ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-2322/2020
г. Челябинск
20 мая 2020 года
Дело № А76-8272/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Арямова А.А., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тюбуклес» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.01.2020 по делу № А76-8272/2019,
Общество с ограниченной ответственностью "Тюбуклес" (далее - ООО "Тюбуклес", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению лесами Челябинской области (ответчик-1, Управление лесами) и Министерству экологии Челябинской области (ответчик-2, Министерство) с требованиями:
- о признании незаконными требования Министерства экологии Челябинской области по доработке "Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для заготовки древесины ООО "Тюбуклес" в Тюбукском участковом лесничестве ЧОБУ "Каслинское лесничество" Челябинской области", выраженные в письмах от 28.09.2018 N 01/8210 и от 29.01.2019 N 01/901 "Об изменениях к проекту освоения лесов".
- о признании незаконным приказа Главного управления лесами Челябинской области "Об утверждении заключений экспертной комиссии" от 28.09.2018 N 555 в части утверждения отрицательного заключения N 40-ЭК от 24.09.2018 экспертной комиссии по государственной экспертизе изменений и дополнений к "Проекту освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для заготовки древесины ООО "Тюбуклес" в Тюбукском участковом лесничестве ЧОБУ "Каслинское лесничество" Челябинской области", на площади 2 924 га";
- об обязании Главного управления лесами Челябинской области в установленном порядке рассмотреть "Проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для заготовки древесины ООО "Тюбуклес" в Тюбукском участковом лесничестве ЧОБУ "Каслинское лесничество" Челябинской области", на площади 2 924 га".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.01.2020 (резолютивная часть решения объявлена 16.01.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО "Тюбуклес" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что решение суда является незаконным и необоснованным в силу того, что при его вынесении допущены неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального права и норм процессуального права.
Считает, что не согласуются в юридическом порядке два разноплановых термина примененных судом: территория и лесного участка. Статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации определяет, что «лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса».
Полагает, что суд не необоснованно не применил положения статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
В своей жалобе также указывает, что суд не принял во внимание доводы истца, изложенные в объяснениях по делу от 28.11.2019, а также то, что 24.10.2012 исходящим №ВМ-03-27/12359 руководитель ФИО1 ФИО2 обращался с письмом «О Шабуровском государственном природном биологическом заказнике Челябинской области» к Губернатору Челябинской области, в котором, указывал на то, что «на землях лесного фонда, являющихся собственностью Российской Федерации, не могут располагаться особо охраняемые природные территории, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации. Создание особо охраняемых природных территорий регионального значения на лесных участках в составе земель лесного фонда возможно только путём перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых природных территорий с последующим изменением формы собственности на указанные участки федеральной собственности на собственность субъектов Российской Федерации». До момента перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий введение ограничений использования лесов в пределах территории Шабуровского заказника является неправомерным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 13.10.2008 между Главным управлением лесами Челябинской области (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Тюбуклес" (арендатор) заключен договор N 257 аренды лесного участка, согласно которому арендодатель передал, а арендатор принял во временное пользование часть лесного участка, который относится к землям лесного фонда и имеет следующую характеристику: целевое назначение - защитные и эксплуатационные леса; собственность Российской Федерации; часть лесного участка является частью лесных участков с кадастровыми номерами: 74-01/09-012/2003-0226 и 74-01/09-012/2003-0227; местоположение - Челябинская обл., Каслинский муниципальный район, ОГУ "Каслинское лесничество", Тюбукское участковое лесничество, кварталы 1, 5, 7, 10, 11, 15-299, 302-305, 308-314, 318-322, 327-331, 334-338, 342-346, 350-353, 359-362, 365-367, 372, 375-406, 408-410, 415-422, (всего 376 квартала); общая площадь 47411 га (пункт 1.2 договора).
Часть лесного участка передано арендатору для заготовки древесины на условиях полного ведения лесного хозяйства в следующих ежегодных объемах (приложение N 4):
- проведение рубок в спелых и перестойных насаждениях в объеме 7,9 тыс. м3 по лиственному хозяйству, в том числе по хвойному хозяйству 3,4 тыс. м3,
- проведение рубок при уходе за лесом и санитарно-оздоровительных мероприятий в объеме 11,3 тыс. м3, в том числе по хвойному хозяйству 9,3 тыс. м3 (п. 1.3 договора).
