ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А81-6333/17 от 23.08.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

30 августа 2018 года

Дело № А81-6333/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2018 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Золотовой Л.А.,

судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6073/2018) Публичного акционерного общества «Газпромнефть-Тюмень» на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.03.2018 по делу № А81-6333/2017 (судья Лисянский Д.П.),

принятое по заявлению Публичного акционерного общества «Газпромнефть-Тюмень» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Департаменту природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании приказа от 28.02.2017 № 88-гэ об утверждении отрицательного заключения по проекту освоения лесов и обязании выдать положительное заключение на «Проект освоения лесов на лесном участке площадью 0,7000 га, переданном в аренду ПАО «Газпромнефть-Тюмень» под автозаправочную станцию (АЗС)», выполненный ООО «СИБГЕОЛЕС», в представленной заявителем в Департамент редакции вх. от 10.02.2017 № 2701-17/4032,

при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Тюмень» (ИНН <***>, ОГРН <***>),

при участии в судебном заседании:

представителя общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Тюмень» - ФИО1 по доверенности № Д-12 от 25.01.2018 сроком действия по 31.12.2018;

представителя публичного акционерного общества «Газпромнефть-Тюмень» ФИО1 по доверенности № 29-Д от 30.12.2016 сроком действия по 31.12.2018;

в отсутствие представителя Департамента природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,

установил:

Публичное акционерное общество «Газпромнефть-Тюмень» (далее – ПАО «Газпромнефть-Тюмень», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с требованиями, уточненными и дополненными в соответствии с правилами статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Департаменту природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Департамент, заинтересованное лицо) об оспаривании приказа от 28.02.2017 № 88-гэ об утверждении отрицательного заключения по проекту освоения лесов и обязании выдать положительное заключение на «Проект освоения лесов на лесном участке площадью 0,7000 га, переданном в аренду ПАО «Газпромнефть-Тюмень» под автозаправочную станцию (АЗС)», выполненный ООО «СИБГЕОЛЕС», в представленной заявителем в департамент редакции вх. от 10.02.2017 № 2701-17/4032.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Тюмень» (далее – ООО «Газпромнефть-Тюмень», третье лицо), являющееся правопреемником ПАО «Газпромнефть-Тюмень» в отношении прав на автозаправочную станцию и земельный участок из земель лесного фонда.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.03.2018 по делу № А81-6333/2017 в удовлетворении заявления отказано.

Возражая против принятого по делу судебного акта, Общество в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении предъявленных ПАО «Газпромнефть-Тюмень» требований.

В обоснование жалобы ее податель указывает, что спорный земельный участок, относящийся к лесным землям, предоставлен в аренду заявителю в связи с нахождением на нем принадлежащего ПАО «Газпромнефть-Тюмень» на праве собственности объекта недвижимого имущества (АЗС) в силу судебного акта. Вид использования участка в договоре аренды, разработчиком проекта которого выступил Департамент, не определен, однако правомерность использования объекта недвижимого имущества на данном участке следует из вступившего в законную силу судебного акта по делу № А81-4906/2014. Согласно доводам жалобы решением суда первой инстанции по настоящему делу не подтверждается несоответствие представленного заявителем проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту, нормам действующего законодательства и т.д., и высказываемые Департаментом замечания к проекту имеют формальный характер. Перечень оснований для выдачи отрицательного заключения государственной экспертизы является исчерпывающим, и рассматриваемый случай (отсутствие в договоре аренды вида разрешенного использования участка) в этот перечень не входит. При этом податель настоящей жалобы утверждает, что перевод лесного участка в земли других категорий невозможен.

В письменном отзыве на жалобу заинтересованное лицо просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Департамент, надлежащим образом извещенный в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил, заявив о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.

В заседании суда апелляционной инстанции представителем заявителя и третьего лица поддержана позиция, раскрытая в поданной жалобе, даны пояснения по существу спора.

Рассмотрев апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, заслушав представителя заявителя и третьего лица, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Материалы дела свидетельствуют о том, что между Департаментом (арендодатель) и ОАО «Газпромнефть-Тюмень» (арендатор) заключен договор аренды от 08.04.2015 № 48/Л-15 лесного участка в составе земель лесного фонда, в соответствии с которым обществу на основании решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.12.2014 по делу № А81-4906/2014 был предоставлен лесной участок площадью 0,7000 га в аренду под автозаправочную станцию (АЗС).

