ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
19 июня 2018 года
Дело № А81-9578/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей ЗолотоваойЛ.А., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4778/2018) Администрации города Лабытнанги на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.02.2018 по делу № А81-9578/2017 (судья Антонова Е.В.), принятое по исковому заявлению Администрации города Лабытнанги (ИНН <***>, ОГРН <***>) к публичному акционерному обществу «Газпром» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании задолженности и пени по договору № ЯНО-Л-02-7685 от 30.07.2013 в общем размере 620 845 рублей 11 копеек,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью «Газпромтранс» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
Администрация города Лабытнанги (далее – Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к публичному акционерному обществу «Газпром» (далее – ПАО «Газпром», общество, ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка от 30.07.2013 № ЯНО-Л-02-7685 за период с 01.10.2015 по 30.09.2017 в размере 559 911 руб. 31 коп. и пеней за просрочку исполнения обязательства по внесению арендной платы, начисленных за период с 11.12.2015 по 27.10.2017, в размере 60 933 руб. 80 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Газпромтранс» (далее – ООО «Газпромтранс», третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.02.2018 по делу № А81-9578/2017 в удовлетворении иска отказано.
Не соглашаясь с принятым по делу судебным актом, Администрация в апелляционной жалобе просит его отменить и удовлетворить иск в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ), которым в Земельный кодекс Российской Федерации внесены изменения относительно размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, был принят после заключения договора аренды, в связи с чем, не распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, основанные на этом договоре аренды. Кроме того, истец отмечает, что судом первой инстанции ошибочно применены правила пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В письменном отзыве на жалобу истца ПАО «Газпром» просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
ПАО «Газпром» заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ответчика, которое апелляционным судом удовлетворено.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что между Администрацией (арендодатель) и ОАО «Газпром» (арендатор) в лице генерального директора ООО «Газпромтранс» заключен договор аренды земельного участка от 30.07.2013 № ЯНО-Л-02-7685, согласно условиям которого арендодатель передал в пользование арендатору сроком на 5 лет земельный участок с кадастровым номером 89:09:050202:5 общей площадью 3 949 кв. м, находящийся по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Лабытнанги, мкр. Обской, для использования в целях строительства объектов:
«Внутриплощадные сети водопровода. Железнодорожная линия станция Обская - станция Бованенково. Станция Обская (II очередь)» в составе стройки «Новая железнодорожная линия Обская - Бованенково»,
«Внутриплощадные сети канализации. Железнодорожная линия станция Обская - станция Бованенково. Станция Обская (I очередь)» в составе стройки «Новая железнодорожная линия Обская - Бованенково»,
«Внеплощадные тепловые сети. Железнодорожная линия станция Обская - станция Бованенково. Станция Обская (II очередь)» в составе стройки «Новая железнодорожная линия Обская - Бованенково»,
«Внутриплощадные сети водопровода локомотивного депо. Железнодорожная линия станция Обская - станция Бованенково. Станция Обская (I очередь)» в составе стройки «Новая железнодорожная линия Обская - Бованенково».
По условиям договора аренды размер арендной платы составляет 95 439 руб. 73 коп. за 1 год. Арендная плата должна была вноситься ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за истекшим кварталом (пункт 3.3.1 договора).
Условиями договора предусмотрена возможность изменения размера арендной платы в одностороннем порядке на основании решения арендодателя в следующих случаях:
в связи с изменением Порядка расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.12.2007 № 568-А;
в связи с изменением категории земель;
в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка;
в связи с изменением разрешенного использования земельного участка; в связи с изменением ставок арендной платы, коэффициентов и льгот.
Извещение арендатора о принятом решении осуществляется путем опубликования в средствах массовой информации. В этом случае исчисление арендной платы осуществляется на основании письменного уведомления арендатора.
Срок аренды участка определен договором от 30.07.2013 № ЯНО-Л-02-7685 с 30.07.2013 до 30.07.2018.
Факт передачи земельного участка с кадастровым номером 89:09:050202:5 в аренду ПАО «Газпром» подтверждается составленным сторонами актом приема-передачи от 30.07.2013, подписанным без замечаний.
Как указал при обращении в суд истец, ответчик ненадлежащим образом вносил плату за пользование земельным участком, в связи с чем у общества перед Администрацией возникла задолженность в размере 559 911 руб. 31 коп.
Изложенные обстоятельства послужили основанием обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Принимая во внимание имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что правоотношения сторон являются обязательствами аренды, в связи с чем, подлежат регулированию нормами параграфа 1 главы 34 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), раздела 3 части 1 ГК РФ (общие положения об обязательствах), Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ), а также условиями договора от 30.07.2013 № ЯНО-Л-02-7685.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Статьей 22 ЗК РФ предусмотрено право аренды земельных участков.
Согласно части 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является арендная плата.
Статьей 42 ЗК РФ на собственников земельных участков и лиц, не являющиеся собственниками земельных участков, при использовании земельных участков возложена обязанность своевременно производить платежи за землю.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
На основании части 1 статьи 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
В силу пункта 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), в порядке, в сроки и в размере, определенные договором.
Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором (статья 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штраф, пеня) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения денежного обязательства. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме (статья 331 ГК РФ).
Пунктами 1, 2 статьи 424 ГК РФ определено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015, было предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, государственными органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
С 01.03.2015 аналогичная норма установлена частью 3 статьи 39.7 ЗК РФ. В силу данной нормы права, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливаются:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Период взыскания определен истцом с 01.10.2015 по 30.09.2017.
