ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-12022/2019
г. Челябинск
17 сентября 2019 года
Дело № А76-8808/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Плаксиной Н.Г., Скобелкина А.П.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.07.2019 по делу № А76-8808/2019 (судья Худякова В.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «НИКС» – ФИО1 (доверенность от 08.10.2018).
Заинтересованное лицо – Главное управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области», о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом. В судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя заинтересованного лица.
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «НИКС» (далее – заявитель, общество, ООО «УК «НИКС») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Главному управлению «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» (далее – заинтересованное лицо, жилищная инспекция, ГУ «ГЖИ Челябинской области») с заявлением о признании недействительным предписания № 424 от 15.02.2019 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 01.07.2019 (резолютивная часть решения объявлена 24.06.2019) заявленные требования удовлетворены. Предписание ГУ «ГЖИ Челябинской области» № 424 от 15.02.2019 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации признано недействительным.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ГУ «ГЖИ Челябинской области» обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что собственниками спорного многоквартирного дома не принималось решение на оплату коммунальных ресурсов по фактическим показаниям общедомового прибора учета, в связи с чем, размер платы за коммунальный ресурс подлежит определению исходя из норматива в соответствии с пунктом 17 приложения № 2 к Правилам № 354 (формула 15).Кроме того, апеллянт указывает, что спорный многоквартирный дом не имеет централизованного горячего водоснабжения. Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области не установлен норматив на потребление горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, не оборудованных системой централизованного горячего водоснабжения. Следовательно, оснований для выставления платы за горячую воду в целях содержания общего имущества в спорном МКД у Управляющей компании не имелось.
ООО «УК «НИКС» представило в материалы дела возражения от 16.08.2019, в которых выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании поступившего обращения № 925 от 21.01.2019 ГУ «ГЖИ Челябинской области» проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований при определении размера платы за жилищные и коммунальные услуги в многоквартирном доме по адресу: <...>.
В ходе проведения проверки, при рассмотрении предоставленных обществом документов установлено следующее.
ООО ««УК «НИКС» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом 9 в по улице Набережной в городе Челябинске по результатам открытого конкурса, лицензии № 0435 от 19.06.2015.
В письме ООО «УК «НИКС» сообщило, что многоквартирный дом № 9-в по ул. Набережная в г. Челябинске имеет десять этажей, оборудован лифтами и оборудован насосным оборудованием, и не оборудован электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 17 Приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), при определении приходящегося на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, которая должна быть использована при расчете платы за холодную воду при содержании общего имущества в многоквартирном доме в размере 1413,70 кв. м в соответствии с техническим паспортом многоквартирного дома.
Норматив потребления воды, утвержденный постановлением министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.12.2015 № 64/2 в редакции постановления от 07.07.2016 № 30/2), в размере 0,01871 куб. метров на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (для многоквартирных домов с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением), от 19.05.2017 г. № 25/1 - в размере 0,01871 киловатт-часов на кв. метр (для многоквартирных домов, оборудованных лифтами и насосным оборудованием, и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения).
Тариф на воду, утвержденный постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 30.11.2015 № 58/40 в размере 20,41 рублей/куб. метр за период с 01.01.2017 по 30.06.2017; в размере 23,59 рублей/ куб. метр за период с 01.07.2017 по 31.12.2017.
Управлением выдано обществу предписание от 15.02.2019 № 424, содержащее указание на нарушение обществом подпунктов «а» и «б» пункта 3 Положения № 1110 ввиду неисполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и несоблюдения требований части 2.3 статьи 161 ЖК РФ в части: 1) начисления завышенной платы за воду, потребляемую при содержании общего имущества, за период с января 2018 года по декабрь 2018 года в нарушение пункта 17 Приложения № 2 (формула 15) к Правилам № 354; 2) начисления завышенной платы за горячую воду в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за июнь 2018 года. В этой связи обществу предписано в срок до 25.03.2019: 1) произвести перерасчет платы за воду, потребляемую для содержания общего имущества за период с января 2018 года по декабрь 2018 года в соответствии с пунктом 17 приложения № 2 (формула 15) к правилам 354 2) произвести сторнирование в полном объеме платы за горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества за июнь 2018.