В соответствии с пунктом 1.5 договора ежегодный объем заготовки древесины, лесовосстановительных и противопожарных мероприятий устанавливается в соответствии с материалами лесоустройства, состоянием лесного фонда, проектом освоения лесов и приводится в приложениях N 4 и N 5. Объемы указанных мероприятий корректируются каждый год.
Договор аренды заключен сроком до 29.12.2021 (пункт 6.1 договора).
В приложение N 1 стороны согласовали схему части лесного участка, в приложении N 2 - площадь и границы арендуемой части лесного участка, в приложение N 3 - характеристику части лесного участка, в приложение N 4 - объем (размер) использования лесов на арендуемом участке на год, в приложение N 5 - объем работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке, в приложение N 6 - сроки и размеры внесения арендной платы, в приложение N 8 - ежегодный объем отвода лесосек.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 13.10.2008 (приложение N 7).
Соглашением N 1 от 01.09.2009, заключенному между Главным управлением лесами Челябинской области и обществом "Тюбуклес", внесены изменения в пункты 1.3, 1.9, 2.1 договора аренды и в приложения N 3, 4 8 договора.
Соглашениями N 2 от 20.03.2012 и N 3 от 21.04.2014 внесены изменения в пункты 1.3, 2.1 договора и в приложения N 3, 4, 5, 8 договора.
В соответствии с положениями статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) ООО "Тюбуклес" подготовлен проект освоения лесов на земельный участок 47 411 га, который получил положительное заключение экспертной комиссии по государственной экспертизе (Заключение экспертной комиссии N 45-Э от 30.05.2014).
Приказом ГУ лесами Челябинской области от 30.05.2014 N 208 утверждено положительное заключение экспертной комиссии по государственной экспертизе Проекта освоения лесов на земельном участке площадью 47411 га (л.д. 150 т.2).
Общество "Тюбуклес" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Главному управлению лесами Челябинской области с требованием о внесении изменений в договор аренды лесного участка N 257 от 13.10.2008, заключенного для заготовки древесины на условиях полного ведения лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.08.2018 по делу N А76-13450/2018 заявленные обществом требования удовлетворены, внесены изменения в договор аренды лесного участка N 257 от 13.10.2008.
В связи с внесением изменений в договор аренды лесного участка N 257 от 13.10.2008 по рубкам ежегодных объемов заготовки древесины, а также внесением изменений в Постановление Правительства Челябинской области от 20.06.2012 N 302-П "О Шабуровском государственном природном биологическом заказнике Челябинской области" (постановлением Правительства Челябинской области от 23.05.2018 N 245-П), часть которого располагается на лесном участке, предоставленном обществу в аренду, ООО "Тюбуклес" подготовлены изменения к Проекту освоения лесов на спорный лесной участок.
В указанных изменениях арендатором лесного участка внесены корректировки в Проект освоения лесов в части запрета деятельности в Шабуровском государственном биологическом заказнике в сфере заготовки древесины. В частности указаны ведомости таксационных выделов по выборочным рубкам спелых и перестойных насаждений и таблица расчетной лесосеки в Шабуровском государственном биологическом заказнике, а также измененная таблица общих сведений о ежегодных объемах заготовки древесины (л.д. 1-23 т.3).
ООО "Тюбуклес" обратилось в Главное управление лесами Челябинской области с заявлением о проведении государственной экспертизы изменений в Проект освоения лесов на территории арендуемого участка.
Представленные изменения в проект освоения лесов были направлены Главным управлением лесами Челябинской области в Министерство экологии Челябинской области (далее - Министерство) для согласования.
По результатам рассмотрения изменений к проекту освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду для заготовки древесины ООО "Тюбуклес", Министерством установлено, что общая площадь лесного участка, переданного ООО "Тюбуклес" в соответствии с договором аренды лесного участка от 13.10.2008 N 257 для заготовки древесины, составляет 47411 га. Договор аренды лесного участка заключен сроком до 29.12.2021.
На территории арендованного лесного участка располагаются особо охраняемые природные территории Челябинской области (далее - ООПТ):
- часть Шабуровского государственного природного биологического заказника (далее - Шабуровский заказник), площадью 5 840,8 га, кварталы: 303-305, 308-314, 318-322, 327-331, 334-338, 342-346, 350-353, 359-362, 365, 372, 408-410, 415 и части кварталов - 68, 73, 141, 142, 145, 146, 187, 206-208, 366, 402, 404, 405, 416, 419 Тюбукского участкового лесничества ЧОБУ "Каслинское лесничество". Постановлением Правительства Челябинской области от 20.06.2012 N 302-П (в ред. от 23.05.2018) утверждены границы и Положение о Шабуровском заказнике. Согласно Положению на территории Шабуровского заказника запрещается проведение сплошных рубок (за исключением санитарных рубок).
