ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
09 ноября 2023 года
Дело №
А74-876/2023
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «02» ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен «09» ноября 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Барыкина М.Ю., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,
при участии:
от Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия: ФИО2, представителя на основании доверенности от 18.08.2022 (диплом о высшем юридическом образовании), служебного удостоверения,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от «24» августа 2023 года по делу № А74-876/2023,
установил:
администрация города Черногорска (ИНН <***>, ОГРН <***>,
далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального казначейства по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – Управление, УФК по РХ) о признании незаконным пункта 2 резолютивной части (пункты 2 и 3 описательной части) представления от 16.01.2023 № 80-11-39/18-02-3.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от «24» августа 2023 года по делу № А74-876/2023 заявление удовлетворено частично. Признан незаконным пункт 2 резолютивной части (пункт 2 описательной части) представления УФК по РХ от 16.01.2023 № 80-11-39/18-02-3 в части вывода о неправомерном израсходовании средств Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства в сумме 131 236 руб. 03 коп. в связи с его несоответствием в указанной части положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с данным судебным актом, УФК по РХ обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления администрации в полном объеме. В апелляционной жалобе Управление выразило несогласие с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для признания недействительным пункта 2 оспариваемого представления. По мнению УФК по РХ, администрацией допущено неправомерное использование средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме 131 236 руб. 03 коп., предоставленных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда при приобретении новых жилых помещений, поскольку Комитет по управлению имуществом г. Черногорска приобрел 8 жилых помещений площадью 392,7 кв.м. общей стоимостью 13 431 425 руб. 89 коп. при стоимости 1 квадратного метра 34 202 руб. 77 коп., тогда как необходимо было приобрести равнозначные жилые помещения общей площадью 383,7 кв.м. и стоимостью 13 123 602 руб. 85 коп. (исходя из стоимости квадратного метра 34 202 руб. 77 коп.); законодатель предусмотрел только предоставление равнозначного жилого помещения и компенсация дополнительных квадратных метров за счет средств Фонда не предусмотрена.
В судебном заседании представитель УФК по РХ пояснил, что решение обжалуется только в части удовлетворения заявления администрации, в остальной части решение суда первой инстанции Управление не обжалует; поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация, уведомленная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своего представителя не направила, отзыв на апелляционную жалобу не представила. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя администрации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что решение суда первой инстанции оспаривается частично (только в части удовлетворения требования администрации о признании незаконным пункта 2 резолютивной части (пункт 2 описательной части) представления УФК по РХ от 16.01.2023 № 80-11-39/18-02-3), арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, проверил законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
На основании задания Федерального казначейства от 19.10.2022 № 07-04-05/18-25832 и приказа УФК по РХ от 01.11.2022 № 461 в отношении заявителя проведена внеплановая выездная проверка использования средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на реализацию федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» и проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также использования средств государственной корпорации – Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, сформированных за счет средств Фонда национального благосостояния, на предоставление займов юридическим лицам в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры, за период с 2017 года по истекший период 2022 года.
По результатам проверки должностным лицом управления 05.12.2022 составлен акт, в котором, в том числе, отражено следующее нарушение: неправомерное использование средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, предоставленных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, выразившееся в использовании средств Фонда на оплату дополнительных квадратных метров (разницы площади между изымаемым аварийным жильем и предоставляемым новым жильем), приобретаемых в муниципальную собственность и предоставленных в соответствии с постановлениями администрации г. Черногорска в общей сумме
131 236 руб. 03 коп.
Согласно представлению от 16.10.2023 № 80-11-39/18-02-3 администрация в нарушение статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 138-ФЗ), допустила неправомерное использование средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, предоставленных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, выразившееся в использовании средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на оплату дополнительных квадратных метров (разницы площади между изымаемым аварийным жильем и предоставляемым новым жильем), приобретаемых в муниципальную собственность и предоставленных в соответствии с постановлениями администрации в общей сумме 131 236,03 руб. (пункт 2 описательной части представления). В связи с чем администрации надлежало, помимо прочего, принять меры по устранению причин и условий нарушения, указанного в
пункте 2 представления, устранить нарушение путем возврата неправомерно израсходованных средств в размере 131 236 руб. 03 коп. в Минстрой Хакасии. Срок исполнения: до 14.07.2023.
