ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
01 октября 2018 года
Дело № А75-6172/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2018 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Грязниковой А.С., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10068/2018) акционерного общества «Тюменская энергосбытовая компания» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.06.2018 по делу № А75-6172/2018 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению акционерного общества «Тюменская энергосбытовая компания» к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании акта проверки от 31.01.2018 и предписания от 31.01.2018 № 12-18-32,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
акционерное общество «Тюменская энергосбытовая компания» (далее - общество, АО «ТЭК», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба, заинтересованное лицо) о признании незаконными и отмене акта проверки от 31.01.2018 и предписания от 31.01.2018 № 12-18-32.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.06.2018 в части оспаривания акта проверки от 31.01.2018 производство по делу № А75-6172/2018 прекращено, в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене предписания от 31.01.2018 № 12-18-32 отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО «ТЭК» обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене предписания от 31.01.2018 № 12-18-32 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования АО «ТЭК» об отмене предписания от 31.01.2018 № 12-18-32.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на необоснованность вывода Службы о нарушении Обществом пункта 119 Правил № 354, которым установлен порядок уведомления потребителя об ограничении коммунальной услуги. Податель жалобы считает, что предусмотренный пунктом 119 Правил № 354 перечень способов уведомления потребителя о предстоящем ограничении коммунальной услуги не ограничен направлением по почте заказного письма с уведомлением и является открытым, т.е. уведомление может быть осуществлено иным способом, позволяющим подтвердить факт и дату его получения потребителем. По мнению АО «ТЭК», таким способом является направление предупреждения должнику заказным письмом.
АО «ТЭК» считает, что заказное письмо и заказное письмо с уведомлением являются почтовыми отправлениями одной категории, поскольку они являются регистрируемыми почтовыми отправлениями, вручаются адресату под расписку, что позволяет отследить получение адресатом отправления она официальном сайте ФГУП «Почта Росси». Податель жалобы считает, что судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения не учтено, что по результатам аналогичных проверок по фактам направления уведомлений об ограничении режима потребления электроэнергии заказным письмом (без уведомления о вручении) Госжилинспекцией по г. Тюмени и Службой были вынесены постановления об отсутствии в действиях АО «ТЭК» нарушений действующего законодательства.
Также АО «ТЭК» считает, что оспариваемое предписание вынесено Службой с нарушением статьи 11, пунктов 2, 8 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Доводов относительно выводов суда о прекращении производства по делу в части требования АО «ТЭК» о признании незаконным и отмене акта проверки от 31.01.2018 в апелляционной жалобе не приведено.
Службой представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
АО «ТЭК», Служба, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
На основании приказа от 29.01.2018 № 12-32 Службой в период с 30.01.2018 по 31.01.2018 в отношении АО «ТЭК» проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирного жилого дома по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Советский, мкр. Солнечный, д.3 (далее – МКД № 3), по обращению собственника квартиры № 12 от 29.12.2017 № 01-ОГ-9237.
В ходе проведения проверки установлено, что МКД № 3 был введен в эксплуатацию в 2010 году, 2-х этажный, 2-х подъездный, 16-ти квартирный. При строительстве дом оборудован ОПУ электрической энергии, жилые помещения ИПУ электрической энергии. Управление осуществляет МУП «Уютный город Советский» на основании решения конкурсной комиссии по отбору управляющей компании.
Коммунальнаяуслуга - «электроснабжение»предоставляетсяпотребителям ресурсоснабжающей организацией АО «ТЭК». Договоры электроснабжения заключены АО «ТЭК» напрямую с потребителями услуг.
Договор электроснабжения между АО «ТЭК» и потребителем услуги (собственником кв. 12 МКД № 3) в письменной форме отсутствует.
Оказание услуг по ведению ограничения и прекращения подачи электрической энергии потребителям осуществляет МУП «Уютный город Советский» на основании договора оказания услуг с АО «ТЭК».
В ходе проверки Службой установлено, что в связи с невнесением платы за коммунальные услуги в период с мая 2017 года по 11.10.2017 у потребителя услуги (собственника кв. 12 МКД № 3) образовалась задолженность в размере 30 277,05 руб., в том числе: отопление – 6629,77 руб., антенна – 293,50 руб., холодное водоснабжение –
9230,95 руб., водоотведение ХВС – 6595,85 руб., электроэнергия (день) – 2503,75 руб., электроэнергия (ночь) – 556,75 руб., социальный наем – 4466,48 руб. Задолженность по отоплению, холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению превышает сумму двух месячных размеров платы, исчисленных в соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
Ресурсоснабжающейорганизацией - АО «ТЭК»былоприняторешение о направлении потребителю уведомления от 27.10.2017 о введении ограничения и приостановлении предоставления коммунальной услуги по электроснабжению в случае непогашения задолженности по оплате за коммунальные услуги.
