Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru
тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Иркутск
28 декабря 2021 года
Дело № А78-1611/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании представителей: Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю ФИО1 (доверенность от 13.09.2021, диплом), Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» ФИО2 (доверенность от 23.12.2020, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 05 августа 2021 года по делу № А78-1611/2021, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2021 года по тому же делу,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Москва; далее – ФГУП «РТРС», Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю (далее – Управление Роскомнадзора по Забайкальскому краю, Управление) по прекращению действия свидетельства о регистрации радиоэлектронного средства № 75 19 004373 от 26.04.2019 на передатчик цифрового телевизионного вещания стандарта DVB-T2, установленный по адресу: Забайкальский край, Агинский район,
с. Южный Аргалей; о признании незаконными и отмене представления от 11.02.2021
№ ПР-75/1/859 и постановления об административном правонарушении от 11.02.2021
№ ПО-75/1/24.
Определением суда от 25 февраля 2021 года требование о признании незаконными и отмене представления от 11.02.2021 № ПР-75/1/859 и постановления об административном правонарушении от 11.02.2021 № ПО-75/1/24 выделено в отдельное производство с присвоением номера дела А78-1737/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный радиочастотный центр» (далее – ФГУП «ГРЧЦ») и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 05 августа 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2021 года, заявленные требования удовлетворены; оспариваемые действия признаны незаконными, на Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предприятия.
Управление Роскомнадзора по Забайкальскому краю обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами пункта 11 статьи 24 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи), пункта 40 Порядка проведения экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами, рассмотрения материалов и принятия решений о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот, утвержденного решением Государственной комиссии по радиочастотам при Минкомсвязи России от 07.11.2016 № 16-39-01 (далее – Порядок № 16-39-01), пунктов 32, 34, 46-49, 93 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по присвоению (назначению) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения, утвержденного приказом Роскомнадзора от 04.03.2019 № 42 (далее – Административный регламент № 42), пункта 16 Порядка регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2004
№ 539 (далее – Порядок регистрации № 539), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что в заявке от 21.10.2020 № 06/18648, поданной в электронном виде в формате xml, Предприятие просило осуществить как присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов, так и прекратить действие разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов № 110-рчс-19-0442, что подтверждается сведениями о заявке из Единой информационной системы Роскомнадзора; поскольку на основании заявления ФГУП «РТРС» Роскомнадзором было прекращено действие разрешения от 28.05.2020 в отношении зарегистрированного РЭС, в соответствии с пунктом 16 Правил регистрации № 539 действие регистрации этого РЭС также прекращено автоматически; на основании заявления Предприятия было получено новое разрешение, а не внесены изменения в старое разрешение; судами не принят во внимание пункт 11 статьи 24 Закона о связи, в соответствии с которым разрешение на использование радиочастотного спектра прекращается во внесудебном порядке или срок действия такого разрешения не продлевается по заявлению пользователя; заявление на внесение изменений в разрешение подается только в одном случае – в связи с отказом от использования отдельных радиочастот или радиочастотных каналов; в Административных регламентах и Правилах не предусмотрена процедура прекращения действия записи в реестре зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств; прекращение записи осуществляется в силу закона; приказ № 500-рчс не обжаловался; в настоящее время имеется запись о регистрации по последнему выданному разрешению; наличие двух одновременно действующих разрешений на одну и ту же радиочастоту действующим законодательством не предусмотрено; судами фактически дана оценка только действиям Роскомнадзора, действия Управления не оценены.
В отзыве на кассационную жалобу ФГУП «РТРС» считает ее доводы несостоятельными, судебные акты – законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационной системе «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru).
Представители Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю и
ФГУП «РТРС» в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 16 декабря 2021 годадо 23 декабря 2021 года до 11 часов 50 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» (kad.arbitr.ru) информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
После перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе судей, представители сторон участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 26.04.2019 ФГУП «РТРС» выдано разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов № 110-рчс-19-0442 сроком действия до 25.04.2021 на тип радиоэлектронного средства (далее – РЭС) – передатчик цифрового телевизионного вещания стандарта DVB-T2, установленный по адресу: Забайкальский край, Агинский район, с. Южный Аргалей.
В этот же день запись о РЭС внесена в реестр зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств с датой окончания действия до 25.04.2021.