Не согласившись, в том числе, с пунктом 2 резолютивной части (пункт 2 описательной части) представления от 16.01.2023 № 80-11-39/18-02-3, администрация обратилась в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы Управления, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части в силу следующего.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Оспариваемое представление вынесено уполномоченным органом в пределах компетенции, что не оспаривается участвующими в деле лицами.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что процедура проведения проверки и вынесения представления Управлением соблюдена. Данный вывод суда не оспаривается администрацией в суде апелляционной инстанции.
Как следует из акта и оспариваемого представления, в ходе проверки УФК по РХ установило, что администрация неправомерно использовала при приобретении квартир для переселения граждан из аварийного жилья средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме 131 236,03 руб. на оплату дополнительных квадратных метров (разницы между изымаемым аварийным жильем и предоставляемым новым жильем). Управлением установлено, что общая площадь изымаемого аварийного жилья составляет 383,70 кв.м., тогда как приобретено квартир общей площадью 392,70 кв.м., то есть разница составила 9 кв.м.
Удовлетворяя требование администрации в части признания пункта 2 описательной части представления недействительным, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности Управлением того факта, что при использовании средств Фонда на приобретение квартир в целях переселения граждан из аварийного жилья администрацией не допущено нарушение статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 20 Закона № 185-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции в силу следующего.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.03.2019 № 106 утверждена адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Хакасия в 2019-2023 годах» (далее – Постановление Правительства РХ № 106), которая реализуется посредством выделения органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия субсидии за счет средств Фонда и республиканского бюджета Республики Хакасия в целях долевого софинансирования работ в рамках Программы по переселению граждан, проживающих на территории Республики Хакасия, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017 в установленном порядке в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации.
Согласно данной программе (в первоначально действующей редакции) в городе Черногорске предусмотрено расселение (1 этап, 2019-2020 годы) 28 граждан, проживающих в 8 квартирах в трех многоквартирных домах, расположенных по адресам: <...> д, 123, ул. Рабочая, д. 125 и ул. Садовая д. 63, общей площадью 383,70 кв.м., которым необходимо предоставить жилые помещения общей площадью 383,70 кв.м. путем приобретения квартир у застройщика в построенных многоквартирных домах (пункт 2 этапа 1 в таблице 1 «План-график реализации программы» и приложение № 1 «Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017»).
Затем Постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.09.2020 № 515 в указанную региональную программу внесены изменения, в соответствии с которыми площадь предоставляемых 28 гражданам жилых помещений составляет 392,70 кв.м.
Аналогичные показатели установлены в постановлении администрации от 05.04.2019 № 830-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Черногорска в 2019 – 1 сентября 2025 годах» (далее – муниципальная программа) (в первоначально действующей редакции площадь предоставляемых помещений составляла 383,70 кв.м., в редакции постановления администрации г. Черногорска от 01.06.2022 № 1350-п – 392,70 кв.м.).
В постановлении от 05.04.2019 № 830-п также указано, что расселение будет осуществлено путем приобретения квартир у застройщика в построенных многоквартирных домах, плановая дата объявления конкурса – 01.08.2019, плановая дата заключения контракта – 01.09.2019, плановая дата завершения переселения – 31.12.2019.
В первоначально действовавшей редакции Постановления Правительства РХ
№ 106 объем финансирования такого расселения составлял 13 828 164 руб. 30 коп., в том числе объем финансирования Фондом – 13 638 172 руб. 21 коп., объем финансирования из республиканского бюджета – 94 996 руб. 05 коп., объем финансирования местным бюджетом – 94 996 руб. 05 коп.
Однако согласно таблице 5 региональной программы в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 28.09.2020 № 515 объем финансирования по муниципальному образованию город Черногорск (1 этап) составил
13 431 428 руб. 89 коп., в том числе объем финансирования Фондом – 13 246 887 руб.
75 коп., объем финансирования из республиканского бюджета – 92 270 руб. 57 коп., объем финансирования местным бюджетом – 92 270 руб. 57 коп.
В соответствии с муниципальной программой предельная стоимость 1 кв. м. общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с программой, установлена в размере 36 039 руб. (приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.12.2018 №8 22/пр). Данная стоимость в рассматриваемый период не изменялась.
