ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А78-11420/2021 от 22.09.2022 АС Восточно-Сибирского округа

83/2022-21035(2)



Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru  тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск  23 сентября 2022 года Дело № А78-11420/2021 

Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2022 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 23 сентября 2022 года. 

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием систем  видеоконференц-связи помощником судьи Ивановой И.Г., 

с участием судьи Четвертого арбитражного апелляционного суда,  осуществляющего организацию видеоконференц-связи, ФИО1, 

 при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем  судебного заседания Жевтневым Р.А., 

при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи  в Четвертом арбитражном апелляционном суде представителей: Управления Федеральной  антимонопольной службы по Забайкальскому краю ФИО2 (доверенность 

от 10.01.2022, служебное удостоверение, диплом), индивидуального предпринимателя  ФИО3 ФИО4 (доверенность от 10.01.2022, паспорт). 

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  индивидуального предпринимателя ФИО3 на решение  Арбитражного суда Забайкальского края от 28 марта 2022 года по делу   № А78-11420/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда  от 13 июля 2022 года по тому же делу, 

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО3  (ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – предприниматель ФИО3)  обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании незаконным  решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю 


[A1] (далее – Забайкальское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) от  31.08.2021 № 075/07/03-443/2021 в оспариваемой по заявлению части и об обязании  Забайкальского УФАС России пересмотреть жалобу предпринимателя Салтанова Н.М. от  19.08.2021 № 353 на действия открытого акционерного общества «Российские железные  дороги» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего  предпринимательства в электронной форме № 3873/ОАЭ-ЦДЗС/21 на право заключения  договора поставки материалов строительно-отделочных (извещение в ЕИС   № 32110515198), 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество  «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее –  ОАО «РЖД»), общество с ограниченной ответственностью «Сталь-сервис» (ОГРН  <***>, ИНН <***>, далее – ООО «Сталь-сервис»). 

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 28 марта 2022 года,  оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного  суда от 13 июля 2022 года, в удовлетворении требований отказано. 

Предприниматель ФИО3 обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу  судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 18.1 Федерального  закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции (далее – Закон о защите  конкуренции), статьи 3, частей 19.1, 19.2, 19.3 статьи 3.4 Федерального закона от  18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических  лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от  25.12.2015 № 1442 «О закупках инновационной продукции, высокотехнологичной  продукции отдельными видами юридических лиц и внесении изменений в отдельные акты  Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 1442), нарушения  норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим  обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении  заявленных требований. 

По мнению заявителя кассационной жалобы, предприниматель ФИО3  являлся участником закупки и вправе был обжаловать положения закупочной  документации в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции; суды  применили не подлежащее применению письмо ФАС России от 25.06.2019   № МЕ/53183/19, ФАС России не наделена полномочиями по разъяснению норм Закона   № 223-ФЗ; жалоба предпринимателя была фактически принята антимонопольным  органом и рассмотрена по существу, основания для ее возвращения отсутствовали; 


[A2] поскольку в данном случае оспаривалось решение Управления, суды не вправе были  выходить за пределы заявленных требований; при наличии в жалобе предпринимателя  довода об ограничении конкуренции антимонопольный орган обязан был разрешить  вопрос о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в порядке  главы 9 Закона о защите конкуренции; Законом № 223-ФЗ и Положением о закупке ОАО  «РЖД» не предусмотрено включение в документацию требования о предоставлении  участником закупки сведений о производителе товара и его ИНН, а также о доле  предлагаемых поставке инновационных и высокотехнологичных товаров российского  происхождения; при заполнении заявки участник может не обладать информацией о  производителях товаров. 

В отзыве на кассационную жалобу Забайкальское УФАС России считает ее доводы  несостоятельными, судебные акты – законными и обоснованными. 

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по  правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной  квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам,  участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационной системе  «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru). 

Представители предпринимателя ФИО3 и Забайкальского УФАС России  в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве  на нее. 

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права  установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела  доказательствам, правильность применения судами норм материального и  процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в  кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского  округа приходит к следующим выводам. 

Как установлено судами и следует из материалов дела, ОАО «РЖД» размещена  закупка в ЕИС 30.07.2021 среди субъектов малого и среднего предпринимательства на  право заключения договора поставки материалов строительно-отделочных, дата и время  окончания подачи заявок 09.08.2021 в 04:00 (мск). Дата подведения итогов – 18.08.2021. 


[A3] Из аукционной документации пункта 3.7.2 следует, что первые части аукционных  заявок рассматриваются на соответствие требованиям к поставляемому товару,  выполняемым работам, оказываемым услугам, которые являются предметом аукциона,  изложенным в приложении № 1.1 документации, на основании представленного в составе  заявки технического предложения. 

