ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
28 июля 2021 года
Дело № А75-438/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2021 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
установил:
закрытое акционерное общество «Нефтьстройинвест» (далее – заявитель, общество, ЗАО «Нефтьстройинвест») обратилось в Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к начальнику отдела - лесничему Юганского территориального отдела - лесничества ФИО1 (далее – начальник отдела лесничества) о:
- признании ответа от 05.08.2020 № 1365 составленным не по существу запроса и нарушающим право на получение ответа по существу;
- признании незаконным бездействия, выразившегося в не направлении в адрес заявителя второго экземпляра акта осмотра лесного участка, составленного лесничеством (административное дело № 2а-11104/2020).
Определением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.11.2020 в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент).
Определением суда от 27.11.2020 административное дело № 2а-11104/2020 передано по подсудности в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Решением по делу судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований общества было отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции по настоящему делу отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что положения Приказа Минприроды России от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки» (далее – Приказ № 367) не допускает осмотр лесосек с составлением акта осмотра по форме, утверждённой Приказом № 367, ранее дня окончания выполнения лесосечных работ. Лесосечные работы на дату назначения осмотра лесосек ещё не были окончены. Оригиналы актов осмотра ЗАО «Нефтьстройинвест» не были направлены.
Кроме того, ЗАО «Нефтьстройинвест» ссылается на то, что на запрос Общества от 04.08.2020 № 2129 начальник отдела лесничества ответа по существу запроса не дал, на поступления информации от ФГБУ «РОСЛЕСИНФОРГ» не указал, основания осмотра были раскрыты только в отзыве на заявление.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. Между Департаментом и ЗАО «Нефтьстройинвест» заключен договор аренды лесного участка, предоставленного по результатам аукциона, от 17.12.2010 № 0121/10-19, по условиям которого, арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2 настоящего договора, общей площадью 94 128,3 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре 86/08/019/2010-10/00121, местоположение: Сургутский район, целевое назначение лесов - эксплуатационные, категория земель - земли лесного фонда (л.д.28-42)
Раздел 4 договора содержит условия о правах арендодателя.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4.1. договора, арендодатель имеет право осуществлять контроль за соблюдением арендатором условий настоящего договора, а также государственный контроль и надзор в соответствии с полномочиями, возложенными на него; на беспрепятственный доступ на территорию лесного участка с целью его проверки на предмет соблюдения условий договора и требований лесного законодательства.
Приложением № 10 договору установлен график проведения надлежащего исполнения договора, где указано, что проверка лесного участка на предмет соблюдения условий договора проводится 1 раз в 30 дней (л.д.50).
В адрес общества начальником отдела лесничества направлено извещение от31.07.2020 №1332 о проведении 11.08.2020 повторного осмотра лесного участка с целью проверки соблюдения обществом условий договора аренды от 17.12.2010 №0121/10-19, в связи с чем обществу необходимо обеспечить явку представителя (л.д.12).
После получения извещения, общество обратилось к начальнику отдела лесничества с запросом от 04.08.2020 № 2129 о разъяснении извещения, а именно, просило разъяснить фактические и правовые основания повторного осмотра лесного участка (л.д.20).
05.08.2020 обществу начальником отдела дан ответ о том, что в соответствии спунктом 4.1. договора аренды лесного участка и графиком проведения проверки надлежащего исполнения договора (приложение № 10) к договору от 17.12.2010 №0121/10-19, арендатор имеет право 1 раз в 30 дней на беспрепятственный доступ на территорию лесного участка с целью его проверки на предмет соблюдения условий договора и требований лесного законодательства. Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО - Югры не является органом контроля (надзора), а осуществляет полномочия арендодателя. В этом же письме заявитель повторно извещен о необходимости обеспечения явки представителя общества 11.08.2020 для участия в осмотре лесосек в кварталах 2594, 2596, 2664 Тайлаковского участкового лесничества. Ответ получен обществом 05.08.2020 (л.д.15, 73).
11.08.2020 должностным лицом лесничества проведен осмотр лесных участков, результаты которого отражены в актах осмотра лесосеки № 1Т и № 2Т (л.д.75-82).