- участок 100-летних культур сосны площадью 1,85 га, кварталы 45, 46 Тюбукского участкового лесничества. Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 28.06.2012 N 1032 утверждены границы памятника природы Челябинской области участка 100-летних культур сосны. Положение о памятнике природы, содержащее режим его особой охраны, утверждено постановлением Правительства Челябинской области от 19.09.2012 N 494-П. В границах памятника природы проведение рубок (за исключением санитарных рубок) запрещается.
Ранее проект освоения лесов по заготовке древесины для ООО "Тюбуклес" согласовывался Министерством от 23.05.2014 N 02/2851 (до окончания срока действия лесохозяйственного регламента до 28.06.2020).
Заготовка древесины в границах ООПТ проектом не предусматривалась.
При этом Министерством по итогам рассмотрения Изменений к Проекту освоения лесов, установлено, что на территории Шабуровского заказника Изменениями предусматривается заготовка древесины при рубке спелых и перестойных насаждений, на площади 1563,4 га, с вырубаемым запасом 67228 куб. м (выборочные рубки с интенсивностью 10-30 процентов).
По результатам рассмотрения представленных изменений к Проекту освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду для заготовки древесины, Министерство направила в адрес общества письмо от 28.09.2018 исх. N 01/8210, где указало на необходимость доработать изменения по следующим замечаниям:
- необходимо представить тематические лесные карты пространственного размещения лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, а также с разбивкой их по годам; указать вид выборочной рубки, проектируемую полноту и возрасты рубок лесных насаждений; срок действия разработки представленных изменений;
- изменения должны содержать сведения о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан и иных лесных растений, а также проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного и животного мира.
- при планировании лесохозяйственных мероприятий по заготовке древесины и при разработке природоохранных мероприятий необходимо учитывать, что в июле 2017 года вступил в действие Приказ Министерства природных ресурсов и экологии России от 29.05.2017 N 264 "Об утверждении Особенностей охраны в лесах редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красные книги субъектов Российской Федерации";
- сведения о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений на особо охраняемых природных территориях Каслинского лесничества, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Челябинской области, областного государственного учреждения "Особо охраняемые природные территории Челябинской области" прилагаются;
- исключить установку шлагбаума из квартала 309 (выдел 9) Тюбукского участкового лесничества.
Рассмотрев представленные изменения и дополнения к "Проекту освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для заготовки древесины ООО "Тюбуклес" экспертной комиссией ГУ лесами Челябинской области, составлено заключение N 40-Эк от 24.08.2018, в которой сделан вывод о том, что представленный на экспертизу проект освоения лесов не соответствует требованиям статьям 88 Лесного кодекса Российской Федерации и Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и положению об особо охраняемых природных территориях.
Экспертной комиссией отмечено, что участок отнесен к особо охраняемым природным территориям Челябинской области, находится на территории Шабуровского заказника, в охранной зоне с особым режимом использования. В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Челябинской области от 20.06.2012 N 302-П проект освоения лесов подлежит согласованию с Министерством экологии Челябинской области. Проект освоения лесов направлен в Министерство экологии Челябинской области. При этом на момент проведения государственной экспертизы изменения в Проект освоения лесов Министерством экологии не согласованы, положительное заключение о согласовании изменений в Проект освоения лесов, не поступило.
Арендатору предложено доработать изменения и дополнения к проекту освоения лесов с учетом замечаний, установленных настоящим заключением и представить на повторную экспертизу исправленные документы.
Приказом Главного управления лесами Челябинской области N 555 от 28.09.2019 утверждено отрицательное заключение экспертной комиссии N 40-ЭК от 24.09.2019 по государственной экспертизе изменений и дополнений к "Проекту освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для заготовки древесины ООО "Тюбуклес" в Тюбукском участковым лесничестве ЧОБУ "Каслинское лесничество".
26.09.2018 ЧОБУ "Каслинское лесничество" обратилось в Министерство с просьбой предоставить материалы комплексного экологического обследования Шабуровского государственного природного биологического заказника.
Письмом от 11.10.2018 N 01/8890 Министерство предоставило ЧОБУ "Каслинское лесничество" выкопировку материалов комплексного экологического обследования ООПТ регионального значения Шабуровского государственного природного биологического заказника в части данных по видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Челябинской области встречающимся на территории заказника, выполненных Федеральным государственным бюджетным природоохранным учреждение науки "Ильменский государственный заповедник".
