ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
28 июня 2018 года
Дело № А75-17718/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-4475/2018) общества с ограниченной ответственностью «Газпром переработка» и (регистрационный номер 08АП-4355/2018) Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.03.2018 по делу № А75-17718/2017 (судья Заболотин А.Н.), принятое по заявлению Администрации города Сургута к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и обществу с ограниченной ответственностью «Газпром переработка» об оспаривании решения о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и устранении допущенных нарушений,
при участии в деле в качестве заинтересованных лиц, - Администрации Сургутского района, дачного некоммерческого товарищества «Тихий бор», публичного акционерного общества «Газпром»,
при участии в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью «Газпром переработка» ФИО1 по доверенности № 31/17 от 16.02.2017 сроком действия по 20.05.2019;
представителя Администрации города Сургута ФИО2 по доверенности № 219 от 05.07.2016 сроком действия три года;
в отсутствие представителей федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Администрации Сургутского района, дачного некоммерческого товарищества «Тихий бор», публичного акционерного общества «Газпром», надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб,
установил:
Администрация города Сургута (далее – Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра», заинтересованное лицо) об оспаривании решения о внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о зонах минимальных (минимально допустимых) расстояний конденсатопровода «Уренгой-Сургут» 1 и 2 нитки» с учетным номером: 86.10.2.121, возложении обязанности исключить сведения из ЕГРН сведений о зонах минимальных (минимально допустимых) расстояний конденсатопровода «Уренгой-Сургут» 1 и 2 нитки» с учетным номером: 86.10.2.121; о возложении обязанности на общество с ограниченной ответственностью «Газпром переработка» (далее – ООО «Газпром переработка», заинтересованное лицо) подать заявление в ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об исключении сведений из ЕГРН сведений о зонах минимальных (минимально допустимых) расстояний конденсатопровода «Уренгой-Сургут» 1 и 2 нитки» с учетным номером: 86.10.2.121; возложении обязанности на ООО «Газпром переработка» совершить юридически значимые действия путем подачи заявления в ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об установлении охранной зоны для объектов недвижимости, расположенных в пределах территории муниципального образования городской округ город Сургут Администрации города, до оси конденсатопровода «Уренгой-Сургут» 1 и 2 нитки протяжностью 100 метров и не более 700 метров, в зависимости от диаметра трубопровода.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Сургутского района, дачное некоммерческое товарищество «Тихий бор», публичное акционерное общество «Газпром».
Определением суда от 01.03.2018 в рамках дела № А75-17718/2017 прекращено в связи с отказом заявителя от требований производство по делу в части требований Администрации о возложении на ООО «Газпром переработка» обязанности по подаче заявления об исключении сведений из ЕГРН сведений о зонах минимальных (минимально допустимых) расстояний конденсатопровода «Уренгой-Сургут» 1 и 2 нитки» с учетным номером: 86.10.2.121, а также в части требований о возложении на ООО «Газпром переработка» обязанности совершить юридически значимые действия путем подачи заявления в ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об установлении охранной зоны для объектов недвижимости, расположенных в пределах территории муниципального образования городской округ город Сургут Администрации города, до оси конденсатопровода «Уренгой-Сургут» 1 и 2 нитки протяжностью 100 метров и не более 700 метров, в зависимости от диаметра трубопровода.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.03.2018 по делу № А75-17718/2017 заявление удовлетворено. Признано незаконным решение ФГБУ «ФКП Росреестра» о внесении сведений в ЕГРН об установлении зоны минимальных (минимально допустимых) расстояний конденсатопровода «Уренгой – Сургут» 1 и 2 нитки» с учетным номером 86.10.2.121. Этим же судебным актом на ФГБУ «ФКП Росреестра» возложена обязанность по устранению нарушения законных прав и интересов Администрации посредством исключения из ЕГРН сведений с учетным номером 86.10.2.121.
