ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-13513/2018
г. Челябинск | |
12 октября 2018 года | Дело № А76-12848/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2018 года .
Постановление изготовлено в полном объеме октября 2018 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества по производству огнеупоров «Комбинат «Магнезит» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.07.2018 по делу № А76-12848/2018 (судья Белякович Е.В.).
В судебном заседании приняли участие представители публичного акционерного общества по производству огнеупоров «Комбинат «Магнезит» - ФИО1 (доверенность №128/91 от 01.09.2017, паспорт), ФИО2 (доверенность №418/2018 от 21.09.2018, паспорт).
Публичное акционерное общество по производству огнеупоров «Комбинат «Магнезит» (далее – ПАО «Комбинат «Магнезит», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее –Управление МЧС) от 09.02.2018 №3/1/1-23 в части требований, изложенных в пунктах 1, 2, 3, 4, 5 (в части склада метизников, склада абразивов, склада строительных материалов и склада ОГМ), 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17,18, 19, 20, 21, 22, 23, недействительным.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 31.07.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
С указанным решением суда не согласилось ПАО «Комбинат «Магнезит», обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обосновании доводов апелляционной жалобы указывает на то, что вменяя в вину обществу нарушение обязательных требований пожарной безопасности, действующих с 14.07.2003 орган пожарного надзора должен доказать, что объект защиты введен в эксплуатацию позже указанной даты, либо факт проведения на объекте защиты капитального ремонта, реконструкции и технического перевооружения, при проведении которых должны быть учтены действующие требования пожарной безопасности.
Также указывает, что требования Управления МЧС, изложенные в оспариваемом предписании, основаны на других сводах правил – Своде правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» и Своде правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности». Суд же в своем решении делает вывод о законности применения СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы, в полном объеме.
Управление МЧС о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлено посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением МЧС издано распоряжение №3 от 29.01.2018 (т. 2 л.д. 3) о проведении внеплановой выездной проверки в отношении АО «Комбинат «Магнезит» с целью контроля за исполнением предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности №64/1/1-27 от 18.12.2015. 09.02.2018 Управлением МЧС составлен акт проверки № 3, которым в действиях заявителя установлены нарушения требований пожарной безопасности (т.1 л.д. 19-23).
Управлением МЧС обществу «Комбинат «Магнезит» выдано предписание № №3/1/1-23 (т.1 л.д. 13-18), согласно которому обществу предписано в срок до 16.12.2019:
Дробильно-обогатительная фабрика: Участок дробления №2:
Корпус среднего дробления:
пункт 1 – смонтировать автоматическую пожарную сигнализацию в кабинете начальника участка и в комнате приема пищи (основание: Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008 ст.4, ст.6 ч.1, 91; СП 5.13130.2009 приложение А, таблица А.3 п.38; НПБ 110-03 п.1);
Корпус мелкого дробления:
пункт 2 – смонтировать автоматическую пожарную сигнализацию в помещении маслостанции (категория пожарной опасности В-1) 1-й этаж (основание: Федеральный закон №123-ФЗ ч.4 ст.4, ст. 54, 91; СП 5.13130. 2009 приложение А, III Помещения, таблица А.3.п.4.2; НПБ 110-03 п.1).
