещений, формированию списков детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, ведению их учета, по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения, исходя из наличия обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, подготовке решения об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и заключении договора социального найма в отношении данного жилого помещения, либо о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.

Все доводы, заявленные в апелляционной жалобе, были предметом исследования в суде первой инстанции, указанным доводам в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Фактически истец не согласен с оценкой суда первой инстанции доказательств, представленных в материалы дела, что само по себе не является основанием для отмены законного и обоснованного судебного акта.

Из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12).

При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 03 марта 2022 года по делу № А74-8446/2021основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска относятся на заявителя. Заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем суд не рассматривает вопрос о распределении государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 03 марта 2022 года по делу № А74-8446/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

С.Д. Дамбаров

Судьи:

Н.Н. Белан

О.В. Петровская