ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-9966/18 от 03.09.2018 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-11625/2018

г. Челябинск

05 сентября 2018 года

Дело № А76-9966/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2018 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2018 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,

судей Богдановской Г.Н., Пирской О.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Таранжиной А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района на решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.07.2018 по делу № А76-9966/2018 (судья Мрез И.В.).

В судебном заседании принял участие представитель

Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области – ФИО1 (доверенность № 39 от 25.01.2018, паспорт).

Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района (далее – истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - ответчик, Управление Росреестра) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права общей долевой собственности объекта недвижимости: 2-х комнатной квартиры, общей площадью 48,5 кв.м., КН \УН:74:09:1101037:94, расположенной по адресу: <...>.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ФИО2, ФИО3, ФИО4.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 02.07.2018 (резолютивная часть объявлена 25.06.2018) в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Комитет обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда от 02.07.2018, принять по делу новый судебный акт.

Податель апелляционной жалобы считает обжалуемый судебный акт незаконным и необоснованным в связи с тем, что при его вынесении судом первой инстанции не были всесторонне полно и объективно исследованы представленные истцом доводы, что привело к неправильному установлению фактических обстоятельств, имеющих значение для дела.

Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет («kad.arbitr.ru»).Заявитель и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

С учётом мнения представителя заинтересованного лица и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц.

Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Муниципальному образованию «Каслинский муниципальный район» на праве собственности принадлежит 2-комнатная квартира, общей площадью 48,5 кв.м. расположенная по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 74 АА №163935 от 15.06.2007.

Согласно выписке из муниципальной казны Каслинского муниципального района № 22 от 17.07.2017 объект муниципальной собственности – двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <...>, площадью 48,5 передан по договору социального найма специализированного жилого помещения.

Решением Собрания депутатов Каслинского муниципального района Челябинской области от 21.08.2014 № 420 утверждено Положение о муниципальном специализированном жилищном фонде Каслинского муниципального района.

30.12.2014 в указанное Положение о муниципальном специализированном жилищном фонде Каслинского муниципального района внесены дополнения, в соответствии с которыми предусматривается возможность для нанимателя по договору найма специализированного жилого помещения выкупа предоставленного помещения по истечении семи лет работы (службы), на основании положительной характеристики с места работы (службы) (пункт 45.1).

Постановлением Администрации Каслинского муниципального района Челябинской области от 14.09.2017 № 601 принято решение о снятии статуса специализированного жилого помещения, установленного для квартиры, расположенной по адресу: <...>.

Согласно пункту 2 указанного Постановления Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района надлежит:

1) внести соответствующие изменения в реестр муниципального имущества Каслинского муниципального района;

2) снять обременения в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в отношении имущества, указанного в пункте 1 настоящего постановления;

3) заключить договор купли продажи жилого помещения, указанного в пункте 1 настоящего постановления, по цене равной пяти процентам кадастровой стоимости выкупаемого жилого помещения.

03.11.2017 между Комитетом по управлению имуществом и земельными отношениям администрации Каслинского муниципального района (Продавец) и гр. ФИО2, ФИО3, ФИО4 (Покупатели) подписан договор купили-продажи квартиры.

В соответствии с указанным договором продавец продает, а Покупатели приобретают в общую долевую собственность в равных долях каждый по 1/3 доли на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>. Указанная квартира состоит из двух комнат, имеет общую площадь 48,5 кв.м. (пункты 1.1. 1.2 договора).

Цена договора составляет 50 820 рублей 92 копейки согласно расчету цены (приложение № 1 к договору) (пункт 2.1 договора).

10.11.2017 в Управление Росреестра по Челябинской области обратились ФИО2, ФИО4, ФИО3 с заявлениями о государственной регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <...>.

15.11.2017 Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района представил заявление о государственной регистрации перехода права собственности в отношении указанного объекта недвижимого имущества.

В качестве основания для государственной регистрации права заявители представили договор купли-продажи квартиры от 03.11.2017, заключенный между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района (продавец) и ФИО2, ФИО4, ФИО3 (покупатели).

