ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-10127/2019
г. Челябинск
17 сентября 2019 года
Дело № А76-35054/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Плаксиной Н.Г., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.05.2019 по делу № А76-35054/2018 (судья Мрез И.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
от заинтересованного лица – Управления по торговле и услугам Администрации города Челябинска – ФИО2 (доверенность от 19.02.2019).
Заявитель – Индивидуальный предприниматель ФИО1, заинтересованные лица – Администрация города Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В судебное заседание представители указанных лиц не явились.
Заявитель просил отложить судебное заседание ввиду невозможности обеспечить явку своего представителя ввиду отпуска.
Рассмотрев данное ходатайство, исходя из фактических обстоятельств дела, аргументов, приведенных в ходатайстве, которые не подтверждены документально, суд апелляционной инстанции счел, что основания для отложения судебного заседания, предусмотренные статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется. При этом, представленная копия подтверждения туроператора надлежащим доказательством обстоятельств, изложенных в ходатайстве, не является. Кроме этого, отсутствие возможности обеспечить явку конкретного представителя заявителя не исключало возможности явки самого предпринимателя с целью представления пояснений по существу, о чем указывает предприниматель в ходатайстве.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заявителя, Администрации города Челябинска и Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, извещенных о месте и времени судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель, ИП ФИО3 о) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Челябинска (далее – ответчик, Администрация) о признании незаконным уведомления о демонтаже от 12.10.2018 № 5008 в отношении незаконно размещенного нестационарного объекта – павильона «Цветы», расположенного по адресу ул. Гагарина, 21 г. Челябинск; признании незаконными действий Администрации города Челябинска (уполномоченной Комиссии по размещению НТО на территории г. Челябинска) по принятию решения об отказе в размещении объекта, уже включенного в Схему размещения, а именно - павильона «Цветы», расположенного по адресу ул. Гагарина, 21 г. Челябинск, выраженные в протоколе Комиссии от 13.09.2018 и письме Управления по торговле и услугам Администрации г. Челябинска от 26.09.2018 № 024-5/2547; признании незаконным бездействия Управления по торговле и услугам Администрации г. Челябинска по несовершению действий, предписанных Постановлением от 09.09.2016 № 395-п «Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Челябинска без предоставления земельного участка (с изменениями на 23.08.2018)» по неопубликованию в течение 7 дней с даты получения 03.09.2018 заявления ФИО4 о заключении договора на размещение без предоставления земельного участка в отношении торгового павильона «Цветы» по адресу ул. Гагарина, 21 г. Челябинск информационного сообщения о предстоящем размещении нестационарного торгового объекта на территории г. Челябинска путем размещения соответствующего информационного сообщения в официальном источнике опубликования (размещения) муниципальных правовых актов;обязании Управления по торговле и услугам Администрации г. Челябинска направить в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска уведомление о необходимости заключения с ФИО3 договора на размещение без проведения аукциона, содержащее информацию о месторасположении, предельной площади, типе нестационарного торгового объекта, сроке действия договора на размещение, реквизитах правового Акта о включении в Схему с приложением ситуационного плана (М1:3000) в отношении места размещения - на земельном участке по адресу: ул. Гагарина, 21 в Ленинском районе г. Челябинска с кадастровым номером 74:36:0000000:45357 для эксплуатации временного нестационарного павильона «Цветы» сроком на 5 лет (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 24.01.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление по торговле и услугам Администрации города Челябинска.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.06.2019 (резолютивная часть решения объявлена 28.05.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано. Кроме того, ИП ФИО3 о из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная по чек-ордеру от 22.10.2018 государственная пошлина в размере 2100 рублей.
Не согласившись с вынесенным решением суда, предприниматель (далее также – податель жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденный Постановлением Правительства Челябинской области от 25.01.2016 № 5-П не содержит указаний о том, что обстоятельства, требующие внесения изменений в утвержденную схему размещения (в том числе путем исключения объекта), могут быть вызваны: изменением критериев включения мест размещения нестационарных объектов в схему размещения; наличием ошибок, допущенных при разработке схемы размещения. Указанные положения содержатся в пункте 52 Административного регламента исполнения муниципальной функции «Разработка схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденного Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 12.03.2015 № 639.
Кроме того, апеллянт указывает, что в соответствии с пунктом 25 Порядка оформления документов, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 10.04.2018 № 39/17, если была допущена незначительная ошибка при разработке схемы размещения, то указанная ошибка может быть устранена путем корректировки площади и размера объекта, размещаемого в спорном месте размещения.
