ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А79-7191/2010 от 31.01.2011 АС Волго-Вятского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А79-7191/2010

31 января 2011 года

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Радченковой Н.Ш.,

судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.

при участии представителя

от заинтересованного лица: Яковлевой Э.А. (доверенность от 31.12.2010)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица –

администрации города Чебоксары

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.11.2010,

принятое судьями Бойко О.И., Афанасьевым А.А., Лазаревой Т.Ю.,

по делу № А79-7191/2010

по заявлению заместителя прокурора Чувашской Республики

к администрации города Чебоксары

о признании недействующим нормативного правового акта

и у с т а н о в и л :

заместитель прокурора Чувашской Республики (далее – Прокурор) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к администрации города Чебоксары
 (далее – Администрация) о признании недействующим пункта 1 постановления главы Администрации от 22.12.2008 № 302 «Об уполномоченном органе в области муниципального земельного контроля» как не соответствующего статье 72 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение «Служба муниципального земельного контроля г. Чебоксары» (далее – МУ «Служба муниципального земельного контроля г. Чебоксары»).

Решением суда от 24.11.2010 заявленное требование удовлетворено.

Администрация не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Ссылаясь на статью 72 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 4, 16, 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 2, 6 Федерального закона
 от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Устав муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской
 Республики, принятый решением Чебоксарского городского Собрания депутатов
 от 30.11.2005 № 40, Положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования г. Чебоксары, утвержденное решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 10.06.2004 № 1293, заявитель жалобы считает, что Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к правоотношениям в сфере муниципального земельного контроля применению не подлежит; пункт 5.5 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования г. Чебоксары, содержащий указание на проведение проверок в соответствии с указанным законом, изложен на основании представления прокуратуры. Муниципальный земельный контроль осуществляется органом местного самоуправления (Администрацией) либо уполномоченным им органом; Администрация правомерно уполномочила на осуществление указанных функций МУ «Служба муниципального земельного контроля г. Чебоксары»; суд сделал необоснованный вывод о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Подробно позиция Администрации приведена в жалобе и поддержана ее представителем в судебном заседании.

Прокурор в отзыве на кассационную жалобу не согласился с доводами Администрации.

МУ «Служба муниципального земельного контроля г. Чебоксары» отзыв на кассационную жалобу не представило.

Прокурор и МУ «Служба муниципального земельного контроля г. Чебоксары», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.

Законность принятого Арбитражным судом Чувашской Республики решения
 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Администрация 22.12.2008 приняла постановление № 302 «Об уполномоченном органе в области муниципального земельного контроля», пунктом 1 которого уполномоченным органом по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования города Чебоксары определило МУ «Служба муниципального земельного контроля г. Чебоксары».

Данный документ опубликован в газете «Чебоксарские новости» от 15.01.2009 № 2.

Прокурор посчитал, что пункт 1 указанного постановления не соответствует
 статье 72 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 2 Федерального закона
 от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку муниципальный земельный контроль могут осуществлять органы местного самоуправления, а МУ «Служба муниципального земельного контроля г. Чебоксары» (некоммерческая организация) таким органом не является, поэтому обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 2, 6 Федерального закона
 от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьями 23, 49 Устава муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30.11.2005 № 40, пунктом 5.5 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования г. Чебоксары, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 10.06.2004 № 1293, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что осуществление муниципального земельного контроля некоммерческой организацией, не являющейся органом местного самоуправления, противоречит действующему законодательству; проведение проверок неуполномоченным лицом нарушает права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, создает дополнительные административные барьеры и препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на проверяемых лиц определенные обязанности, поэтому удовлетворил заявленное требование.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого решения.

В части 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону,
 федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) определено, что органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона
 № 131-ФЗ и подпунктом 26 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30.11.2005 № 40 (далее – Устав), к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, осуществление земельного контроля за использованием земель города Чебоксары.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон
 № 294-ФЗ).

В статье 2 Федеральный закон № 294-ФЗ установлено, что муниципальный контроль – деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации.

Мероприятие по контролю – действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования.

Полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, определены в части 2 статьи 6 Федерального закона № 294-ФЗ.

Таким образом, требования Федерального закона № 294 распространяются на отношения в области муниципального земельного контроля и являются обязательными для органов местного самоуправления и уполномоченных ими органов на его осуществление.

В статье 23 Устава определено, что в структуру органов местного самоуправления города Чебоксары входят: глава города Чебоксары – глава администрации города Чебоксары; представительный орган города Чебоксары – Чебоксарское городское Собрание депутатов; контрольный орган города Чебоксары – контрольно-счетная палата; исполнительно-распорядительные органы города Чебоксары – администрация города Чебоксары, администрации районов города Чебоксары; иные органы местного самоуправления города Чебоксары.

Структуру администрации города Чебоксары составляют глава администрации
 города Чебоксары, его заместители, структурные подразделения администрации города Чебоксары (статья 41 Устава).

К числу иных органов самоуправления города Чебоксары, согласно статье 49 Устава, отнесены создаваемые в структуре администрации города Чебоксары отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации, которые действуют на основании положений.

Полномочия, статус и функции иных органов самоуправления города Чебоксары устанавливаются главой администрации города Чебоксары в соответствии с Уставом, законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики о местном самоуправлении.

Согласно пункту 1.2 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования г. Чебоксары, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 10.06.2004 № 1293 (далее – Положение) муниципальный земельный контроль осуществляется администрацией города Чебоксары или от имени администрации города Чебоксары специально уполномоченным ею органом для обеспечения соблюдения требований земельного законодательства по вопросам использования земель на территории муниципального образования г. Чебоксары организациями, предприятиями и учреждениями, независимо от организационно-правовой формы деятельности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

Целью муниципального земельного контроля на территории города Чебоксары является соблюдение земельного законодательства пользователями земельных участков (пункт 2.1 Положения).

В пунктах 5.2 и 5.5 Положения муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с годовым планом работ, утвержденным в установленном порядке заместителем главы администрации г. Чебоксары – председателем Горкомимущества, с соблюдением прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Мероприятия по муниципальному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ.

Из материалов дела следует и суд первой инстанции, исследовав представленные в дело доказательства, а также пункты 3.1, 3.2, 3.7 Устава МУ «Служба муниципального земельного контроля г. Чебоксары», установил, что данная организация наделена функциями по осуществлению муниципального земельного контроля на территории города Чебоксары и фактически осуществляет деятельность по организации и проведению на территории муниципального образования проверок соблюдения земельного законодательства пользователями земельных участков, что свидетельствует о наделении данной организации властными исполнительно-распорядительными функциями по отношению к гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Вместе с тем МУ «Служба муниципального земельного контроля г. Чебоксары» – некоммерческая организация, учредителем которой является Администрация.
 Данная некоммерческая организация не входит в структуру Администрации и не относится к тому органу, который по смыслу статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации может быть уполномочен на осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования.

Следовательно, названная организация не может быть наделена функциями и
 правами органов местного самоуправления по вопросам муниципального земельного
 контроля.

С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что определение оспариваемым нормативным правовым актом МУ «Служба муниципального земельного контроля г. Чебоксары» уполномоченным органом по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования города Чебоксары противоречит статье 72 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 2, 6
 Федерального закона № 294-ФЗ и нарушает права и законные интересы граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере муниципального земельного
 контроля.

Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики правомерно признал пункт 1 постановления от 22.12.2008 № 302 «Об уполномоченном органе в области муниципального земельного контроля» недействующим.

Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.11.2010 по делу А79-7191/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Чебоксары – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Ш. Радченкова

Судьи

Н.Ю. Башева

А.И. Чиграков