Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А75-459/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2022 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Шабановой Г.А.
Шохиревой С.Т.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписирассмотрел кассационную жалобу акционерного общества «Россети Тюмень» на решение от 11.06.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Истомина Л.С.) и постановление
от 16.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу № А75-459/2021
по заявлению акционерного общества «Россети Тюмень» (628408,
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по
Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011,
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
об оспаривании решения от 25.12.2020 № 086/07/3-2250/2020 и предписания от 25.12.2020 № 131.
Иные лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью «СК-Технология» (628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>,
ИНН <***>, ОГРН <***>), муниципальное унитарное предприятие «Бюро технической инвентаризации, учета недвижимости и приватизации жилья города Нижневартовска» (628606, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Енисей Инжиниринг» (694920, <...>, ИНН <***>,
ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Кадастровый спутник» (620130, <...>, ИНН <***>,
ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Центр кадастровых технологий» (625048, <...> Октября, дом 10, офис 21, ИНН <***>, ОГРН <***>), общество
с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма «Ресурс» (454021, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Центр кадастра» (625034, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Топокад» (625035, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>), общество
с ограниченной ответственностью «Региональное объединение специалистов кадастра» (644043, <...>,
ИНН <***>, ОГРН <***>).
В заседании приняла участие представитель акционерного общества «Россети Тюмень» ФИО1 по доверенности от 26.05.2021.
Суд установил:
акционерное общество «Россети Тюмень» (далее – общество, АО «Россети Тюмень», заказчик) обратилось в арбитражный суд с заявлением
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконными решения от 25.12.2020 № 086/07/3-2250/2020 и предписания от 25.12.2020 № 131.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «СК-Технология» (далее - ООО «СК-Технология»), общество с ограниченной ответственностью «Енисей Инжиниринг» (далее - ООО «Енисей Инжиниринг»), общество с ограниченной ответственностью «Кадастровый спутник» (далее - ООО «Кадастровый спутник»), муниципальное унитарное предприятие «Бюро технической инвентаризации, учета недвижимости
и приватизации жилья города Нижневартовска» (далее - МУП «БТИ - Нижневартовска»), общество с ограниченной ответственностью «Центр кадастровых технологий» (далее - ООО «Центр кадастровых технологий»), общество с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма «Ресурс» (далее - ООО «НПФ «Ресурс»), общество с ограниченной ответственностью «Центр кадастра» (далее - ООО «Центр кадастра»), общество с ограниченной ответственностью «Топокад» (далее - ООО «Топокад»), общество с ограниченной ответственностью «Региональное объединение специалистов кадастра» (далее - ООО «Региональное объединение специалистов кадастра»).
Решением от 11.06.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, оставленным без изменения постановлением
от 16.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда,
в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленные требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о том, что установленные заказчиком требования по кадровому ресурсу не влияют на возможность надлежащего исполнения обязательств, являются избыточными и приводят к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам; при вынесении оспариваемого решения антимонопольный орган вышел за пределы доводов жалобы ООО «СК-Технология».
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, 01.11.2020 обществом на сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 32009638992 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по технической инвентаризации, выполнение кадастровых работ (оформлению технических планов), сопровождение процедуры кадастрового учета объектов недвижимости, проведение кадастровых работ с целью размещения объектов электросетевого хозяйства на земельных (лесных) участках, установление границ охранных зон с внесением сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) для нужд филиала АО «Россети Тюмень» Тюменские электрические сети (Управление).
Требования к участникам закупки были установлены пунктом 1.4 документации о закупке.
Пунктом 1.4.1 документации о закупке определено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
Согласно пункту 1.4.3 документации о закупке для того, чтобы принять участие в закупке, участник закупки должен удовлетворять требованиям, установленным в части II «Информационная карта закупки» (далее - Информационная карта).
Участник закупки вправе привлечь к исполнению договора соисполнителей (субподрядчиков) в случае, если это предусмотрено Информационной картой документации о закупке (пункт 1.5.1 документации о закупке).
При этом в соответствии с пунктами 1.5.2 и 1.5.3 документации
о закупке участник должен доказать организатору, что каждый из привлекаемых им субподрядчиков/ соисполнителей/ субпоставщиков (т.е. выполняющего любой объем работ услуг, поставок) осведомлен о привлечении его в качестве субподрядчика; согласен с выделяемым ему перечнем, объемами, сроками и стоимостью выполнения работ; отвечает требованиям настоящей документации в объеме выполняемых субподрядчиком/ соисполнителем/ субпоставщиком работ/ услуг/ поставок.