28.05.2019 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия и администрацией заключено соглашение № 21 о долевом финансировании муниципальных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее – соглашение № 21), которое определяет порядок взаимодействия сторон в целях исполнения Закона № 185-ФЗ, Постановления № 106 и договора о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда долевом финансировании региональных адресных программ по проведению от 13.05.2019 № 23/пс, заключенного между государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Правительством Республики Хакасия. По условиям данного соглашения (с учетом положений дополнительного соглашения от 17.01.2020 № 2) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия приняло на себя обязательство перечислить администрации субсидию на переселение граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда в сумме 13 246 887 руб. 75 коп.
Администрацией были проведены 8 электронных аукционов на приобретение благоустроенных жилых помещений для предоставления жильцам аварийных жилых домов г. Черногорска. По каждому лоту, исходя из площади расселяемого жилого помещения, была установлена начальная (максимальная) цена контракта, общая стоимость составила 13 828 164 руб. 30 коп.
По результатам проведенных электронных аукционов администрация заключила с победителями аукционов (ООО «Сфера», ООО «Стандарт», ООО «Юг Сибири», индивидуальным предпринимателем ФИО3, индивидуальным предпринимателем ФИО4) муниципальные контракты от 29.07.2019 № 184, от 31.07.2019 № 185, от 29.07.2019 № 186, № 187, № 188, № 189, № 190, от 09.08.2019 № 191 на приобретение в собственность Комитета по управлению имуществом г. Черногорска 8 квартир на общую сумму 13 431 428 руб. 89 коп., общей площадью 392,70 кв.м.
Управление в апелляционной жалобе указывает, что в силу пунктов 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Региональной программой также предусмотрено, что в рамках реализации программы переселение граждан из аварийного жилищного фонда производится путем предоставления нанимателям жилых помещений другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. В рамках первого этапа программы на территории города Черногорска площадь переселяемых помещений составляла в 2019 году – 383,7 кв.м., в 2020 году – 0 кв.м. Площадь приобретенных за счет средств Фонда жилых помещений не должна превышать площадь помещений, из которых осуществляется переселение.
Как указано выше, изначально сумма денежных средств, предоставляемых Фондом на переселение, определялась с учетом стоимости квадратного метра (36 039 руб.) и расселяемой площади жилых помещений, которая изначально составляла 383,70 кв.м. Соответственно, общая сумма составляла 13 828 164 руб. 30 коп.
По результатам аукционов приобретены жилые помещения общей площадью 392,70 кв.м. на сумму 13 431 428 руб. 89 коп., в связи с чем объем финансирования был уменьшен до указанной суммы и внесены соответствующие изменения в Постановление Правительства РХ № 106, муниципальную программу и соглашение № 21.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что увеличение общей площади приобретенного жилья не повлекло увеличение объема финансирования из средств Фонда. В региональную и муниципальную программу внесены изменения как в части общей площади предоставленных квартир, так и в части объема финансирования, по результатам проведенных электронных аукционов приобретены квартиры, стоимость 1 кв.м. которых меньше стоимости 1 кв.м., установленной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.12.2018 № 822/пр.
Довод УФК по РТ о том, что предоставляемое взамен аварийному жилое помещение должно быть равнозначно по площади ранее занимаемому жилому помещению, исследован судом первой инстанции и обоснованно отклонен. Управление не представляет доказательств, подтверждающих, что у администрации была возможность приобрести и предоставить гражданам жилые помещения, площадь которых в точности совпадает с площадью тех помещений, которые они занимали ранее.
В письмах от 20.06.2019 № ВТ-07/1028, от 11.05.2021 № ОР-07/1015 Государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства отмечено, что муниципальное образование вправе приобрести жилые помещения большей площади, чем ранее занимал гражданин, в том числе приобрести квартиры для граждан, занимавших ранее комнаты в коммунальной квартире. В данном случае расходование средств Фонда не может быть расценено как нецелевое при условии, что у муниципального образования отсутствовала возможность предоставить жилые помещения равнозначные по общей площади ранее занимаемым.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в данном случае расходование средств Фонда не может быть расценено как неправомерное, поскольку не доказано, что у муниципального образования имелась возможность предоставить жилые помещения равнозначные по общей площади ранее занимаемым.
Оценив представленные доказательства, апелляционный суд не усматривает нарушения со стороны администрации положений статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 20 Закона № 185-ФЗ; соглашается с утверждением суда первой инстанции об отсутствии оснований для вывода о неправомерном использовании администрацией средств Фонда в сумме 131 236,03 руб.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «24» августа 2023 года по делу № А74-876/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.А. Иванцова
Судьи:
М.Ю. Барыкин
Д.В. Юдин