В связи с обнаружением нарушений условий договора в адрес заявителя направлено претензионное письмо от 20.08.2020 с приложением актов проверки (л.д. 74).
Посчитав, что ответ предоставлен без обоснования фактических и правовых оснований проведения повторного осмотра лесного участка, а также было нарушено право на получение копии акта осмотра, проведенного без участия представителя общества, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в суд.
19.04.2021 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принято обжалуемое ЗАО «Нефтьстройинвест» в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует лесные отношения.
Согласно статье 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Частью 2 статьи 71 ЛК РФ установлено, что предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным Кодексом.
Частью 4 статьи 71 ЛК РФ установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 72 ЛК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 24 ЛК РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка.
В силу пунктов 1, 2 статьи 25 ЛК РФ использование лесов может обладать видом использования заготовка древесины, заготовка живицы.
В силу части 1 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Как установлено частями 2, 3, 4 статьи 29 ЛК РФ, заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами; для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения; запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
Статьей 29 ЛК РФ предусмотрено, что граждане или юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Приложением № 4 к Приказу № 367 установлен Порядок осмотра лесосеки, на которых осуществлены лесосечные работы.
Осмотр лесосек, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ (далее - лица, осуществляющие осмотр лесосек).
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка осмотр лесосек проводится в целях проверки соблюдения условий, в том числе права постоянного (бессрочного) пользования, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карт лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ.
Лицо, осуществляющее осмотр лесосек, за 10 дней до проведения осмотра лесосек обязано предупредить лицо, осуществляющее лесосечные работы, о дате и времени проведения осмотра лесосек. Извещение о проведении осмотра лесосек направляется способом, обеспечивающим подтверждение его получения (заказное письмо, факс, электронная почта). При неявке лица, осуществляющего лесосечные работы, или его представителя осмотр лесосек проводится без его участия (пункт 4 Порядка).
В соответствии с пунктом 5 Порядка в случае заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования осмотр лесосек осуществляется в бесснежный период, но не позднее 6 месяцев со дня окончания выполнения лесосечных работ.
Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что при осмотре лесосек устанавливаются:
состояние просеки и прилегающей к лесосеке полосы шириной 50 метров;
сохранность граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков;
объем заготовленной древесины;
наличие невывезенной древесины;
наличие неокоренной или не защищенной другими способами древесины;
сохранность семенников, семенных куртин и полос, а также деревьев, не подлежащих рубке (при наличии);
наличие зависших деревьев;
качество очистки лесосек;
проведение лесовосстановительных работ;
сохранность подроста, молодняка и лесных культур (при наличии);
нарушение целостности почвы, влекущее возникновение эрозии.
При осмотре лесосек, на которых осуществлены рубки ухода за лесами, дается оценка их качества (своевременность проведения этих рубок, интенсивность, правильность назначения деревьев в рубку) в соответствии с Правилами ухода за лесами, утвержденными приказом МПР России от 16.07.2007 № 185.
При осмотре лесосек устанавливается объем заготовленной древесины в случае заготовки древесины гражданами для собственных нужд, а также в случае расхождения объема фактически заготовленной древесины и объема, указанного в лесной декларации, договоре купли-продажи лесных насаждений, указанного в части 5 статьи 19 ЛК РФ контракта, в соответствии с Правилами учета древесины, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1525.
По результатам осмотра лесосеки составляется акт осмотра лесосеки в соответствии с формой согласно приложению 3 к настоящему приказу в двух экземплярах. Один экземпляр акта осмотра лесосеки, подписанный обеими сторонами, хранится у лица, осуществляющего лесосечные работы, второй - у лица, осуществляющего осмотр лесосеки (пункт 11 Порядка).
Пунктом 12 Порядка предусмотрено, что при осмотре лесосеки без участия лица, осуществляющего лесосечные работы, или его представителя в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, составленный акт осмотра лесосеки высылается ему заказным письмом.
Из материалов настоящего дела следует и была выше сказано, что между Департаментом и ЗАО «Нефтьстройинвест» заключен договор аренды лесного участка, предоставленного по результатам аукциона, от 17.12.2010 № 0121/10-19, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2 настоящего договора, общей площадью 94 128,3 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре 86/08/019/2010-10/00121, местоположение: Сургутский район, целевое назначение лесов - эксплуатационные, категория земель - земли лесного фонда.