Арендная плата рассчитана Администрацией в соответствии с Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.12.2007 № 568-А «Об утверждении Порядка расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена», исходя из площади земельного участка, удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, коэффициентов категории арендатора и земельного участка, вида использования земельного участка.
Однако, истцом не учтено следующее. В соответствии с частью 4 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанной для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В силу подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ к льготируемым объектам относятся, в том числе, объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий.
Из материалов дела усматривается, что спорные земельные участки выделены ПАО «Газпром» под размещение объектов инфраструктуры железнодорожной линии (линейного объекта).
Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.06.2009 № 343-А утверждена Схема территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа, согласно которой в транспортной стратегии округа предусмотрена достройка железнодорожной линии Обская-Бованенково.
Согласно указанному документу объекты, располагающиеся на арендованных ответчиком земельных участках, непосредственно входят в совокупность производственно-технологических комплексов, являющихся железнодорожным транспортом необщего пользования железнодорожной линии Обская – Бованенково в составе стройки «Новая железнодорожная линия «Обская – Бованенково». Линия представляет собой объект железнодорожной инфраструктуры в целом, вследствие чего указание в Постановлении Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа № 343-А от 18.06.2009 на территорию Ямальского района исключает из соответствующего режима правового регулирования каких-либо участков линейного объекта.
Таким образом, предельный годовой размер арендной платы за земельные участки, занятые линейными объектами, в том числе федерального значения, предписан непосредственно федеральным законом и не может быть установлен органом местного самоуправления в большем размере независимо от применяемой им конкретной методики расчета.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», действовавшей в период заключения договора, размер арендной платы на год за использование земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 данного постановления арендная плата в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения линейных объектов, рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России от 13.12.2010 №626 установлено, что в отношении земельных участков, предоставленных для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования, применяются ставки арендной платы, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 №396.
Приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 №396 для Ямало-Ненецкого автономного округа за аренду таких земельных участков установлена ставка в размере 1,11 руб. /га в год.
Таким образом, размер арендной платы при предоставлении истцом земельного участка в аренду ответчику для целей размещения спорных объектов рассчитывается в соответствии с указанными выше нормативными актами, и при этом годовой размер арендной платы не может превышать максимального годового размера арендной платы, установленного пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2015 №306-ЭС15-6588).
Более того, в пункте 2.9 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов, утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 08.10.2015 №953-П также предусмотрено, что размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается в размере, установленном для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Аналогичная позиция была сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 №12404/09, согласно которому закрепленное в пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» положение представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги естественных монополий. Как указал Президиум, для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линейные объекты, подлежит применению предельный размер годовой арендной платы не более двух процентов кадастровой стоимости.
Подобные выводы содержатся и Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.05.2011 №15575/10.
Поскольку ответчик уплатил арендную плату за период пользования земельным участком с 01.01.2015 по 30.09.2017 в размере, установленном в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и занятых объектами железнодорожного транспорта, оснований для взыскания с него задолженности перед истцом в размере 559 911 руб. 31 коп. не имеется.
В апелляционной жалобе Администрация ссылается на то, что статья 39.7 ЗК РФ не может применяться к условиям договора аренды, заключенного ранее ее принятия.
Действительно, статья 39.7 ЗК РФ введена в силу с 01.03.2015 и подлежит применению ко всем гражданским отношениям после ее принятия. Период взыскания в данном деле определен истцом с 01.10.2015 по 30.09.2017, то есть подпадает под действие данной статьи.
При этом, как было указано ранее, до 01.03.2015 действовал пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», который подлежал применению к муниципальным землям и землям, собственность на которые была не разграничена с учетом толкования, данного в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 №12404/09.
Указания подателя апелляционной жалобы на то, что земельный участок предоставлен не для обслуживания объектов железнодорожного транспорта, а для строительства таковых, правового значения не имеет, поскольку Приказом Минэкономразвития России от 13.12.2010 №626 установлены льготные ставки в отношении земельных участков, предоставленных для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта.
При этом, понятие «размещение» объекта раскрывается, например, в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ как использованиеобъекта «предназначенного для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее - размещение)».
Не может быть принята во внимание и ссылка истца в апелляционной жалобе на отсутствие конкретного объекта в числе объектов, названных в подпункте 2 статьи 49 ЗК РФ, поскольку данная норма к льготируемым объектам относит объекты федерального транспорта, в числе которых линия Обская-Бованенково отнесена Схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 №384-р.
В этой же статье льгота установлена и для объектов регионального железнодорожного транспорта, статус которого спорные объекты имели до 2013 года.
Повторно проанализировав представленный Администрацией в дело расчет арендной платы, апелляционный суд приходит к выводу, что арендная плата истцом исчислялась исходя из ставок арендной платы без учета подлежащих применению величин и установленных законом пределов годовой арендной платы.
При изложенных обстоятельствах, отсутствуют основания для удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика арендной платы в заявленной сумме.
Отказав в удовлетворении исковых требований Администрации в части взыскания задолженности, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение. Учитывая акцессорный характер обязательства по уплате неустойки, суд апелляционной инстанции поддерживает также отказ в удовлетворении требований истца о взыскании с ПАО «Газпром» пени.
Доводы апелляционной жалобы Администрации отклоняются на основании приведенных выше положений законодательства, поскольку основаны на неправильном понимании норм права.
Обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба истца подлежит оставлению без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку Администрация на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты освобождена.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации города Лабытнанги оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.02.2018 по делу № А81-9578/2017 – без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н. Лотов
Судьи
ФИО1
О.А. Сидоренко