Возражая против принятого по делу судебного акта, ФГБУ «ФКП Росреестра» в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что к зонам с особыми условиями использования относятся как охранные зоны, так и зоны минимальных расстояний от оси трубопровода, которые считаются фактически установленными в силу расположения магистрального трубопровода на земельном участке. В связи с наличием таких зон и соответствием их положениям законодательства требования Администрации апеллянт считает незаконными, поскольку они направлены на устранение зон второго типа.
Также в суд поступила апелляционная жалоба ООО «Газпром переработка» на решение суда первой инстанции, в которой податель также просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в заявлении.
В обоснование жалобы ООО «Газпром переработка» указывает, что зоны минимальных расстояний до оси трубопровода относятся к зонам с особыми условиями использования территорий. Минимальные расстояния от линейного объекта до зданий, сооружений и строений должны соблюдаться, что обеспечивает безопасность их эксплуатации. По мнению подателя жалобы, предъявленные Администрацией требования являются неправомерными, поскольку направлены, по существу, на обход действующего правового регулирования зон с особыми условиями использования территорий.
В письменных отзывах на жалобы ДНТ «Тихий Бор» и Администрация просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения. Письменный отзыв на жалобы поступил в суд также от ПАО «Газпром», по мнению которого, жалобы ФГБУ «ФКП Росреестра» и ООО «Газпром переработка» подлежат удовлетворению.
ФГБУ «ФКП Росреестра», ПАО «Газпром», надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. От ПАО «Газпром» поступило заявление о рассмотрении жалоб в отсутствие его представителя. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционные жалобы рассмотрены в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
В состоявшихся 05.06.2018 и 21.06.2018 заседаниях суда апелляционной инстанции представителем ООО «Газпром переработка» поддержаны доводы жалобы. Представители Администрации высказались в соответствии с письменными отзывами на жалобы. Представитель ДНТ «Тихий Бор», принявший участие в судебном заседании 05.06.2018, также поддержал позицию, приведенную в письменных отзывах на рассматриваемые жалобы.
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы, письменные отзывы на них, пояснения, поступившие от Администрации, а также возражения ООО «Газпром переработка» на отзыв заявителя, заслушав явившихся участников процесса, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ПАО «Газпром» является собственником линейного сооружения – конденсатопровода «Уренгой – Сургут» 1 и 2 нитки, протяженностью 1 209 522 м, расположенного по адресу: Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.10.2005 № 72 НК 060988 (т. 6 л.д. 56).
06.07.2012 филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по ХМАО-Югре в государственный кадастр недвижимости, который с 01.01.2017 является I разделом ЕГРН, внесены сведения о ранее учтенных объектах капитального строительства: Конденсатопровод «Уренгой-Сургут» I нитка, кадастровый номер: 86:03:0000000:104721; Магистральный конденсатопровод «Уренгой-Сургут» 2 нитка, кадастровый номер: 86:03:0000000:121489.
15.05.2017 и 22.06.2017 по заявлению ООО «Газпром переработка» в отношении указанных объектов капитального строительства в ЕГРН внесены сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, в том числе об охранной зоне конденсатопровода «Уренгой-Сургут» 1 нитка учетный номер 86.03.2.3589; охранной зоне конденсатопровода «Уренгой-Сургут» 2 нитка учетный номер 86.03.2.3588. Ширина данных охранных зон составляет 100 метров от оси трубопровода в каждую сторону.
19.05.2017 на основании представленного ООО «Газпром переработка» заявления № 86/301/17-7079 ФГБУ «ФКП Росреестра» принято решение о внесении в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, а именно - о зонах минимальных расстояний до объектов конденсатопровода «Уренгой-Сургут» 1 и 2 нитка с учетным номером 86.10.2.121.
Ширина данной зоны минимальных расстояний до объектов установлена в соответствии с таблицей 20 СНиП 2.05.06-85*, а именно - с каждой стороны от оси трубопровода 5 000 м (том 6 л.д. 34-55).
