ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-2470/2022
г. Челябинск
11 апреля 2022 года
Дело № А76-41092/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Ремжилзаказчик Советского района» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.01.2022 по делу № А76-41092/2021.
В судебном заседании принял участие представительГлавного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» - ФИО1 (доверенность №13 от 10.01.2022, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Ремжилзаказчик Советского района» (далее – ООО УО «Ремжилзаказчик Советского района», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» (далее – ГУ «ГЖИ Челябинской области», административный орган, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 05.08.2021 №548, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 125000 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 31.01.2022 (резолютивная часть решения объявлена 24.01.2022) в удовлетворении требований заявителя отказано.
ООО УО «Ремжилзакзчик Советского района» не согласилось с указанным решением суда и обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы приводит следующие доводы: отсутствует вина общества в совершении вмененного ему правонарушения, поскольку выявленные административным органом нарушения в содержании жилого дома относятся к текущему ремонту общего имущества, не носят аварийного характера, требующего их немедленного устранения, при этом текущий ремонт предполагает плановость ремонтных работ, с учетом сезонности и первостепенной значимости работ, и такие работы общество проводит ежегодно в полном объеме на основании составленных и утвержденных Советом дома перечня необходимых мероприятий; нарушений лицензионных требований в деятельности общества не имеется; общество привлечено к ответственности по истечении установленного законом срока давности, а вывод суда первой инстанции об изготовлении оспоренного постановления в полном объеме в день рассмотрения дела – 05.08.2021 не обоснован (в этот день была лишь оглашена резолютивная часть постановления; постановление получено обществом лишь 15.11.2021; само постановление даты изготовления в полном объеме не содержит, в связи с чем дату его изготовления в полном объеме установить невозможно).
В судебном заседании представитель инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Заявитель в судебное заседание суда апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечил, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети «Интернет».
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО УО «Ремжилзаказчик Советского района» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1117451014130 и на основании лицензии №0712 от 09.08.2018 (л.д.106-107) осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе в отношении многоквартирного дома №71А по ул. Российской в г. Челябинске (на основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений от 20.02.2015 и в соответствии с договором управления от 16.03.2015 – л.д.97-105).
В связи с поступлением в ГУ «ГЖИ Челябинской области» обращения жителей указанного дома, содержащего сведения о ненадлежащем содержании общедомового имущества (л.д.93-94) на основании распоряжения от 11.06.2021 №21-349 3013 (л.д.89-91) должностным лицом инспекции 15.06.2021 в отношении ООО УО «Ремжилзаказчик Советского района» проведена внеплановая выездная проверка, результаты которой отражены в акте проверки от 18.06.2021 №21-3049 3013 с приложением фотоматериалов (л.д.77-88).
Из акта проверки следует, что в ходе проверки выявлены следующие нарушения: 1) не обеспечено надлежащее содержание внутренней отделки МКД (допущено разрушение штукатурного, окрасочного и побелочного слоев стен, потолочных плит в местах общего пользования-подъезда МКД); 2) не обеспечено надлежащее содержание фасада МКД (допущено разрушение ступеней крыльца подъезда МКД и подходной площадки); 3) не обеспечено надлежащее содержание мусоропроводов МКД (допущено отсутствие шибера в мусороприемной камере, отсутствие водопровода с краном и шлангом, для промывки мусоросборников, и помещения камеры, отсутствие облицовки керамической плиткой мусоросборной камеры, а также отсутствие окрасочного слоя масляной краской потолка, отсутствие контейнера для приёмки мусора, отсутствие зачистного моющего – дезинфицирующего устройства между стволом вентиляционным каналом).
Уведомлением от 17.06.2021 общество извещено о необходимости явки его представителя в инспекцию 18.06.2021 для участия в составлении по фактам выявленных нарушений протокола об административном правонарушении (л.д.74). Уведомление получено обществом 17.06.2021, о чем свидетельствует соответствующая «входящая» отметка на уведомлении.
В отношении общества, в присутствии его представителя составлен протокол об административном правонарушении №21-3049 3013 от 18.06.2021 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ (л.д.68-72).
Определением от 21.07.2021 рассмотрение дела об административном правонарушении назначен на 05.08.2021 (л.д.67). Копия определения направлена заявителю по почте 27.07.2021 (л.д.66).