Гараж автоотвального участка:
пункт 3 – смонтировать в здании гаража автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (основание: Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008г. ст.4, ст.6 ч.1, 54, 91; СП 5.13130.2009 приложение А, таблица А.1 п.4.1.2.1; СП 3.13130.2009 таблица 2; НПБ 110-03 п.1);
Цех подготовки производства (ЦПП):
Площадка нового завода:
Административно-бытовой корпус (введен в эксплуатацию в 1999 году):
пункт 4 – оборудовать корпус системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и автоматической пожарной сигнализацией (основание: Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008 ст.4, ст.6 ч.1, 54, 91; СП 5.13130.2009 приложение А, таблица А.1 п.9; СП 3.13130.2009 таб. №2.; НПБ 110-03 п.1);
Центральные материальные склады (площадка старого завода):
пункт 5 – оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и пожарной сигнализацией: склад метизников; склад абразивов; склад строительных материалов; склад ОГМ (основание Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008 ст.4, ст.6 ч.1, 54, 91; СП 3.13130.2009 табл. №2; СП 5.13130.2009 приложение А, таблица А.3 п.5.2; НПБ 110-03 п.1);
Склад ГСМ инв. №1003 (S=597,24 кв.м.) категория пожарной опасности В-1:
пункт 6 – защитить склад автоматическими установками пожаротушения (основание: Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008 ст.4, ст.6 ч.1, 54, 91; СП 5.13130.2009 приложение А, таблица А.3 п.4.2; НПБ 110-03 п.1);
Шахта «Магнезитовая»:
пункт 8 – оборудовать здание гаража, слесарной мастерской, мастерской электриков, помещение для отдыха водителей системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и автоматической пожарной сигнализацией (основание: Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008 ст.4, ст.6 ч.1, 54, 91; СП 5.13130.2009 приложение А, таблица А.3; СП 3.13130.2009 таблица 2; НПБ 110-03 п.1);
пункт 9 – оборудовать мех. мастерскую системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и автоматической пожарной сигнализацией (основание: Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008 ст.4, ст.6 ч.1, 54, 91; СП 5.13130.2009 приложение А, таблица А.1 п. 4.1.2.1, таблица А.3 п.9.2, СП 3.13130.2009 таблица 2; НПБ 110-03 п.1);
пункт 10 – оборудовать здание раскомандировки участка подземных и закладочных работ системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и автоматической пожарной сигнализацией (основание: Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008г. ст.4, ст.6 ч.1, 54, 91; СП 5.13130.2009 приложение А, таблица А.3 п.9.2; СП 3.13130.2009 таблица 2; НПБ 110-03 п.1);
Административно-бытовой корпус:
пункт 11 – оборудовать административно-бытовой корпус автоматической пожарной сигнализацией (АПС) и системой оповещения людей при пожаре (основание: Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008 ст.4, ст.6 ч.1, 54, 91; СП 5.13130.2009 приложение А, таблица А.1 п.9; СП 3.13130.2009 табл. №2; НПБ 110-03 п.1);
Железнодорожный цех (ЖДЦ):
Здание участка №3:
пункт 12 – смонтировать в кабинете начальника участка, в комнате приема пищи, автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения людей при пожаре (основание: Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008 ст.4, ст.6 ч.1, 54, 91; СП 5.13130.2009 приложение А, таблица А.3 п.38; СП 3.13130.2009 таблица №2 ; НПБ 110-03 п.1);
Здание участка №1:
пункт 13 – смонтировать в помещении раскомандировки мастеров пути, в диспетчерской, автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения людей при пожаре (основание: Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008 ст.4, ст.6 ч.1, 54, 91; СП 5.13130.2009 приложение А, таблица А.3 п.38; СП 3.13130.2009 таблица №2; НПБ 110-03 п.1);
Цех сетей и подстанций:
Участок № 4 «Каменка»:
пункт 14 – оборудовать корпус автоматической пожарной сигнализацией (АПС) и системой оповещения людей при пожаре (основание: Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008 ст.4, ст.6 ч.1, 54, 91; СП 5.13130.2009 приложение А, таблица А.1 п.9; СП 3.13130.2009 табл. №2; НПБ 110-03 п.1);
Участок № 2 «Огнеупор»:
пункт 15 – оборудовать корпус автоматической пожарной сигнализацией (АПС) и системой оповещения людей при пожаре (основание: Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008 ст.4, ст.6 ч.1, 54, 91; СП 5.13130.2009 приложение А, таблица А.1 п.9; СП 3.13130.2009 табл. №2; НПБ 110-03 п.1);
Участок № 3 «Шахтная»:
пункт 16 – оборудовать корпус автоматической пожарной сигнализацией (АПС) и системой оповещения людей при пожаре (основание: Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008 ст.4, ст.6 ч.1, 54, 91; СП 5.13130.2009 приложение А, таблица А.1 п.9; СП 3.13130.2009 табл. №2; НПБ 110-03 п.1);
Производственное управление:
Цех магнезиальных изделий-1:
пункт 17 – оборудовать склад готовых изделий (категория пожарной опасности В-3) на участке сортировки и погрузки готовых изделий автоматическими установками пожаротушения (основание: Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008 ст.4, ст.6 ч.1, 46, 83, 91, 104; СП 5.13130.2009 приложение А, таблица А.3 п.5.2. НПБ 110-03 п.1);
Бытовой корпус (здание душевых):
пункт 18 – смонтировать автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (основание: Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008 ст.4, ст.6 ч.1, 54, 91; СП 5.13130.2009 приложение А, таблица А1 п.9; СП 3.13130.2009 таблица №2 (п.32 предписания №26/1/1-35 от 26.05.2014г.); НПБ 110-03 п.1);
Административно-бытовой корпус (3-х этажное здание):
пункт 19 – смонтировать автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (основание: Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008 ст.4, ст.6 ч.1, 54, 91; СП 5.13130.2009 приложение А, таблица А1 п.9; СП 3.13130.2009 таблица №2; НПБ 110-03 п.1);
