Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«25» декабря 2018 года Дело № А79-4331/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 18.12.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.12.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу прокуратуры Калининского района города Чебоксары на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 10.08.2018 по делу № А79-4331/2018,
принятое судьей Красновым А.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Алста» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным представления прокуратуры Калининского района города Чебоксары от 27.03.2018 № 03-03-2018,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – прокуратуры Чувашской Республики, Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики, ФИО1, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии.
В судебном заседании принял участие представитель прокуратуры Калининского района города Чебоксары - ФИО2 по доверенности от 04.11.2018 № 1.
Иные лица, участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя прокуратуры Калининского района города Чебоксары, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Прокуратурой Калининского района города Чебоксары (далее – прокуратура) на основании поступивших обращений ФИО1 (далее – ФИО1) проведена проверка исполнения жилищного законодательства обществом с ограниченной ответственностью «Алста» (далее - ООО «Алста», управляющая компания) при начислении платы за жилищные услуги и по иным вопросам.
В ходе проверочного мероприятия установлено, что ООО «Алста» осуществляет управление многоквартирным жилым домом № 20 по Эгерскому бульвару г. Чебоксары на основании решения, принятого общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, и заключенного договора управления многоквартирным жилым домом.
ООО «Алста» с октября 2017 года изменило порядок начисления платы за коммунальные услуги по квартире № 67 многоквартирного жилого дома № 20 по Эгерскому бульвару г. Чебоксары.
В сентябре 2017 года начисление платы за коммунальные услуги по вышеназванной квартире составляло 0 рублей, исходя из количества постоянно и временно проживающих потребителей коммунальных услуг (0 человек).
В октябре 2017 года начисление платы за коммунальные услуги произведено, исходя из 4 собственников жилого помещения в соответствии с пунктом 56.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), в результате чего плата составила 2643 рубля 26 копеек. Аналогичным образом произведено начисление платы в ноябре 2017 года.
Прокуратура сочла, что указанные действия осуществлены управляющей компанией с нарушением пунктов 56, 56.1, 56.2 Правил № 354, предусматривающих возможность начисления платы за коммунальные услуги, исходя из количества собственников жилого помещения после установления факта отсутствия временно и постоянно проживающих граждан в жилом помещении. ООО «Алста» в сентябре - ноябре 2017 года соответствующие акты проверки фактически проживающих граждан в жилом помещении в установленном законом порядке не составлялись.
По результатам проведенной поверки прокуратурой вынесено представление от 27.03.2018 № 03-03-2018, согласно которому руководителю ООО «Алста» необходимо безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений законодательства, причин и условий им способствовавших, недопущению их впредь; рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности; о результатах принятых мер сообщить в прокуратуру района в установленный законом месячный срок в письменной форме с приложением копии приказа о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности и копий документов, подтверждающих устранение указанных нарушений.
Не согласившись с представлением от 27.03.2018 № 03-03-2018, ООО «Алста» обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании его недействительным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены прокуратура Чувашской Республики, Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики, ФИО1, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 10.08.2018 заявленное ООО «Алста» требование удовлетворено.
Прокуратура обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы обратил внимание на то, что ООО «Алста» нарушен порядок изменения расчета платы за коммунальные услуги, а именно: в нарушение пункта 56.1 Правил № 354 собственник жилого помещения не уведомлен о проверке количества проживающих в квартире лиц 17.08.2017 и 14.09.2017, не уведомлен собственник о результатах проверки и принятом решении по изменению порядка начисления платы за коммунальные услуги в нарушение части 13 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. Заявитель апелляционной жалобы также указал, что представление не возлагает на управляющую компанию обязанностей по перерасчету платы.
Представитель прокуратуры в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ООО «Алста», прокуратуры Чувашской Республики, Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики, ФИО1, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 1 статьи 21 Закона о прокуратуре).
При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре.
В пункте 2 статьи 21 Закона о прокуратуре установлено, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре установлено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Закона, в том числе вносит представление об устранении нарушений закона.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24 Закона о прокуратуре).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила № 354, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил № 354).
Согласно пункту 40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, то есть за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 50 Правил № 354 расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой (далее - коммунальная квартира), осуществляется в соответствии с формулами 7, 7(1), 8, 16, 19 и 21 приложения № 2 к настоящим Правилам, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду - в соответствии с формулами 25 - 27 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в комнате в коммунальной квартире, определяется в соответствии с формулой 9 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии, осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.
