ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А79-9593/20 от 22.11.2021 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А79-9593/2020

29 ноября 2021 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 22.11.2021.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Новикова Ю.В.,

судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,

при участии

от заявителя: Тимофеева Б.Н. (доверенность от 01.10.2021),

Шуряшкина Александра Олеговича (лично),

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шуряшкиной Викторины Романовны

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 08.04.2021 и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2021

по делу № А79-9593/2020

по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шуряшкиной Викторины

Романовны (ОГРН: 320213000017411, ИНН: 210323342726)

к Министерству сельского хозяйства Чувашской Республики

о признании незаконными бездействия в виде непредставления гранта в форме субсидии для малых форм хозяйствования в сумме 3 956 400 рублей,

пункта 2.1 решения в виде протокола от 25.06.2020 № 10/2 в части утверждения итоговых баллов в размере 3,37 балла вместо 3,88 балла,

об обязании предоставить грант исходя из итоговых баллов в сумме 3,88 балла в размере 3 956 400 рублей,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, –

Шуряшкин Александр Олегович,

и у с т а н о в и л :

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Шуряшкина Викторина Романовна (далее –Глава КФХ, Шуряшкина В.Р.) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии к Министерству сельского хозяйства Чувашской Республики (далее – Министерство, уполномоченный орган) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными бездействия в виде непредставления гранта в форме субсидии для малых форм хозяйствования в сумме 3 956 400 рублей, пункта 2.1 решения в виде протокола от 25.06.2020 № 10/2 в части утверждения итоговых баллов в размере 3,37 балла вместо 3,88 балла; об обязании предоставить грант исходя из итоговых баллов в сумме 3,88 балла в размере 3 956 400 рублей.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен гражданин Шуряшкин Александр Олегович (далее – Шуряшкин А.О.).

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 08.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционного суда от 30.06.2021 решение суда оставлено без изменения.

Шуряшкина В.Р. не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Ссылаясь на статьи 2, 3, 23, 24, 86.1, 244, 245, 253, 254, 256 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьи 31, 33, 35 Семейного кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон № 74-ФЗ), заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По мнению Шуряшкиной В.Р., оспариваемые действия (бездействие) уполномоченного органа привели к нарушению ее прав и законных интересов, в связи с чем заявленные требования подлежали удовлетворению.

Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.

Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.

Шуряшкин А.О. в судебном заседании позицию Главы КФХ по делу поддержал.

Министерство, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направило.

В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании Указа Президента Российской Федерации от 20.10.2021 № 595
«Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре – ноябре 2021 года» судебное заседание перенесено на 22.11.2021.

Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суды установили, и это не противоречит материалам дела, 11.06.2020 Глава КФХ обратился в Министерство с заявкой на участие в конкурсном отборе на предоставление государственной поддержки в форме гранта на поддержку начинающего фермера.

Из пункта 2.1 протокола заседания конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора на получение грантов в форме субсидий для малых форм хозяйствования от 25.06.2020 № 10/2 следует, что Шуряшкиной В.Р. утверждены итоговый балл – 3,37 и порядковый номер – 23.

Шуряшкина В.Р. посчитала, что конкурсной комиссией не были учтены существенные показатели, влияющие на размер итогового балла, что привело к неполучению в полном объеме (3 956 400 рублей) заявленной суммы гранта, и обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Федеральным законом от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее – Закон № 112), Законом Чувашской Республики от 03.12.2019 № 83 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований и исходил из того, что оспариваемые действия (бездействие) и решение Министерства соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

В рассмотренном случае Глава КФХ оспаривает бездействие Министерства в виде непредставления гранта в форме субсидии для малых форм хозяйствования в сумме 3 956 400 рублей, а также пункт 2.1 решения в виде протокола от 25.06.2020 № 10/2 в части утверждения итоговых баллов в размере 3,37 балла вместо 3,88 балла и об обязании предоставить грант исходя из итоговых баллов в сумме 3,88 балла в размере 3 956 400 рублей.

Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики в соответствии с Законом Чувашской Республики от 03.12.2019 № 83 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.02.2020 № 43 «О мерах по стимулированию развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развития малых форм хозяйствования» осуществляется предоставление государственной поддержки.

Порядок предоставления главе крестьянского (фермерского) хозяйства государственной поддержки в форме гранта на поддержку начинающего фермера (приложение № 4) (далее – Порядок) был утвержден постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.02.2020 № 43 «О мерах по стимулированию развитию приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развития малых форм хозяйствования».

На основании пункта 3.5 Порядка конкурсный отбор осуществляется конкурсной комиссией по проведению отбора на получение грантов в форме субсидий для малых форм хозяйствования.

Комиссия принимает решение о предоставлении гранта либо об отказе в его предоставлении (пункт 3.7 Порядка).

