ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А79-6061/2021 от 07.06.2022 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир

«10» июня 2022 года Дело № А79-6061/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2022.

Постановление в полном объеме изготовлено 10.06.2022.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 15.03.2022 по делу № А79-6061/2021,

принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Шериф» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными действий и бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары,

с участием третьих лиц – Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» и Федеральной налоговой службы, а также соответчика – Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике.

В судебном заседании принял участие представитель Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» – ФИО1 по доверенности от 15.03.2021 №219 сроком действия до 31.12.2023.

Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов»,Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Шериф» (далее – Общество) представило 20.01.2020 в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее – Инспекция) сведения о среднесписочной численности работников по состоянию на 01.01.2019 (за год) в количестве 8 человек. Общество сведения о среднесписочной численности работников по состоянию на 01.01.2020 (за год) представило только 02.04.2021.

Ввиду непредставления до 01.08.2020 сведений о среднесписочной численности работников за 2019 год (по состоянию на 01.01.2020), Общество было исключено из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – ЕРСМСП) на основании пункта 5 части 5 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ) (в редакции, действовавшей до Федерального закона от 27.10.2020 № 349-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 349-ФЗ))).

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Инспекции по исключению Общества 10.08.2020 из ЕРСМСП, бездействия Инспекции по несвоевременному включению Общества в ЕРСМСП.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее – Корпорация) и Федеральная налоговая служба.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.03.2022 в удовлетворении заявленных требованийОбществу отказано.

Корпорация обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции изменить путем исключения из его мотивировочной части вывода о том, что отсутствие в ЕРСМСП сведений об Обществе как о малом предприятии не свидетельствуют о невозможности реализации Обществом права вкладчика на получение возмещения по вкладу (вкладам) при фактическом соответствии критерию малого предприятия на день наступления страхового случая (абзац 4 страницы 7 оспариваемого решения).

Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит ее удовлетворить в обжалуемой части, в остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу высказало свою позицию по делу, полагает, что со стороны Инспекции имеет место незаконное бездействие по непринятию мер по включению сведений об Обществе в ЕРСМСП. Общество просило проверить законность судебного акта в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.

Инспекция и Управление заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии своих представителей.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит изменению по следующим основаниям.

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки регулируются Федеральным законом № 209.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 названного Федерального закона, вносятся в Реестр в соответствии с настоящей статьей.

Сведения о статусе и категории субъекта малого и среднего предпринимательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соответствующих условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 названного Федерального закона, вносятся в Реестр на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года (пункт 1 части 5 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ).

В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (пункты 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона № 209-ФЗ).

В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 120 млн. рублей; малые предприятия -800 млн. рублей; средние предприятия - 2 млрд. рублей.

Согласно пункту 2 части 1.1 статьи 4 Федерального закона № 209-ФЗ среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек); б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 настоящей части.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 - 6.4 настоящей статьи.

На основании пункта 5 части 5 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ (в редакции, действовавшей до Федерального закона № 349-ФЗ), содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не соответствуют условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона.

Ведение реестра МСП осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах - уполномоченным органом (часть 2 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ). В качестве такого органа выступает Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России).

В целях обеспечения автоматизированного ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства приказом ФНС России от 19.08.2016 № СА-7-6/442@ введено в эксплуатацию программное обеспечение функционального блока № 3 АИС «Налог-3» в части транзакционных подсистем налогового администрирования и внешних сервисов, реализующее автоматизацию ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и утвержден Регламент использования программного обеспечения, реализующего возможность обработки обращений по вопросам ведения единого реестра и принудительного включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в единый реестр (далее - Регламент).

Названный Регламент определяет порядок использования программного обеспечения, реализующего возможность принудительного включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства при поступлении посредством соответствующего сервиса сообщения об отсутствии сведений в реестре или неверного отражения категории лица, сведения о котором содержатся в реестре.

Как указано в пункте 1.4 Регламента, сформированное заявителем сообщение поступает в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица или по месту жительства индивидуального предпринимателя (далее - регистрирующий орган) и (или) налоговый орган по месту нахождения юридического лица или по месту жительства индивидуального предпринимателя (далее - налоговый орган).

Согласно пункту 1.4.3 Регламента в регистрирующий и налоговый органы сообщение одновременно поступает в случае, если программным обеспечением, обеспечивающим формирование реестра, определено, что сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе не внесены в реестр по причинам, указанным в пунктах 1.4.1 и 1.4.2 Регламента.

В данном случае регистрирующий и налоговый органы обрабатывают сообщение независимо друг от друга, осуществляя действия, описанные в разделах 2, 3 Регламента.

Действия, осуществляемые налоговым органом в едином процессе формирования реестра с использованием программного обеспечения, установлены в разделе 3 Регламента.

При поступлении сообщения налоговым органом выявляется фактическая причина, по которой сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе отражены некорректно либо не внесены в реестр и осуществляется проверка правомерности отсутствия таких сведений в реестре (пункт 3.2 Регламента).

В случае если по результатам рассмотрения сообщения установлена корректность и полнота сведений из налоговой отчетности, используемой при формировании реестра, обработка сообщения завершается без внесения сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в реестр (пункт 3.2.3 Регламента).

В пункте 4.1 Регламента установлено, что обработка сообщения, поступившего от регистрирующего или налогового органа в случаях, указанных в пунктах 2.2.1.2 и 3.2.2 регламента, осуществляется соответствующим структурным подразделением, в функционал которого входят вопросы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или камерального контроля (налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), а также информационных технологий (при необходимости).

