ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
03 февраля 2022 года
Дело № А81-8603/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Бодунковой С.А., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моториной О.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14983/2021) Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ямало-Ненецкого автономного округа» на решение от 01.11.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу № А81-8603/2021 (судья Соколов С.В.), по исковому заявлению Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе» (ОГРН <***>) к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ямало-Ненецкого автономного округа» (ОГРН <***>) о взыскании 43 323 руб.,
при отсутствии представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе» (далее – НО «ФКР МКД в ЯНАО», фонд, истец) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее – ФКУ «ВК ЯНАО», учреждение, ответчик) о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (далее – МКД), расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа за период с 01.10.2020 по 31.07.2021 в размере 43 323 руб.
Решением от 01.11.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу № А81-8603/2021 исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ответчик в жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что учреждение обладает вещным правом на имущество и не является его собственником, в связи с чем неправомерным является привлечение ФКУ «ВК ЯНАО» к участию в деле в качестве ответчика; правами собственника, переданного на оперативное управление, наделено Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации; финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований на соответствующий год, вместе с тем расходы бюджетной сметы на выделение денежных средств по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД не предусмотрены, средства на данные цели не выделялись, иные разрешенные источники финансирования у ответчика отсутствуют, а нецелевое использование бюджетных средств недопустимо.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, с 20.06.2011 ФКУ «ВК ЯНАО» на праве оперативного управления принадлежат нежилые помещения 1-32, общей площадью 412,6 кв.м., находящиеся на первом этаже МКД, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>.
НО «ФКР МКД в ЯНАО» является региональным оператором в Ямало-Ненецком автономном округе и осуществляет свою деятельность на основании постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.07.2014 № 495-П «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе» и Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.03.2014 № 11-ЗАО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее – Закон № 11-ЗАО).
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа утверждена постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.12.2014 № 1136-П «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» и опубликована на официальном сайте органов власти Ямало-Ненецкого автономного округа 15.01.2015.
Собственники помещений в МКД № 49-а по ул. Республики в г. Ноябрьске формируют фонд капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора, то есть фонда.
Спорный МКД включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, при ее утверждении.
Таким образом, по мнению истца, у учреждения возникла обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт, начиная с октября 2015 года. Размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в отношении принадлежащих ответчику на праве оперативного управления нежилых помещений в МКД составляет 4 332 руб. 30 коп.
Как указывает НО «ФКР МКД в ЯНАО», уплата взносов ФКУ «ВК ЯНАО»
на капитальный ремонт в отношении указанных нежилых помещений за период с 01.10.2020 по 31.07.2021 не производилась, в связи с чем у учреждения образовалась задолженность
в общей сумме 43 323 руб.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, фонд направил ответчику претензию
№ 89-3560-01-05-02/5624 от 12.08.2021 с требованием уплатить задолженность по взносам
на капитальный ремонт в течение 10 дней с момента ее получения.
Поскольку требования претензии истца оставлены учреждением без исполнения,
НО «ФКР МКД в ЯНАО» обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворение исковых требований послужило причиной для подачи ФКУ «ВК ЯНАО» апелляционной жалобы, при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
На основании 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее –
ЖК РФ) указано, что собственникам помещений в МКД принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в МКД, бремя которых несет собственник помещения этого дома, определяется долей указанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме (часть 2 статьи 39 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в МКД собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В структуру платы за жилое помещение для собственника помещения в МКД входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в МКД, плата за коммунальные услуги (статья 154 ЖК РФ).
На основании части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в МКД обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД.
По условиям части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в МКД вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в МКД в отношении регионального оператора.
Как указано выше, собственники помещений в МКД № 49-а по ул. Республики в г. Ноябрьске формируют фонд капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора, то есть фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в МКД утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории автономного округа, утверждена постановлением Правительства автономного округа от 29.12.2014 № 1136-П и опубликована на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа 15.01.2015.
Как указано выше, МКД, в состав которого входят принадлежащие ответчику на праве оперативного управления нежилые помещения, включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа при её утверждении.
По правилам части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в МКД по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот МКД, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ.
Частью 4.1 статьи 3 Закона № 11-ЗАО установлен срок для уплаты взносов на капитальный ремонт – ежемесячно до последнего числа месяца, следующего
за истекшим месяцем.
Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества МКД, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества МКД, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Таким образом, из приведенных норм следует, что именно на собственников помещений возлагается обязанность нести расходы на их содержание с момента возникновения права на помещение. Данная обязанность возникает в силу закона.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорные нежилые помещения находятся в федеральной собственности и принадлежат ФКУ «ВК ЯНАО» на праве оперативного управления.
В силу абзаца пятого части 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
На основании статей 296, 298 ГК РФ, определяющих права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение лицу имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 3 «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений» эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Следовательно, если помещение в МКД передано собственником иному лицу на праве оперативного управления, то владеющий имуществом субъект такого права с момента его возникновения обязан нести расходы по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД.
В этой связи, вопреки ошибочному доводу апеллянта, установив, что спорные помещения в МКД, расположенном по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, принадлежат учреждению на праве оперативного управления, апелляционная коллегия приходит к выводу о наличии у ФКУ «ВК ЯНАО» обязанности по несению расходов на оплату ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, в котором эти помещения находятся.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, на основании части 4 статьи 3 Закона № 11-ЗАО с 01.10.2015 у ответчика возникла обязанность уплаты ежемесячных взносов на капитальный ремонт, доказательств оплаты ФКУ «ВК ЯНАО» взносов на капитальный ремонт в материалах дела не имеется, апелляционная коллегия полагает, что требования фонда обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Гражданское законодательство основывается на принципе равенства участников регулируемых им отношений (часть 1 статьи 1 ГК РФ). Нормы, регламентирующие бюджетное финансирование, не освобождают должника от исполнения обязательств, возникающих из гражданских правоотношений.
В этой связи отсутствие у ФКУ «ВК ЯНАО» находящихся в его распоряжении денежных средств нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота. Само по себе отсутствие бюджетного финансирования на текущий год в необходимом объеме не может свидетельствовать об отсутствии вины учреждения и являться правовым основанием для неисполнения обязанности по оплате долга. Соответствующие доводы жалобы отклоняются апелляционным судом как несостоятельные.
Таким образом, доводы апеллянта не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а лишь направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия пришла к выводу, что, удовлетворив требования НО «ФКР МКД в ЯНАО», суд первой инстанции принял правомерное решение.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.11.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу
№ А81-8603/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А. В. Веревкин
Судьи
С. А. Бодункова
Л. И. Еникеева