21.10.2020 ФГУП «РТРС» обратилось в Роскомнадзор с заявлением № 06/18648 на присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов и выдаче разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов с целью использования.
Приказом Роскомнадзора от 18.11.2020 № 500-рчс присвоены (назначены) радиочастоты или радиочастотные каналы для радиоэлектронных средств гражданского назначения (пункт 1), а также прекращено во внесудебном порядке разрешение на использование частот или радиочастотных каналов на основании заявлений лица
(пункт 2).
Предприятию выдано разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 18.11.2020 № 500-рчс-20-0254 сроком действия до 16.03.2022.
В ходе проведения 27.01.2021 ФГУП «ГРЧЦ» мероприятий по радиоконтролю установлено, что принадлежащий ФГУП «РТРС» РЭС передатчик цифрового телевизионного вещания стандарта DVB-T2 по адресу: Забайкальский край, Агинский район, с. Южный Аргалей, функционирует без регистрации в органах Роскомнадзора.
Результаты мероприятий по радиоконтролю отражены в протоколе от 28.01.2021
№ 75-0110-11222-13 измерений технических параметров излучения радиоэлектронных средств, акте мероприятий по радиоконтролю от 28.01.2021 № 75-0057-01.
29.01.2021 материалы мероприятий по радиоконтролю поступили в Управление Роскомнадзора по Забайкальскому краю.
Выявленные обстоятельства послужили основанием для привлечения
ФГУП «РТРС» к административной ответственности по части 2 статьи 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем 11.02.2021 Управлением Роскомнадзора по Забайкальскому краю вынесено постановление по делу об административном правонарушении № ПО-75/1/24.
Полагая, что действия Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю по прекращению действия реестровой записи о регистрации радиоэлектронного средства
№ 75 19 004373 от 26.04.2019 являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемые действия Управления не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу – удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 2 Закона о связи под использованием радиочастотного спектра следует понимать обладание разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других не запрещенных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации целей.
Использование в Российской Федерации радиочастотного спектра осуществляется в соответствии, в том числе с принципом разрешительного порядка доступа пользователей к радиочастотному спектру (пункт 4 статьи 22 Закона о связи).
Средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Использование без регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации в соответствии с настоящей статьей, не допускается. Радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, подлежащие регистрации, должны быть установлены по месту, указанному при регистрации радиоэлектронного средства или высокочастотного устройства, не позднее тридцати дней со дня их регистрации (пункт 5 статьи 22 Закона о связи).
Порядок регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, используемых на территории Российской Федерации и территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, установлен Правилами № 539.
Согласно пункту 3 Правил № 539 регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в целях учета источников электромагнитного излучения, влияющих на обеспечение надлежащего использования радиочастот (радиочастотных каналов), посредством внесения соответствующей записи в реестр зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
Регистрация осуществляется по заявлению владельца радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или пользователя радиоэлектронного средства (далее - заявитель), подаваемому на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», официального сайта территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, на территории деятельности которого планируется использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии технической возможности) (далее - электронная форма) или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающим факт направления заявления. Заявление о регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств подается в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, на территории деятельности которого планируется использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (пункты 7, 8 Правил № 539).
Радиоэлектронное средство и (или) высокочастотное устройство считается зарегистрированным при условии наличия записи о нем в реестре зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, срок действия которой не истек (пункт 11 Правил № 539).
Срок действия записи в реестре зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств устанавливается в соответствии со сроком действия разрешения на использование радиочастот (радиочастотных каналов), если такое разрешение требуется, и не должен превышать срок действия решения Государственной комиссии по радиочастотам о выделении полос радиочастот, являющихся основанием для регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (пункт 13 Правил № 539).
Пунктом 16 Правил № 539 предусмотрен перечень случаев, когда действие регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и действие записи в реестре зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств прекращаются, в том числе: б) прекращение действия разрешения на использование радиочастот (радиочастотных каналов) в отношении зарегистрированного радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства или прекращение действия решения Государственной комиссии по радиочастотам о выделении полос радиочастот, явившегося основанием для регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств.
В обоснование правомерности прекращения записи о регистрации в реестре зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств Управление указывало на то, что Предприятие просило прекратить действие разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов № 110-рчс-19-0442; поскольку на основании заявления ФГУП «РТРС» Роскомнадзором прекращено действие разрешения от 28.05.2020 в отношении зарегистрированного РЭС, в соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил регистрации № 539 действие регистрации этого РЭС также прекращено.