Подпунктом «в» пункта 11 указанного договора аренды на арендодателя возложена обязанность в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

27.08.2015 Департаментом подготовлено и направлено в адрес заявителя письмо исх. № 2701-17/15103, в котором Обществу со ссылкой на действующее законодательство предложено начать процедуру перевода земель лесного фонда в земли иных (других) категорий в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий.

Заявителем мероприятия по переводу арендованного земельного участка из земель лесного фонда в земли иной категории, допускающей использование автозаправочной станции, не реализованы.

30.11.2015 Обществом в Департамент для проведения государственной экспертизы представлен проект освоения лесов на лесном участке площадью 0,7000 га, переданном в аренду ОАО «Газпромнефть-Тюмень» под автозаправочную станцию.

Приказом от 25.12.2015 № 711-гэ Департамента утверждено заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов от 25.12.2015 № 705 по объекту «Проект освоения лесов на лесном участке площадью 0,7000 га, переданном в аренду открытому акционерному обществу «Газпромнефть-Тюмень» под автозаправочную станцию (АЗС)». В заключении приведены следующие замечания:

1. В соответствии с требованиями пункта 3 раздела II приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (далее – приказ Рослесхоза № 69) проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей. Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ). Договором аренды от 08.04.2015 лесного участка не определен вид разрешенного использования лесов.

2. В соответствии с требованиями пункта 32 приказа Рослесхоза № 69 информация, включаемая в проект освоения лесов, оформляется в виде текстовых, табличных и графических материалов (в том числе картографических). В нарушение вышеуказанных требований в подразделе 2.3 представленного заявителем проекта освоения лесов отсутствует текстовая информация по теме подраздела.

3. В соответствии с требованиями пункта 30 приказа Рослесхоза № 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет – для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 – 45 ЛК РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Для видов использования лесов, определенных статьями 43 – 45 ЛК РФ, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка. В нарушение вышеуказанных требований проект освоения лесов разработан на срок, превышающий срок действия лесохозяйственного регламента Ноябрьского лесничества.

4. Период проведения проектируемых мероприятий в таблицах 4.1.1, 5.5.1 указан неверно, так как пользование лесным участком возможно только после получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и подачи в установленном порядке лесной декларации.

5. Информация подраздела 5.1 о распределении арендованного лесного участка по классам природной пожарной опасности не соответствует материалам лесоустройства Ноябрьского лесничества.

6.Учитывая высокую пожарную опасность объекта целесообразно запроектировать устройство минерализованной полосы по периметру арендованного лесного участка и ежегодный двукратный уход за ней.

7. Перечень средств предупреждения и тушения лесных пожаров в таблице 5.3.1 рассчитаны в соответствии с частью 5 приложения № 2 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.03.2014 № 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов», установленных для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, транспортирующих горючие вещества и материалы. Договором аренды лесного участка в составе земель лесного фонда не определен вид использования лесов, таким образом, применение вышеуказанных нормативов является некорректным.

8. Проектируемые мероприятия, указанные в таблице 6.4.1, не соответствуют сведениям подразделов 6.2, 6.4.

9. В перечне используемой литературы указан нормативно-правовой акт, не использованный при разработке проекта освоения лесов.

На основании перечисленных замечаний заключение государственной экспертизы оценено как отрицательное, и проект направлен заявителю на доработку.

21.04.2016 в Департамент от заявителя вновь поступил проект освоения лесов для проведения его повторной государственной экспертизы.

Приказом от 09.06.2016 № 292-гэ Департаментом утверждено заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов от 09.06.2016 № 291 по объекту «Проект освоения лесов на лесном участке площадью 0,7000 га, переданном в аренду открытому акционерному обществу «Газпромнефть-Тюмень» под автозаправочную станцию (АЗС)».

Заключение от 09.06.2016 № 291 содержит следующие замечания:

1. В таблице 1.1.1 представлена недостоверная информация о номере регистрации договора аренды лесного участка от 08.04.2015 № 48/Л-15.