Поскольку задолженность потребителем не оплачена, 15.12.2017 АО «ТЭК» была направлена заявка в МУП «Уютный город Советский» на введение 25.12.2017 полного ограничения потребления электрической энергии по адресу:г.Советский, мкр. Солнечный, д. 3, кв. 12.
Между тем введение 25.12.2017 режима ограничения потребления электрической энергии по указанному выше адресу было осуществлено при нарушении порядка уведомления потребителя коммунальной услуги об ограничении предоставления услуги, в частности, отсутствовали доказательства получения уведомления потребителем.
26.12.2017 потребителем (собственником кв. 12 МКД № 3) оплачена задолженность только за электрическую энергию, однако предоставление электрической энергии не восстановлено, что превысило допустимую (24 часовую) продолжительность перерыва электроснабжения при наличии одного источника электропитания.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 31.01.2018 № 12-18-32 (т.2 л. д. 2).
По результатам проверки АО «ТЭК» выдано предписание от 31.01.2018 № 12-18-32, в соответствии с которым на Общество возложена обязанность в срок до 12.02.2018 устранить выявленные нарушения, а именно: восстановить подачу электрической энергии в помещении по адресу: г. Советский, мкр. Солнечный, д.3, кв. 12 (пункт 119 Правил № 354) (т. 2 л. д. 7).
Полагая, что акт проверки от 31.01.2018 и предписание от 31.01.2018 № 12-18-32 являются незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
21.06.2018 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принял обжалуемое АО «ТЭК» решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Под ненормативным актом государственного органа или органа местного самоуправления, который в силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть признан судом недействительным, понимается документ, адресованный конкретному лицу, и содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия.
Судом апелляционной инстанции установлено, что оспариваемый Обществом акт проверки от 31.01.2018 № 12-18-32 (т.2 л. д. 2) не обладает признаками подобного ненормативного акта, является процессуальным документом, фиксирует выявленную в момент проверки ситуацию, не влечет правовых последствий, не определяет субъект ответственности и санкцию.
Учитывая, что сам по себе акт проверки не порождает для Общества каких-либо правовых, в том числе негативных последствий, а также не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, производство по делу в части требований заявителя о признании недействительным акта проверки от 31.01.2018 № 12-18-32, оформленного по результатам плановой выездной проверки , поведенной в отношении Общества, было прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно доводам апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции о прекращении производства по делу в части требования АО «ТЭК» о признании незаконным и отмене акта проверки от 31.01.2018 не являются предметом апелляционного обжалования, в силу чего не подлежат переоценке судом апелляционной инстанции, который не вправе выходить за пределы апелляционного обжалования по собственной инициативе (пункт 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции»).
Как следует из материалов дела, на основании выявленных в ходе проверки обстоятельств АО «ТЭК» выдано оспариваемое предписание от 31.01.2018 № 12-18-32, в соответствии с которым на Общество возложена обязанность в срок до 12.02.2018 восстановить подачу электрической энергии в помещении по адресу: г. Советский, мкр. Солнечный, д.3, кв. 12 (т. 2 л. д. 7).
Обязательным условием выдачи предписания, является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица. При этом выданное предписание об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Как усматривается из акта проверки от 31.01.2018, оспариваемого предписания от 31.01.2018 № 12-18-32, Службой выявлено нарушение Обществом порядка уведомления потребителя коммунальной услуги об ограничении предоставления коммунальной услуги, а также превышение допустимой (24 часовой) продолжительности перерыва электроснабжения при наличии 1 источника электропитания по адресу г. Советский, мкр. Солнечный, д.3, кв. 12.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о законности выданного Обществу предписания исходя из следующего.
На основании пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства. За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются. В целях недопущения веерных отключений организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии ее потребителям, обязана обеспечить возможность индивидуального ограничения режима как собственного потребления, так и потребления обслуживаемых потребителей электрической энергии.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых ломов» (далее - Правила № 354).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил № 354 предусмотрено, что потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением.
Исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В силу подпункта «а» пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, указанными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно подпункту «г» пункта 4 Правил № 354 потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктами «в», «г», «д» пункта 3 Правил № 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг: качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам.
Подпунктами «а», «е» пункта 33 Правил № 354 предусмотрено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества: требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с пунктом 9 Приложения № 1 к указанным Правилам бесперебойное круглосуточное электроснабжение обеспечивается в течение года; допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа - при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания; 24 часа - при наличии 1 источника питания.
При ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток (пункт 114 Правил № 354).
Согласно подпункту «а» пункта 117 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе.
Пунктом 119 Правил № 354 предусматривается, что исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.
Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем: вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом б настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Приведенные положения свидетельствуют о том, что для ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель обязан соблюсти установленную Правилами № 354 процедуру, а именно - заблаговременно в письменной форме уведомить потребителя о необходимости погашения задолженности в указанном размере и возможном применении в отношении него соответствующих мер.
Действующим правовым регулированием рассматриваемых отношений не допускается принятие мер воздействия без предупреждения (уведомления) об этом должника.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 11.11.2017 по адресу: г. Советский, мкр. Солнечный, д. 3, кв. 12 на имя ФИО1 обществом направлено уведомление от 27.10.2017 № 48/4640 о наличии у неё задолженности по оплате электроэнергии, о необходимости погашения задолженности в срок до 16.12.2017, о полном ограничении режима потребления электроэнергии с 26.12.2017 в случае непогашения задолженности (т. 2 л. д. 9).
Данное уведомление прибыло в место вручения по адресу потребителя 13.11.2017, впоследствии зафиксирована неудачная попытка его вручения, и 13.12.2017 письмо отправлено обратно в адрес АО «ТЭК».
Доказательства вручения уведомления от 27.10.2017 № 48/4640 потребителю не представлены в материалы дела, равно как и доказательства, свидетельствующие о получении потребителем соответствующей информации иным способом.
По верному замечанию суда первой инстанции, указанное отправление не отвечает требованиям пункта 119 Правил № 354, поскольку представляет собой заказное письмо без уведомления.
При ограничении режима подачи электрической энергии АО «ТЭК» не соблюден 20-дневный срок с момента доставки предупреждения (уведомления).
Отклоняя доводы апелляционной жалобы АО «ТЭК» о том, что спорное уведомление заказным письмом без уведомления следует квалифицировать как иной способ, подтверждающим факт и дату получения потребителем (подпункт «а» пункта 119 Правил № 354), суд апелляционной инстанции руководствуется следующими положениями.
Перечисленные в Правилах № 354 виды уведомлений позволяют однозначно и безусловно утверждать, что потребитель должен быть осведомлен об ограничении режима предоставления коммунальной услуги.
В предыдущей редакции подпункта «а» пункта 119 Правил допускалась такая форма уведомления, как направление по почте заказным письмом (с описью вложения). Между тем, с 01.01.2017 такой вариант уведомления из подпункта «а» пункта 119 Правил № 354 исключен.
В этой связи, по справедливому замечанию суда первой инстанции, в случае направления уведомления почтовым отправлением, таковое должно представлять собой заказное письмо с уведомлением о вручении. В обратном случае не обеспечивается соблюдение предусмотренного Правилами № 354 критерия, - осведомленности потребителя о сути и объеме претензий исполнителя.
Пунктом 10 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, действующих в редакции на момент выдачи оспариваемого предписания, почтовые отправления подразделяются на следующие категории:
а) простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без его расписки в получении, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил;
б) регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с его распиской в получении, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.
Регистрируемые почтовые отправления (почтовые переводы) могут пересылаться с уведомлением о вручении (в международном почтовом обмене - с уведомлением о получении) (при подаче которых отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление (выплачен почтовый перевод). Почтовые отправления с объявленной ценностью могут пересылаться с наложенным платежом (пересылаемые между объектами федеральной почтовой связи, при подаче которых отправитель поручает организации федеральной почтовой связи получить установленную им денежную сумму с адресата и выслать ее по адресу, указанному отправителем); с описью вложения.
Порядок доставки (вручение) почтовых отправлений и выплаты почтовых переводов определен разделом III Правила оказания услуг почтовой связи.
Почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи.
Порядок доставки почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) в адрес юридического лица определяется договором между ним и оператором почтовой связи.
