ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А75-7361/14 от 07.05.2015 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А75-7361/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2015 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Черноусовой О.Ю.

судей Григорьева Д.В.

Шабановой Г.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Инвестиционная нефтяная компания» на решение от 03.10.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного
 округа – Югры (судья Зубакина О.В.) и постановление от 16.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., Лотов А.Н.) по делу № А75-7361/2014 по заявлению открытого акционерного общества «Инвестиционная нефтяная компания» (628611, <...>, ИНН <***>,
 ОГРН <***>) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (628012, <...>,
 ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании постановления
 по делу об административном правонарушении.

Другое лицо, участвующее в деле – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам
 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (628681, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>).

Суд установил:

открытое акционерное общество «Инвестиционная нефтяная компания» (далее – общество, ОАО «ИНКОМнефть») обратилось с заявлением
 в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – административный орган) от 26.06.2014 № 711-14/243
 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6.4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа
 в размере 400 000 рублей.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – налоговый орган).

Решением от 03.10.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, оставленным без изменения постановлением
 от 16.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда,
 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод суда о повторном совершении административного правонарушения основан на ошибочном толковании действующего законодательства, поскольку все правонарушения были выявлены одновременно, общество не совершало аналогичное правонарушение после привлечения его к административной ответственности.

Кроме того, размер назначенного административного штрафа явно несоразмерен последствиям допущенного административного правонарушения.

В отзывах на кассационную жалобу административный и налоговый органы просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, 30.01.2014 ОАО «ИНКОМнефть» направило почтовой связью в налоговый орган отчет о движении денежных средств по счетам в банке за пределами территории Российской Федерации за 4 квартал 2013 года (счет № 20296000404255680001, открыт 28.04.2003
 в NATIONAL BANK FOR FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN, адрес банка: Uzbekistan, Tashkent, Akademik Yahyo Gulomov street-95), с подтверждающими банковскими документами.

В ходе проверки указанных документов налоговым органом установлено, что подтверждающие банковские документы представлены
 в виде оригиналов, составленных на иностранном языке. При этом перевод документов на русский язык не заверен нотариально в соответствии
 с законодательством Российской Федерации.

По данному факту налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении от 30.05.2014 № 8624201405300015
 в отношении общества, материалы дела направлены на рассмотрение
 в административный орган.

Постановлением административного органа от 26.06.2014 № 711-14/243 ОАО «ИНКОМнефть» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6.4 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 400 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой
 и апелляционной инстанций исходили из наличия состава административного правонарушения в деянии общества и отсутствия процессуальных нарушений при привлечении его к административной ответственности.

Выводы судов являются обоснованными и не противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов
 и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок.

Частью 6.4 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции, действовавшей
 в спорный период) была установлена ответственность за повторное в течение одного года совершение действий (бездействия), предусмотренных частью 6 названной статьи.

Согласно части 7 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003
 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) резиденты, за исключением дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

 В соответствии с пунктом 7 Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам)
 в банках за пределами территории Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 № 819 (далее – Правила № 819), подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии
 с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что обществом представлен в инспекцию отчет о движении денежных средств по счету в банке за пределами территории Российской Федерации за 4 квартал 2013 года
 с подтверждающими банковскими документами, перевод которых на русский язык не заверен нотариально.

При этом аналогичные действия были совершены обществом при представлении отчетов о движении денежных средств по счету в банке за пределами территории Российской Федерации за 1 квартал 2013 года (23.04.2013), за 2 квартал 2013 года (24.07.2013).

Поскольку ОАО «ИНКОМнефть» не представлены доказательства своевременного принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения требований валютного законодательства, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли
 к правильному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6.4 статьи 15.25 КоАП РФ.

Судами первой и апелляционной инстанций не установлено нарушений положений КоАП РФ при привлечении общества к административной ответственности.

Административное наказание назначено ОАО «ИНКОМнефть»
 в пределах, установленных санкцией части 6.4 статьи 15.25 КоАП РФ. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения не выявлено.

Постановление по делу об административном правонарушении
 в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

С учетом изложенного суды правомерно отказали обществу
 в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 26.06.2014 № 711-14/243.

Доводы общества о том, что вменяемое ему административное правонарушение не является повторным исходя из смысла статей 4.3, 4.6 КоАП РФ являются несостоятельными.

Как следует из материалов дела и установлено судами,
 ОАО «ИНКОМнефть» совершило вменяемое ему административное правонарушение (30.01.2014) после вступления в законную силу постановлений от 29.10.2013, 04.12.2013 о привлечении его
 к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Кроме того, на момент совершения административного правонарушения и на момент привлечения к административной ответственности действовала редакция части 6.4 статьи 15.25 КоАП РФ, содержащая в качестве необходимого признака объективной стороны факт повторного в течение одного года совершения действий (бездействия), предусмотренных частью 6 названной статьи, а не факт повторного совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 6 этой статьи.

Доводы общества о несоразмерности назначенного ему административного штрафа последствиям допущенного административного правонарушения направлены на переоценку установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что недопустимо в суде кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.

Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального права
 и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены
 или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 03.10.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и постановление от 16.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-7361/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий О.Ю. Черноусова

Судьи Д.В. Григорьев

Г.А. Шабанова