г. Владимир
«15» февраля 2024 года Дело № А79-4722/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 13.02.2024.
Полный текст постановления изготовлен 15.02.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашские государственные электрические сети» Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 30.11.2023 по делу № А79-4722/2023,
принятое по заявлению государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашские государственные электрические сети» Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным отказа администрации города Чебоксары Чувашской Республики,
при участии в деле третьих лиц: товарищества собственников жилья «Терем»; индивидуального предпринимателя ФИО1; федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»; Министерства науки и высшего образования Российской Федерации; общества с ограниченной ответственностью «Многофункциональный Медицинский Центр».
В судебном заседании принял участие представитель государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашские государственные электрические сети» Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики – ФИО2 на основании доверенности от 09.01.2024 №1 сроком действия до 31.12.2024.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашские государственные электрические сети» Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – Предприниматель) на праве собственности принадлежат нежилое помещение № 18 площадью 505,2 кв.м с кадастровым номером 21:01:000000:49895 и нежилое помещение №16 площадью 448,5 кв.м с кадастровым номером 21:01:000000:49905, расположенные в многоквартирном доме № 1 по ул. Спиридона Михайлова в г. Чебоксары.
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет товарищество собственников жилья «Терем» (далее – Товарищество).
На основании договора аренды нежилого помещения от 01.03.2022 Предприниматель передал обществу с ограниченной ответственностью «Многофункциональный Медицинский Центр» (далее – Общество) нежилое помещение № 18 в аренду для осуществления арендатором своей основной деятельности - медицинской деятельности.
Ссылаясь на то, что для подключения медицинского и прочего оборудования, планируемого к установке в помещении №18 по ул. С. Михайлова в г. Чебоксары необходима дополнительная мощность, Предприниматель обратился в государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Чувашские государственные электрические сети» Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики (далее – Предприятие) с заявлением о технологическом присоединении к электрическим сетям дополнительной мощности в размере 100 кВт.
На основании данной заявки между Предпринимателем и Предприятием заключен договор от 22.02.2022 № 01-2022/60 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в соответствии с которым предусматривается технологическое присоединение энергопринимающих устройств ЛЭП-0,4 кВ и ВУ-0,4 кВ нежилого помещения №18 с кадастровым номером 21:01:000000:49895.
Предприятие посчитало, что оптимальной будет прокладка кабельной линии от ТП-299 до нежилого помещения №18 по ул. С. Михайлова, д. 1, через земельный участок с кадастровым номером 21:01:010209:102 и земельный участок с кадастровым номером 21:01:010209:95.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 21:01:010209:102, площадью 21 946 кв.м, расположенный по адресу: <...>, имеет вид разрешенного использования: для эксплуатации учебного корпуса машиностроительного факультета и общежитий, находится в собственности Российской Федерации и на праве постоянного (бессрочного) пользования у федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (далее – Учреждение).
Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 21:01:010209:95, площадью 10948 кв.м, расположенный по адресу: <...> уч-к 1, имеет вид разрешенного использования: для обслуживания многоквартирного дома и находится в общедолевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.
В отношении части земельного участка с кадастровым номером 21:01:010209:102 между Предприятием и Учреждением подписано соглашение об установлении частного сервитута на часть земельного участка от 25.09.2023 № 1468-23/07/472.
В отношении части земельного участка с кадастровым номером 21:01:010209:95 Предприятие посчитало необходимым установить публичный сервитут.
По заказу Предприятия кадастровым инженером составлена схема расположения границ необходимой части земельного участка 21:01:010209:95/чзу1 площадью 117 кв.м в составе земельного участка с кадастровым номером 21:01:010209:95.
В отношении указанной части земельного участка 21:01:010209:95/чзу1 Предприятие обратилось в администрацию города Чебоксары Чувашской Республики (далее – администрация) с ходатайством от 10.03.2023 № 492 об установлении публичного сервитута сроком на 10 лет в целях размещения кабельной линии 0,4 кВ, в рамках выполнения мероприятий по технологическому присоединению ЛЭП-0,4 кВ и ВУ-0,4 кВ нежилого помещения № 18 по ул. Спиридона Михайлова, д. 1, г. Чебоксары.