Для этих целей участник готовит заявку с учетом следующих дополнительных требований:
а) Заявка участника должна включать сведения и документы, подтверждающие соответствие каждого субподрядчика/ соисполнителя/ субпоставщика установленным требованиям, согласно Информационной карте в объеме выполняемых им соответственно работ/услуг/поставок (выполняющего любой объем работ услуг, поставок) с предоставлением документов согласно Информационной карте.
б) Заявка участника должна включать сведения о распределении объемов работ между участником и субподрядчиками/ соисполнителями/ субпоставщиками по установленной документацией о закупке форме.
Из пункта 12 информационной карты следует, что требования
к участникам закупки устанавливаются согласно Приложению № 3
к документации о закупке.
Пунктом 2 Приложения № 3 к документации о закупке установлено требование о наличии квалифицированных кадровых ресурсов в количестве необходимом для выполнения работ, в сроки в соответствии с Техническим заданием, в том числе кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность и имеют членство в саморегулируемой организации в сфере кадастровой деятельности (пункт 2 статьи 33 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон № 221-ФЗ) - не менее 2 человек.
Информация о кадровых ресурсах, планируемых к привлечению для выполнения договора, должна быть представлена в виде справки по форме, установленной в закупочной документации.
В подтверждение указанных требований необходимо предоставить на 2 кадастровых инженеров следующие документы, подтверждающие право и квалификацию в сфере кадастровой деятельности:
- трудовые договоры/трудовые книжки, заверенные участником датой, подтверждающей трудовые отношения между специалистом и участником, документы о получении профессионального образования (дипломы/ свидетельства/ удостоверения), документы о повышении квалификации (сканированные копии с оригинала);
- выписки из реестра членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров (в соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона
№ 221-ФЗ, форма выписки в соответствии с приказом от 04.03.2019 № 86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулирующей организации»);
- документы, подтверждающие наличие действующей усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписи кадастрового инженера (в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 29.1 Закона №221-ФЗ (копии сертификатов квалифицированной электронной подписи);
- действующие договоры обязательного страхования гражданской ответственности кадастровых инженеров (сканированные копии).
Заявки по данному критерию признаются несоответствующими
в случае: - несоответствия предложения участника установленным в документации о закупке требованиям по количеству кадровых ресурсов и/или их несоответствие установленной квалификации; - непредоставления документов или предоставления неполного пакета документов; - отсутствия/непредставления документов, подтверждающих квалификацию специалистов, в случае запроса заказчика/организатора.
Пунктом 6 Приложения № 3 установлено, что в случае, если участником предусмотрено привлечение субподрядчика (соисполнителя\субпоставщика), то следует представить следующие сведения:
- наличие соглашения о намерениях заключить договор между участником и каждым привлекаемым субподрядчиком/ соисполнителем/ субпоставщиком (выполняющего 5% и более объема поставок, работ, услуг), с предоставлением сведений о перечне, объемах, стоимости и сроках выполнения, возлагаемых на субподрядчика/соисполнителя/субпоставщика поставок, работ, услуг;
- представить сведения о распределении объемов поставок, работ (услуг) между участником и субподрядчиками (соисполнителями/субпоставщиками) в объеме выполняемых поставок, работ, услуг по форме, установленной в закупочной документации.
В качестве оснований для признания заявки по данному критерию несоответствующей определены: - непредоставление документа (ов); - несоответствие оформления либо содержания сведений о распределении объемов поставок, работ (услуг) между участником и субподрядчиками (соисполнителями/со поставщиками) в объеме выполняемых поставок, работ, услуг требованиям, установленным в документации о закупке; - несоответствие участника закупки (привлекаемых участником закупки субподрядчиков (соисполнителей, субпоставщиков)) требованиям
к участникам закупки и привлекаемыми им субподрядчиками (соисполнителями/субпоставщиками), установленным документацией
о закупке.
Пунктом 5.3.4 документациио закупке установлено, что закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если:
- участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке;
- заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке);
- участник закупки предоставил недостоверную информацию (сведения) в отношении своего соответствия требованиям, установленным документацией о закупке.
Как следует из протокола вскрытия конвертов от 11.11.2020 на участие
в процедуре запроса предложений было подано 9 участников, одна из которых принадлежала ООО «СК-Технология».