Указанное соглашение должно быть оформлено в письменной форме, подписано потребителями коммунальной квартиры или их уполномоченными представителями и передано исполнителю. Исполнитель в этом случае осуществляет расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителям в коммунальной квартире в соответствии с полученным от них соглашением, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое соглашение было передано исполнителю.
При отсутствии указанного соглашения расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения № 2 к настоящим Правилам без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии.
Из пункта 51 Правил № 354 следует, что расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
В рассматриваемом случае комната № 67 в доме № 20 по Эгерскому бульвару г. Чебоксары является коммунальной квартирой коридорного типа.
Согласно акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от 09.01.2017 холодной и горячей водоснабжения по Эгерскому бульвару, д. 20 установлено, что имеется возможность установки общего (квартирного) прибора учета в местах общего пользования (санузел и кухня).
Также отсутствует возможность установки индивидуального прибора учета холодного и горячего водоснабжения в <...> так как забор воды холодного и горячего водоснабжения происходит на кухне и санузле, что подтверждается актами обследования от 17.08.2017, 14.09.2017, 14.02.2018.
Согласно пункту 2 Правил № 354 общим (квартирным) прибором учета является средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в коммунальной квартире.
В соответствии с пунктом 56 Правил № 354, если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Согласно пункту 56(1) Правил № 354 в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и членом совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, а также при наличии возможности определения даты начала их проживания и при условии подписания акта собственником жилого помещения (постоянно проживающим потребителем) указывается дата начала их проживания. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю), а при отказе в получении такого акта делается отметка.
Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел.
С 01.01.2017 пунктом 56(2) Правил № 354 также определено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно актам от 17.08.2017 и 14.09.2017 факт проживания граждан в <...> не установлен.
Данные акты составлены ООО «Алста» в присутствии председателя домового комитета и двумя лицами, проживающими в данном доме.
Собственник <...> ФИО1, не оспаривает, что в спорном помещении не установлены приборы учета. ФИО1 в заявлении, поступившим в ООО «Алста» 09.01.2018, также сообщалось, что в комнате №67 никто не проживает, в подтверждение чего им представлены акт от 02.12.2017 и справка от 20.12.2017.
Из материалов дела следует, что <...> находится в долевой собственности четырех человек в равных долях, которые не зарегистрированы в этой комнате.
При таких обстоятельствах ООО «Алста» правомерно произвело начисление платы за коммунальные услуги с октября 2017 года исходя из количества собственников указанного жилого помещения (4 человека).
В соответствии с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета установлен разделом VIII Правил № 354.
Так, пунктом 86 Правил № 354 предусмотрено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами «д» и «е» пункта 4 настоящих Правил.
Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
В силу пункта 13 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.
В подпункте «п» пункта 31 Правил №354 определено, что исполнитель коммунальных услуг обязан предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей), в числе прочего информацию о размерах тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены; о порядке и форме оплаты коммунальных услуг.
Собранием собственников многоквартирного дома № 20 по бульвару Эгерский г. Чебоксары принято решение, оформленное протоколом от 26.01.2016, об утверждении порядка направления сообщений о проведении общего собрания и порядка уведомления о принятых решений путем размещения на первых этажах подъездов дома.
ООО «Алста» представлены в материалы дела фотографии о размещении 26.08.2017 информации о расчетах потребления коммунальных услуг в порядке пункта 56(2) Правил № 356.
Данное обстоятельство прокуратурой не опровергнуто, в ходе проверки не выяснялось.
Доводы прокуратуры о том, что акты об установлении количества временно проживающих граждан в порядке пункта 56(1) ООО «Алста» составлены с нарушениями требования, установленных пунктом 56(1) Правил № 354, без уведомления собственников помещения, судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку, как следует из пункта 56(1) Правил № 354, акт составляется в случае, если у исполнителя имеются сведения о временно проживающих в жилом помещении потребителях. В рассматриваемом случае ФИО1 не отрицался факт того, что комнате №67 никто не проживает с января 2017 года.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии пришел к обоснованному выводу о том, что у прокуратуры отсутствовали основания для выдачи ООО «Алста» представления от 27.03.2018 № 03-03-2018 об устранении нарушений законодательства, поскольку таковые не допущены, в связи с чем признал недействительным оспоренное представление.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Прокуратуры признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 10.08.2018 по делу № А79-4331/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу прокуратуры Калининского района города Чебоксары – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья А.М. Гущина
Судьи М.Б. Белышкова
Т.В.Москвичева