ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А82-4070/20 от 21.04.2021 АС Ярославской области

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3, http://2aas.arbitr.ru

Постановление

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров                                                                                                 Дело № А82-4070/2020

21 апреля 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена                             21 апреля 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен                                        21 апреля 2021 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Великоредчанина О.Б.,

судей Немчаниновой М.В. и Черных Л.И.  

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кислицыной Н.Н.,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.01.2021 по делу № А82-4070/2020

по иску непубличного акционерного общества «Управдом Фрунзенского района» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к муниципальному образованию город Ярославль в лице Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)  (третьи лица:  мэрия города Ярославля, Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля)

о взыскании задолженности,

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Управдом Фрунзенского района» (далее – Общество, Истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области (далее – Суд) с иском о взыскании с муниципального образования город Ярославль (далее – Муниципальное образование) в лице Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля (далее – Департамент, Ответчик, Заявитель) за счет казны Муниципального образования 5 069 руб. 91 коп. (далее – Долг), составляющих разницу между платой за холодное и горячее водоснабжение, начисленной за период с мая 2017 года по август 2019 года (далее – ФИО1 период) по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента (далее – Коэффициент), и такой платой, которая начислена без учета данного коэффициента нанимателям муниципальных квартир №№ 34, 62 и 98 (далее – Квартиры), расположенных в многоквартирном доме № 58 по улице 1-ой Тормозной города Ярославля (далее – Дом).

Решением Суда от 11.01.2021 (далее – Решение) Долг взыскан с Департамента.

Не согласившись с Решением, Ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (далее – Жалоба), в которой просит отменить Решение и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска Общества.

В обоснование Жалобы Заявитель указывает, в частности, что Дом введен в эксплуатацию в 2004 году, а требования об обязательном оснащении приборами учета многоквартирных домов, которые были введены в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон), отсутствуют. При этом требования части 1 статьи 13 Закона, согласно которой производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее – Приборы учета), не распространяются на ветхие, аварийные объекты, а также объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту. Согласно же Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ярославской области на 2014-2043 годы, которая утвержденаПостановлением Правительства Ярославской области от 31.12.2013 № 1779-п, планируется капитальный ремонт общего имущества Дома. До проведения такого ремонта обязанность по установке индивидуальных Приборов учета отсутствует, в связи с чем не подлежит применению и Коэффициент. Кроме того, Заявитель ссылается на то, что Департамент является ненадлежащим Ответчиком по настоящему делу, поскольку Положением о Департаменте, которое утверждено Решением Муниципалитета города Ярославля от 06.07.2007 № 492 (далее – Положение), компетенция Департамента по уплате Коэффициента не установлена.

Истецв отзыве на Жалобу просит оставить Решение без изменения, а Жалобу – без удовлетворения.

Остальные участвующие в деле лица отзывы на Жалобу не представили.

Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, явку своих представителей в это судебное заседание не обеспечили.

В связи с этим в соответствии со статьями 123, 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.

Законность и обоснованность Решения проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 АПК РФ.

При этом суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность Решения только в обжалуемой части.

Из материалов дела следует и не оспаривается участвующими в деле лицами, что в течение Искового периода на основании договора от 01.04.2015 № 1Т58/2015 Общество являлось управляющей Домом организацией, в связи с чем оказывало, в частности, услуги горячего и холодного водоснабжения, а расположенные в Доме Квартиры находились в собственности Муниципального образования, были переданы последним гражданам по договорам найма и не были оборудованы индивидуальными Приборами учета или были оборудованы только одним Прибором учета (холодного либо горячего водоснабжения).

Согласно абзацу 3 пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения № 2 к Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением Коэффициента.

В соответствии с пунктом 4 приложения № 2 к Правилам (Расчет размера платы за коммунальные услуги) с 1 января 2017 года величина Коэффициента составляет 1,5. При этом Коэффициент не применяется, в частности, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Между тем, соответствующий (-ие) акт (-ы) обследования, подтверждающий (-ие) отсутствие технической возможности установки в Квартирах индивидуальных Приборов учета, не представлен (-ы).

Ссылка Заявителя на то, что требования Закона об обязательном оснащении Квартир индивидуальными Приборами учета холодного и горячего водоснабжения  не распространяются на Дом в связи с тем, что он введен в эксплуатацию до вступления Закона в силу, является несостоятельной, так как в соответствии с частью 5 статьи 13 Закона собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления Закона в силу, обязаны до 1 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов Приборами учета и ввод последних в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) Приборами учета, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) Приборами учета.

Доводы Заявителя о том, что Дом подлежит капитальному ремонту и до проведения такого ремонта обязанность по установке индивидуальных Приборов учета отсутствует, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона требования об учете потребляемых энергетических ресурсов с использованием Приборов учета не распространялись на объекты, подлежащие капитальному ремонту до 1 января 2013 года.

В связи с этим Суд правомерно и обоснованно взыскал Долг, что следует и из правовой позиции, изложенной, в частности, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.12.2019 № 307-ЭС19-12087, а также в пункте 26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), который утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019. 

В соответствии с пунктом 1.1 Положения Департамент является структурным подразделением Мэрии, осуществляющим полномочия последней по решению вопросов местного значения в сфере городского хозяйства, в том числе жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно пункту 2.6 Положения одной из основных задач Департамента является создание условий для управления многоквартирными домами и выполнение отдельных полномочий собственника муниципального жилищного фонда.

В силу подпунктов 9 и 44 пункта 3.1 Положения Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в установленном порядке функции, в частности, главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами органов городского самоуправления, а такжеобеспечивает защиту прав и интересов города Ярославля по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, в судебных инстанциях.

В связи с этим доводы Заявителя о том, что Департамент является ненадлежащим Ответчиком по настоящему делу, также не могут быть приняты во внимание.

Прочие доводы Жалобы не влияют на оценку правильности Решения.

Методику расчета, а также сумму Долга Заявитель не оспаривает.

Поэтому, изучив доводы Жалобы и отзыва на нее, исследовав материалы дела, учитывая перечисленные выше нормы права, а также обстоятельства данного дела и представленные по нему доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены или изменения Решения по приведенным в Жалобе доводам не имеется.

Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющиеся безусловными основаниями для отмены Решения, Судом не допущены.

Следовательно, Решение подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.01.2021 по делу № А82-4070/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий                                                                      О.Б. Великоредчанин

Судьи                                                                                                                   М.В. Немчанинова 

         Л.И. Черных