ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
11 января 2019 года | Дело № А81-4882/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме января 2019 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Краецкой Е.Б.,
судей Аристовой Е.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер АП-14437/2018, 08АП-14450/2018 ) общества с ограниченной ответственностью «Газпром энерго», Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2018 года по делу № А81-4882/2018 (судья Крылов А.В.), по иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» (ИНН 7736186950, ОГРН 1027739841370) к акционерному обществу «Ямальская железнодорожная компания» (ИНН 8904042048, ОГРН 1038900746103), при участии в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований, Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО (ИНН 8901017727, ОГРН 1068901005854) о взыскании 222 757 руб. 03 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - не явились
от ответчика – не явились
от третьего лица – не явились
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» (далее – ООО «Газпром энерго») обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к акционерному обществу «Ямальская железнодорожная компания» (далее – АО «ЯЖДК»)о взыскании задолженности за отпущенные коммунальные ресурсы за период с 01.01.2017 по 31.05.2017 в размере 222 757,03 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Департамент).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.09.2018 по делу № А81-4882/2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ООО «Газпром энерегия» указывает, что проживающие в квартирах работники ответчика не попадают под категорию граждан, отнесенных статьей 3 Закон ЯНАО от 01.12.2014 N 107-ЗАО к льготной категории граждан. Структура правовой нормы носит императивный характер, перечень является закрытым. Вопреки доводам ответчика, то обстоятельство, что помещения, в отношении которых начислена плата, являются жилыми, не влечет возникновения оснований для применения льготного тарифа, в связи с чем решение суда является незаконным, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права и подлежит отмене.
Департамент тарифной политики, в свою очередь, не согласившись с принятым Арбитражным судом ЯНАО решением, обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В качестве доводов жалобы Департамент указал на следующие обстоятельства. Федеральный закон «О теплоснабжении» наделяет полномочиями по установлению льготных категорий потребителей, в отношении которых устанавливаются льготные тарифы, исключительно субъекты Российской Федерации в лице представительных органов государственной власти. Тот факт, что спорные помещения являются жилыми, сам по себе не свидетельствует об обязанности субъектов Российской Федерации устанавливать льготные тарифы в отношении категорий помещений, а не категории потребителей. На основании положений Закона ЯНАО от 01.12.2014 N 107-ЗАО юридические лица, владеющие на законном праве жилыми помещениями, как и граждане, проживающие в жилых помещениях юридических лиц, пустующие жилые помещения юридических лиц, к категории потребителей, имеющим право на льготы, не отнесены. Единого тарифа, установленного для всей группы потребителей «население» в отношении истца не установлено. Кроме того, представленные истцом акты о проживании работников не имеют отношения к рассматриваемому периоду и не подтверждают факт проживания граждан на постоянной (а не временной) основе. В связи с изложенным, выводы суда о наличии такого тарифа не соответствуют ни материалам, ни фактическим обстоятельствам дела.
АО «ЯЖДК» в отзывах на апелляционные жалобы просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения, указывая на несостоятельность их доводов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Руководствуясь частью 1 статьи 266, частями 3,5 статьи 156 АПК РФ, суд апелляционной инстанции рассмотрел жалобы в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, рассмотрев апелляционные жалобы и соответствующие возражения, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия не усмотрела оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что истец, являясь ресурсоснабжающей организацией, в период с января по май 2017 в соответствии с договорами №59-08/134/16-Д от 01.04.2016, №59-08/135/16-Д от 01.04.2016 и №59- 08/136/16-Д от 01.04.2016 предоставлял услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для жилых помещений, расположенных по адресу: ЯНАО, <...>, владельцем которых является ответчик.
Ссылаясь на то, что АО «ЯЖДК» не относится к категории потребителей коммунальных ресурсов, которая имеет право на льготы в соответствии с Законом ЯНАО № 107-ЗАО от 01.12.2014, истец обратился к ответчику с предложением о заключении дополнительных соглашений в части установления нового тарифа «иные потребители».
Ответчик дополнительные соглашения подписать отказался, указав, что в указанных квартирах проживают сотрудники организации без заключения договора найма.