Управление и Администрация представили в материалы дела отзывы от 22.08.2019 № 024-1/2865 и от 03.09.2019 № б/н, в которых возражают по доводам апелляционной жалобы, просят обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения первого заместителя Главы Администрации города Челябинска от 13.10.2011 № 6360-к между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (арендодатель) и ИП ФИО3о (арендатор) 30.11.2011 заключен договор УЗ № 010402-Вр-2011 аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта на территории города Челябинска.
В соответствии с указанным договором арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду на условиях настоящего договора земельный участок площадью 50 кв. м, расположенный по ул. Гагарина, 21 в Ленинском районе города Челябинска, кадастровый номер 74:36:0000000:725 из земель населенных пунктов (общественно-деловая зона), находящихся в распоряжении (собственности) муниципального образования город Челябинск, для эксплуатации временного нестационарного павильона «Цветы».
Согласно пункту 1.2 договора земельный участок предоставляется на условиях: - его целевого использования в соответствии с принадлежностью земельного участка к категории, указанной в пункте 1.1 и разрешенного вида использования в соответствии с правовым зонированием территории г. Челябинска.
Согласно пункту 1.4 указанного договора условия настоящего договора применяются к отношениям, возникшим с 22.03.2011 до 13.09.2016.
Администрацией Ленинского района города Челябинска ИП ФИО3 о выдан акт соответствия временного нестационарного объекта эскизному проекту, местоположению и границам занимаемого земельного участка от 17.05.2011 на объект павильон «Цветы», расположенный по ул. Гагарина, 21.
19.09.2012 между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (арендодатель) и ИП ФИО3о (арендатор) подписано соглашение о внесении изменений в договор УЗ № 010402-Вр-2011 аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта на территории города Челябинска от 30.11.2011.
В соответствии с пунктом 1 указанного соглашения на основании кадастрового паспорта земельного участка от 22.05.2012 № 7400/101/12-131734, на земельный участок, расположенный по ул. Гагарина,21 в Ленинском районе города Челябинска внести изменения: по тексту договора заменить слова «кадастровый номер 74:36:0000000:725» словами «кадастровый номер 74:36:00000000:45357».
Распоряжением Администрации города Челябинска от 17.09.2012 № 5076 внесены изменения в разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 74:36:00000000:45357, заменено «Разрешенное использование земельного участка: для эксплуатации временного некапитального павильона «Цветы» на «Разрешенное использование земельного участка: для эксплуатации временного нестационарного павильона «Цветы».
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 22.05.2012 земельный участок с кадастровым номером 74:36:00000000:45357, площадью 50 кв. м, расположенный по адресу: г. Челябинск, Ленинский район, ул. Гагарина, 21 имеет разрешенное использование: для эксплуатации временного некапитального павильона «Цветы».
Письмом от 21.07.2016 Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска на заявление ИП ФИО3о о продлении договора аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта на территории города Челябинска УЗ № 010402-Вр-2011 от 30.11.2011 сообщил, что согласно протоколу заседания Комисссии по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска от 30.06.2016 № 162 принято положительное решение о продлении правоотношений по использованию земельного участка. Договор УЗ № 010402-Вр-2011 от 30.11.2011 считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска, являющейся приложением к постановлению Администрации города Челябинска от 15.02.2017 № 62-п под строкой 143 указан торговый объект ИП ФИО3о павильон «Цветы», расположенный по ул. Гагарина, 21.
24.10.2017 КУИиЗО г. Челябинска в адрес ИП ФИО3 было направлено уведомление об отказе от договора аренды на основании ст. 610 ГК РФ и п. 5.1.7. договора аренды, которые было получено предпринимателем 11.11.2017. Комитет потребовал возвратить участок в соответствии со ст. 622 ГК РФ (т. 1 л.д. 108-109, 110-115, 116).
Индивидуальный предприниматель ФИО3 о обратился в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска с заявлением от 16.11.2017 вх. № 10-148/17-0-0 о предоставлении земельного участка на новый срок в связи с окончанием срока действия договора аренды на размещение (установка) и эксплуатацию павильона «Цветы» по ул. Гагарина, 21.
Письмом от 11.12.2017 № 024-5/2944 Управление по торговле и услугам Администрации города Челябинска сообщило, что указанное заявление было рассмотрено на заседании Комиссии по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска 30.11.2017. В ходе рассмотрения заявления заслушана информация о том, что возможное размещение объекта на гостевом маршруте приведет к нарушению требований Челябинской городской Думы от 26.07.2017 № 31/9 «О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 30.06.2015 № 10/6 «Об утверждении Порядка оформления документов для размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска». По итогам рассмотрения заявления, руководствуясь п. п. 3 пункта 22 решения Челябинской городской Думы от 30.06.2015 № 10/6 «Об утверждении Порядка оформления документов для размещения нестационарных объектов на территории города Челябинска», Комиссией принято решение об исключении строки 143 раздела «Ленинский район» из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска.
