ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А78-10097/17 от 04.12.2017 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело №А78-10097/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2017 года

Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2017 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Д.В. Басаева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 октября 2017 года по делу № А78-10097/2017 по заявлению Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным постановления о назначении административного наказания от 29.06.2017 № 91-17/15.14-21 и его отмене,

суд первой инстанции, судья Судакова Ю.В.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 09.02.2017, ФИО2, представитель по доверенности от 27.09.2017;

от заинтересованного лица: ФИО3, представитель по доверенности от 09.01.2017;

установил:

Заявитель, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю о признании недействительным постановления о назначении административного наказания от 29.06.2017 № 91-17/15.14-21 и его отмене.

Решением суда первой инстанции от 26.10.2017 заявителю отказано в удовлетворении требований.

Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Министерства состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и о соблюдении административным органом порядка привлечения Министерства к административной ответственности.

Министерство, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.

Представители Министерства в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали, пояснив, что выводы суда первой инстанции являются ошибочными, основанными на неправильной оценке фактических обстоятельств, в том числе понятия специального рабочего места для инвалидов.

Представитель Управления в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил оставить ее без удовлетворения.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 26.10.2017.

Согласно пункту 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.

Постановлением о назначении административного наказания №91-17/15.14-21 от 29.06.2017 Государственная служба занятости населения Забайкальского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, зарегистрировано в качестве юридического лица 23 сентября 2008г., свидетельство о государственной регистрации 75 №001972016, юридический адрес <...>) признана виновной в совершении правонарушения предусмотренным ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем ей назначено наказание в виде штрафа в размере 3 402 рубля.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 11.10.2017 Государственная служба занятости населения Забайкальского края ликвидирована как юридическое лицо 22.09.2017 (т.2 , л. 31).

Поскольку в соответствии с пунктами 9, 10, 17 постановления Правительства Забайкальского края от 06.10.2016 N 395 "О некоторых мерах по реализации постановления Губернатора Забайкальского края от 30 сентября 2016 года N 80" Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края является правопреемником полномочий Государственной службы занятости населения Забайкальского края, то суд первой инстанции правомерно, руководствуясь ст. 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, протокольным определением от 12.10.2017 (т.2, л. 107) определил произвести замену стороны, признав заявителем Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края.

Диспозиция ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Из указанного следует, что нецелевое использование бюджетных средств, выражается в направлении денежных обязательств не в соответствии с целями их предоставления.

В ходе проверки службы занятости Управлением установлено следующее.

Постановлением Правительства РФ от 20.12.2014 № 1432 утверждены Правила предоставления и распределения в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в рамках подпрограммы «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», согласно которым одним из условий предоставления субсидии является наличие правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего реализацию дополнительных мероприятий в соответствующем финансовом году.

В свою очередь, постановлением Правительства Забайкальского края от 03.04.2015 № 158 «О реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения на территории Забайкальского края в 2015 году» утверждены Положение о предоставлении юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий из бюджета Забайкальского края на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в 2015 году (далее Положение), и Положение о предоставлении некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий из бюджета Забайкальского края на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в 2015 году.

На основании указанного, Служба занятости населения Забайкальского края организовывала проведение конкурса, формировала конкурсные комиссии и утверждала их состав, разрабатывала и утверждала формы извещения о проведении конкурса, принимала заявки на участие в конкурсе, заключала договоры о предоставлении гранта и предоставляла конкурсную документацию для оформления результатов конкурса.

На основании конкурсной документации Служба занятости населения Забайкальского края заключала с победителем конкурса договор №01 от 22.07.2015 .

Протоколом об административном правонарушении от 16.05.2017 №91-17/15.14-21 (т.2 , л. 66), постановлением по делу об административном правонарушении №91-17/15.14-21 (т. 1, л. 21) установлено следующее.

На основании протокола заседания комиссии, организованной ГКУ «Центр занятости населения Каларского района», следует, что Службой занятости Забайкальского края заключен договор от 22 июля 2015 г. № 01 о предоставлении гранта в форме субсидии из бюджета Забайкальского края на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в 2015 с индивидуальным предпринимателем ФИО4.

Пунктом 1 договора установлено, что Грантодатель предоставляет Грантополучателю субсидию из бюджета Забайкальского края на безвозмездной и безвозвратной основе на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, а последний обязуется принять и распорядиться им в целях и на условиях предусмотренных договором.

Пунктом 2 договора установлено, что целью предоставления гранта является стимулирование работодателей к созданию на территории Забайкальского края в 2015 оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов.

Пунктом 3 договора установлено, что условиями гранта предоставления гранта являются создание (выделение работодателем оборудованного (оснащенного) рабочего места для инвалида обеспечение его техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов и заключенным настоящим договором по установленной форме.

Пунктом 5 договора установлено, что грант предоставляется для возмещения затрат на:

приобретение, монтаж и установку оборудования, необходимого для оснащения (дооснащения) существующих свободных или оснащения вновь созданных рабочих мест (в том числе специальных и надомных), на которые трудоустроены незанятые инвалиды по направлению центров занятости, в том числе в счет установленной квоты;

приобретение специальных аудиопрограмм, специального программного оборудования или другого вспомогательного оснащения рабочих мест для инвалидов;

технические приспособления, специальную мебель, а также средства для создания благоприятных климатических условий работы инвалидов.

Согласно договору предприниматель обязуется создать три рабочих места постоянного характера.

В соответствии с приложением № 1 к договору №01, предпринимателю разрешено приобрести за счет субсидии: стойка-рецепшн для гардеробных, стойки для одежды, кресло, системы видеонаблюдения, мягкая мебель, комплекты спецодежды, рации, системы периметра GSM для оснащения рабочих мест инвалидов по профессии гардеробщик, охранник.

