Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru
тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Иркутск
04 июля 2022 года
Дело № А78-9430/2021
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 07 февраля 2022 года по делу № А78-9430/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2022 года по тому же делу,
установил:
акционерное общество «Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –
АПК РФ) к Забайкальскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – Управление) о признании недействительным предписания № АВЗТ-218 от 29.06.2021 в части пунктов 5, 7, 9, 12 (далее – предписание).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов Забайкальского края (далее – Министерство, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 07 февраля 2022 года, оставленным без изменения Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 22 апреля 2022 года, требования удовлетворены частично.
Оспариваемое предписание в части пунктов 5, 7 признано недействительным. В остальной части заявленных требований отказано.
Управление в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права (Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ), Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (утверждены приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811, далее – Требования № 811), Методику разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (утверждена приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581, далее – Методика № 581)), просит решение и постановление в части удовлетворенных требований отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, в отмененной части принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, оспариваемое предписание в части пунктов 5, 7 законно, прав и интересов общества не нарушает, поскольку последним мероприятия по сокращению загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее – НМУ) на спорных объектах канализационных очистных сооружений в соответствии с Требованиями № 811 не разработаны. Управление письмом от 15.06.2022 ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 АПК РФ (почтовые уведомления о вручении первичных извещений о судебных заседаниях, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке (в сети «Интернет» на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru)), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и, суд округа приходит к следующим выводам.
По результатам плановой выездной проверки общества с целью предупреждения, выявления, пресечения нарушений требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования Управлением 29.06.2021 составлен акт проверки от № АВЗТ-218 и выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований в срок до 29.09.2021.
Согласно акту и предписанию в отношении объектов: канализационные очистные сооружения в г. Чите, п. Восточный и п. Кадала (категории объектов I и II; коды объектов: 76-0175-001001-П, 76-0175-000074-П, 76-0175-000076-П; чрезвычайно высокой риск и высокой категории рисков) установлены нарушения: пункта 10 подраздела 2.3 раздела 2 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 20.11.2017 № 75-20.03.01.001-Р-РСБХ-С-2017-00647/00, Декларации о воздействии на окружающую среду в отношении канализационных очистных сооружений п. Восточный от 04.102019, части 1 статьи 34, части 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), части 4 статьи 35, части 6 статьи 56, части 1 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ).
Полагая предписание незаконным в части пунктов 5, 7, 9, 12, нарушающим его права и интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования в части пунктов 5, 7 предписания, суды исходили из недоказанности Управлением наличия фактов, необходимых для корректировки разработанных обществом мероприятий по уменьшению выбросов при НМУ.
Суд округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривает.
Согласно статье 4 Закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со статьей 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов, как платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу подпункта 3 пункта 3 Порядка предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к содержанию такой информации, порядок её опубликования и предоставления заинтересованным лицам (утвержден приказом Минприроды Российской Федерации от 17.11.2011 № 899, далее – Порядок № 899) заинтересованными лицами признаются лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Мероприятия при НМУ согласно подпунктам 2, 19 Требований № 811 разрабатываются юридическими лицами, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ (далее – уполномоченные органы).
Согласно пункту 20 Требований № 811 (вступили в действие 27.06.2020) разработанные хозяйствующими субъектами и согласованные уполномоченными органами мероприятия при НМУ могут корректироваться и после корректировки вновь согласовываются с уполномоченными органами.
В соответствии с пунктом 21 Требований № 811 корректировка мероприятий при НМУ осуществляется хозяйствующим субъектом в случае изменения технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, изменились более чем на 25%.
Руководствуясь положениями данных норм права, арбитражные суды, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, установили следующее.
Согласно содержанию пунктов 5, 7 предписания обществу вменяется отсутствие разработанных в соответствие с Требованиями № 811 мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ на объектах канализационных очистных сооружений в п. Кадала и п. Восточный.
С 2019 года обществом осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основании деклараций о воздействии на окружающую среду объектами, наносящими вред окружающей среде.
Мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в НМУ на спорных объектах разработаны в соответствие с ранее утвержденным и действующим Порядком № 899 и согласованы с уполномоченным органом 14.06.2019 и 25.05.2020.
Указанные факты подтверждены сторонами и отражены в акте проверки.
Судами также установлено: в период 2019-2021 годов какие-либо изменения технологических процессов с увеличением объемов и изменением состава выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду у общества не произошло, перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух остался неизменным.
Порядок № 899, в соответствие с которым обществом разработаны мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в НМУ на спорных объектах, является действующим.
Доказательства наличия условий для корректировки мероприятий в деле отсутствуют.
Акт проверки № АВЗТ-218 не содержит анализа технологического процесса, объемов и состава выбросов по годам, для того, чтобы проследить тенденцию изменения, если таковая имеется.
С учетом данных фактов, судами правомерно отклонен довод Управления о необходимости повторно разработать и согласовать ранее разработанные мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ на основании Порядка № 899, в соответствии с вступившими в силу с 27.06.2020 Требованиями № 811.
Установив данные обстоятельства, которые заявителем кассационной жалобы по существу не оспорены и не опровергнуты, суды пришли к правильным выводам: о недоказанности Управлением наличия условий для корректировки разработанных обществом мероприятий по уменьшению выбросов при НМУ; о незаконности оспариваемого предписания в части пунктов 5, 7, нарушении ими прав и законных интересов общества и, как следствие, о наличии оснований для удовлетворения требований в указанной части.
Данные выводы сделаны при правильном применении приведенных выше норм права к установленным по данному делу фактам, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых и распределении бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, требования главы 7, статьи 200 АПК РФ судами не нарушены.
Доводы кассационной жалобы, несмотря на ссылку на нарушение норм материального права, являются позицией Управления по делу, приводились им в судах двух инстанций, судами рассмотрены и отклонены со ссылкой на установленные обстоятельства и нормы права с изложением мотивов их непринятия.
Указанные выводы по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 07 февраля 2022 года по делу № А78-9430/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 22 апреля 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
А.И. Рудых
А.Н. Левошко
М.М. Шелёмина