Между тем суды, правильно применяя положения статьи 24 Закона о связи, пункта 32 Административного регламента № 42, пунктов 44, 49 Порядка № 16-39-01, верно посчитали, что действие регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и действие записи в реестре зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств прекращается в том случае, когда прекращается действие разрешения на использование радиочастоты, то есть в случае, если у владельца прекращается право использования частоты как таковое, а ранее выданное разрешение на использование радиочастот прекращается только при переоформлении разрешения в связи с изменением наименования адреса фактического места размещения действующего РЭС.
В рассматриваемом случае судами установлено и Управлением не опровергнуто, что Предприятие не переоформляло разрешение в связи с изменением наименования адреса фактического места размещения действующего РЭС, заявление в связи с прекращением использования всех радиочастот или радиочастотных каналов не подавало; обратилось в Роскомнадзор с заявлением № 06/18648 на присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов и выдачу разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов с целью использования. Фактически в ранее выданное разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов
№ 110-рчс-19-0442 были внесены изменения в части включения сведений о международно-правовой защите, в связи с чем на основании абзаца 1 пункта 49 Порядка № 16-39-01 выдано разрешение.
Доказательства того, что Предприятие прекратило пользование радиочастотой, отсутствуют.
В соответствии с пунктом 15 Правил № 539 внесение изменений в запись в реестре зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется при изменении сведений, указанных в заявлении о регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств и прилагаемых к нему документах, или в связи с истечением срока действия записи в реестре зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
В данном случае, поскольку, как установили суды двух инстанций, фактически в ранее выданное разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов № 110-рчс-19-0442 были внесены изменения в части включения сведений о международно-правовой защите, суды мотивированно признали, что реестровая запись о регистрации радиоэлектронного средства № 75 19 004373 от 26.04.2019 на передатчик цифрового телевизионного вещания стандарта DVB-T2, установленный по адресу: Забайкальский край, Агинский район, с. Южный Аргалей, является действующей до окончания установленного в ней срока (до 25.04.2021), а указанное в ней РЭС считается зарегистрированным, в связи с чем отсутствовали основания для автоматического прекращения записи в реестре зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что в заявке от 21.10.2020
№ 06/18648, поданной в электронном виде в формате xml, Предприятие просило осуществить как присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов, так и прекратить действие разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов № 110-рчс-19-0442; поскольку заявление подано в электронном виде, его обработка, регистрация РЭС и прекращение разрешения осуществляются в автоматическом режиме, следовательно, сотрудники Управления в обработке заявлений не участвуют.
Между тем пунктами 24, 32 Административного регламента № 42 для выдачи разрешения и для прекращения разрешения предусмотрены отдельные заявления и установлены разные формы этих заявлений (приложения № 1 и № 10 к Административному регламенту), а также установлены разные сроки для принятия решения о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала и о прекращении действия разрешения по заявлениям заявителя (пункты 16, 22 данного Регламента).
В материалах дела имеется заявление от 21.10.2020 № 06/18648, в котором указано только на присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов и выдачу разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов с целью использования. Заявление, как на бумажном носителе, так и в электронном формате о прекращении действия разрешения отсутствует.
При этом ссылка Управления на обработку заявления в электронном виде не может быть принята во внимание, поскольку в соответствии с Административным регламентом № 42, Порядком № 16-39-01 рассмотрение заявлений о присвоении (назначении) частоты или радиочастотного канала и подготовку разрешения или отказ в выдаче разрешения принимает Роскомнадзор. Названным регламентом предусмотрена регистрация в автоматическом режиме запроса о предоставлении услуги, поступившего в электронной форме, но не рассмотрение заявления и принятие решения.
Кроме того, ссылки заявителя кассационной жалобы на электронную форму заявления Предприятия не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции такое доказательство не предоставлялось. В суде апелляционной инстанции ходатайство о приобщении дополнительного доказательства с обоснованием невозможности представления в суд первой инстанции в порядке статьи 268 Кодекса не заявлялось.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 05 августа 2021 года по делу № А78-1611/2021, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда
от 20 октября 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.М. Шелёмина
Судьи
В.Д. Загвоздин
А.Н. Левошко