Заявкой на кассовый расход от 29 июля 2015 г. № 452, средства субсидии в размере 207 166,50руб. перечислены на расчетный счет предпринимателя.

Согласно представленным индивидуальным предпринимателем ФИО4 документам, подтверждающим расходование субсидии, были приобретены, в том числе, мягкая мебель «Фантазия» (диван и два кресла) стоимостью 32 650 руб. (копия чека от 25 сентября 2015 г. магазин «Василек»), а также 2 комплекта спецодежды, в которые входит рубашка охранника, кепка охранника, костюм зимний, костюм летний, борцы зимние и летние, шапка мутоновая, общей стоимостью 35 400 руб. (товарный чек ИП ФИО5 от 25 августа 2015 г. №386).

Между тем, Положением о предоставлении юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий из бюджета Забайкальского края на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в 2015 году утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 03.04.2015 N 158 "О реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения на территории Забайкальского края в 2015 году" установлено следующее:

Пунктом 6 Положения установлено, что целью предоставления грантов является стимулирование работодателей к созданию на территории Забайкальского края в 2015 году оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов.

Пунктом 7 Положения установлено, что условиями предоставления гранта являются:

1) создание (выделение) работодателем оборудованного (оснащенного) рабочего места для инвалида, обеспечение его техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида;

2) заключение договора о предоставлении гранта между Службой занятости и грантополучателем по форме, утвержденной Службой занятости.

В соответствии с пунктом 10 Положения гранты предоставляются для возмещения затрат на:

- приобретение, монтаж и установку оборудования, необходимого для оснащения (дооснащения) существующих свободных или оснащения вновь созданных рабочих мест (в том числе специальных и надомных), на которые трудоустроены незанятые инвалиды по направлению центров занятости, в том числе в счет установленной квоты;

- приобретение специальных аудиопрограмм, специального программного обеспечения и другого специального оборудования или другого вспомогательного оснащения рабочих мест для инвалидов;

- технические приспособления, специальную мебель, а также средства для создания благоприятных климатических условий работы инвалидов.

Из указанного следует, что целью предоставления гранта, является стимулирование работодателей к созданию оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, что должно выражаться в создании (выделении) работодателем оборудованного (оснащенного) рабочего места для инвалида, обеспечение его техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида.

Для достижения указанной цели, работодатели вправе приобретать, осуществлять монтаж и установку оборудования, необходимого для оснащения (дооснащения) существующих свободных или оснащения вновь созданных рабочих мест (в том числе специальных и надомных), на которые трудоустроены незанятые инвалиды по направлению центров занятости, в том числе в счет установленной квоты;

Таким образом, гранд по указанной программе предоставляется исключительно для возмещения затрат связанных с достижением указанных целей путем возмещения затрат предпринимателя связанных с указанными расходами.

Следовательно, в данном случае речь идет не просто о создании (выделении) работодателем рабочего места для инвалида, а о создании (выделение) работодателем специальных рабочих мест, т.е. оборудованных (оснащенных) рабочего места для инвалида, обеспеченных техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида.

Согласно статье 22 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Таким образом, названным Положением установлено, что средства гранда подлежат предоставлению в том числе, исключительно на создание (выделение) работодателем рабочих мест оборудованных (оснащенных) для инвалида, обеспеченных техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида, т.е. рабочих мест, требующих дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Между тем, государственной службой занятости населения Забайкальского края заключенным договором на предоставление гранта и приложением №1 получателю гранта предоставлено право на приобретение не специальных технических средств и приспособлений, для оборудования (создания) рабочих мест для инвалидов, а просто право на приобретение оборудования для осуществления предпринимательской деятельности.

Как следует из материалов дела, предприниматель, руководствуясь указанным договором и приложением к нему, приобрел мебель, одежду и оборудование, не относящееся какому-либо специальному оборудованию, приспособлениям, требующимся для адаптации рабочего места для конкретного инвалида.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что Служба предоставила предпринимателю денежные средства в виде гранта на цели, не предусмотренные их выделением из бюджета субъекта.

Доводы апелляционной жалобы о том, что благодаря приобретенному имуществу предпринимателем было создано три рабочих места, на которые были трудоустроены инвалиды, не могут быть приняты во внимание, поскольку, как было указано выше, целью предоставления граната было создание не просто мест для инвалидов, а создание (выделение) работодателем оборудованного (оснащенного) рабочего места для инвалида, обеспечение его техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида.

Таким образом, поскольку государственная служба занятости Забайкальского края представила предпринимателю указанный грант на иных условиях, чем это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 20.12.2014 N 1432 "Об утверждении Правил предоставления и распределения в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в рамках подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", Постановлением Правительства Забайкальского края от 03.04.2015 N 158 (ред. от 25.08.2015) "О реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения на территории Забайкальского края в 2015 году", административный орган и суд первой инстанции обоснованно пришли к выводу о нарушении Службой принципа адресности и целевого характера бюджетных средств установленного ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности выводов административного органа о наличии в действиях Службы занятости Забайкальского края события правонарушения предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2).

Как следует из материалов дела, Государственная служба занятости Забайкальского края в силу своего правого статуса не приняла всех зависящих от нее мер по соблюдению нарушенных им правил и норм, в то время как, согласно материалам дела у него имелась такая возможность.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Службы состава правонарушения предусмотренного ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений порядка привлечения службы к административной ответственности судом не установлено.

Размер санкции определен Службе с учетом требований ч. 1 и 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере 5 % использованных не по целевому назначению.

Служба привлечена к административной ответственности в пределах двухгодичного срока установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исчисленного с даты расходования денежных средств предпринимателем.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.

На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.

Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от «26» октября 2017 года по делу №А78-10097/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий судья Е.В. Желтоухов

Судьи Д.В. Басаев

В.А. Сидоренко