Из выписки из протокола № 207 от 30.11.2017 заседания Комиссии по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории г. Челябинска, следует, что в соответствии с п. 2.1.3 протокола комиссия сочла целесообразным исключение строки 143 раздела «Ленинский район» (павильон «Цветы» по ул. Гагарина, 21) из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска. Заслушана информация представителя КГА о том, что возможное размещение объекта на гостевом маршруте приведет к нарушению требований решения Челябинской городской Думы от 27.06.2017 № 31/9 «О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 30.06.2015 № 10/6 «Об утверждении Порядка оформления документов для размещения нестационарных объектов на территории города Челябинска».
Постановлением Администрации города Челябинска от 23.01.2018 № 19-п в приложение к постановлению Администрации города Челябинска от 15.02.2017 № 62-п «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска внесены, в том числе, следующие изменения: строки 91, 116, 143, 144, 214 раздела «Ленинский район таблицы «Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска» исключены (пункт 8).
Не согласившись с указанным постановлением в части пункта 8 в части исключения строки 143 раздела Ленинского района в отношении торгового павильона по адресу ул. Гагарина 21, г. Челябинск, заявитель обратился в суд с требованием о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.06.2018 по делу № А76-4273/2018 заявленные предпринимателем требования удовлетворены, признан недействительным п. 8 Постановления Администрации г. Челябинска от 23.01.2018 № 19-п в части исключения строки 143 раздела Ленинский район отношении торгового павильона по адресу: ул. Гагарина, 21 г. Челябинск, из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Челябинска. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 решение суда оставлено без изменения. Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27.11.2018 № Ф09-6985/18, решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.06.2018 по делу № А76-4273/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 по тому же делу оставлены без изменения.
При рассмотрении указанного спора, суды исходили из того, что администрацией в нарушение положений статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не была доказана обоснованность и законность оспариваемых действий по исключению спорного объекта из схемы размещения нестационарных торговых объектов на момент совершения данных действий.
11.10.2018 главным специалистом отдела муниципального земельного контроля Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска составлен акт № 5008 о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта на территории города Челябинска – на улице Гагарина, 21/1 в Ленинском районе г. Челябинска расположен павильон «Цветы» (т. 1 л.д. 119-121).
12.10.2018 Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска выдано уведомление № 5008 о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта, согласно которому лицу, незаконно разместившее павильон «Цветы», расположенный по ул. Гагарина, 21 в Ленинском районе города Челябинска необходимо своими силами и средствами демонтировать незаконно размещенный нестационарный объект в срок до 19.10.2018, в случае неисполнения приведенного требования указано на осуществление демонтажа объекта в принудительном порядке (т. 1 л.д. 122-123).
Уведомление подписано главным специалистом отдела муниципального контроля Комитета, начальником отдела муниципального земельного контроля Комитета, утверждено консультантом Комитета.
Заявитель, не согласившись с уведомлением от 12.10.2018 № 5008, обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое уведомление и действия Администрации соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы предпринимателя.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решением Челябинской городской Думы от 05.09.2013 № 45/1 утвержден «Порядок демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска» (далее – Порядок), который регламентирует деятельность Администрации города Челябинска, ее структурных подразделений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем незаконно размещенных нестационарных объектов, для установки которых не требуется разрешение на строительство.
Пунктом 2 названного Порядка установлено, что демонтажу подлежат нестационарные объекты, установленные без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или документов на размещение таких нестационарных объектов. К нестационарным объектам относятся, в том числе, оборудование автостоянок и парковок, не являющихся объектами недвижимости (подпункт 6 пункта 2 Порядка).
При выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта должностные лица Комитета осматривают объект, производят фотосъемку, составляют акт о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта на территории города Челябинска по установленной форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (пункт 4 Порядка).
В течение 15 дней с момента составления акта о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта Комитет составляет в трех экземплярах Уведомление о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта (далее – Уведомление) по форме, установленной приложением 2 к настоящему Порядку (пункт 5 Порядка).