Считая вынесенное предписание незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого предписания заинтересованного лица незаконным.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии (часть 1.3 статьи 161, часть 1 статьи 192 ЖК РФ).
В силу пункта 8.5 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частями 6 и 7 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что в отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с частью 10 настоящей статьи внеплановые выездные проверки. Предметом указанных проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
В соответствии с подпунктами 2.1 и 2-2 Положения о Главном управлении «Государственная жилищная инспекция Челябинской области», утвержденного постановлением губернатора Челябинской области от 15.05.2014 № 364, к функциям управления отнесено осуществление лицензирования и лицензионного контроля в отношении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. В силу подпункта 6 пункта 9 этого же Положения, для осуществления возложенных на него полномочий и функций ГУ «ГЖИ Челябинской области» предоставляется право выдавать в установленном законодательством порядке предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, оспариваемое предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований выдано жилищной инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 3 Положения № 1110 предусмотрено, что лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Учитывая приведенные положения, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что нарушение управляющей организацией обязательств по договору управления многоквартирным домом является нарушением лицензионных требований.
Из материалов дела следует, что оспариваемым предписанием на общество возложена обязанность произвести перерасчет платы за воду, потребляемую для содержания общего имущества за период с января 2018 года по декабрь 2018 года в соответствии с пунктом 17 приложения № 2 (формула 15), а также произвести сторнирование в полном объеме платы за горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества за июнь 2018.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ предусмотрена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится, в том числе, на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (пункт 1 часть 2 статьи 155 ЖК РФ).
В силу пункта 67 Правил № 354, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением в том числе следующего стандарта: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.
Частью 1 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно части 9.1 статьи 156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 44 Правил № 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к этим Правилам. При этом, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В соответствии с пунктом 10 Приложения № 2 к Правилам № 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил определяется по формуле 10:
Piодн = Viодн x T|кр , где:
Viодн - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
Tкр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) холодной воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, определяется по формуле 11, которой не учитывается норматив потребления, однако учитывается в том числе объем (количество) горячей воды (в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения)), потребленный за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил (предусматривающими применение показаний приборов учета либо норматива потребления).
Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15, которая учитывает норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.
Постановлением № 64/2 утверждены, в том числе, нормативы потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Челябинской области. Так, норматив потребления воды, утвержденный постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.12.2015 № 64/2 в редакции постановления от 07.07.2016 № 30/2), в размере 0,01871 куб. метров на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (для многоквартирных домов с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением), от 19.05.2017 № 25/1 - в размере 0,01871 киловатт-часов на кв. метр (для многоквартирных домов, оборудованных лифтами и насосным оборудованием, и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения).
При проведении проверки жилищной инспекцией установлено, что многоквартирный дом по адресу: <...> оборудованлифтами и насосным оборудованием, и не оборудован электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения. ООО «УК «НИКС» осуществляло расчет размера платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения по формулам 10 и 11 Правил предоставления коммунальных услуг, не применяя формулу 15 названных Правил и норматив потребления, установленный постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.12.2015 № 64/2.
Проверкой установлено, что горячая вода в спорный жилой дом централизованно не подается (что не оспаривается заявителем), а горячее водоснабжение осуществляется посредством нагрева холодной воды с помощью водонагревателя в бойлере.
По результатам проверки инспекция пришла к выводам о том, что ООО «УК «НИКС» допущено излишнее начисление в целях содержания общего имущества платы за холодное водоснабжение.
Однако, оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что поскольку в рассматриваемой ситуации многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета холодного водоснабжения, применение при определении размера платы за воду формулы 15 (пункт 17 Приложения № 2 к Правилам № 354), является неправомерным, а потому указание в приведенном в оспоренном предписании описании нарушения на необходимость применения этой формулы нельзя признать обоснованным.