Согласно протоколу заседания комиссии по запросу разъяснений
и документов от 30.11.2020 № 32009638992/2020.0411-2/1 к участнику
ООО «СК-Технологии» был оформлен запрос разъяснений по следующим выявленным замечаниям к заявке:
1. В нарушение требований пунктов 2, 6 Приложения № 3
к документации о закупке представленные участником документы на кадастровых инженеров ФИО2 и ФИО3 не соответствуют справке о кадровых ресурсах участника (Форма 4 столбец 8 «Принадлежность Персонала») и письму о подаче оферты (Форма 1 пункт 2 таблицы);
2. В нарушение требований пункта 2 Приложения № 3 к документации
о закупке ООО «СК-Технологии» не предоставлены: документы, подтверждающие повышение квалификации кадастровыми инженерами; документы, подтверждающие наличие действующей усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписи кадастровых инженеров; действующие договоры обязательного страхования гражданской ответственности кадастровых инженеров.
В рамках дополнительного запроса разъяснений ООО «СК-Технология» предоставило:
- документы, подтверждающие повышение квалификации кадастровыми инженерами;
- документы, подтверждающие наличие действующей усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписи кадастровых инженеров;
- действующие договоры обязательного страхования гражданской ответственности кадастровых инженеров.
По результатам заседания закупочной комиссии, отраженным
в протоколе от 07.12.2020, заявка ООО «СК-Технология» была отклонена на основании подпункта «а» пункта 5.3.4. документации о закупке.
В обоснование принятого решения обществом указано на то, что
в нарушение требований пунктов 2 и 6 Приложения № 3 к документации
о закупке представленные ООО «СК-Технология» документы на кадастровых инженеров ФИО2 и ФИО3 (договоры подряда от 10.11.2020) не соответствуют Справке о кадровых ресурсах участника (Форма 4 строка 1, 2 столбец 8 «Принадлежность Персонала» - ООО «СК- Технология») и Письму о подаче оферты (Форма 1 пункт 2 таблицы).
Не согласившись с указанными действиями, ООО «СК-Технология» обратилось в антимонопольный орган с жалобой, в которой указало на неправомерное отклонение заказчиком его заявки в связи с тем, что
в документации о закупке установлены необоснованные, избыточные обязательные требования к участникам закупки.
Рассмотрев указанную жалобу, управление пришло к выводу
о нарушении АО «Россети Тюмень» требований, предусмотренных частью 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3, пунктов 2, 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), в связи с чем вынесло решение от 25.12.2020
№ 086/07/3-2250/2020, которым признало жалобу ООО «СК-Технология» обоснованной.
На основании данного решения обществу было выдано предписание от 25.12.2020 № 131.
Не согласившись с решением и предписанием, АО «Россети Тюмень» обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения оспариваемых актов и их соответствия требованиям действующего законодательства.
Отменяя обжалуемые акты суд округа исходит из следующего.
Законом № 223-ФЗ в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно и включаются в положения о закупке. При этом регламентация заказчиками своей закупочной деятельности осуществляется не произвольно, а с учетом предусмотренных частью 1 статьи 3 названного Закона принципов закупочной деятельности и при соблюдении запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ требования, предъявляемые
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации
о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
Вынося оспариваемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций признали верными выводы антимонопольного органа о том, что установленные обществом требования о наличии у участника квалифицированных кадровых ресурсов, а также требования, предъявляемые к участникам в случае привлечения субподрядчиков, являются избыточными, фактически налагающими на потенциальных участников закупки дополнительные обязательства по заключению соглашений о намерениях, о распределении объемов работ еще на стадии подачи заявки на участие в закупке, создают неоправданные барьеры при реализации права на участие в конкурентных процедурах закупки и, соответственно, ограничивают потенциальное количество участников таковой.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Как было указано Верховным Судом Российской Федерации
в определении от 11.07.2018 № 305-ЭС17-7240, часть 1 статьи 2 Закона
№ 223-ФЗ, а также регламентируемые нормами Гражданского кодекса Российской Федерации организационно-правовые формы и правовой статус лиц, являющихся субъектами отношений закупки, регулируемой указанным Законом, и определенных нормами частей 2, 5 статьи 1 названного Закона (государственные корпорации, государственные компании, автономные учреждения, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов, бюджетные учреждения и унитарные предприятия (при соблюдении ряда дополнительных условий), свидетельствуют о воле законодателя на регулирование спорных отношений в целом как гражданско-правовых, то есть основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации). Субъекты, указанные в частях 2, 5 статьи 1, пункте 2 части 1 статьи 3.1 Закона № 223-ФЗ, в силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации, являются субъектами гражданских правоотношений и участниками гражданского оборота. Создавая такие юридические лица или участвуя в их деятельности, государство реализует невластные полномочия (статьи 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При закупках, осуществляемых субъектами, указанными в нормах Закона № 223-ФЗ, стороны таких отношений выступают как юридически равноправные, никакая сторона не наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне, что также свидетельствует о гражданско-правовом характере отношений.