Письмом от 16.03.2023 № 039-1633 администрация отказала в установлении публичного сервитута, ссылаясь на пункт 2 статьи 23, подпункт 8 пункта 4 статьи 23, пункт 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации, выраженного в письме от 16.03.2023 № 039-1633, в отношении части земельного участка площадью 117 кв.м. с кадастровым номером 21:01:010209:95/чзу1, в составе земельного участка с кадастровым номером 21:01:010209:95 площадью 10948 кв.м по ул. Спиридона Михайлова, уч-к 1 с видом разрешенного использования: для обслуживания многоквартирного дома, в целях размещения кабельной линии 0,4 кВ, в рамках выполнения мероприятий по технологическому присоединению ЛЭП-0,4 кВ и ВУ-0,4 кВ нежилого помещения № 18 по ул. Спиридона Михайлова, д. 1, г. Чебоксары.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Товарищество, Предприниматель, Учреждение, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Общество.
Решением от 30.11.2023 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал Предприятию в удовлетворении заявленного требования.
Предприятие обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы считает неверным вывод суда первой инстанции о том, чтоположения статьи 39.37 ЗК РФ не подлежат применению для решения вопросов энергоснабжения, в частности электроснабжения, коммерческих объектов.
Как поясняет заявитель апелляционной жалобы, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и пефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
Предприятие утверждает, что им соблюдены требования к форме заявления об установлении публичного сервитута, указаны сведения, необходимые для рассмотрения и принятия соответствующего решения уполномоченным органом, а также обоснование необходимости установления публичного сервитута, представлен договор о технологическом присоединении к электрическим сетям, приложена схема расположения границ публичного сервитута. Кроме того, Предприятие отмечает, что оно является субъектом естественных монополий, оказывающим услуги по передаче электрической энергии па территории Чувашской Республики, и обязано осуществлять деятельность по технологическому присоединению объектов капитального строительства к электрическим сетям.
Заявитель апелляционной жалобы поясняет, что прокладка трассы ЛЭП не была согласована с собственниками многоквартирного жилого дома.
Представитель Предприятия в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Предприниматель и Общество в пояснениях по делу поддержали позицию Предприятия.
Администрация и Товарищество в отзывах на апелляционную жалобу просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, пояснениях по делу,Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Согласно пункту 4 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;
4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.
Федеральным законом от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» (далее – Федеральный закон № 341-ФЗ) ЗК РФ дополнен главой V.7.
Статья 39.37 указанной главы ЗК РФ допускает, что в порядке, предусмотренном названной главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях: строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).
Вместе с тем, вопреки позиции Предприятия, указанная правовая норма не подлежит применению для решения вопросов энергоснабжения коммерческих объектов.
Из буквального толкования указанной правовой нормы следует, что она применяется для строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта линейных объектов, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации энергоснабжения населения.
Статья 1 (подпункты 18 - 20) Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определяет понятие объектов федерального, регионального и местного значения.
Объекты федерального значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в указанных в части 1 статьи 10 названного кодекса областях, определяются Правительством Российской Федерации, за исключением объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства. Виды объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации, определяются Президентом Российской Федерации.
Объекты регионального значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации. Виды объектов регионального значения в указанных в части 3 статьи 14 названного кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации.
Объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, муниципальных округов, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, муниципального округа, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 названного кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане муниципального округа, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
В полномочия Российской Федерации, ее субъекта и органов местного самоуправления не входит электрификация коммерческих объектов. Объекты коммерческого использования не связаны с энергоснабжением населения.
Исходя из положений пункта 1 статьи 39.37 ЗК РФ, публичный сервитут в целях размещения инженерных сетей устанавливается не во всех случаях, а лишь в случае, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения либо необходимы для организации водоснабжения и водоотведения населения.
При отсутствии доказательств того, что линейный объект является объектом федерального, регионального или местного значения либо предназначен для организации энергоснабжения населения, установление публичного сервитута невозможно.