В связи с отказом ответчика о внесении изменений в договор, ООО «Газпром энерго» провело перерасчет оказанных услуг в соответствии с тарифами для категории «иные потребители» и обратилось в суд с настоящим иском о взыскании задолженности за коммунальные ресурсы в связи с их оплатой в меньшем размере.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что статус жилых помещений не изменялся, в производственных целях помещения не используется, и независимо от того, кому принадлежит жилое помещение - физическому или юридическому лицу, потребителем коммунального ресурса являются граждане, проживающие в таком жилом помещении, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения иска.
Поддерживая обжалуемое решение, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В соответствии с требованиями статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа действует Закон автономного округа от 01 декабря 2014 года № 107-ЗАО «Об установлении отдельных категорий потребителей коммунальных ресурсов, имеющих право на льготы, компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям и прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе отдельных государственных полномочии Ямало-Ненецкою автономного округа по предоставлению субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса» (далее - Закон № 107-ЗАО), Законом № 107-ЗАО. помимо льгот, установленных указанными выше федеральными законами в отношении отдельных категорий физических лиц, установлен дополнительный перечень категорий потребителей, имеющих право на льготы на территории автономного округа. Установление категорий потребителей, имеющих право на льготы осуществлялось с учетом финансовых возможностей бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа.
К таким потребителям отнесены:
- управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно- строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, приобретающие коммунальные ресурсы в целях оказания Коммунальных услуг на индивидуальные и общедомовые нужды гражданам, проживающим в жилых помещениях муниципального и государственного жилищного фонда, а также в жилых помещениях в многоквартирных домах. находящихся в их собственности;
- граждане, проживающие в жилых помещениях муниципального и государственного жилищного фонда, а также в жилых помещениях в многоквартирных домах, в жилых домах, домовладениях, находящихся в их собственности, и не предназначенных для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности. приобретающие коммунальные ресурсы в целях потребления коммунальных услуг на индивидуальные и общедомовые нужды.
Сторонами не оспаривается факт поставки коммунальных ресурсов и их объем.
Суть спора сводится к разногласиям сторон по варианту тарифа, подлежащего применению при расчете стоимости поставленных коммунальных ресурсов (тариф «Население» или тариф «Иные потребители»).
Согласно статье 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Коммунальные ресурсы приобретаются ОАО «ЯЖДК» для отопления жилых помещений и исключительно на коммунально-бытовые нужды, поэтому ОАО «ЯЖДК» правомерно считает, что должно производить оплату проживающих в них граждан по тарифу «население», что согласуется с положениями, установленными в постановлении Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", а также в Методических указаниях по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2.
Исходя из смысла указанных норм критерием отнесения потребителей тепловой энергии к категории «население» относится факт потребления этой тепловой энергии на коммунально-бытовые нужды.
Доказательств использования жилых квартир не для целей проживания граждан либо перевода указанных жилых помещений в нежилые истцом не представлено (статья 65 АПК РФ).
Отклоняя доводы жалоб, судебная коллегия учитывает, что в соответствии со статьёй 288 ГК РФ жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора. Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в категорию «нежилое». Также, само по себе отсутствие регистрации по месту жительства граждан в жилых помещениях, равно как и наличие либо отсутствие договоров найма между собственником жилого помещения - юридическим лицом и проживающими в этих жилых помещениях гражданами, не влияет на установление и изменение тарифов на коммунальные услуги.
Указание Департамента на дату составления актов об использовании жилых помещений судом отклоняется, поскольку за период взыскания истцом меры к выявлению ненадлежащего использования помещения не предпринимались, а бремя доказывания обстоятельств, на которых основаны исковые требования ООО «Газпром энерго», относятся на истца.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований не имелось, а доводы апелляционных жалоб основаны на неверном толковании норм права.
В связи с изложенным, при совокупности указанных выше обстоятельств доводы апелляционных жалоб судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными в полном объеме, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции по приведенным доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2018 года по делу № А81-4882/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.
Председательствующий | Е.Б. Краецкая | |
Судьи | Е.В. Аристова Л.И. Еникеева |