2. В нарушение требований п.5 приказа Рослесхоза № 69 отсутствует информация о годе последнего лесоустройства Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества.

3. В таблицах 5.2.1 и 6.4.1 период проведения мероприятий не соответствует сроку действия проекта освоения лесов, так как в соответствии п.30 приказа Рослесхоза № 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет – для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 – 45 ЛК РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

4. Тематическая лесная карта № 2 не соответствует данным акта натурного технического обследования лесного участка.

5. При разработке проекта освоения лесов не использован Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», имеющий непосредственное отношение к противопожарному обустройству автозаправочной станции.

6. В соответствии с пунктом 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Рослесхоза от 22.12.2011 № 545, целью экспертизы проекта освоения лесов является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации. Проект освоения лесов и порядок его разработки устанавливают требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов обязательные для органов государственной власти и органов местного самоуправления, лиц составляющих проект освоения лесов в соответствии с ЛК РФ. Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, установленные договором аренды лесного участка, но в договоре аренды от 08.04.2015 № 48/Л-15 вид разрешенного использования не определен, следовательно, оценить соответствие проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту Ноябрьского лесничества, лесному плану Ямало-Ненецкого автономного округа по виду использования не представляется возможным.

На основании указанного отрицательного заключения проект повторно направлен на доработку.

09.09.2016 заявителем в очередной раз представлен на государственную экспертизу проект освоения лесов для проведения повторной государственной экспертизы.

Приказом от 07.10.2016 № 483-гэ заинтересованным лицом утверждено отрицательное заключение от 07.10.2016 № 482 экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов по объекту «Проект освоения лесов на лесном участке площадью 0,7000 га, переданном в аренду публичному акционерному обществу «Газпромнефть-Тюмень» под автозаправочную станцию (АЗС)».

В заключении экспертной комиссии от 07.10.2016 № 482 изложены следующие замечания:

1. В подразделе 2.1 представлена недостоверная информация о дате введения в действие лесоустройства и о номере и дате приказа о введении в действие материалов лесоустройства Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества.

2. В соответствии п.30 приказа Рослесхоза № 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет – для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 – 45 ЛК РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Для видов использования лесов, определенных статьями 43 – 45 ЛК РФ, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка. Так как вид разрешенного использования лесов в договоре аренды лесного участка от 08.04.2015 № 48/Л-15 не определен, то указать срок действия проекта освоения лесов и период проведения проектируемых мероприятий не представляется возможным.

3. Дополнить подраздел 2.8 информацией о рекультивации нарушенных земель в соответствии с подпунктом з-1 пункта 11 раздела 111 договора аренды от 08.04.2015 № 48/Л-15 лесного участка.

4. Сведения таблицы 5.2.1 в части проведения мероприятия по устройству минерализованной полосы не соответствует графическому приложению № 4.

5. В соответствии с пунктом 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Рослесхоза от 22.12.2011 № 545, целью экспертизы проекта освоения лесов является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации. Проект освоения лесов и порядок его разработки устанавливают требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов в соответствии с ЛК РФ. Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, установленные договором аренды лесного участка, но в договоре аренды от 08.04.2015 № 48/Л-15 вид разрешенного использования не определен, следовательно, оценить соответствие проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту Ноябрьского лесничества, лесному плану Ямало- Ненецкого автономного округа по виду использования не представляется возможным.

Проект направлен заявителю для доработки.

10.02.2017 от ПАО «Газпромнефть-Тюмень» в Департамент поступило заявление на проведение повторной государственной экспертизы проекта освоения лесов.

Приказом 28.02.2017 № 88-гэ Департамент утвердил отрицательное заключение лесов от 28.02.2017 № 88 экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения по объекту «Проект освоения лесов на лесном участке площадью 0,7000 га, переданном в аренду Открытому акционерному обществу «Газпромнефть-Тюмень» под автозаправочную станцию (АЗС)», изложив в заключении следующие замечания:

1. В подразделе 2.1 представлена недостоверная информация о дате введения в действие лесоустройства и о номере и дате приказа о введении в действие материалов лесоустройства Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества.