15.11.2017 при проведении правовой экспертизы представленных документов были выявлены замечания, препятствующие проведению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем Администрация Каслинского муниципального района Челябинской области была уведомлена письмом 74/999/001/2017-49468 от 15.11.2017, государственная регистрация была приостановлена с 15.11.2017 до 14.02.2018 в связи с тем, что содержание документа, представленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствовало требованиям законодательства Российской Федерации.

Управление Росреестра по Челябинской области сообщением от 15.02.2018 № 74/999/001/2017-49468 на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» отказало Администрации Каслинского муниципального района Челябинской области в регистрации перехода права собственности на объект 2-х комнатная квартира, площадью 48,5 кв.м., расположенную по адресу: <...>, в связи с неустранением замечаний, препятствующих проведению государственной регистрации.

Заявитель, посчитав, что указанным отказом нарушены его законные права и интересы, обратился с настоящим заявлением в суд.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права заинтересованного лица, может быть признан судом недействительным.

Для признания недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого ненормативного акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В данном случае подлежат применению положения действующего до 01.01.2017 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ) и действующего после 01.01.2017 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), поскольку приостановление государственной регистрации имело место до указанной даты, а отказ в государственной регистрации – после нее.

В соответствии со статьей 19 Закона № 122-ФЗ предусматривалось такое основание приостановления государственной регистрации по инициативе государственного регистратора, как сомнения государственного регистратора в наличии оснований для государственной регистрации прав, в частности, связанных как с формой и содержанием документов, так и с наличием противоречий в них, т.е. сомнений в возможном возникновении препятствий в государственной регистрации, по основаниям изложенным в пункте 1 статьи 20 Закона.

На основании пункта 1 части 4 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственный регистратор принимает решение о государственной регистрации прав по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов при отсутствии предусмотренных законом о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав.

Положениями части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В статье 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, в частности, согласно пункту 7 части 1 статьи 26 названного закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации.

Приватизация государственного и муниципального имущества урегулирована, в том числе, Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда РФ».

Согласно ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее – Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ) приватизация государственного и муниципального имущества производится следующими способами:

- преобразование унитарного предприятия в акционерное общество;

- преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;

- продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

- продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе;

- продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

- продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ;

- продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

- продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

- внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;

- продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.

В силу п. 5 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Таким образом, предусмотренный Положением о муниципальном специализированном жилищном фонде Каслинского муниципального района способ приватизации жилого помещения путем выкупа по льготной цене, не соответствует требованиям Закона о приватизации имущества, поскольку производится не посредством проведения аукциона либо конкурса.

Вместе с тем в силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ действие указанного Закона не распространяется на отношения, возникшие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда.

В свою очередь, Законом РФ от 04.07.1991 г. № 1541 -1 «О приватизации жилищного фонда РФ» предусмотрен порядок передачи жилых помещений, входящих в муниципальный жилищный фонд, в собственность иных лиц, путем бесплатной передачи (приватизации) жилых помещений в собственность граждан.

Как верно установлено судом первой инстанции, на момент заключения договора купли-продажи квартиры 03.11.2017 сведений о снятии с квартиры статуса специализированного жилого помещения в Управлении не имелось, тогда как в соответствии с п. 3 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма.

Установив, что предметом представленного на государственную регистрацию договора купли-продажи квартиры от 03.11.2017 является муниципальная квартира в жилом доме, которая предоставлена по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа незаконным, в силу несоответствия заключенной сторонами сделки требованиям Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда РФ» и п. 3 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и не опровергают его выводы, а выражают несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований налогового органа, изложенных в апелляционной жалобе, не имеется.

В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по апелляционным жалобам на определение арбитражных судов о принятии обеспечительных мер или об отказе в принятии обеспечительных мер государственная пошлина не уплачивается.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.07.2018 по делу № А76-9966/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Л.П. Ермолаева

Судьи: Г.Н. Богдановская

О.Н. Пирская