На основании пункта 3.9 Порядка документы, допущенные к конкурсному отбору, комиссия оценивает в соответствии с критериями оценки документов согласно приложениям № 5 и 6 к настоящему Порядку.

В подпункте 5 приложения № 5 к Порядку установлены следующие документы, подтверждающие наличие у начинающего фермера сельскохозяйственных животных: выписка из похозяйственной книги и (или) копия отчета «Форма № 3-фермер».

В статье 8 Закона № 112-ФЗ определено, что учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. В похозяйственной книге, в том числе, содержатся информация о количестве сельскохозяйственных животных, птицы и пчел.

В силу пункта 11 Приложения № 2 к приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.10.2010 № 345 «О порядке ведения похозяйственной книги» (далее – Порядок № 345) члены хозяйства самостоятельно определяют, кого из них записать первым, а записанного первым определяют как главу хозяйства. В случае сомнений рекомендуется первым записать члена хозяйства, на которого оформлен земельный участок или жилой дом. Записанного определяют главу хозяйства.

На основании пункта 25 Порядка № 345 в разделе III указывают количество сельскохозяйственных животных, которое записывается после их пересчета в натуре в присутствии главы хозяйства и (или) взрослых членов хозяйства. Пересчет сельскохозяйственных животных в натуре производится в то время, когда сельскохозяйственные животные находятся на усадьбе. Поголовье птицы, количество пчелосемей записывается по опросу главы хозяйства или взрослого члена хозяйства. Если хозяйство содержит животных и птиц, принадлежащих лицам, не являющимся членами хозяйства, то сведения об этих животных и птицах вносятся в дополнительные сведения раздела III.

Суды обоснованно посчитали, что данным критерием не оценивается, в чьей собственности находятся сельскохозяйственные животные, им оцениваются сельскохозяйственные животные, которые числятся за личным подсобным хозяйством или крестьянским (фермерским) хозяйством.

Суды установили, что из представленной заявителем на конкурсный отбор выписке из похозяйственной книги первым записан Шуряшкин А.О., который является главой личного подсобного хозяйства, соответственно, поголовье сельскохозяйственных животных числится у главы личного подсобного хозяйства Шуряшкина А.О.

К конкурсной документации главой КФХ Шуряшкиной В.Р. не была приложена копия отчета «Форма № 3-фермер», в связи с чем по данному критерию комиссией проставлено 0 баллов.

Если правообладателем животноводческого помещения является начинающий фермер, критерий «Место расположения животноводческих помещений начинающего фермера» оценивается по максимальной оценке.

На основании пункта 1.3 Порядка начинающим фермером является крестьянское (фермерское) хозяйство (главой которого является гражданин Российской Федерации), зарегистрированное на сельской территории Чувашской Республики, продолжительность деятельности которого не превышает 24 месяцев со дня его регистрации, не являвшееся ранее получателем гранта на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства (Агростартап) в соответствии с порядками предоставления главе крестьянского (фермерского) хозяйства государственной поддержки в форме гранта на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства (Агростартап), утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики.

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное (пункт 1 статьи 257 ГК РФ).

В пункте 1 статьи 6 Закона № 74-ФЗ определено, что в состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

Согласно представленным главой КФХ Шуряшкиной В.Р. на участие в конкурсном отборе документам правообладателем животноводческого помещения под кадастровым номером 21:13:290201:97 является Шуряшкин А.О.; документы, подтверждающие, что правообладателем животноводческого помещения является Шуряшкина В.Р., последняя не представила.

Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Комиссия Министерства обоснованно не начислила баллов главе КФХ Шуряшкиной В.Р. по данному критерию оценки.

Довод Шуряшкиной В.Р. о том, что супруг Шуряшкин А.О. фактически является членом КФХ с 26.03.2020, то есть со дня создания КФХ, но документы не были оформлены, в связи с чем на основании заявления Шуряшкина А.О. от 28.10.2020 Шуряшкина В.Р. приняла решение 30.10.2020 о принятии Шуряшкина А.О. в члены КФХ и считать его членом КФХ с 26.03.2020, рассмотрен судами и правомерно отклонен.

В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется (пункт 1 статьи 4 Закона № 74-ФЗ).

Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение (пункт 2 статьи 4 Закона № 74-ФЗ).

В пунктах 1, 2 статьи 14 Закона № 74-ФЗ определено, что в фермерское хозяйство могут быть приняты новые члены в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона. Прием новых членов в фермерское хозяйство осуществляется по взаимному согласию членов фермерского хозяйства на основании заявления гражданина в письменной форме.