Включение в ЕГРН указанных выше сведений повлекло возникновение обременения земельных участков, расположенных в пределах этой зоны и в границах муниципального образования город Сургут, в связи с чем Администрация обратилась в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации к таким основаниям, в числе прочих относятся особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
Пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Понятие зоны с особыми условиями использования территорий дано в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанной дефиницией зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с ведением ЕГРН, урегулированы нормами Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о государственной регистрации, Федеральный закон № 218-ФЗ).
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (статья 1 Федерального закона № 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 7 Закона о государственной регистрации реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также – реестр границ) представляет собой часть Единого государственного реестра недвижимости.
Статья 10 Закона о государственной регистрации раскрывает сведения, подлежащие включению в реестр границ, а также порядок их внесения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 указанной статьи в реестр границ вносятся сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, в том числе реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий.
Как следует из части 1 статьи 15 Закона о государственной регистрации, в случае установления или изменения границ зоны с особыми условиями использования территорий, а также в случае утверждения правил землепользования и застройки, обязанность направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости возложена на органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 32 Закона о государственной регистрации документы об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, необходимые для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в порядке межведомственного информационного взаимодействия представляются органами государственной власти и органами местного самоуправления для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов).
При этом частью 3 статьи 31 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что документы (содержащиеся в них сведения), указанные в частях 1, 3-15 статьи 32 настоящего Федерального закона и полученные органом регистрации прав, в том числе в соответствии с нормативными правовыми актами, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, являются основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Часть 4 указанной статьи Закона о государственной регистрации устанавливает, что в целях внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с установлением на основании нормативных правовых актов зон с особыми условиями использования территорий орган регистрации прав определяет:
1) перечень объектов недвижимости, адрес или описание местоположения которых изменились в связи с изменением прохождения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенного пункта;
2) перечень земельных участков, ограничения в использовании которых установлены или изменены в связи с установлением или изменением границ зоны с особыми условиями использования территорий, границ территории объекта культурного наследия, а также местоположение границ частей земельных участков, если зона с особыми условиями использования территорий, границы территории объекта культурного наследия пересекают границы земельного участка.
В силу статьи 33 Закона о государственной регистрации в случае, если сведения о зоне с особыми условиями использования территорий не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 названного Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Таким образом, системный анализ процитированных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что в отсутствие соответствующих решений органов государственной власти или органов местного самоуправления основаниями для установления зоны с особыми условиями использования территорий могут являться нормативные правовые акты.
При этом Закон о государственной регистрации допускает включение сведений о таких зонах в ЕГРН по заявлению заинтересованного лица.
Согласно положениям статьи 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Аналогичные положения закреплены в статье 90 Земельного кодекса Российской Федерации.
В целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, нестабильный бензин и конденсат Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 № 9 утверждены Правила охраны магистральных трубопроводов (далее – Правила охраны магистральных трубопроводов), действовавшие в спорный период.
Поименованные Правила являются обязательными для исполнения предприятиями трубопроводного транспорта, местными органами власти и управления, а также другими предприятиями, организациями и гражданами, производящими работы или какие-либо действия в районе прохождения трубопроводов.
Пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов предусмотрено, что для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны, в том числе вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих сжиженные углеводородные газы, нестабильные бензин и конденсат, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 100 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
В рассматриваемом случае из материалов дела следует, что в ЕГРН внесены сведения о зонах с особыми условиями использования территорий – охранных зонах конденсатопровода «Уренгой-Сургут» 1 нитка и 2 нитка учетный номер 86.03.2.3589 и учетный номер 86.03.2.3588 соответственно.
Кроме того, в ЕГРН также по заявлению ООО «Газпром переработка» внесены сведения о зонах с особыми условиями использования территорий с учетным номером 86.10.2.121. Ширина зоны определена на основании таблицы 20 Свода правил 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы».