Довод апеллянта о том, что собственниками спорного многоквартирного дома не принималось решение на оплату коммунальных ресурсов по фактическим показаниям общедомового прибора учета, в связи с чем, размер платы за коммунальный ресурс подлежит определению исходя из норматива в соответствии с пунктом 17 приложения № 2 к Правилам № 354 (формула 15) подлежит отклонению, поскольку пунктом 9.2 статьи 156 ЖК РФ предусмотрены исключения из общего правила, к числу которых относится принятие на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Между тем, доказательств принятия собственниками спорного многоквартирного дома соответствующего решения жилищной инспекцией в материалы дела не представлено, в связи с чем, для спорного многоквартирного дома, расчет производится по формулам 10 и 11 п. 10, 11 приложения № 2 к правилам № 354.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое предписание в части вывода о необходимости применения при начислении платы за воду, потребляемую при содержании общего имущества, за период с января 2018 года по декабрь 2018 года формулы 15 (пункт 17 приложения № 2 к Правилам № 354) не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
В отношении пункта 2 оспариваемого предписания, обязывающего общество произвести перерасчет (сторнировать в полном объеме) платы за горячую воду в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за июнь 2018 (межотопительный период), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно позиции жилищной инспекции, поскольку горячая вода не подается в многоквартирный дом централизовано, а нагревается с помощью водонагревателя в бойлере, для указанного дома коммунальный ресурс по ГВС в целях содержания общего имущества начислялся обществом неправомерно.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Правил № 354, потребителю может быть предоставлено в числе иных коммунальных услуг горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Пунктом 40 Правил № 354, предусмотрено, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном. Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил.
Основанием для возложения на общество обязанности произвести перерасчет (сторнировать в полном объеме) платы за горячую воду послужили выводы инспекции о неправомерном начислении платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в межопительный период (июнь 2018 года) при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и норматива потребления горячей воды в целях содержания общего имущества.
Вместе с тем, пункт 54 Правил № 354 предписывает, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) приложения № 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Из имеющихся в деле документов, в том числе из информации, указанной в акте проверки следует, что спорный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исходя из положений подпункта «б» пункта 4 Правил № 354 при отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования). При этом потребитель коммунальной услуги по горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил (пункт 40 Правил № 354).
С учетом указанных положений Правил № 354 собственники помещений в МКД обязаны вносить плату за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на общедомовые нужды и при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения, установлен пунктом 22 Приложения № 2 к Правилам № 354.
Из материалов дела следует, что приготовление горячей воды в спорном МКД осуществляется обществом самостоятельно, при этом используется коммунальный ресурс (тепловая энергия) в том числе в неотопительный период для подогрева холодной воды. Расчет за коммунальную услугу ГВС производится с использованием двухкомпонентного тарифа.
Соответственно, в межотопительный период плата за ГВС на общедомовые нужды выставляется исходя из расхода объема тепловой энергии, использованной для подогрева воды. Объем тепловой энергии, распределяемой на отопление и на подогрев горячей воды в целях оказания услуг ГВС, фиксируется общедомовым прибором учета в целом, раздельного учета тепловой энергии, использованной на нужды отопления и для приготовления горячей воды, не ведется.
Поскольку в рассматриваемой ситуации спорным является межотопительный период, когда поставляемый истцом коммунальный ресурс (тепловая энергия) расходовался исключительно на подогрев воды для целей оказания ответчиком услуги по ГВС, управляющая компания вправе претендовать на возмещение расходов на оплату поставленного коммунального ресурса (тепловой энергии в межотопительный период), объем которого возможно определить по показаниям общедомового прибора учета.
Спорное предписание № 424 от 15.02.2019 предусматривает запрет на начисление межотопительный период платы за горячее водоснабжение. Вместе с тем, отсутствие норматива потребления ГВС на общедомовые нужды для спорного многоквартирного дома не является основанием для запрета начисления платы за фактическое использование ГВС на общедомовые нужды. Возражения апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое предписание № 424 от 15.02.2019 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы заинтересованного лица, приведенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку законных и обоснованных выводов суда первой инстанции и положенных в их основу доказательств, оснований для переоценки которых у суда апелляционной инстанции не имеется. При этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а потому не опровергают правильность выводов суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ГУ «ГЖИ Челябинской области» освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.07.2019 по делу № А76-8808/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья П.Н. Киреев
Судьи: Н.Г. Плаксина
А.П. Скобелкин