По факту выявленных нарушений 05.08.2027 в отношении ООО УО «Ремжилзаказчик Советского района» в присутствии его представителя инспекцией оглашена резолютивная часть постановления №548 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к ответственности по части 2 статьи 14.3.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 125000 руб. (л.д.43). Этой же датой оформлено постановление в полном объеме (л.д.36-42).
Считая указанное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением о его отмене.
Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспоренного постановления.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки позиции суда первой инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что правонарушением является противоправное, виновное действие (или бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 этого Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектами данного правонарушения признаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
Объективную сторону правонарушения образуют деяния субъекта при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, нарушающие лицензионные требования.
Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами, согласно пункту 15 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», подлежит лицензированию.
В силу части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Таким образом, поскольку осуществляемая на основании договора управления деятельность по управлению многоквартирными домами ведется на основании лицензии, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме относится к лицензионным требованиям. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным жилым домом с нарушением требований к содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110.
Подпунктами «а» и «б» пункта 3 Положения №1110 к лицензионным требованиям отнесены соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, а также исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно пункту 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416, предусмотрено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем в том числе постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с пунктом 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №292 (далее – Минимальный перечень), работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков, контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки и т.д.), выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках, контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами, контроль состояния и восстановление плотности притворов входных дверей, самозакрывающихся устройств (доводчики, пружины), ограничителей хода дверей (остановы), при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Пунктом 11 Минимального перечня предусмотрено, что работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию – устранение выявленных нарушений.
Согласно пункту 14 Минимального перечня, работы, выполняемые в целях надлежащего содержания мусоропроводов многоквартирных домов: проверка технического состояния и работоспособности элементов мусоропровода, при выявлении засоров - незамедлительное их устранение, чистка, промывка и дезинфекция загрузочных клапанов стволов мусоропроводов, мусоросборной камеры и ее оборудования, при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В соответствии с пунктом 4.2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2033 №170 (далее – Правила №170), организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания, исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность), устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития, теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Пунктом 4.8.10 этого же Постановления установлено, что входные крыльца должны отвечать требованиям: осадка стен и пола крылец не допускается более чем на 0,1 м, стены крылец, опирающиеся на отдельно стоящие фундаменты, не должны иметь жесткой связи со стенами здания, проветриваемое подполье или пространство под крыльцами должно быть открыто для осмотра, козырьки над входами и ступени крылец следует очищать при снегопадах не допуская сползания снега, не допускается попадание воды в подвал или техподполье из-за неисправности отмостки или водоотводящих устройств под крыльцами.
