г. Владимир
02 марта 2020 года Дело № А79-13152/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 25.02.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.03.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.12.2019
по делу № А79-13152/2018,
принятое по заявлению администрации города Чебоксары Чувашской Республики о признании недействительным представления Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии от 02.10.2018 № 431/02,
без участия лиц,
и установил:
администрация города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным представления Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии (далее – Управление) от 02.10.2018 № 431/02 о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.12.2019 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Администрация настаивает на неисполнимости представления, поскольку оно не содержит информации о нарушении и действиях, которые необходимо совершить.
По мнению заявителя жалобы, вынесенное 22.02.2019 определение об исправлении описки в представление не соответствует требованиям статьи 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку существенным образом изменяет содержание представления и не может считаться опиской либо опечаткой.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление выражает несогласие с доводами, изложенными в ней, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Установлено по делу, что на основании исполнительного листа серии ФС № 014436015 от 14.08.2017, выданного Ленинским районным судом г. Чебоксары по делу № 2-1625/2017, судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике ФИО1 постановлением от 01.09.2017 возбудил исполнительное производство № 69653/17/21002-ИП об обязании Администрации предоставить ФИО2 благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта (г. Чебоксары Чувашской Республики) жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Администрации предоставлен пятидневный срок со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства для добровольного исполнения требования исполнительного документа.
В связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 02.08.2018 о взыскании с Администрации исполнительского сбора.
28.09.2018 заместитель начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - заместитель старшего судебного пристава ФИО3 вынесла постановление о привлечении Администрации к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
02.10.2018заместитель начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - заместитель старшего судебного пристава ФИО3 вынесла представление № 431/02 о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
22.02.2019 заместитель начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - заместитель старшего судебного пристава ФИО3 вынесла определение об исправлении описки.
Согласно тексту оспариваемого представления (с учетом определения об исправлении описки от 22.02.2019) установлено нарушение, выразившееся в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера. Одной из причин совершения данного административного правонарушения послужило отсутствие надлежащего контроля со стороны руководства организации за указанным направлением деятельности, разъяснительной и профилактической работы с ответственными за исполнение должностными лицами.
Согласно резолютивной части представления Администрация обязана рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих. Принять меры к исполнению решения суда.
Не согласившись с указанным представлением от 02.10.2018 № 431/02, Администрация обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с настоящим заявлением.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности Управлением наличия оснований для выдачи представления.
Согласно пункту 20.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.
Отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.
Поскольку в данном случае заявитель оспаривал законность представления отдельно от постановления о привлечении к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно рассмотрел его требования по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта нормам действующего законодательства и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях.
В развитие названной нормы частью 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица, получившие такое представление, обязаны рассмотреть его в течение месяца со дня получения и сообщить о принятых мерах в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из анализа статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что основанием для вынесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является рассмотрение этим органом дела об административном правонарушении, доказанность факта совершения правонарушения и установление указанных причин и условий, то есть факторов, порождающих правонарушение либо облегчающих его совершение.
В данном случае оспариваемое представление вынесено по результатам рассмотрения дела о привлечении Администрации к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законность и обоснованность постановления Управления от 28.09.2018 в отношении Администрации подтверждена вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 27.11.2018 по делу № 2-1625/2017.
Оспариваемым представлением на Администрацию возложена обязанность принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Ссылки Администрации на то, что представление не содержит указания на конкретные действия по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которые она должна выполнить, также признаются несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не нарушает прав и законных интересов Администрации, а предоставляет ему право выбора способа исполнения представления.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, в случае наличия у Администрации сомнений в части порядка исполнения оспариваемого представления, она могла воспользоваться правом обратиться к административному органу за разъяснением.
Частью 1 статьи 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1-25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.
В силу части 2 статьи 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исправление описок, опечаток и арифметических ошибок в постановлении, решении, принятых по результатам рассмотрения жалоб, протестов на постановление, решение по делу об административном правонарушении, производится в порядке, установленном настоящей статьей.
Из анализа внесенных в оспариваемое представление исправлений определением от 22.02.2019 следует, что содержание представления существенно не изменилось, суд полагает, что определение об исправлении описки соответствует положениям статьи 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не изменяет содержания представления.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, правильно исследовав юридически значимые обстоятельства дела, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое представление вынесено уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству, является исполнимым и не нарушает права и законные интересы Администрации в сфере экономической деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требования.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии законно и обоснованно отказал заявителю в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Одновременно судом не допущено предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае.
Апелляционная жалоба Администрации признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего административного законодательства.
Изложенные в апелляционной жалобе аргументы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений, действий судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.12.2019 по делу № А79-13152/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А. Захарова
Судьи М.Б. Белышкова
А.М. Гущина