ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
11 февраля 2022 года
Дело № А81-3901/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2022 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Котлярова Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14652/2021) акционерного общества «Россети Тюмень» на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.10.2021 по делу № А81-3901/2021 (судья Садретинова Н.М.), принятое по заявлению акционерного общества «Россети Тюмень» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>) к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>), Администрации Пуровского района (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>) о признании незаконным отказа в прекращении договора аренды лесного участка в составе земель лесного фонда от 08.09.2009 № 291/Л-09, зарегистрированного 25.12.2012 за № 89-89-07/017/2012-041, в связи с установлением публичного сервитута, содержащегося в письме от 28.01.2021 № 89-160/2701-08/323, об обязании прекратить договор аренды лесного участка в составе земель лесного фонда № 291/Л-09 от 08.09.2009, зарегистрированный 25.12.2012 за № 89-89-07/017/2012-041, в связи с установлением публичного сервитута,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества «Россети Тюмень» - ФИО1, по доверенности от 10.12.2020 № 89 АА 1136547 сроком действия 17.08.2022, диплом;
установил:
акционерное общество «Россети Тюмень» (далее – АО «Россети Тюмень», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района, Администрации Пуровского района (далее – Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным отказа в прекращении договора аренды лесного участка в составе земель лесного фонда от 08.09.2009 № 291/Л-09, зарегистрированного за № 89-89-07/017/2012-041 от 25.12.2012, в связи с установлением публичного сервитута, содержащегося в письме № 89-160/2701- 08/323 от 28.01.2021.
В качестве способа восстановления права заявитель просил обязать Департамент прекратить договор аренды лесного участка в составе земель лесного фонда от 08.09.2009 № 291/Л-09, зарегистрированный за № 89-89-07/017/2012-041 от 25.12.2012, в связи с установлением публичного сервитута.
Определением от 17.09.2021 года суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (Департамент природно-ресурсного регулирования, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.10.2021 в удовлетворении заявления АО «Россети Тюмень» было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО «Россети Тюмень» обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, требования заявителя удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что действующим законодательством установлена обязанность органа, принявшего решение об установлении публичного сервитута, прекратить аренду лесного участка; земельным законодательством не предусмотрено право установления публичного сервитута по границам арендуемого земельного участка; судом в решении не дана оценка доводам о том, каким образом заявитель должен вернуть часть земельного участка, которая не входит в сервитут.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент природно-ресурсного регулирования указывает на то, что договор аренды является двухсторонней сделкой, которую прекратить могут только ее стороны с обязательным исполнением арендатором обязанности по возврату имущества в порядке, предусмотренном договором, в том числе с обязательным проведением рекультивации; Общество обратилось с заявлением о предоставлении сервитута не в порядке переоформления ранее действующего договора.
Заинтересованное и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу
в отсутствие сторон.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. 08.09.2009 года между Департаментом природно-ресурсного (Арендодатель) и ОАО энергетики и электрофикации «Тюменьэнерго» (Арендатор и правопредшественние заявителя) заключен договор аренды лесного участка в составе земель лесного фонда №291/Л-09, в соответствии с которым Арендодатель предоставил, а Арендатор принял во временное владение и пользование лесной участок в составе земель лесного фонда площадью 13,228 га под объект «Строительство ВЛ-10 кВ в габаритах 35 кВ от ПС -110 кВ «Владимирская» до РП-10 кВ ОАО «СибурТюменьГаз» в районе г. Ноябрьска. Лесной участок расположен в ЯНАО, Пуровский район (эксплуатационные леса Таркосалинского лесничества Ноябрьского участкового лесничества в квартале №1801 в выделах №№17, 18, 19, 22, 23, 24, 31, 32, 35, 37, 41, 82, 87, в квартале №1802 в выделах №№30,79).
В соответствии с дополнительным соглашением №5 от 25.10.2012 года к указанному договору аренды, целевое использование участка изменено с «под объект: «строительство» на «эксплуатацию объекта», срок аренды составил по 07.09.2057.
17.06.2020 АО «Россети Тюмень» подано в Департамент заявление об установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков в порядке пункта 3 статьи 3.6. Федерального закона от 25.10.2000 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №137-ФЗ) для эксплуатации существующего линейного сооружения ВЛ-10 кВ в габаритах 35 кВ от ПС Владимирская до РП-10 кА ОАО «СибурТюменьГаз». Испрашиваемый срок сервитута – 49 лет.