Согласно пункту 4.2 Регламента на основании поступившего от регистрирующего или налогового органа сообщения, подтверждающего наличие документов, свидетельствующих о соответствии юридического лица или индивидуального предпринимателя требованиям, изложенным в пунктах 1.4.1 и 1.4.2 регламента, Управление Федеральной налоговой службы вносит сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в единый реестр.

Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что 01.08.2016 в ЕРСМСП внесены сведения об отнесении Общества к категории «Микропредприятие».

Поскольку Общество не представило в уполномоченный орган сведения, предусмотренные частью 5 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ (в редакции, действующей в период рассматриваемых правоотношений), о среднесписочной численности работников за 2019 год по состоянию на 01.01.2020, Общество было исключено из ЕРСМСП по состоянию на 10.08.2020 ввиду отсутствия у уполномоченного органа оснований для внесения сведений о нем в указанный реестр.

Так, Общество представило 20.01.2020 сведения о среднесписочной численности работников по состоянию на 01.01.2019, а сведения о среднесписочной численности работников по состоянию на 01.01.2020 оно представило только 02.04.2021.

Довод Общества о наличии очевидной ошибки при представлении сведений о среднесписочной численности работников за 2019 год подлежит отклонению, поскольку ЕРСМСП формируется автоматически на основе тех сведений, которые поступают в уполномоченный орган в рамках представления отчетности, без проведения административных процедур, связанных с истребованием дополнительных документов, пояснений и корректирующих сведений.

В материалах дела отсутствуют доказательства поступления в уполномоченный орган до 01.07.2020 надлежащих документов, свидетельствующих о соответствии юридического лица требованиям, изложенным в Регламенте.

При таких обстоятельствах со стороны Управления не было допущено незаконных действий по исключению Общества из ЕРСМСП по состоянию на 10.08.2020.

Из материалов дела также не следует, что Общество обращалось в Инспекцию или Управление с заявлением о наличии ошибок в сведениях, использованных при формировании ЕРСМСП ранее марта 2021 года, в связи с чем оснований полагать, что Инспекцией или Управлением было допущено незаконное бездействие применительно к пунктам 1.4.1 и 1.4.2 Регламента, не имеется. В этой связи ссылка заявителя апелляционной жалобы на решение Инспекции от 29.09.2021 №19-11/1069 не может быть принята во внимание.

С 07.11.2020 вступил в силу Федеральный закон № 349-ФЗ, предусматривающий ежемесячное формирование названного реестра на основании сведений, предусмотренных частями 4 и 4.1 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ (в редакции указанного Федерального закона № 349-ФЗ), в том числе на основании сведений, представленных в ФНС России в соответствии с частью 7.1 указанной статьи.

Согласно пункту 1 части 5 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ указанные в пунктах 1 - 5.1, 7 и 8 части 3 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным частью 3 статьи 4 Федерального закона № 209-ФЗ), вносятся в ЕРСМСП 10-го числа каждого месяца на основании указанных в частях 4 и 4.1 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 -е число месяца внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в ЕРСМСП.

В связи с тем, что расчет по страховым взносам, содержащий сведения о среднесписочной численности работников на 01.01.2021 (за 2020 год) был представлен Обществом 01.02.2021, декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2020 год, содержащей сведения о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, представлена 24.03.2021, а сведения о среднесписочной численности работников по состоянию на 01.01.2020 (за 2019 год) представлены 02.04.2021, Общество было обоснованно включено в ЕРСМСП 10.05.2021 .

Поскольку Общество имело возможность с учетом положений частей 4 и 4.1 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ (в редакции Федерального закона № 349-ФЗ) ежемесячно актуализировать сведения, но не сделало это до 02.04.2021, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для признания незаконным оспариваемого Обществом бездействия со стороны Инспекции и Управления.

Как правильно указал суд первой инстанции, мероприятия налогового контроля в отношении своевременности представления сведения о среднесписочной численности работников за 2019 год, переписка Общества и Инспекции имели место после апреля 2021 года и не могут являться основанием для внесения сведений в ЕРСМСП более ранней датой, чем 10.05.2021.

В данной части выводы суда первой инстанции законны и обоснованны.

С учетом изложенного суд первой инстанции правильно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований к Инспекции и Управлению.

Вместе с тем, вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие в ЕРСМП сведений об Обществе как о малом предприятии не свидетельствует о невозможности реализации Обществом права вкладчика на получение возмещения по вкладу (вкладам), при фактическом соответствии критерию малого предприятия на день наступления страхового случая, является преждевременным, поскольку исходя из предмета заявленных требований, наличие либо отсутствие у Общества права на получение возмещения по вкладу не входили в круг юридически значимых обстоятельств по делу.

В этой связи апелляционная жалоба Корпорации подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции – изменению путем исключения из мотивировочной части абзаца 4 на странице 7 решения суда первой инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Уплаченная по платежному поручению от 24.03.2022 № 4151 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Корпорации из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 15.03.2022 по делу № А79-6061/2021 изменить, исключив из мотивировочной части абзац 4 на странице 7 решения.

В остальной части решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 15.03.2022 по делу № А79-6061/2021 оставить без изменения.

Возвратить Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 24.03.2022 № 4151.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья А.М. Гущина

Судьи М.Н. Кастальская

Т.В. Москвичева