2. В соответствии п. 30 приказа Рослесхоза № 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лег – для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 – 45 ЛК РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Для видов использования лесов, определенных статьями 43 – 45 ЛК РФ, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка. Так как вид разрешенного использования лесов в договоре аренды лесною участка от 08.04.2015 № 48/Л-1 5 не определен, то указать срок действия проекта освоения лесов и период проведения проектируемых мероприятий не представляется возможным.

3. В списке используемой литературы указан не действующий в настоящее время нормативно-правовой акт.

4. В соответствии с пунктом 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496, целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации. Проект освоения лесов и порядок его разработки устанавливают требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов в соответствии с ЛК РФ. Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, установленные договором аренды лесного участка, но в договоре аренды от 08.04.2015 № 48/JI-15 вид разрешенного использования не определен, следовательно, оценить соответствие проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту Ноябрьского лесничества, лесному плану Ямало-Ненецкого автономного округа по виду использования не представляется возможным.

Заявляя о незаконном характере приказа от 28.02.2017 № 88-гэ и нарушении данным правовым актом прав и охраняемых законом интересов Общества, ПАО «Газпромнефть-Тюмень» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Требования Общества оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, что послужило поводом для обращения ПАО «Газпромнефть-Тюмень» в апелляционный суд с настоящей жалобой.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Предметом рассмотрения по настоящему делу является законность заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, представленного ПАО «Газпромнефть-Тюмень», а также вынесенного Департаментом приказа от 28.02.2017 № 88-гэ.

К землям лесного фонда в силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В соответствии со статьей 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии положениями ЛК РФ.

Правоотношения в области предоставления лесных участков в силу статьи 9 ЛК РФ регулируются гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 статьи 74 ЛК РФ в подлежащей применению редакции допускается заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при нахождении на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

При этом законодательством не установлены нормы определения площади предоставления лесных участков, на которых расположены объекты недвижимости, а также не определены конкретные виды использования лесов, в соответствии с которыми будет осуществляться их эксплуатация.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.12.2014 по делу № А81-4906/2014 на Департамент возложена обязанность заключить с Обществом договор аренды лесного участка площадью 0,7 га. Обязанность исполнена Департаментом путем заключения договора от 08.04.2015 № 48/Л-15.

При формировании указанной позиции суд в рамках рассмотрения спора по делу А81-4906/2014 руководствовался исключительно нормами гражданского законодательства, установившими единство судьбы земельного участка и объекта недвижимости, расположенного на данном земельном участке.

Поскольку в ходе рассмотрения указанного спора было установлено, что на рассматриваемом земельном участке с кадастровым номером 89:12:11 07 01:0032 расположен объект недвижимости, принадлежащий Обществу – Автозаправочная станция, - судом сделан вывод о том, что Департамент не вправе был отказывать Обществу в заключении договора аренды земельного участка.

В тоже время в рамках рассматриваемого спора подлежат выяснению вопросы, регулируемые нормами земельного законодательства, а именно наличие правовых оснований для выдачи положительного заключения на Проект освоения лесов, представленного Обществом в целях определенных земельным законодательством.

В связи с изложенным, по убеждению суда апелляционной инстанции, выдача положительного заключения на Проект освоения лесов, исполненный Обществом, в принципе не представляется возможной ввиду несовпадения фактического использования земельного участка (под автозаправочную станцию) категории земель, в котором расположен данный земельный участок.

В целях устранения указанного несоответствия 27.08.2015 Департаментом подготовлено и направлено в адрес заявителя письмо исх. № 2701-17/15103, в котором Обществу со ссылкой на действующее законодательство предложено начать процедуру перевода земель лесного фонда в земли иных (других) категорий в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий.

Как следует из материалов рассматриваемого спора, указанная процедура была инициирована Обществом, однако не доведена до конца ввиду сложности и многостадийности указанного процесса.

Ссылка подателя жалобы на указанное обстоятельство, по убеждению суда апелляционной инстанции, не отменяет нормативно установленной обязанности Общества, являющегося правообладателем земельного участка, по приведению вида разрешенного использования указанного участка в соответствие с его фактическим использованием.