Законом № 223-ФЗ заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования
к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление
в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым
в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков
в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества
и надежности (определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243).
Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018).
Приведенные правовые позиции, позволяя определить круг правомерных действий заказчика при установлении в документации
о закупке, проводимой по правилам Закона № 223-ФЗ, требований
к участникам, отличающихся достаточной степенью строгости, указывают также на обстоятельства, наличие которых является индикатором нарушения принципов, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 указанного Закона, и которые подлежат выяснению антимонопольным органом, а впоследствии судом в целях выявления в действиях заказчика данного нарушения. Такие обстоятельства подразумевают фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов.
Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом № 223-ФЗ, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг (статья 1).
Как следует из материалов дела, предметом спорной закупки выступало выполнение работ по технической инвентаризации, выполнение кадастровых работ (оформлению технических планов), сопровождение процедуры кадастрового учета объектов недвижимости, проведение кадастровых работ с целью размещения объектов электросетевого хозяйства на земельных (лесных) участках, установление границ охранных зон с внесением сведений в ЕГРН.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, урегулированы Законом № 221-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 31 Закона № 221-ФЗ кадастровый инженер может выбрать одну из следующих форм организации своей кадастровой деятельности: в качестве индивидуального предпринимателя; в качестве работника юридического лица, в том числе публично-правовой компании, на основании трудового договора с таким юридическим лицом.
Кадастровый инженер вправе принять решение об осуществлении своей кадастровой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, если он зарегистрирован в этом качестве в установленном законодательством Российской Федерации порядке (статья 32 Закона № 221-ФЗ).
В соответствии частью 1 статьи 33 Закона № 221-ФЗкадастровый инженер вправе осуществлять кадастровую деятельность на основании трудового договора с юридическим лицом в качестве работника такого юридического лица. Договоры подряда на выполнение кадастровых работ заключаются таким юридическим лицом. Данные работы вправе выполнять только кадастровый инженер - работник такого юридического лица. Публично-правовая компания вправе заключать договоры подряда на выполнение кадастровых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона № 221-ФЗпредусмотрено, что указанное в части 1 названной статьи юридическое лицо обязано иметь в штате не менее двух кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность.
Таким образом, вопреки выводам судов, включение обществом требований о предоставлении сведений в отношении кадровых ресурсов, учитывая установленные действующим законодательством ограничения
в отношении круга лиц, обладающих правом на осуществление кадастровой деятельности, напрямую влияют на возможность надлежащего исполнения обязательств по контракту.
При этом само по себе включение в закупочную документацию указанных требований к участнику закупки не влечет за собой ограничение конкуренции, поскольку пунктом 1.5.1 документации о закупке предусмотрена возможность участника закупки привлечь для исполнения договора субподрядчиков, предоставив доказательства, гарантирующие возможность осуществления ими кадастровых работ в соответствии с установленными Законом № 221-ФЗ требованиями.
Данный вывод подтверждается, в том числе тем, что к участию
в спорном запросе предложений было допущено 5 участников.
Таким образом, в рассматриваемом случае включение обществом
в состав документации о закупке требований о наличии квалифицированного кадрового состава у участников и/или привлекаемых субподрядчиков с учетом распределения объемов работ не свидетельствует о наличии нарушении положений части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3, пунктов 2, 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.
С учетом изложенного у антимонопольного органа отсутствовали законные основания для вынесения оспариваемых решения и предписания.
Кроме того, суд округа отмечет, что в рассматриваемом случае закупка осуществлялась обществом в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ, ее предметом выступало заключение договора на выполнение работ по технической инвентаризации, выполнение кадастровых работ (оформлению технических планов), сопровождение процедуры кадастрового учета объектов недвижимости, проведение кадастровых работ с целью размещения объектов электросетевого хозяйства на земельных (лесных) участках, установление границ охранных зон с внесением сведений в ЕГРН, однако
в пункте 1.6 предписания от 25.12.2020 № 131 антимонопольный орган возлагает на АО «Россети Тюмень» обязанность осуществить дальнейшее осуществление процедуры закупки в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133, с учетом решения от 25.12.2020 № 086/07/3-2250/2020.
При таких обстоятельствах суды необоснованно отказали
в удовлетворении заявленных обществом требований, в связи с чем решение от 11.06.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 16.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене на основании части 1 статьи 288
АПК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 11.06.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 16.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-459/2021 отменить.
Признать незаконными решение от 25.12.2020 № 086/07/3-2250/2020 и предписание от 25.12.2020 № 131 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Ю.Н. Киричёк
Судьи Г.А. Шабанова
С.Т. Шохирева