В силу пункта 5.9.4 Правил №170 шибер мусоропровода должен удовлетворять следующим требованиям: а) не сужать проходного сечения ствола мусоропровода; б) обеспечивать перекрытие ствола в период замены заполненного контейнера, а также в период профилактических и ремонтных работ; в) иметь встроенный автоматический огнеотсекатель для исключения проникновения горючих газов в ствол мусоропровода при возникновении пожара в мусоросборной камере; г) изгиб патрубка шибера не должен превышать 20 мин. к оси ствола мусоропровода. В соответствии с пунктом 5.9.5 Постановления Госстроя № 170 мусоросборная камера должна удовлетворять таким техническим требованиям: а) размещаться на отметке 0,05; габариты и планировка должны обеспечивать возможность установки и обслуживания необходимого количества контейнеров 0,6 м; б) камера должна иметь водопровод с краном диаметром 15 мм и шлангом для промывки мусоросборников и помещения камеры (при наличии в доме централизованного горячего водоснабжения иметь подвод горячей и холодной воды); в) стены камеры должны быть облицованы керамической плиткой, а потолок окрашен масляной краской; г) в полу камеры должен быть трап диаметром не менее 100 мм, подсоединенный к канализации; д) пол должен быть водонепроницаемым с уклоном 0,01 к трапу; е) дверь камеры с внутренней стороны должна быть обита листовой сталью, иметь по контуру плотный притвор и запорное устройство, открываться в сторону улицы; ж) ширина дверного проема должна быть достаточной для провоза контейнера, но не менее 0,8 м; з) мусоросборная камера должна иметь искусственное освещение с установкой светильника в пыленепроницаемом и влагозащитном исполнении; температура воздуха в камере должна быть не менее +5 град. С; и) ограждающие конструкции мусоросборной камеры должны быть дымо-, воздухонепроницаемыми и несгораемыми с пределом огнестойкости не менее 1 ч (Е1 60) и классом пожароопасности КО. Камера должна быть оснащена автоматическим спринклерным пожаротушением; к) контейнеры вместимостью 0,4 - 0,6 м должны быть установлены под открытым шибером, должны иметь две пары поворотных обрезиненных металлических колес диаметром не менее 150 мм для перемещения контейнеров к месту подъезда мусоровозного транспорта; л) камера должна быть обеспечена подъездом для мусоровозного транспорта и удобным подвозом контейнеров к месту остановки мусоровозного транспорта и иметь самостоятельный вход, изолированный глухими стенами от рядом расположенных окон и входов в лестничную клетку; м) мусоросборные камеры не должны граничить с жилыми помещениями; н) камера должна быть обеспечена естественной вытяжной вентиляцией, осуществляемой через ствол мусоропровода. В соответствии с пунктом 5.9.6 Постановления Госстроя № 170 зачистное моюще-дезинфицирующее устройство устанавливается между стволом и вентиляционным каналом, выше последнего загрузочного клапана, и должно удовлетворять следующим требованиям: а) обеспечивать регулярную промывку, очистку от наслоений отходов и дезинфекцию внутренней поверхности ствола мусоропровода; б) иметь автоматическую остановку узла прочистки (щетки с грузом) в нижнем и верхнем положении и при провисании троса, а также при перегрузе привода; в) иметь выносной пульт (с кнопками нажимного действия) управления приводом перемещения узла прочистки; г) иметь механический фиксатор верхнего положения узла прочистки; д) иметь смеситель для автоматического приготовления и подачи на стенки ствола дезинфицирующего водного раствора. Должен быть визуальный контроль за расходом дезинфицирующего средства; е) иметь автоматическое спринклерное устройство для подачи воды в ствол при возгорании засоров внутри ствола. Эксплуатация зачистных устройств должна производиться в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
Согласно пункту 5.9.10 Правил №170, персонал, обслуживающий мусоропроводы, должен обеспечивать: а) уборку, мойку и дезинфекцию загрузочных клапанов; б) очистку, промывку и дезинфекцию внутренней поверхности стволов мусоропроводов; в) своевременную замену заполненных контейнеров под стволами мусоропроводов на порожние; г) вывоз контейнеров с отходами с места перегрузки в мусоровоз; д) очистку и мойку мусоросборных камер и нижнего конца ствола мусоропровода с шибером; е) профилактический осмотр всех элементов мусоропровода; устранение засоров.
В соответствии с пунктом 5.9.11 Правил №170, планово-предупредительный текущий ремонт мусоропроводов следует осуществлять один раз в пять лет.
Пунктом 5.9.12 Правил №170 предусмотрено, что отходы из камер должны удаляться ежедневно. Перед удалением или заменой контейнеров следует закрывать шибер части ствола мусоропровода.
В силу пункта 5.9.20 Правил №170 очистка, промывка и дезинфекция внутренней поверхности стволов мусоропроводов должны производиться регулярно и с применением дезинфицирующих средств по указанию органов Госсанэпидемнадзора. Порядок выполнения работ указан в инструкции по эксплуатации моющедезинфицирующих устройств, смонтированных в верхней части стволов мусоропроводов. В период проведения работ дверь мусоросборной камеры должна быть закрыта на запор, ковши загрузочных клапанов должны быть заблокированы в закрытом положении, заслонка шибера установлена в положении в соответствии с инструкцией по эксплуатации моющедезинфицирующих устройств стволов мусоропроводов. После окончания работ все оборудование должно быть установлено в режим эксплуатации.