В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи: а) простые почтовые отправления; б) извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах; в) извещения о простых почтовых отправлениях, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов; г) простые уведомления о вручении почтовых отправлений и выплате почтовых переводов.
Почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи. Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его уполномоченного представителя). При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение.
Почтовое отправление или почтовый перевод возвращается по обратному адресу: а) по заявлению отправителя; б) при отказе адресата (его уполномоченного представителя) от его получения; в) при отсутствии адресата по указанному адресу; г) при невозможности прочтения адреса адресата; д) при обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи, в том числе отсутствия указанного на отправлении адреса адресата.
В соответствии с Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденным приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 № 114-п, почтовое отправление с уведомлением о вручении представляет собой регистрируемое почтовое отправление, при подаче которого отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление.
Под заказным почтовым отправлением понимается регистрируемое почтовое отправление (почтовая карточка, письмо, секограмма, бандероль, письмо 1-го класса, бандероль 1-го класса, отправление «Мультиконверт»), принимаемое без оценки стоимости вложения, с выдачей отправителю квитанции и вручаемое адресату под расписку.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при направлении заказного почтового отправления с уведомлением о вручении, исполнитель коммунальной услуги будет извещен о дате и о конкретном лице, получившем соответствующее почтовое отправление. При отслеживании же заказного почтового отправления на сайте ФГУП «Почта России» исполнитель коммунальной услуги не сможет достоверно установить факт получения уведомления потребителем.
Апелляционный суд учитывает также, что пунктом 119 Правил № 354 предусмотрено направление исполнителем потребителю-должнику предупреждения (уведомления) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.
Право на полное отключение подачи электрической энергии связывается с отсутствием технической возможности ограничения ее подачи. Предоставление коммунальной услуги должно быть сначала ограничено и только в отсутствие технической возможности введения ограничения может быть приостановлено.
В то же время, доказательства отсутствия технической возможности введения ограничения режима энергоснабжения в материалы дела заявителем не представлены. Фактически Общество прекратило подачу электроэнергии, не обеспечив соблюдения обязательного этапа по ограничению таковой, т.е. АО «ТЭК» допустило нарушение Правил № 354.
Правилами № 354 ограничение/приостановление услуги допускается в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления).
Согласно пункту 34 Правил оказания услуг почтовой связи, почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи. Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его уполномоченного представителя). При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение. По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их уполномоченными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем. При отказе отправителя от получения и оплаты пересылки возвращенного почтового отправления или почтового перевода они передаются на временное хранение в число невостребованных.
Ссылка подателя жалобы на то, что в соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» направленное заказным письмом предупреждение считается доставленным потребителю-должнику, не принимается во внимание, так как подпунктом «а» пункта 119 Правил № 354 предусмотрен специальный порядок извещения потребителя-должника о неполной уплате коммунальной услуги и возможном введении ограничения (приостановления) предоставления такой коммунальной услуги.
При избранном АО «ТЭК» способе уведомления Общество не имело законных оснований для отсчета 20 дневного срока от даты поступления почтового уведомления в место вручения. Адресат имел возможность получить данное отправление в период срока доставки, который истекал не ранее 13.12.2017, в то время как отключение энергоснабжения произведено 25.12.2017, то есть ранее истечения 20-тидневного срока.
Таким образом, АО «ТЭК» допустило ограничение коммунальной услуги с нарушением требований пункта 119 Правил № 354.
Доводы АО «ТЭК» о нарушении Службой положений статьи 11, 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), регламентирующих порядок действий контролирующего органа при выявлении в представленных на проверку документах ошибок и противоречий при сопоставлении с имеющимися у органа сведениями, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку в рассматриваемом случае в ходе проверки в действиях АО «ТЭК» были выявлены прямые нарушения Правил № 354 при отсутствии ошибок, противоречий в проверенных документах.
Ссылка подателя жалобы на постановления об отсутствии в действиях АО «ТЭК» нарушений действующего законодательства, вынесенные Службой по результатам аналогичных проверок, не опровергает установленных выше нарушений Правил № 354.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанций приходит к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования, поскольку оспариваемое предписание соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Иное толкование подателем апелляционной жалобы законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Общество. Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1 500 руб.
В этой связи Обществу возвращается из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению № 13371 от 05.07.2018.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.06.2018 по делу № А75-6172/2018-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу «Тюменская энергосбытовая компания» из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением №13371 от 05.07.2018 государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю. Рыжиков
Судьи
А.С. Грязникова
Е.П. Кливер