Суды установили, что КФХ было создано Шуряшкиной В.Р., на момент создания КФХ соглашение с Шуряшкиным А.О. не было заключено, в связи с чем Шуряшкин А.О. является членом КФХ Шуряшкиной В.Р. с 30.10.2020, то есть с момента принятия решения главой КФХ Шуряшкиной В.Р. о принятии в КФХ Шуряшкина А.О.

Ссылка заявителя на совместную собственность супругов и на имущество, нажитое в браке, признана судами несостоятельной, поскольку в данном случае существуют специальные нормы и критерии оценки заявок участников конкурса на получение гранта, четко регламентирующие порядок заполнения документов и порядок оценки содержащихся в них сведений, служащие для более прозрачного и понятного соотнесения позиций оценки, в связи с чем Комиссия не должна принимать решение исходя из предположений, в каком правовом статусе находится то или иное имущество супругов.

На основании пункта 3.10 Порядка, если итоговая оценка составляет 2,75 и более балла, Комиссия принимает решение о предоставлении гранта в сумме, указанной в заявке, согласно плану расходов. Если итоговая оценка составляет менее 2,75 балла, Комиссия принимает решение об отказе в предоставлении гранта. Размер гранта должен соответствовать плану расходов с учетом собственных средств начинающего фермера.

Согласно таблице 115 приложения 34 к Федеральному закону от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Чувашской Республике на 2020 год были выделены субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в размере 452 881 600 рублей.

В абзаце третьем пункта 1.1 Порядка установлено, что объем финансирования за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики определяется исходя из уровня софинансирования, установленного Правительством Российской Федерации для Чувашской Республики.

Финансирование расходов, подлежащих осуществлению за счет субсидий, поступающих из федерального бюджета, производится в пределах средств, поступивших из федерального бюджета, в порядке и на условиях, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5.5 Порядка).

Соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 23.12.2019 № 082-09-2020-157 предусмотрено, что в 2020 году общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Чувашской Республики, составлял 457 456 161 рубль 62 копейки.

Уровень софинансирования из федерального бюджета, равного 99,0 процента, составляет 452 881 600 рублей.

Таким образом, общий объем субсидий в 2020 году, выделенных из федерального бюджета на государственную поддержку в форме гранта на поддержку начинающего фермера, составлял 73 696 064 рубля 13 копеек.

С учетом объема средств, выделенных из федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики, сумма средств государственной поддержки глав КФХ в форме гранта на поддержку начинающего фермера в 2020 году составляла 74 440 468 рублей 82 копейки.

В пункте 2.2 протокола от 25.06.2020 № 10/2 утвержден список 23 глав КФХ, которым предоставляется государственная поддержка в форме гранта.

Заявленные 23 главами КФХ общая сумма грантов составила 77 810 600 руб.

При распределении денежных средств по порядку от заявки, которой присвоен номер 1, до заявки КФХ Шуряшкиной В.Р. (№ 23), сумма оставшихся средств составила 586 268 рублей 82 копейки.

На основании решения Комиссии Минсельхоз Чувашии в течение 10 рабочих дней со дня размещения протокола заседания Комиссии на официальном сайте заключает с начинающими фермерами соглашение (пункт 5.2 Порядка).

Письмом Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики от 26.06.2020 № 13/15-4365 главам КФХ, которым Комиссией принято решение предоставить гранты государственной поддержки, направлено уведомление о предложении подписать соглашение о предоставлении из республиканского бюджета Чувашской Республики государственной поддержки в форме гранта главе крестьянского (фермерского) хозяйства на поддержку начинающего фермера. В списке рассылки, в том числе, указана глава КФХ Шуряшкина В.Р.

Победитель под номером 18 26.06.2020 отказался от гранта, и Министерство предложило заявленную сумму в размере 1 995 500 рублей главе КФХ Шуряшкиной В.Р. дополнительно, то есть в общей сумме 2 581 768 рублей 82 копейки.

Вместе с тем Шуряшкина В.Р. от средств государственной поддержки в указанном размере отказалась.

При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что Министерство правомерно оценило заявку Главы КФХ в 3,37 балла и не отказывало заявителю в предоставлении гранта, в связи с чем правомерно отказали Шуряшкиной В.Р. в удовлетворении заявленных требований.

Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в размере 150 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная по чеку от 30.08.2021 № 735862 государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 2850 рублей подлежит возврату Шуряшкиной В.Р. из федерального бюджета.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 08.04.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2021 по делу № А79-9593/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шуряшкиной Викторины Романовны – без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в размере 150 рублей отнести на Шуряшкину Викторину Романовну.

Возвратить Шуряшкиной Викторине Романовне из федерального бюджета 2850 рублей государственной пошлины, уплаченной по чеку от 30.08.2021 № 735862 за рассмотрение кассационной жалобы.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Ю.В. Новиков

Судьи

О.А. Шемякина

Т.В. Шутикова