В приложении № 1.3 к аукционной документации приведены формы документов,  предоставляемых в составе заявки участника. В форме «Сведения об участнике аукциона»  должны быть указаны «Сведения о предоставлении товаров собственного производства,  товаров российского происхождения, а также инновационных и высокотехнологичных  товаров» с указанием долей из общего объема закупки. 

В Форме технического предложения участника, часть II раздел 5 «Характеристики  предлагаемых товаров» необходимо указать: наименование товара; Марку (при наличии),  модель (при наличии); характеристики товаров, в соответствии с требованиями  технического задания документации и указать их конкретные значения; наименование  производителя, ИНН производителя; гарантийный срок товара, но не менее гарантийного  срока, установленного изготовителем товара, исчисляемого с даты поставки товара. 

С заявкой на участие в аукционе обратился, в том числе предприниматель  ФИО3, заявка которого была отклонена заказчиком по причине несоответствия  заявки требованию пункта 3.7.3 документации о заявке, а именно, указание в первой части  заявки наименования участника закупки, что подтверждается результатами рассмотрения  первых частей заявок, отраженными в протоколе от 12.08.2021 № 3873/0АЭЦДЗС/21/1. 

Антимонопольный орган установил, что согласно условиям документации  сведения о предоставлении товаров собственного производства, товаров российского  происхождения, а также инновационных и высокотехнологичных товаров не обязательны  для заполнения участником закупки, о чем указано в сноске «Информация может быть  представлена дополнительно); при отсутствии таких сведений считается равной нулю и не  влияет на определение победителя аукциона. Названные требования установлены для  формирования установленной законодательством отчетности заказчика. 

Требование об указании участником производителя товара, его ИНН, гарантийного  срока товара обусловлено потребностью заказчика знать предлагаемый к поставке товар,  иметь возможность оценить достоверность сведений и соответствия характеристик товара. 

Решением Забайкальского УФАС России от 31.08.2021 № 075/07/03-443/2021  жалоба предпринимателя ФИО3 признана необоснованной. 


[A4] Салтанов Н.М. обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с указанным  заявлением. 

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных  требований, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не  противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и  законные интересы заявителя. 

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные  акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу – удовлетворению в силу  следующего. 

В соответствии со статьей 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг  заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским  кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской  Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом  положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила  закупки (далее - положение о закупке) (часть 1). Положение о закупке является  документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен  содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования  начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным  поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы  цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком  поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула  цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения  максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок  способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона,  порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также  иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2). 

Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о  конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается  предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к  условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок  на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о  закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам,  работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и  сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в 


[A5] равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам,  услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ). 

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о  конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к качеству,  техническим характеристикам товара, работы, услуги, а также иные требования,  связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы,  оказываемой услуги потребностям заказчика требования к участникам такой закупки. 

Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает  документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной  форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об  осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью  10 статьи 4 настоящего Федерального закона (часть 9 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ). 

Первоочередной целью Закона № 223-ФЗ является создание условий для  своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах,  услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1  Закона о закупках), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении  условий закупок (определение Верховного Суда Российской Федерации от 02 октября  2017 года № 309-КГ17-7502). 

Согласно правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации,  изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг  отдельными видами юридических лиц», утвержденного 16.05.2018, уменьшение числа  участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является  нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику  дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не  направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное  ограничение конкуренции. 

Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в  зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости  дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и  утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках,  направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица,  исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям  эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности  заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и  надежности. 


[A6] При оценке документации о закупке на предмет ее соответствия положениям  Закона о закупках необходимо оценивать параметры и качественные характеристики  проводимой закупки, выяснять действительную потребность в установлении заказчиком  дополнительных требований, учитывая заинтересованность такого лица в рациональном  расходовании средств и достижении максимального результата. 

Включение заказчиком в Документацию о закупке дополнительных требований,  предъявляемых к участникам закупки, безусловно сужает круг потенциальных участников  проводимых закупок. Вместе с тем такие действия могут быть признаны нарушением  антимонопольного законодательства, Закона о закупках лишь в случае, когда они привели  к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров  хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных  процедурах закупки. (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 31 июля  2017 года № 305-КГ17-2243). 

Принимая во внимание приведенные нормы Закона № 223-ФЗ, правовые позиции  Верховного Суда Российской Федерации, исследовав и оценив в порядке,  предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД»,  утвержденное Советом директоров ОАО «РЖД» 28.06.2018 (далее – Положение о  закупке), аукционную документацию открытого аукциона в электронной форме в части  требования об указании марки товара, наименования и ИНН производителя; гарантийного  срока, суды установили, что данное требование соответствует пункту 216 Положения о  закупке и обусловлено потребностью заказчика иметь сведения о предлагаемом к  поставке товаре и его производителе с целью установления достоверности сведений и  соответствия характеристик товара потребностям заказчика. 