Пунктами 6, 8 Порядка предусмотрено, что Комитет в течение двух рабочих дней после составления уведомления направляет два экземпляра в муниципальное учреждение. Ответственные работники муниципального учреждения в течение трех рабочих дней с момента получения Уведомления из Комитета вручают один экземпляр Уведомления под личную роспись собственнику незаконно размещенного нестационарного объекта, либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении на адрес, установленный Комитетом.Одновременно с вручением Уведомления собственнику незаконно размещенного нестационарного объекта, Уведомление размещается на нестационарном объекте, что подтверждается средствами фото- видеофиксации. При невозможности установить собственника незаконно размещенного нестационарного объекта Уведомление размещается на нестационарном объекте, что подтверждается средствами фото-, видеофиксации.
Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что собственник незаконно размещенного нестационарного объекта обязан в срок, установленный в Уведомлении, своими силами и за свой счет демонтировать незаконно размещенный им нестационарный объект. При добровольном демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта собственником, ответственными работниками муниципального учреждения составляется акт, в котором фиксируется факт демонтажа нестационарного объекта (пункт 10 Порядка).
Согласно пункту 11 Порядка, в случае невыполнения собственником незаконно размещенного нестационарного объекта требований Уведомления, а также в случае невозможности установить собственника организация мероприятий по демонтажу незаконно размещенного нестационарного объекта и его последующему хранению осуществляется муниципальным учреждением.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 12.10.2018 Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска на основании акта № 5008 от 11.10.2018 о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта на территории города Челябинска выдано уведомление № 5008 о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта, согласно которому лицу, незаконно разместившему павильон «Цветы», расположенный по ул. Гагарина, 21в Ленинском районе города Челябинска необходимо своими силами и средствами демонтировать незаконно размещенный нестационарный объект в срок до 19.10.2018, в случае неисполнения приведенного требования указано на осуществление демонтажа объекта в принудительном порядке.
Порядок выдачи уведомления Комитетом соблюден.
Отклоняя доводы заявителя об отсутствии у Комитета оснований для выдачи оспариваемого уведомления, суд первой инстанции обоснованно руководствовался пунктом 1 статьи 610 ГК РФ, а также разъяснениями, содержащимися в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 № 1064/09, в соответствии с которыми сторона договора аренды имеет право на односторонний отказ от договора.
Так, судом установлено, что на основании распоряжения Первого заместителя Главы Администрации города Челябинска от 13.10.2011 № 6360-к между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем ФИО1 (арендатор) 30.11.2011 заключен договор УЗ № 010402-Вр-2011 аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта на территории города Челябинска.
Письмом от 21.07.2016 Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска на заявление предпринимателя о продлении договора аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта на территории города Челябинска УЗ № 010402-Вр-2011 от 30.11.2011 сообщил, что согласно протоколу заседания Комиссии по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска от 30.06.2016 № 162 принято положительное решение о продлении правоотношений по использованию земельного участка. Договор УЗ № 010402-Вр-2011 от 30.11.2011 считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Однако воспользовавшись правом на односторонний отказ от договора, 24.10.2017 Комитет направил в адрес предпринимателя уведомление об отказе от договора аренды на основании статьи 610 ГК РФ и п. 5.1.7. договора, с требованием о возврате земельного участка в соответствии со статьей 622 ГК РФ. Кроме того, Комитет разъяснил предпринимателю, что дальнейшее предоставление места для размещения нестационарного торгового объекта возможно путем проведения аукциона в соответствии с постановлением Администрации города Челябинска от 09.09.2016 № 395-п «Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска без предоставления земельного участка» (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц).
Таким образом, Комитет выразил право на односторонний отказ от заключенного с предпринимателем договора аренды земельного участка, в связи с чем, договор от 30.11.2011 УЗ № 010402-Вр-2011 прекратил свое действие.
Учитывая прекращение действия договора аренды земельного участка, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, о том, что оспариваемое уведомление выдано Комитетом с соблюдением предусмотренного Порядка при наличии на то законных оснований, в связи с чем, требования предпринимателя о признании незаконным уведомления о демонтаже от 12.10.2018 № 5008 являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Постановлением администрации г. Челябинска от 09.09.2016 № 395-П утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска без предоставления земельного участка (далее - Положение), в соответствии с которым, размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на основании Схемы размещения нестационарных торговых объектов, разработанной и утвержденной в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области, договора на размещение нестационарного торгового объекта без предоставления земельного участка (пункт 2 Положения).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ранее, согласно Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска, являющейся приложением к постановлению Администрации города Челябинска от 15.02.2017 № 62-п под строкой 143 был указан торговый объект ИП ФИО3о павильон «Цветы», расположенный по ул. Гагарина,21.