Письмом от 16.10.2018 N 01/9130 Министерство предоставило ЧОБУ "Каслинское лесничество" уточненные сведения по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам растений и животных, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Челябинской области, а также по местам расположения кормушек, солонцов для копытных, токов, тетеревиных птиц, местам обитания ценных промысловых животных участка Шабуровского государственного природного биологического заказника и памятника природы "Участок 100-летних культур сосны", переданных в аренду ООО "Тюбулес", представленные ОГУ "Особо охраняемые природные территории Челябинской области".
29.12.2018 обществом обратилось к Министерство с просьбой предоставить сведения о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений на особо охраняемых природных территориях Каслинского лесничества, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Челябинской области, областного государственного учреждения "Особо охраняемые природные территории Челябинской области" по состоянию на 1 ноября или иной отчетный период 2018 года.
Письмом от 29.01.2019 N 01/901 Министерство сообщило обществу, что противоречий между материалами комплексного экологического обследования Шабуровского заказника 2008 года и Проектом освоения лесов 2014 года в части использования особо охраняемых природных территорий, не имеется.
В представленных изменениях 2018 года к Проекту освоения лесов характеристика особо защитных участков лесов отсутствует.
В Шабуровском заказнике проектируется заготовка древесины при рубке спелых и перестойных насаждений, мероприятия по охране объектов растительного и животного мира на его территории отсутствуют. Сведения о наличии на территории Шабуровского заказника редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Челябинской области на основании материалов комплексного экологического обследования Шабуровского заказника, а также обследований, проводившихся в 2016-2018 годах ОГУ "ООПТ Челябинской области", направлены ООО "Тюбуклес" письмом от 16.10.2018 N 01/9130. Кроме того, Шабуровский заказник имеет биологический (зоологический) профиль. Особенности использования лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утверждены Приказом МПР России от 16.07.2007 N 181.
Согласно пункту 8 Приказа в лесах, расположенных на территориях зоологических государственных природных заказников, предназначенных для сохранения редких и исчезающих видов животных, допускается проведение сплошных и выборочных рубок лесных насаждений при осуществлении ухода за лесами с сохранением на лесосеках части лесных насаждений, необходимых для обеспечения жизнедеятельности животных.
Полагая, что требования Министерства экологии Челябинской области по доработке Проекта освоения лесов, выраженные в письмах от 28.09.2018 N 01/8210 и от 29.01.2019 N 01/901 "Об изменениях к проекту освоения лесов" и приказ Главного управления лесами Челябинской области "Об утверждении заключений экспертной комиссии" от 28.09.2018 N 555 в части утверждения отрицательного заключения N 40-ЭК от 24.09.2018 экспертной комиссии по государственной экспертизе изменений и дополнений к Проекту освоения лесов, не соответствуют требованиям законодательства, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о необоснованности заявленных требований.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
На основании статьи 88 Лесного кодекса (далее - ЛК РФ) лица, которым лесные участки предоставлены в аренду составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 утвержден состав проекта освоения лесов и порядка его разработки (далее - Приказ N 69).
На основании пункта 3 Приказа N 69 проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В силу пункта 28 Приказа N 69 проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
В соответствии с положениями статьи 103 ЛК РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ, действующего на момент принятия спорных ненормативных актов) к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.
В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании статьи 25 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" N 33-ФЗ от 14.03.1995 (далее - Закон N 33-ФЗ) памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
В силу положений статьи 26 Закона N 33-ФЗ природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации или решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Заявитель оспаривая приказ ГУ лесами Челябинской области от 28.09.2018 об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы по представленным изменениям в Проект освоения лесов от 2014 года, ссылался на отсутствие в лесном законодательстве, в частности, в Порядке государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496 требования об обязательном согласовании Проекта освоения лесов с Министерством экологии Челябинской области для государственной экспертизы Проекта.
Между тем, суд первой инстанции правомерно отклонил данное суждение заявителя по следующим основаниям.
Так, на основании положений статей 22, 23 Закона N 33-ФЗ государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения. Создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В силу положений частей 3, 5 статьи 24 Закона N 33-ФЗ задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника. Пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
На основании статьи 2 Закона Челябинской области от 14.05.2002 N 81-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области" на территории Челябинской области могут создаваться особо охраняемые природные территории, в том числе категории - государственные природные заказники.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Челябинской области от 20.06.2012 N 302-П утверждено Положение о Шабуровском государственном природном биологическом заказнике Челябинской области (далее - Положение N 302-П).