Относительно положений аукционной документации в части требования об  указании сведений о предоставлении товаров собственного производства, товаров  российского происхождения, а также инновационных и высокотехнологичных товаров с  указанием долей из общего объема закупки, суды установили, что требование о  заполнении участниками аукциона указанных сведений обусловлено условиями пункта 1  части 8.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, Постановления № 1442, в том числе для  формирования отчетности ОАО «РЖД» как заказчика, включенного в Перечень,  утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016   № 475-р. 

Изложенной в документации информации достаточно для того, чтобы  сформировать заявку на участие в аукционе таким образом, чтобы представить все  необходимые, надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие 


[A7] соответствие претендента установленным документацией требованиям, что удалось  прочим участникам аукциона. 

Кроме того, из имеющейся в материалах дела заявки предпринимателя следует, что  сведения о предоставлении товаров собственного производства, товаров российского  происхождения, а также инновационных и высокотехнологичных товаров не обязательны  для заполнения участником закупки, поскольку в сноске указано «Информация может  быть представлена дополнительно. При отсутствии таких сведений доля таких товаров  считается равной нулю». 

Оспариваемые предпринимателем положения аукционной документации  адресованы в равной степени всем участникам закупки, предоставление всеми  участниками закупки (в том числе заявителем жалобы) сведений о производителе,  подтверждает объективную возможность предоставления указанных сведений,  свидетельствующих в свою очередь о возможности реального выполнения  потенциальным контрагентом условий договора. 

При таких обстоятельствах, суды обоснованно посчитали, что установленные в  закупочной документации оспариваемые предпринимателем требования не нарушают  положения Закона № 223-ФЗ, и признали законным обжалуемое по делу решение  антимонопольного органа. 

Кроме того, суды, правильно применяя положения части 11 статьи 3 Закона

 № 223-ФЗ, пункта 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг  отдельными видами юридических лиц», утвержденного 16.05.2018, принимая во внимание  письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19, признали обоснованными доводы  антимонопольного органа о том, что подача жалобы на положения аукционной  документации возможна только до истечения срока подачи заявок на участие в торгах. 

Доводы заявителя жалобы, оспаривающие данный вывод судов, не могут быть  приняты во внимание, как несостоятельные в правовом отношении. 

Подлежит отклонению и довод заявителя жалобы о том, что антимонопольный  орган обязан был в данном случае разрешить вопрос о возбуждении дела о нарушении  антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, по  следующим основаниям.  

Согласно пункту 17 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с  применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ,  услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного  Суда Российской Федерации 16.05.2018 года, в рамках административной процедуры по  рассмотрению жалоб участников закупки, установленной статьей 18.1 Закона о защите 


[A8] конкуренции, антимонопольный орган вправе принимать решения только по тем  нарушениям, перечень которых предусмотрен частью 10 статьи 3 Закона о закупках. 

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках обжалование  действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган осуществляется, в том числе  по основанию проведения закупки с нарушением требований Закона о закупках. 

Таким образом, при рассмотрении жалоб антимонопольный орган вправе выносить  решения и предписания, необходимые для восстановления прав участников закупки, в  частности, если права участников нарушены несоблюдением заказчиком требований к  информационной открытости закупки, установлением неизмеряемых требований к  участникам закупки, необоснованным ограничением конкуренции и несоблюдением  принципа равенства по отношению к участникам закупки (пункты 1, 2 и 4 части 1 статьи 3  Закона о закупках). 

При этом согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы  антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими  предмет обжалования. Как видно из материалов дела, антимонопольный орган поверил  все доводы жалобы предпринимателя и обоснованно не усмотрел нарушений закона при  проведении спорной закупки. 

Вопреки доводам кассационной жалобы, из жалобы предпринимателя ФИО3 в антимонопольный орган не следует наличие в ней доводов о действиях заказчика,  имеющих признаки нарушения Закона о защите конкуренции ввиду ограничения  конкуренции, в связи с чем у Управления отсутствовали правовые основания для  возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9  Закона о защите конкуренции. 

Таким образом, поскольку антимонопольный орган доказал соответствие закону  оспариваемого решения, а заявитель не представил доказательства нарушения эти  решением его прав и законных интересов, суды, исследовав и оценив в порядке статей 71,  170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные  доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями части 3  статьи 201 названного Кодекса правомерно отказали в удовлетворении заявленных  требований. 

Неправильного применения норм материального права или нарушения норм  процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые  имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено. 

Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и  непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с  частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 


[A9] Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его  компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов  и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных  судами фактических обстоятельств. 

При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит  предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение  Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвертого арбитражного  апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения. 

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 марта 2022 года по делу   № А78-11420/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда  от 13 июля 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без  удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не  превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей  291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий М.М. Шелёмина 

Судьи В.Д. Загвоздин 

 А.Н. Левошко