Раздел 4 договора содержит условия о правах арендодателя.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4.1 договора, арендодатель имеет право осуществлять контроль за соблюдением арендатором условий настоящего договора, а также государственный контроль и надзор в соответствии с полномочиями, возложенными на него; на беспрепятственный доступ на территорию лесного участка с целью его проверки на предмет соблюдения условий договора и требований лесного законодательства.
Приложением № 10 договору установлен график проведения надлежащего исполнения договора, где указано, что проверка лесного участка на предмет соблюдения условий договора проводится 1 раз в 30 дней.
Таким образом, право арендодателя (Департамента) на проведение осмотра территории лесного участка на предмет соблюдения условий договора и требований лесного законодательства прямо предусмотрено положения договора.
В адрес общества начальником отдела лесничества направлено извещение от31.07.2020 №1332 о проведении 11.08.2020 повторного осмотра лесного участка с целью проверки соблюдения обществом условий договора аренды от 17.12.2010 №0121/10-19, в связи с чем обществу необходимо обеспечить явку представителя.
После получения извещения, общество обратилось к начальнику отдела лесничества с запросом от 04.08.2020 № 2129 о разъяснении извещения, а именно, просило разъяснить фактические и правовые основания повторного осмотра лесного участка.
05.08.2020 обществу начальником отдела дан ответ о том, что в соответствии спунктом 4.1 договора аренды лесного участка и графиком проведения проверки надлежащего исполнения договора (приложение № 10) к договору от 17.12.2010 №0121/10-19, арендатор имеет право 1 раз в 30 дней на беспрепятственный доступ на территорию лесного участка с целью его проверки на предмет соблюдения условий договора и требований лесного законодательства. Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО - Югры не является органом контроля (надзора), а осуществляет полномочия арендодателя. В этом же письме заявитель повторно извещен о необходимости обеспечения явки представителя общества 11.08.2020 для участия в осмотре лесосек в кварталах 2594, 2596, 2664 Тайлаковского участкового лесничества. Ответ получен обществом 05.08.2020.
Вопреки позиции заявителя, ЗАО «Нефтьстройинвест» был надлежащий ответ о наличии правовых оснований для проведения осмотра лесного участка.
Ссылки ЗАО «Нефтьстройинвест» на то, что начальник отдела лесничества на поступления информации от ФГБУ «РОСЛЕСИНФОРГ» не указал, не принимаются судом во внимание, поскольку юридическим основанием для проведения осмотра лесного участка является право арендодателя, установленное договором аренды.
Утверждение подателя жалобы о том, что заинтересованное лицо не вправе проводить осмотр лесосек с составлением акта осмотра по форме, утверждённой Приказом № 367, ранее дня окончания выполнения лесосечных работ, является несостоятельным, поскольку указанное право арендодателя прямо предусмотрено договором аренды лесного участка от 17.12.2010 № 0121/10-19.
Департамент не проводил в отношении общества проверочные мероприятия, не является органом контроля по лесному надзору, а реализовывал свои права в рамках гражданско-правовых отношений с ЗАО «Нефтьстройинвест».
Утверждение подателя жалобы о том, что права ЗАО «Нефтьстройинвест» были нарушены путем направления ему копий актов осмотра, а не оригиналов, является несостоятельным, поскольку не обоснованно какими-либо доводами.
Обстоятельства того, что в рамках дела № А75-16331/2020 Департамент обратился к ЗАО «Нефтьстройинвест» с требованиями о взыскании неустойки за нарушение условий договора аренды лесного участка от 17.12.2010 № 0121/10-19, о нарушении прав заявителя не свидетельствуют. Обстоятельства того, что ЗАО «Нефтьстройинвест» располагает копиями актов, а не их оригиналами, каким-либо образом прав общества не затрагивает.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы относятся на сторону заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Нефтьстройинвест» оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.04.2021 по делу № А75-438/2021 – без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.
Председательствующий
Н.А. Шиндлер
Судьи
Н.Е. Иванова
О.Ю. Рыжиков