Согласно пункту 5 Положения N 302-П землепользователи, арендаторы земельных участков, расположенных на территории Шабуровского заказника, другие юридические и физические лица обязаны соблюдать установленный в Шабуровском заказнике режим особой охраны. Режим особой охраны Шабуровского заказника учитывается при разработке документов территориального планирования Челябинской области, документов территориального планирования муниципальных образований, областных и районных схем землеустройства, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов.
При этом документы территориального планирования Челябинской области, документы территориального планирования муниципальных образований Челябинской области, лесохозяйственные регламенты, проекты освоения лесов, материалы проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на землях лесного фонда, находящихся в границах Шабуровского заказника, согласовываются с Министерством экологии Челябинской области (пункт 6 Положения N 302-П).
На основании статьи 25 Закона N 33-ФЗ памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в границах лесного участка, арендуемого ООО "Тюбуклес", расположены особо охраняемые природные территории Челябинской области: часть Шабуровского государственного природного биологического заказника, а также памятник природы - участок 100-летних культур сосны.
Постановлением Правительства Челябинской области от 19.09.2012 N 494-П утверждено Положение о памятнике природы Челябинской области - участка 100-летних культур сосны, расположенного на территории Каслинского муниципального района, в 2 километрах к востоку от поселка Черкаскуль и в 1 километре от поселка Щербаковка, площадью 1,85 гектара (далее - Положение N 494-П).
На основании Положения N 494-П, участок 100-летних культур сосны отнесен к памятникам природы распоряжением исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 02.12.1975 N 1735-р.
В соответствии с пунктом 6 Положения N 494-П, режим особой охраны памятника природы участка 100-летних культур сосны учитывается при разработке документов территориального планирования Челябинской области, документов территориального планирования муниципальных образований, областных и районных схем землеустройства, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов. Документы территориального планирования Челябинской области, документы территориального планирования муниципальных образований, лесохозяйственные регламенты, проекты освоения лесов, материалы проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на территории памятника природы участок 100-летних культур сосны согласовываются с Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области и Главным управлением лесами Челябинской области.
На основании пункта 1 статьи 27 Закона N 33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2008 N 34-П утверждена Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Челябинской области на период до 2025 года. Включенные в Схему действующие ООПТ, а также режимы их охраны учитываются при разработке документов территориального планирования Челябинской области, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов.
Этим постановлением утвержден список действующих ООПТ на период до 2025 года, среди которых: Шабуровский государственный природный биологический заказник, а также памятник природы - участок 100-летних культур сосны.
Наличие у спорных объектов статуса особо охраняемых природных территорий обязывает арендатора и уполномоченный орган в области лесных отношений располагать согласованием Проекта освоения лесов (изменений к нему) Министерством экологии Челябинской области для решения вопроса об утверждении положительного заключения экспертизы проекта освоения лесов (изменений в проект), в случае, если на территории арендуемого лесного участка располагаются особо охраняемые природные территории.
Судом первой инстанции принято во внимание, что указанные нормативные правовые акты Челябинской области являются действующими и в судебном порядке не оспорены.
На основании Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496 "Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" (далее - Порядок N 496), целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
На территории лесного участка, переданного в аренду ООО "Тюбуклес" расположены особо охраняемые природные территории (памятник природы Челябинской области), требование ГУ лесами Челябинской области о необходимости согласования Проекта освоения лесов с уполномоченным органом - Министерством экологии Челябинской области является правомерным и обоснованным.
Изменения в Проект освоения лесов, при указанных обстоятельствах могут быть утверждены уполномоченным органом только при соблюдении ограничений, установленных Положениями об особо охраняемых природных территориях, предусматривающих необходимость согласования Проекта с Министерством экологии Челябинской области.
Эти изменения к Проекту освоения лесов на момент вынесения ГУ лесами Челябинской области оспариваемого приказа от 28.09.2018 не были согласованы в связи с наличием замечаний Министерства относительно представленных изменений в Проект.
Юридическая позиция заявителя об отсутствии законодательно установленного порядка согласования Проекта освоения лесов и изменений к нему не свидетельствует о невозможности такого согласования путем учета замечаний Министерства экологии, предоставленных арендатору в письменном виде и предоставления в Министерство или ГУ лесами Челябинской области изменений в Проект освоения лесов с учетом замечаний Министерства экологии.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что отсутствие согласования изменений в Проект освоения лесов имело место вследствие наличия конкретных замечаний Министерства относительно содержания изменений в Проект освоения лесов. При этом оспариваемый Приказ ГУ лесами не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права арендатора, поскольку у последнего сохраняется возможность согласования спорных изменений в Проект освоения лесов при устранении соответствующих замечаний Министерства.