Согласно пункту 1.1 Свода правил 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы» его действие распространяется на проектирование новых и реконструируемых магистральных трубопроводов и ответвлений от них номинальным диаметром до DN 1 400 включительно, с избыточным давлением среды свыше 1,2 до 10 МПа включительно (при одиночной прокладке и прокладке в технических коридорах) для транспортирования: а) нефти, нефтепродуктов, б) сжиженных углеводородных газов фракций С3 и С4 и их смесей, нестабильного бензина и конденсата нефтяного газа и других сжиженных углеводородов с упругостью насыщенных паров при температуре плюс 40 °С не свыше 1,6 МПа из районов их добычи (промыслов) или производства (от головных перекачивающих насосных станций) до места потребления; в) товарной продукции в пределах компрессорной станции, нефтеперекачивающей станции, перекачивающей станции, станций подземного хранения газа, дожимной компрессорной станции, газораспределительной станции и узла замера расхода газа; г) импульсного, топливного и пускового газа для КС, СПХГ, ДКС, ГРС, УЗРГ и пункта редуцирования газа.
В соответствии с пунктами 1.2, 16.3 Свода правил 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы» проектирование трубопроводов сжиженных углеводородов с упругостью насыщенных паров при температуре плюс 20 °С свыше 0,2 МПа – сжиженных углеводородных газов, нестабильного бензина и нестабильного конденсата и других сжиженных углеводородов – следует выполнять в соответствии с требованиями раздела 16. Расстояния от оси подземных трубопроводов до городов и других населенных пунктов, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от диаметра трубопровода, степени ответственности объекта и его протяженности, рельефа местности, вида и свойств перекачиваемых СУГ, в том числе, температуры кипения, с целью обеспечения безопасности этих объектов, но не менее значений, указанных в таблице 20.
Таблицей 20 Свода правил 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы» определено минимальное расстояние в метрах до оси трубопроводов номинальным диаметром свыше 300 до 400 включительно в отношении объектов «Города и поселения городского типа» - 5 000 м.
Вопреки утверждениям апеллянтов, при рассмотрении требований Администрации судом первой инстанции обоснованно учтено следующее.
Буквальное содержание Свода правил 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы» свидетельствует, что его положения являются обязательными при проектировании и реконструкции трубопроводов.
По смыслу действующего правового регулирования под проектированием следует понимать различные технологические процедуры, связанные с разработкой, проведением экспертиз, согласованием, утверждением проекта. Реконструкцией является процесс изменения параметров того или иного объекта.
При этом в силу пункта 5.6 Свода правил 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы» для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения магистральных трубопроводов и их объектов вокруг них устанавливаются охранные зоны, размеры которых и порядок производства в них сельскохозяйственных и других работ регламентируются Правилами охраны магистральных трубопроводов. В спорный период действовали Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 № 9. Установление зон минимально допустимых расстояний до объекта в виде охранных зон эксплуатируемых объектов системы газоснабжения не предусматривается поименованным Сводом правил.
Таким образом, требования о наличии и протяженности зон минимально допустимых расстояний до объектов, приведенные в таблице 20 Свода правил 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы» не распространяют действие на установленные в рамках настоящего дела обстоятельства. Зона минимально допустимых расстояний, о существовании которой утверждают апеллянты, не является зоной с особыми условиями использования территории в силу изложенного выше.
Само по себе указание в статье 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и статье 90 Земельного кодекса Российской Федерации на то, что границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, не свидетельствует о том, что таковые подлежат определению на основании значений, отраженных в таблице 20 Свода правил 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы», поскольку, как было указано ранее, данная норма подлежит применению только при проектировании трубопроводов СУР.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В письме Минэкономразвития России от 11 мая 2017 г. № Д23и-2827 обращено было внимание на то, что действующим законодательством не раскрывается содержание понятий «охранные зоны» и «минимальные расстояния до объектов».