До устранения указанного несоответствия у Департамента отсутствовали правовые основания для выдачи положительного заключения на Проект освоения лесов, что послужило правомерным основанием для отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.

Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, на основании статьи 87 ЛК РФ, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден приказом Рослесхоза № 69.

Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Проект освоения лесов в соответствии с нормами статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496.

В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Как указано выше, в обоснование отрицательного заключения Департамент ссылается на то, что вид разрешенного использования лесов в договоре аренды от 08.04.2015 № 48/Л-15 лесного участка не определен, следовательно, указать срок действия проекта освоения лесов и период проведения проектируемых мероприятий не представляется возможным, равно как невозможно и оценить соответствие проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту Ноябрьского лесничества, лесному плану Ямало-Ненецкого автономного округа по виду использования.

Согласно части 2 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

В силу статьи 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» после 01.01.2009 предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами, запрещается.

В соответствии с правилами статьи 25 ЛК РФ использование лесов может быть следующих видов:

1) заготовка древесины;

2) заготовка живицы;

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

6) ведение сельского хозяйства;

7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

8) осуществление рекреационной деятельности;

9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;

14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

15) осуществление религиозной деятельности;

16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.

Лесное законодательство не предусматривает возможности использования лесов для размещения и эксплуатации автозаправочных станций, что справедливо отмечено судом первой инстанции.

Ни во вступившем в законную силу решении суда по делу № А81-4906/2014, ни в заключенном на его основании договоре аренды от 08.04.2015 № 48/Л-15 лесного участка вид использования лесного участка, предоставленного в аренду ПАО «Газпромнефть-Тюмень», не указан.

Из материалов дела усматривается и заявителем не оспаривается, что на спорном лесном участке расположена принадлежащая ПАО «Газпромнефть-Тюмень» (после реорганизации - ООО «Газпромнефть-Тюмень») автозаправочная станция. Таким образом, фактически единственной целью получения положительного заключения экспертизы является дальнейшая эксплуатация автозаправочной станции, расположенной на арендованном лесном участке.

Между тем, как указано выше, лесное законодательство не предусматривает возможности использования лесов для размещения и эксплуатации автозаправочных станций.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются по итогам градостроительного зонирования, указываются в градостроительных регламентах, являющихся составной частью правил землепользования и застройки (части 2, 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В то же время процесс изменения вида разрешенного использования предоставленного в аренду участка заявителем не доведен до конца, доказательства тому в дело не представлены, и основания для вывода о существовании у спорного объекта какого-либо назначения, соответствующего расположению на нем объекта АЗС, отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы о том, что вид разрешенного использования лесного участка с кадастровым номером 89:05:030702:671, переданного в аренду на основании договора от 08.04.2015 № 48/Л-15, оказался не определен вследствие бездействия Департамента, и вина Общества в этом отсутствует, отклоняются судом апелляционной инстанции как не имеющие правового значения.

Обязанность получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов относится к сфере ответственности именно заявителя как арендатора и не может быть обеспечена Департаментом или сочтена исполненной ввиду бездействия кого-либо из иных субъектов, включая Департамент. Являясь пользователем спорного участка, заявитель не был лишен возможности обратиться за изменением (внесением, уточнением) вида разрешенного использования участка с целью приведения своей деятельности по использованию участка и эксплуатации АЗС в соответствие с требованиями действующего правового регулирования.

Вопреки утверждениям заявителя, при установленных обстоятельствах, включая неопределенность в вопросе вида разрешенного использования лесного участка, основания для выдачи положительного заключения проекта освоения лесов отсутствовали, поскольку не имеется объективной возможности для проверки данного проекта на предмет соответствия его нормам земельного законодательства с учетом всех характеристик участка.

Учитывая изложенное, коллегия апелляционного суда поддерживает принятое судом первой инстанции по делу решение.

Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей настоящей жалобы по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на ПАО «Газпромнефть-Тюмень» с учетом результатов рассмотрения данной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу Публичного акционерного общества «Газпромнефть-Тюмень» оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.03.2018 по делу № А81-6333/2017 - без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Л.А. Золотова

Судьи

О.А. Сидоренко

Н.А. Шиндлер