Одновременно с этим суд первой инстанции, правомерно отклонил доводы общества об отсутствии у Министерства экологии Челябинской области полномочий на согласование изменений в Проект освоения лесов вследствие того, что лесной участок в составе земель лесного фонда находится в федеральной собственности.
Так, согласно положениям пункта 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Однако, согласно положениям Закона N 33-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены создавать на территории соответствующего субъекта особо охраняемые природные территории регионального значения и устанавливаться режим их особой охраны.
На основании пункта 1 статьи 112 ЛК РФ к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и на иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях. Согласно пункту 5 статьи 2 Закона N 33-ФЗ государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения.
В силу пункта 2 статьи 22 Закона N 33-ФЗ объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
Как правильно указано судом первой инстанции со ссылкой на положения статьи 11 Закона N 33-ФЗ решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Установление правового режима особо охраняемых природных территорий на лесных участках в составе земель лесного фонда находится, в том числе, в компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах требования заявителя о признании незаконными замечаний Министерства экологии Челябинской области, выраженных в письмах N 01/8210 от 28.09.2018 и N 01/901 от 29.01.2019, обоснованно были удовлетворены судом первой инстанции.
По результатам рассмотрения представленных изменений к Проекту освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду для заготовки древесины ООО "Тюбуклес", Министерство направила в адрес общества письмо от 28.09.2018 исх. N 01/8210, где указало на необходимость доработать изменения по следующим замечаниям:
- необходимо представить тематические лесные карты пространственного размещения лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, а также с разбивкой их по годам; указать вид выборочной рубки, проектируемую полноту и возрасты рубок лесных насаждений; срок действия разработки представленных изменений;
- изменения должны содержать сведения о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан и иных лесных растений, а также проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного и животного мира.
- при планировании лесохозяйственных мероприятий по заготовке древесины и при разработке природоохранных мероприятий необходимо учитывать, что в июле 2017 года вступил в действие Приказ Министерства природных ресурсов и экологии России от 29.05.2017 N 264 "Об утверждении Особенностей охраны в лесах редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красные книги субъектов Российской Федерации";
- сведения о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений на особо охраняемых природных территориях Каслинского лесничества, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Челябинской области, областного государственного учреждения "Особо охраняемые природные территории Челябинской области" прилагаются;
- исключить установку шлагбаума из квартала 309 (выдел 9) Тюбукского участкового лесничества.
Письмом от 29.01.2019 N 01/901 Министерство сообщило обществу, что в представленных изменениях 2018 года к проекту освоения лесов характеристика особо защитных участков лесов отсутствует. В Шабуровском заказнике проектируется заготовка древесины при рубке спелых и перестойных насаждений, мероприятия по охране объектов растительного и животного мира на его территории отсутствуют. Сведения о наличии на территории Шабуровского заказника редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Челябинской области на основании материалов комплексного экологического обследования Шабуровского заказника, а также обследований, проводившихся в 2016-2018 годах ОГУ "ООПТ Челябинской области", направлены ООО "Тюбуклес" письмом от 16.10.2018 N 01/9130. Кроме того, Шабуровский заказник имеет биологический (зоологический) профиль. Особенности использования лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утверждены Приказом МПР России от 16.07.2007 N 181. Согласно пункту 8 Приказа в лесах, расположенных на территориях зоологических государственных природных заказников, предназначенных для сохранения редких и исчезающих видов животных, допускается проведение сплошных и выборочных рубок лесных насаждений при осуществлении ухода за лесами с сохранением на лесосеках части лесных насаждений, необходимых для обеспечения жизнедеятельности животных.
Оспаривая указанные требования Министерства, заявитель указывал, что требования являются произвольными и не предусмотрены нормами лесного законодательства.
Однако, следует исходить из следующего.
На основании пункта 6 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (далее - Приказ N 69) в разделе "Сведения о лесном участке" приводится перечень предоставленных в аренду лесных кварталов, лесотаксационных выделов (приложение N 2), год последнего лесоустройства лесничества, лесопарка, а также распределение площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям), эксплуатационные и резервные леса (приложение N 3, тематическая лесная карта).