Приказом Департамента от 30.07.2020 №794-ДП для АО «Россети Тюмень» установлен публичный сервитут в отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами 89:12:000000:47, 89:12:150101:396, 89:12:150101:397, 89:12:150101:398, 89:12:150101:540, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе, в Пуровском районе, в целях размещения (эксплуатации) объекта электросетевого хозяйства «ВЛ-10 кВ в габаритах 35 кВ от ПС Владимирская до РП-10 кВ ОАО «СибурТюменьГаз»; утверждены границы публичного сервитута согласно приложению к настоящему приказу.
Публичный сервитут установлен сроком на 49 лет и считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости.
23.12.2020 АО «Россети Тюмень» обратилось в адрес Департамента с письмом исх. №Т5/10/5159, в котором со ссылкой на ст. 3.6 Федерального закона №137-ФЗ просило исполнить обязанность органа местного самоуправления по обращению в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации прекращения права аренды земельных участков, предоставленных по договору №291/Л09 аренды лесного участка.
Письмом от 28.01.2021 № 89-160/2701-08/323 Департамент сообщил о том, что в ходатайствах АО «Россети Тюмень» об установлении публичного сервитута от 17.06.2020 №Т5/10/2394, от 19.06.2020 № Т5/10/2425 публичный сервитут испрашивался в соответствии с пунктом 3 статьи 3.6 Федерального закона № 137-ФЗ, а не в соответствии с пунктом 2 статьи 3.6 Федерального закона № 137-ФЗ; приказами Департамента от 30.07.2020 № 794-ДП, от 03.08.2020 № 799-ДП установлены публичные сервитуты, границы установленных публичных сервитутов лишь частично совпадают с границами земельных участков, предоставленных в аренду АО «Россети Тюмень», в связи с чем прекращение права аренды на лесной участок, в составе земель лесного фонда от 08.09.2009 № 291/Л-09, а также права аренды на земельный участок с кадастровым номером 89:12:000000:74 не представляется возможным.
Не согласившись с отказом Департамента, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать недействительным отказ в прекращении договора аренды лесного участка в составе земель лесного фонда от 08.09.2009 № 291/Л-09, зарегистрированного за № 89-89-07/017/2012-041 от 25.12.2012, в связи с установлением публичного сервитута, содержащийся в письме № 89-160/2701-08/323 от 28.01.2021.
22.10.2021 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял решение, которое обжалуется в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции
в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 9 ЛК РФ право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу пункта 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 74.1 ЛК РФ изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с ГК РФ, ЗК РФ и настоящим Кодексом.
С 01.09.2018 Федеральным законом от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» (далее - Федеральный закон № 341-ФЗ) внесены изменения в ЗК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов пункта 1 статьи 23 ЗК РФ.
Позднее был принят Федеральный закон от 18.12.2018 № 471-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления лесных участков в безвозмездное пользование».
Указанными статьями было изменено содержание ряда статей, в том числе, статьи 23, 39.23, 39.26, 39.36, 39.37 ЗК РФ.
Указанными нормами права, с учетом внесенных в них изменений предусмотрено следующее. В силу пункта 1 статьи 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 данного Кодекса.
Согласно статье 39.23 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в случаях размещения линейных объектов, к которым относятся, в том числе, линии электропередачи.
Согласно пункту 3 статьи 39.26 ЗК РФ к правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения ГК РФ о сервитуте и положения главы V.3 ЗК РФ не применяются.
Согласно пункту 2 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Пунктом 1 статьи 39.37 названного Кодекса определено, что публичный сервитут может быть установлен для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 39.38 ЗК РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, устанавливается:
1) решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений федерального значения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами федерального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам федерального значения, размещения автомобильных дорог федерального значения, железнодорожных путей в туннелях;
2) решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений регионального значения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в туннелях.
Согласно части 3 статьи 9 ЛК РФ установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 3 указанной статьи установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ. Порядок и особенности использования лесов в случае установления публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются в соответствии с настоящим Кодексом.
