г. Владимир
«27» ноября 2018 года Дело № А79-8948/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 20.11.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.11.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива «Дружба» (ОГРН <***>, ИНН <***>) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.10.2018 по делу № А79-8948/2018,
принятое судьей Каргиной Н.А.
по заявлению сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива «Дружба» о признании незаконными и отмене постановлений Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 23.07.2018 № 43.А-05/10, от 23.07.2018 № 44.А-05/10.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В ходе реализации полномочий по тарифному регулированию в сфере теплоснабжения Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее – Госслужба, административный орган) выявлены нарушения со стороны сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива «Дружба» (далее – Кооператив) порядка ценообразования в части применения регулируемых тарифов, а именно: при начислении платы за питьевую воду и водоотведение в июле - декабре 2017 года и январе - апреле 2018 года Кооператив применял тарифы в размере 10,28 руб./1 куб. метр и 8,93 руб./1 куб.метр соответственно; при начислении платы за тепловую энергию в июле-декабре 2017 года и январе-апреле 2018 года Кооператив применял тариф в размере 1199,54 руб./Гкал, что подтверждается квитанциями на оплату коммунальных услуг за июль-декабрь 2017 года и январь-апрель 2018 года.
Усмотрев в деянии Кооперативапризнаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, должностное лицо административного органа 10.07.2018 составило в отношении Кооператива протоколы об административных правонарушениях № 43.А, № 44.А.
По результатам рассмотрения материалов административных дел Госслужбой 23.07.2018 вынесены постановления № 43.А-05/10, № 44.А-05/10 о привлечении Кооператива к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. за каждое административное правонарушение.
Не согласившись с указанными постановлениями, Кооперативобратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании их незаконными и отмене.
Решением от 02.10.2018 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал Кооперативу в удовлетворении заявленных требований.
Кооператив обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы просит признать совершенные административные правонарушения малозначительными либо снизить размер административного штрафа до 10 000 руб., учитывая добросовестность Кооператива, отсутствие вреда государству и третьим лицам, признания вины, совершения правонарушения впервые. Кооператив обратил внимание на то, что занижение тарифов не привело к его обогащению.
Кооператив заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Госслужба в отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, а также заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и уточнении к ней, отзыве на апелляционную жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобного), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно за иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Исходя из содержания приведенной нормы, объектом правонарушения является установленный государством порядок ценообразования.
Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 6 части 1 статьи 5 Федерального закона № 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относятся установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Регулируемые виды деятельности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, а также подлежащие регулированию тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения определены статьей 31 Закона № 416-ФЗ.
В силу части 2 статьи 31 Федерального закона № 416-ФЗ регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения: 1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); 2) тариф на техническую воду; 3) тариф на транспортировку воды; 4) тариф на подвоз воды; 5) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Согласно статье 32 Федерального закона № 416-ФЗ тарифы на питьевую воду и водоотведение, поставляемую организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение, подлежат регулированию.
В соответствии с пунктом 28 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, абоненты оплачивают полученную холодную воду и отведенные сточные воды по тарифам, установленным Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.08.2009 № 265 «Вопросы Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам» Госслужба является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сферах, где применяется государственное регулирование цеп (тарифов).
Тарифы на питьевую воду для Кооператива установлены постановлением Госслужбы от 21.02.2017 № 14-3/в «Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду и водоотведение для сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива «Дружба» в следующих размерах:
одноставочные тарифы на питьевую воду (без НДС) для потребителей, кроме населения:
с 01.07.2017 по 31.12.2017 – 10,28 руб./1 куб. метр;
с 01.01.2018 по 30.06.2018- 10,28 руб./1 куб. метр;
для населения (тарифы указываются с учетом НДС) «*»:
с 01.07.2017 по 31.12.2017- 12,13 руб./1 куб. метр;
с 01.01.2018 по 30.06.2018 – 12,13 руб./1 куб. метр.