Проведенной инспекцией в порядке лицензионного контроля внеплановой выездной проверкой заявителя установлено, что при осуществлении обществом деятельности по управлению общим имуществом многоквартирного дома №71А по ул. Российской в г. Челябинске допущены следующие нарушения указанных выше нормативных требований: не обеспечено надлежащее содержание внутренней отделки МКД (допущено разрушение штукатурного, окрасочного и побелочного слоев стен, потолочных плит в местах общего пользования –подъезда МКД); не обеспечено надлежащее содержание фасада МКД (допущено разрушение ступеней крыльца подъезда МКД и подходной площадки); не обеспечено надлежащее содержание мусоропроводов МКД (допущено отсутствие шибера в мусороприемной камере, отсутствие водопровода с краном и шлангом, для промывки мусоросборников, и помещения камеры, отсутствие облицовки керамической плиткой мусоросборной камеры, а также отсутствие окрасочного слоя масляной краской потолка, отсутствие контейнера для приёмки мусора, отсутствие зачистного моюще-дезинфицирующего устройства между стволом вентиляционным каналом).
Фактическое наличие указанных нарушений обществом по существу не оспаривается.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно согласился с позицией административного органа о наличии в действиях ООО УО «Ремжилзаказчик Советского района» объективной стороны административного правонарушения, предусмотренное частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Вина привлекаемого лица в силу требований части 2 статьи 2.1 КоАП РФ и статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должна быть установлена и доказана административным органом при вынесении постановления.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае наличие обстоятельств, препятствующих заявителю своевременно выполнить мероприятия, направленные на соблюдение нормативных требований при содержании общего имущества в многоквартирном доме, материалами дела не подтверждено.
Позиции общества о том, что необходимые работы относятся к текущему ремонту, были согласованы с Советом дом и запланированы к выполнению в 2021 году, судом первой инстанции дана надлежащая оценка. Судом обоснованно отмечено, что наличие плана на 2021 год по устранению нарушений само по себе не свидетельствуют об отсутствии административного правонарушения, поскольку работы, по поддержанию надлежащего состояния должны производиться периодически (с учетом соответствующего вида работ) и иметь своим результатом надлежащее текущее состояние имущества.
Следует отметить, что в соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 №6464/10 требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами №170 и являются обязательными для исполнения управляющими организациями. Все текущие, неотложные, обязательные, сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
С учетом указанных разъяснений подлежит отклонению как основанный на неверном толковании закона довод подателя апелляционной жалобы о необходимости выполнения управляющей организацией текущих ремонтных работ в многоквартирном доме исключительно в соответствии с планом, утвержденным общим собранием собственников помещений.
При таких обстоятельствах наличие вины заявителя в совершении правонарушения следует признать подтвержденным.
Таким образом, наличие в действиях заявителя состава правонарушения является доказанным, а приведенные в апелляционной жалобе возражения в этой части подлежат отклонению.
Рассмотрен и правомерно отклонен судом и довод общества о пропуске административным органом установленного законом срока давности привлечения к административной ответственности.
Так, согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
В настоящем случае правонарушение является длящимся и окончено в момент его выявления, которым является указанная в акте проверки дата его составления – 18.06.2021.
В силу части 1 статьи 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3-5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Оспоренное постановление датировано 05.08.2021, то есть датой не выходящей за пределы срока давности привлечения к ответственности. В этот же день представителю общества объявлена резолютивная часть постановления (что обществом не оспаривается).
В обоснование своей позиции в этой части общество ссылается не невозможность установления точной даты изготовления оспоренного постановления в полном объеме, указывая на то обстоятельство, что текст постановления фактически получен обществом лишь 15.11.2021.
Однако, позиция заявителя в этой части носит исключительно предположительный характер. Каких-либо доказательств вынесения оспоренного постановления более поздней датой, чем указано в самом постановлении, в материалы дела не представлено. Сам по себе факт позднего получения заявителем полного текста постановления не свидетельствует о вынесении постановления по истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах оспоренное постановление следует признать вынесенным в пределах срока давности привлечения к ответственности.
Обстоятельств, исключающих привлечение к административной ответственности (включая малозначительность правонарушения) либо замены административного штрафа на предупреждение, не установлено.
Существенных нарушений порядка привлечения к ответственности административным органом не допущено.
Размер назначенной инспекцией меры ответственности ниже минимального размера санкции части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, поскольку при назначении наказания административным органом применены положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ. каких-либо возражений в этой части заявителем не приведено.
При таких обстоятельствах оснований для признания оспоренного постановления несоответствующим закону не имеется, а потому в удовлетворении требований заявителя судом первой инстанции отказано правомерно.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.01.2022 по делу №А76-41092/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Ремжилзаказчик Советского района» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.А. Арямов
Судьи: Н.Г. Плаксина
П.Н. Киреев