Цех магнезиальных изделий-2:
Участок прессовки и формовки изделий №2:
пункт 20 – оборудовать помещение пропиточного отделения автоматической установкой пожаротушения (основание: Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008 ст.4, ст.6 ч.1, 54, 91; СП 5.13130.2009 приложение А, таблица А.3 п.11; НПБ 110-03 п.1);
Административно-бытовой корпус участка обжига огнеупорных изделий (УООИ):
пункт 21 – смонтировать автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (основание: Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008 ст.4, ст.6 ч.1, 54, 91; СП 5.13130.2009 приложение А, таблица А1 п.9; СП 3.13130.2009 таблица №2 ; НПБ 110-03 п.1);
СЭСКИПиАСУТП
Мастерская участка эксплуатации систем и измерения энергоресурсов:
пункт 22 – смонтировать автоматическую пожарную сигнализацию в административно-бытовых помещениях. Оборудовать здание мастерской системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (основание: Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008 ст.4, ст.6 ч.1, 54, 91; СП 5.13130.2009 приложение А, таблица А1 п.9; СП 3.13130.2009 таблица №2; НПБ 110-03 п.1);
Теплосиловой цех. Тепловой участок:
пункт 23 – смонтировать автоматическую пожарную сигнализацию в административной вставке. Оборудовать здание участка системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (основание: Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008 ст.4, ст.6 ч.1, 54, 91; СП 5.13130.2009 приложение А, таблица А1 п.9; СП 3.13130.2009 таблица №2. НПБ 110-03 п.1).
Считая оспариваемое предписание в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5 (в части склада метизников, склада абразивов, склада строительных материалов и склада ОГМ), 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17,18, 19, 20, 21, 22, 23, недействительным, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания нормам действующего законодательства.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 198, ст.ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и подп. "е" п. 9 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Таким образом, оспариваемое предписание издано в пределах компетенции должностного лица органа госпожнадзора.
Статьей 37 Закона о пожарной безопасности предусмотрена обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В статье 20 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон № 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (ч. 1 ст. 1 Закона № 123-ФЗ).
Согласно ч. 2, 3 ст. 4 Закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Статьей 46 Закона № 123-ФЗ предусмотрено, что средства пожарной автоматики предназначены для автоматического обнаружения пожара, оповещения о нем людей и управления их эвакуацией, автоматического пожаротушения и включения исполнительных устройств систем противодымной защиты, управления инженерным и технологическим оборудованием зданий и объектов. Средства пожарной автоматики подразделяются на: 1) извещатели пожарные; 2) приборы приемноконтрольные пожарные; 3) приборы управления пожарные; 4) технические средства оповещения и управления эвакуацией пожарные; 5) системы передачи извещений о пожаре; 6) другие приборы и оборудование для построения систем пожарной автоматики.
Системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности (статья 54 Закона № 123-ФЗ).
Статьей 83 Закона № 123-ФЗ предусмотрены требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации.
В соответствии со статей 91 Закона № 123-ФЗ помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности. Автоматические установки пожарной сигнализации, пожаротушения должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Статья 104 Закона № 123-ФЗ устанавливает требования к автоматическим и автономным установкам пожаротушения.
В соответствии со статьями 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111-116 Закона № 123-ФЗ разработан «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (далее – СП 5.13130.2009), который является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации (пункт 1.1).
Названый свод правил распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями. Необходимость применения установок пожаротушения и пожарной сигнализации определяется в соответствии с Приложением А, стандартами, сводами правил и другими документами, утвержденными в установленном порядке (пункт 1.2).
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что в отношении введенных в эксплуатацию до введения в действие СП 1.13130.2009 зданий и сооружений данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
Выявленные Управлением МЧС в отношении общества нарушения относятся к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
Следовательно, в данном случае положения СП 1.13130.2009 подлежат применению, а соответствующий довод апелляционной жалобы подлежит отклонению.
Доказательства соблюдения условий, предусмотренных частью 1 статьи 6 Закона № 123-ФЗ, в материалах дела отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого предписания нормам действующего законодательства.
С учетом норм действующего законодательства и исследованных доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.07.2018 по делу № А76-12848/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества по производству огнеупоров «Комбинат «Магнезит» - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу по производству огнеупоров «Комбинат «Магнезит» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб. 00 коп., излишне уплаченную по платёжному поручению № 5530 от 30.08.2018.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.П. Скобелкин
Судьи Е.В. Бояршинова
Н.Г. Плаксина