Принимая во внимание имеющиеся различия в правовом регулировании рассматриваемых понятий, Минэкономразвития России отмечает, что действующим законодательством вопрос соотношения и содержания охранных зон объектов системы газоснабжения и зон минимальных допустимых расстояний объектов системы газоснабжения от иных зданий, сооружений не решен. В этой связи оснований для признания минимально допустимых расстояний частью охранных зон объектов системы газоснабжения, а также внесения в ЕГРН сведений о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения в порядке, предусмотренном для охранных зон, в настоящее время не имеется.
Вместе с тем, как указано далее, обозначенные вопросы решаются в проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил охраны магистральных газопроводов», который в настоящее время находится на доработке в Аппарате Правительства Российской Федерации.
С 20.09.2017 порядок охраны магистральных газопроводов регулируется Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 № 1083 (далее – Правила охраны).
В пунктах 2, 3 Правил охраны определены требования к установлению охранных зон объектов магистральных газопроводов.
При этом пунктом 22 Правил охраны предусмотрено, что при проектировании, строительстве и реконструкции зданий, строений и сооружений должны соблюдаться минимальные расстояния от указанных объектов до магистрального газопровода, предусмотренные нормативными документами в области технического регулирования.
При измерении минимального расстояния между зданиями, строениями и сооружениями, не относящимися к указанным в пункте 2 настоящих Правил объектам, и линейной частью магистрального газопровода берется кратчайшее расстояние между вертикальными плоскостями внешних границ указанных зданий, строений и сооружений и осью линейной части магистрального газопровода. При параллельной прокладке магистральных газопроводов измерение выполняют до оси линейной части каждого из магистральных газопроводов.
Минимальные расстояния между зданиями, строениями и сооружениями, не относящимися к указанным в пункте 2 настоящих Правил объектам, и объектами, указанными в пункте 2 настоящих Правил (кроме линейной части магистрального газопровода), измеряются по кратчайшему расстоянию между вертикальными плоскостями внешних границ зданий, строений и сооружений, не относящихся к указанным в пункте 2 настоящих Правил объектам, и вертикальными плоскостями внешних границ объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил (кроме линейной части магистрального газопровода).
Согласно пункту 23 Правил охраны магистральных газопроводов сведения о границах охранных зон и предусмотренных пунктом 22 минимальных расстояниях указываются в проектной документации магистрального газопровода, а также отображаются в документации по планировке территории и подлежат включению в федеральную государственную информационную систему территориального планирования. Сведения о границах указанных минимальных расстояний отображаются на публичных кадастровых картах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 Положения о представлении в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на публичных кадастровых картах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 322, для воспроизведения на публичных кадастровых картах уполномоченными органами представляются в орган регистрации прав сведения о границах минимальных расстояний от объектов магистральных газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (без отображения оси магистрального трубопровода) до зданий, строений и сооружений, не относящихся к объектам магистральных газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.
Таким образом, действующее правовое регулирование также фактически разграничивает понятия «охранных зон» и «минимальных расстояний до объектов», предусматривая при этом необходимость отражения сведений о границах минимальных расстояний на публичных кадастровых картах на основании данных, полученных в порядке информационного взаимодействия между органами государственной власти (местного самоуправления) и органом кадастрового учета.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для включения в ЕГРН сведений о зонах минимальных (минимально допустимых) расстояний с учетным номером 86.10.2.121.
Удовлетворив требования Администрации, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены принятого судебного решения. Несогласие с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о неправильном применении норм права при вынесении обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При подаче заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 300 руб. для физических лиц и 3 000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50% от указанных размеров и составляет 150 руб. для физических лиц и 1 500 руб. для юридических лиц.
В соответствии со статьей 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает ООО «Газпром переработка» из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 27.03.2018 № 1652 государственную пошлину в размере 1 500 руб.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционные жалобы оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.03.2018 по делу № А75-17718/2017 – без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Газпром переработка» из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению № 1652 от 27.03.2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н. Лотов
Судьи
Л.А. Золотова
О.А. Сидоренко