Кроме вышесказанного, новое правовое регулирование было введено с 01.09.2018 и в Федеральный закон №137-ФЗ. Так, в силу пункта 1 статьи 3.6 Федерального закона №137-ФЗ юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 1 сентября 2018 года.
Согласно пункту 2 статьи 3.6 Федерального закона №137-ФЗ в целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права аренды земельного участка на публичный сервитут лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута в соответствии с правилами, установленными главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации. В этом случае право постоянного (бессрочного) пользования или договор аренды земельного участка прекращается на основании решения об установлении публичного сервитута.
Решение об установлении публичного сервитута является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и прекращении аренды земельного участка. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении публичного сервитута, в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или прекращения права аренды земельного участка, в отношении которого принято решение об установлении публичного сервитута и сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении публичного сервитута, в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения направляет его копию в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 3.6 Федерального закона №137-ФЗ юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2025 года.
Таким образом, специальное правовое регулирование введено для юридических лица, у которых право собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения возникло до 01.09.2018 на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута (к их числу в силу статьи 39.37 ЗК РФ относятся и линий и сооружений связи).
Указанные лица могут:
- обратиться за переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права аренды земельного участка на публичный сервитут (пункту 2 статьи 3.6 Федерального закона №137-ФЗ). В этом случае право постоянного (бессрочного) пользования или договор аренды земельного участка прекращается на основании решения об установлении публичного сервитута;
- юридические лица, у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2025 года.
Следовательно, переоформление права аренды земельного участка под линиями электропередач на сервитут с одновременным прекращением права аренды по заявлению органа, предоставившего сервитут, возможно, во-первых, по волеизъявлению арендатора; во-вторых, исключительно в границах предоставленного сервитута.
Иное толкование данных норм права исключает возможность прекращения регистрации права аренды в ЕГРН на земельный участок в границах сервитута (переоформление одного права на другое с сохранением объекта права).
Согласно доводам заявителя, ему на праве собственности принадлежит: линейное сооружение ВЛ-10 кВ в габаритах 35 кВ от ПС Владимирская до РП-10 кВ ОАО СибурТюменьГаз (далее по тексту-ВЛ), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.07.2011 серии 89 АА № 088809. ВЛ проходит в границах муниципального образования город Ноябрьск (с 1 по 31 опоры) и муниципального округа Пуровский район (32 по 44 опоры).
С целью строительства, реконструкции, а впоследствии, эксплуатации ВЛ 10 кВ в габаритах 35 кВ от ПС Владимирская до РП-10 ОАО «СибурТюменьГаз» между Департаментом природно-ресурсного регулирования и АО «Россети Тюмень» заключен договор № 291/Л-09 аренды лесного участка в составе земель лесного фонда от 08.09.2009 сроком до 07.09.2057. Площадь лесного участка, предоставленного заявителю по договору аренды, составила 13, 2280 га.
Как было выше сказано, 17.06.2020 АО «Россети Тюмень» подано в Департамент заявление об установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков в порядке пункта 3 статьи 3.6. Федерального закона от 25.10.2000 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №137-ФЗ) для эксплуатации существующего линейного сооружения ВЛ-10 кВ в габаритах 35 кВ от ПС Владимирская до РП-10 кА ОАО «СибурТюменьГаз». Испрашиваемый срок сервитута – 49 лет.
Таким образом, волеизъявление АО «Россети Тюмень» было направлено не на переоформление права аренды на сервитут, а на установление сервитута на земельном участке, права на который у Общества отсутствуют (пункт 3 статьи 3.6. Федерального закона от 25.10.2000 №137-ФЗ).
Приказом Департамента от 30.07.2020 №794-ДП для АО «Россети Тюмень» установлен публичный сервитут отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами 89:12:000000:47, 89:12:150101:396, 89:12:150101:397, 89:12:150101:398, 89:12:150101:540, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе исключительно в Пуровском районе, в целях размещения (эксплуатации) объекта электросетевого хозяйства «ВЛ-10 кВ в габаритах 35 кВ от ПС Владимирская до РП-10 кВ ОАО «СибурТюменьГаз»; утверждены границы публичного сервитута согласно приложению к настоящему приказу на площадь 3,64 га.
Указанная площадь определена в результате кадастровых работ, согласно которым установлено, что в Пуровском районе расположены всего 13 опор ВЛ (с 32 по 44), из них, опоры 32 - 42 – попадают в границу арендуемого земельного участка, а опоры 43, 44 находятся за границами арендованного земельного участка.