Согласно пунктам 11, 12 Приказа N 69 специальная часть проекта освоения лесов - раздел "Организация использования лесов" состоит из подразделов (по видам разрешенного использования лесов). Подраздел "Заготовка древесины" должен содержать следующие сведения: возрасты рубок и возрасты спелости лесных насаждений для эксплуатационных, защитных лесов и особо защитных участков лесов (приложение N 26); установленный объем заготовки древесины на участке; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины (приложение N 27), пространственное размещение указанных лесотаксационных выделов, а также пространственное размещение развития дорожной сети на период действия проекта освоения лесов (тематическая лесная карта).
В разделе "Сведения о лесном участке" приводится следующая информация: сведения о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан и иных лесных растений (приложение N 6) (пункт 6 Приказа N 69).
В силу пункта 10 Приказа N 69 требования к разделу "Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов", следует предусматривать: проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение N 25) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
Согласно положениям статьи 60.15 ЛК РФ охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.02.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
На основании пункта 1 статьи 60 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
Лица, использующие леса, при обнаружении редкого вида растения должны принять меры к тому, чтобы как сам экземпляр этого вида растения, так и место его обитания не пострадали при дальнейшей хозяйственной деятельности. Указанные меры могут содержать запрет рубок на определенных участках лесосеки, ограничения по сезонности заготовки древесины, ограничения на создание объектов лесной инфраструктуры, а также объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В силу пункта 10 Приказа N 69 установлены требования к разделу "Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов", в котором следует предусматривать: проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение N 25) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
На основании пункта 6 Приказа N 69 в разделе "Сведения о лесном участке" приводится следующая информация: характеристика имеющихся в границах лесного участка особо охраняемых природных территорий и объектов, планы по их организации, развитию экологических сетей, сохранению объектов биоразнообразия.
Согласно сведениям Проекта изменений в Проект освоения лесов, представленным ООО "Тюбуклес" на государственную экспертизу, изменения к Проекту осуществлены в связи с заключением дополнительного соглашения N 1 от 06.09.2018 к договору аренды лесного участка.
В тексте введения к Изменениям в Проект освоения лесов в изменениях содержатся корректировки относительно запрета деятельности в Шабуровском государственном биологическом заказнике в сфере заготовки древесины.
Согласно Постановлению Правительства Челябинской области от 23.05.2018 N 245-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 20.06.2012 N 302-П" в пункт 14 Положения о Шабуровском государственном природном биологическом заказнике Челябинской области внесена новая редакция, согласно которой на территории заказника запрещается проведение сплошных рубок (за исключением санитарных рубок) (подпункт 6 пункта 14). Ранее указанный пункт распространял запрет на проведение всех видов рубок лесных насаждений, за исключением рубок погибших и поврежденных лесных насаждений, выявленных по результатам лесопатологического мониторинга, а также прочих рубок с целью создания лесной инфраструктуры (разрубка, расчистка квартальных, граничных просек, визиров, прокладка просек) и противопожарного обустройства лесов (содержание дорог противопожарного назначения, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос).
Это означает, что целью внесения изменений в ранее согласованный Проект освоения лесов от 2014 года (л.д. 1-23 т.3) явилась необходимость увеличения объемов заготовки древесины, которое может быть произведено арендатором, в том числе, на участках Шабуровского государственного природного биологического заказника Челябинской области. Но, в представленных изменениях к Проекту освоения лесов (в частности в ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины) отсутствует пространственное размещение указанных лесотаксационных выделов, а также пространственное размещение развития дорожной сети на период действия проекта освоения лесов (тематическая лесная карта) (абзац 4 пункта 12 Приказа N 69) с учетом изменения ежегодного объема заготовки древесины.
В представленных изменениях не указан возраст рубок и возраста спелости лесных насаждений для эксплуатационных, защитных лесов и особо защитных участков лесов (приложение N 26) (абзац 2 пункта 12 Приказа N 69), а также отсутствуют проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира на особо охраняемых природных территориях (приложение N 25 Приказа N 69).
Обосновывая свои замечания, Министерство руководствовалось характером вносимых в Проект освоения лесов изменений, которые предусматривают увеличение объема заготовки древесины, в том числе с учетом сведений, указных арендатором в разделе "Введение" к Изменениям в Проект освоения лесов, о корректировке запрета деятельности в Шабуровском заказнике (л.д. 2 т.3). Согласно Особенностям использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденных Приказом МПР РФ от 16.07.2007 N 181 (далее - Приказ N 181) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, относятся к защитным лесам.