Постановлением Администрации города Челябинска от 23.01.2018 № 19-п в приложение к постановлению Администрации города Челябинска от 15.02.2017 № 62-п «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска внесены, в том числе, следующие изменения: строки 91, 116, 143, 144, 214 раздела «Ленинский район таблицы «Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска» исключены (пункт 8).
Указанное постановление Администрации оспорено предпринимателем в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.06.2018 по делу А76-4273/2018 заявленные предпринимателем требования удовлетворены, признан недействительным п. 8 Постановления Администрации г. Челябинска от 23.01.2018 № 19-п в части исключения строки 143 раздела Ленинский район отношении торгового павильона по адресу: ул. Гагарина, 21 г. Челябинск, из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Челябинска. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 решение суда оставлено без изменения. Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27.11.2018 № Ф09-6985/18, решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.06.2018 по делу № А76-4273/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 по тому же делу оставлены без изменения.
При рассмотрении указанного спора, суды исходили из того, что администрацией в нарушение положений статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не была доказана обоснованность и законность оспариваемых действий по исключению спорного объекта из схемы размещения нестационарных торговых объектов на момент совершения данных действий.
Постановлением Администрации г. Челябинска от 18.10.2018 № 455-п «О внесении изменений в постановление администрации г. Челябинска от 23.08.2018 № 367-п» внесены изменения в приложение к постановлению администрации г. Челябинска от 23.08.2018 № 367-п «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Челябинска», в том числе, в части дополнения раздела «Ленинский район» таблица строкой 266 следующего содержания: «ул.Гагарина, 21, павильон «Цветы».
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральным законом № 381 – ФЗ).
Статьей 10 Федерального закона № 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1).
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 этой статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6).
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности утвержден Постановлением Правительства Челябинской области от 25.01.2016 № 5-П (далее - Порядок № 5-П), в соответствии с которым, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со Схемой с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 2).
В целях реализации своих полномочий по разработке и утверждению схемы уполномоченный орган местного самоуправления образует комиссию для формирования и согласования проекта схемы, а также согласования вносимых в схему изменений. Состав комиссии утверждается уполномоченным органом местного самоуправления (пункт 13). Изменения в схеме разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления, согласуются с комиссией, предусмотренной пунктом 13 настоящего Порядка, после чего утверждаются правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления (пункт 19).
Системный анализ вышеназванных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что они не предусматривают конкретных оснований для исключения объектов из схемы. Вместе с тем, обстоятельства, требующие внесения изменений в утвержденную схему размещения (в том числе путем исключения объекта), могут быть вызваны: изменением критериев включения мест размещения нестационарных объектов в схему размещения; наличием ошибок, допущенных при разработке схемы размещения.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом при вынесении решения применены положения не действующего на территории города Челябинска Административного регламента исполнения муниципальной функции «Разработка схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденного Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 12.03.2015 № 639, отклоняется судебной коллегией, поскольку из текста решения суда первой инстанции следует, что выводы суда основаны на анализе положенийФедерального закона № 381-ФЗ и Порядка № 5-П, действующего на территории города Челябинска, ссылок на указанный Административный регламент, вопреки доводу апеллянта, решение суда не содержит.
При рассмотрении настоящего спора судом установлено и материалами дела подтверждается, что спорное место размещения находится на магистральном водоводе d=700, что нарушает подпункт «с» пункта 35 Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», согласно которому не допускается возведение построек, стоянок транспортных средств, складирования материалов, мусора, а также осуществление производства земляных работ в местах устройства централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе в местах прокладки сетей, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что при наличии указанных обстоятельств, проведение и реализация процедуры по размещению нестационарного торгового объекта в испрашиваемом месте, будет являться незаконным, несмотря на наличие объекта в Схеме размещения.
Кроме того, судом обоснованно указано на наличие у органа местного самоуправления возможности внести изменения в утвержденную схему размещения (в том числе путем исключения объекта), по причине установления ошибок, допущенных при разработке схемы размещения. Наличие указанного обстоятельства не было доказано органом местного самоуправления при рассмотрении дела № А76-4273/2018, однако это не препятствует повторному решению вопроса о законности нахождения в Схеме спорного объекта с учетом данного обстоятельства.
Отсутствие нарушения субъективных прав является безусловным основанием отказа в удовлетворении заявленных требований, а с учетом установленных судом обстоятельств нарушения фактом размещения спорного объекта Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а потому не опровергают правильность выводов суда первой инстанций.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределены на подателя апелляционной жалобы в соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.05.2019 по делу № А76-35054/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя ФИО1 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья П.Н. Киреев
Судьи: Н.Г. Плаксина
А.П. Скобелкин