Как правильно указал суд первой инстанции, в настоящем споре границы публичного сервитута не совпадают с границами лесного участка, переданного заявителю по договору аренды № 291/Л-09, что наглядно видно на схеме размещения земельного участка в разрезе лесопользования, землепользования и недропользования, представленного третьим лицом.
На схеме публичный сервитут отмечен красным цветом, лесной участок представленный заявителю по договору аренды № 291/Л-09, отмечен синим цветом.
Площадь лесного участка, предоставленного заявителю по договору аренды №291/Л-09, составляет 13,2280 га, между тем, по данным ГКУ «Ресурсы Ямала» площадь земельного участка, переданного по договору аренды № 291/Л-09, вошедшая в границы публичного сервитута составляет всего 3,64 га.
При этом, в заседании суда апелляционной инстанции и в своей письменной позиции по делу, АО «Россети Тюмень» подтвердило, что фактически линия электропередач в границах Пуровского района была построена частично за пределами разрешенного участка.
Заявитель настаивает на прекращении договора аренды № 291/Л-09 в полном объеме, однако, поскольку сервитутом охватывается лишь малая часть (3,64 га) земельного участка, переданного в аренду по вышеуказанному договору (13,2280 га), оснований для прекращения договора не имеется.
Следовательно, согласно волеизъявлению АО «Россети Тюмень» сервитут установлен частично в границах арендованного земельного участка в пределах Пуровского района, а частично на землях, в аренду вообще не предоставленных, что, вне зависимости от указанного в заявлении пункта статьи 3.6. Федерального закона от 25.10.2000 №137-ФЗ, исключало возможность прекращения в ЕГРН права аренды по заявлению лица, установившего сервитут.
Суд первой инстанции также правильно указал, что согласно части 3.2 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществлены до 01.09.2018, в случае, если право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком или право аренды такого земельного участка переоформлено на публичный сервитут в соответствии со статьей 3.6 Закона № 137-ФЗ.
То есть регистрирующий орган также не вправе снимать с государственного кадастрового учета весь земельный участок, предоставленный заявителю по договору аренды № 291/Л-09, ввиду того, что границы публичного сервитута не полностью совпадают с границами лесного участка, предоставленного заявителю, установлен лишь на часть лесного участка.
При этом, ссылка АО «Россети Тюмень» на то, что подобное толкование закона в сложившейся ситуации лишает его возможности вернуть земельный участок из аренды, заменив его на использование земли на праве сервитута, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Пунктом 7 статьи 3.6. Федерального закона от 25.10.2000 №137-ФЗ законодатель предусмотрел возможность изменения границ земельного участка, находящегося в аренде, при оформлении сервитута.
Так, в силу названного пункта, если для размещения сооружений, указанных в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, были образованы земельные участки, при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования или права аренды таких земельных участков на публичный сервитут такие земельные участки могут быть перераспределены с землями и (или) земельными участками или объединены с земельными участками по правилам, установленным Земельным кодексом Российской Федерации. При этом ограничения, предусмотренные пунктом 1 статьи 39.27 и пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса, не применяются.
В случае, если земельные участки, право постоянного (бессрочного) пользования которыми или право аренды которых переоформлено на публичный сервитут, перераспределяются с земельными участками, находящимися в частной собственности, либо находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены третьим лицам, плата за их перераспределение не взимается.
В такой ситуации вопрос об изменении границ земельного участка (объединение, перераспределение и др.) должен ставить по своей инициативе заявитель, стремящийся надлежащим образом сформировать земельный участок под своими объектами, а не государственные или муниципальные органы, с которыми был заключен договор аренды или которые оформляли испрашиваемый сервитут.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает,
что отказ Департамента в прекращении договора аренды земельного участка является правомерным.
Суд апелляционной инстанции считает, что Обществом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы
в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества «Россети Тюмень» оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.10.2021 по делу № А81-3901/2021 – без изменения.
Возвратить акционерному обществу «Россети Тюмень» из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной 25.11.2021 платежным поручением №68301.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.
Председательствующий
Н.А. Шиндлер
Судьи
Н.Е. Котляров
А.Н. Лотов