В силу пунктов 8, 9 Приказа N 181 в лесах, расположенных на территориях зоологических государственных природных заказников, предназначенных для сохранения редких и исчезающих видов животных, допускается проведение сплошных и выборочных рубок лесных насаждений при осуществлении ухода за лесами с сохранением на лесосеках части лесных насаждений, необходимых для обеспечения жизнедеятельности животных. В лесах, расположенных на территориях памятников природы и в границах их охранных зон, запрещается проведение рубок лесных насаждений в случае, если это влечет за собой нарушение сохранности памятников природы.
Согласно статье 27 Закона N 33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
На основании пункта 4 Положения о памятнике природы Челябинской области участок 100-летних культур сосны, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 19.09.2012 N 494-П, целью объявления памятником природы участок 100-летних культур сосны является сохранение в естественном состоянии уникального природного комплекса, включающего искусственные посадки сосны в возрасте 100-130 лет, а также редких и охраняемых видов растений и животных, обитающих на его территории.
При этом пунктом 13 Положения о Шабуровском государственном природном биологическом заказнике Челябинской области установлено, что основными задачами Шабуровского заказника являются: сохранение, воспроизводство и восстановление ценных в хозяйственном, научном и культурном отношениях видов животного мира; обеспечение устойчивого состояния среды обитания охраняемых видов животного мира.
Суд апелляционной инстанции принял также во внимание, что Основными положениями по рубкам главного пользования в лесах Российской Федерации, утвержденными Приказом Рослесхоза от 30.09.1993 N 260 (пункт 1.8) установлено, что рубки главного пользования, одним из видов которых являются выборочные рубки, не проводятся в лесах, имеющих научное или историческое значение, памятниках природы, лесах орехопромысловых зон, лесоплодовых насаждениях, противоэрозионных, в особо ценных лесных массивах, допускаются только рубки ухода за лесом, санитарные рубки, рубки реконструкции и прочие рубки (расчистка лесных площадей под контуры зданий и сооружений в связи с прокладкой трубопроводов, дорог, просек, созданием противопожарных разрывов и для других подобных целей).
Анализ перечисленных нормативных документов позволил суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о правомерности требований Министерства по составлению тематических лесных карт пространственного размещения лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, с указанием вида выборочной рубки, проектируемой полноты и возраста рубок лесных насаждений и сведений о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан и иных лесных растений, а также проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного и животного мира.
Характер изменений в Проект освоения лесов (увеличение объемов заготовки древесины на арендованном участке), а также особенности арендуемого земельного участка (нахождение особо охраняемых природных территорий) свидетельствуют о том, что замечания Министерства направлены на исключение возможности негативного воздействия на объекты растительного и животного мира на участках, расположенных на территории Шабуровского государственного биологического заказника и памятника природы Челябинской области - "Участок 100-летних культур сосны", при проведении лесосечных работ. Спорные требования Министерства имеют цель лишь конкретизировать мероприятия по заготовке древесины на особо охраняемых природных территориях с целью исключения нарушения режима охраны особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах арендуемого лесного участка.
Согласно письму Министерства от 28.09.2018 N 01/8210 заявителю представлены сведения о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений на особо охраняемых природных территориях Каслинского лесничества, занесенных в красные книги Российской Федерации и Челябинской области, областного государственного учреждения "Особо охраняемы природные территории Челябинской области" (л.д. 20-28 том 1), с указанием кварталов и выделов, в которых обнаружены занесенные в Красную книгу животные и растения и указанием лимитирующих факторов лесопользования.
Перечисленные обстоятельства правильно расценены судом первой инстанции как свидетельствующие о том, что спорные изменения в Проект освоения лесов в представленном на согласование виде не соответствуют требованиям действующего законодательства об особо охраняемых природных территориях, что препятствует согласованию указанных изменений. При этом оснований считать, что спорные требования Министерства экологии не могут быть выполнены арендатором лесного участка путем доработки изменений в Проект освоения лесов, в том числе с учетом переданных Министерством сведений, подлежат отклонению.
Суд апелляционной инстанции на основании приведенных материалов дела приходит к выводу о том, что у комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов имелись основания для оформления отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, соответственно, суд первой инстанции на законных основаниях отказал в удовлетворении заявленных требований ООО «Тюбуклес».
При таких обстоятельствах, обжалуемое судебное решение вынесено правомерно.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.01.2020 по делу № А76-8272/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тюбуклес» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья В.Ю. Костин
Судьи А.А. Арямов
Н.А. Иванова