Расширительное толкование статьи 39.37 ЗК РФ допускается до 31.12.2024 только применительно к приоритетным проектам по модернизации и расширению инфраструктуры, предусмотренным Федеральным законом Российской Федерации от 31.07.2020 № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(далее – Федеральный закон № 254-ФЗ) (статья 19 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Часть 5 статьи 4 Федерального закона № 254-ФЗ предусматривает, что публичные сервитуты наряду со случаями, предусмотренными статьей 39.37 ЗК РФ, могут устанавливаться для строительства линейных объектов инфраструктуры (за исключением линейных объектов, размещение которых делает невозможным дальнейшее использование земельного участка или его части в соответствии с установленным видом разрешенного использования), реконструкции объектов инфраструктуры. К объектам инфраструктуры могут быть отнесены:
1) автомобильные дороги общего пользования или их участки, мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты (объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог), элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;
2) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта;
3) морские порты, речные порты, объекты их инфраструктур, в том числе искусственные земельные участки, портовые гидротехнические сооружения;
4) аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских и государственных воздушных судов инфраструктура воздушного транспорта и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;
5) транспортно-пересадочные узлы;
5.1) магистральные газопроводы, нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, а также объекты магистральной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры;
5.2) объекты социальной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, в целях сокращения дефицита таких объектов на территориях субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
5.3) объекты промышленной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются в целях создания, внедрения и развития импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, производства продукции, не имеющей российских аналогов, производства инновационных, энергоэффективных строительных материалов;
6) объекты инженерной инфраструктуры, линии связи, иные объекты капитального строительства, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, эксплуатации объектов, указанных в пунктах 1 - 5 настоящей части (часть 2 статьи 2 Федерального закона № 254-ФЗ).
Таким образом, если объект, подключение которого необходимо к инженерным сетям, не входит в указанный перечень, то установление публичного сервитута для создания инженерной сети с целью осуществления технологического присоединения статьей 39.37 ЗК РФ не предусмотрено.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.44 ЗК РФ в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если не соблюдены условия установления публичного сервитута, предусмотренные статьями 23 и 39.39 настоящего Кодекса.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что Предприятием ходатайство в администрацию подано на установление публичного сервитута, который направлен на удовлетворение нужд конкретного собственника коммерческой недвижимости.
В рассматриваемом случае не соблюдаются условия установления публичного сервитута, предусмотренные пунктом 4 статьи 23 ЗК РФ и пунктом 1 статьи 39.37 ЗК РФ, следовательно, администрация правомерно отказала в удовлетворении ходатайства Предприятия об установлении публичного сервитута.
Специфика публичного сервитута заключается в том, что его установление обусловлено не интересами конкретного собственника нежилого помещения коммерческой направленности, а общественными интересами (социальными потребностями).
Поскольку владельцами нежилых помещений являются частные лица, осуществляющие коммерческую деятельность, особые преференции по принудительному ограничению прав собственников помещений в многоквартирном доме для размещения частных линейных объектов (даже в случае, если их эксплуатация имеет публичное значение) не могут на них распространяться.
Доводы Предприятия, Предпринимателя и Общества о том, что их частный медицинский центр предназначен для удовлетворения нужд местного населения, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку свидетельствует о необоснованно расширительном толковании указанными лицами положений статьи 39.37 ЗК РФ, противоречащем смыслу законодательного регулирования. Как обоснованно указывает администрация, в первую очередь такая деятельность является коммерческой, направлена на извлечение прибыли.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отказ администрации, изложенный в письме от 16.03.2023 № 039-1633, не противоречит требованиям закона и не нарушает права и законные интересы Предприятия.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал Предприятию в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании закона.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Предприятие. Неверно уплаченная по платежному поручению от 12.12.2023 № 4078 государственная пошлина в сумме 3000 рублей подлежит возврату Предприятию из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 30.11.2023 по делу № А79-4722/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашские государственные электрические сети» Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики – без удовлетворения.
Возвратить государственному унитарному предприятию Чувашской Республики «Чувашские государственные электрические сети» Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей, неверно уплаченную по платежному поручению от 12.12.2023 № 4078.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья А.М. Гущина
Судьи Т.А. Захарова
М.Н. Кастальская