Тарифы на водоотведение на 2018 год для Кооператива установлены в следующих размерах:
одноставочные тарифы на водоотведение (без НДС) для потребителей, кроме населения:
с 01.07.2017 по 31.12.2017 – 8,93 руб./1 куб. метр;
с 01.01.2018 по 30.06.2018 – 8,93 руб./1 куб. метр;
для населения (тарифы указываются с учетом НДС) «*»: -с 01.07.2017 по 31.12.2017- 10,54 руб./1 куб. метр;
с 01.01.2018 по 30.06.2018 – 10,54 руб./1 куб. метр.
«*» - выделяются в целях реализации пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая).
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Кооператив в июле - декабре 2017 года и январе - апреле 2018 года начислял плату за питьевую воду и водоотведение с применением тарифов в размере 10,28 руб./1 куб.метр и 8,93 руб./1 куб.метр соответственно при установленных постановлением от 21.02.2017 № 14-3/в для населения тарифах в размере 12,13 руб./1 куб.метр и 10,54 руб./1 куб.метр соответственно.
Согласно статье 8 Федерального закона от 27.02.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктам 3, 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию.
В соответствии с пунктом 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808, потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей.
Тарифы на тепловую энергию (мощность) для Кооператива установлены постановлением Госслужбы от 21.02.2017 № 12-3/т «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива «Дружба», поставляемую потребителям в Чувашской Республике, на 2017 - 2020 годы», в следующих размерах:
для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения:
с 1 июля по 31 декабря 2017 года - 1199,54 руб./Гкал;
с 1 января по 30 июня 2018 года - 1199,54 руб./Гкал;
для населения (тарифы указываются с учетом НДС) <***>;
с 1 июля по 31 декабря 2017 года - 1415,46 руб./Гкал;
с 1 января по 30 июня 2018 года - 1415,46 руб./Гкал.
«*» - на упрощенной системе налогообложения; «***» - выделяются в целях реализации пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая).
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Кооператив при начислении платы за тепловую энергию в июле-декабре 2017 года и январе-апреле 2018 года применял тариф в размере 1199,54 руб./Гкал при установленном постановлением от 21.02.2017 № 12-3/т для населения тарифе в размере 1 415,46 руб./Гкал.
Применение тарифов на тепловую энергию, питьевую воду и водоотведение, неустановленных органом регулирования, является нарушением порядка ценообразования, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Факт совершения Кооперативом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена в части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
Доказательств принятия Кооперативом всех зависящих от него мер по предотвращению совершения правонарушений в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Кооператива состава административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является правильным.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протоколов об административном правонарушении и рассмотрения материалов административных дел Кооператив извещался надлежащим образом (л.д. 65-66, 69-70, 116-117, 120-121).
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, Госслужбой не нарушен.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Малозначительность является оценочной категорией, которая определяется судом по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд верно посчитал, что установленные в рассматриваемом деле обстоятельства не свидетельствуют об исключительности выявленных административным органом нарушений Кооперативом императивных норм в сфере регулирования цен и тарифов, а, напротив, указывают на пренебрежительное отношение заявителя жалобы к соблюдению этих требований. Допущенные Кооперативом нарушения носили систематический длительный характер, а не случайный.
Ссылка Кооператива на то, что занижение тарифов не привело к его обогащению, признана судом апелляционной инстанции несостоятельной, поскольку государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется, среди прочего, в целях обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом.
Исследовав представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ, для освобождения Кооператива от административной ответственности.
Одновременно суд первой инстанции не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
Мера ответственности определена административным органом в каждом случае верно в минимальном размере санкции, предусмотренной в части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно признал постановления Госслужбы от 23.07.2018 № 43.А-05/10, от 23.07.2018 № 44.А-05/10 законными и обоснованными, в связи с чем отказал Кооперативу в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Уплата государственной пошлины по данной категории дел законом не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.10.2018 по делу № А79-8948/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива «Дружба» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
А.М. Гущина
Судьи
М.Б. Белышкова
Т.В. Москвичева