АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород | Дело № А82-8284/2014 |
03 апреля 2015 года |
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 31.03.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю. ,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Думы Ростовского муниципального района Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.12.2014,
принятое судьями Украинцевой Е.П., Марусиным В.А., Мухиной Е.В.,
по делу № А82-8284/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГеоНеруд»
(ИНН: 7606083985, ОГРН: 1117606003570)
к Думе Ростовского муниципального района Ярославской области
о признании недействующим нормативного правового акта,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, –
муниципальное казенное учреждение Ростовского муниципального района «Агентство
земельных правоотношений»,
при участии прокурора Ярославской области,
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «ГеоНеруд» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействующим пункта 17 приложения № 1 к решению Думы Ростовского муниципального района Ярославской области (далее – Дума) от 04.04.2013 № 40 «Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории РМР» (с изменениями и дополнениями; далее – Решение от 04.04.2013 № 40) в части, превышающей ставку 2,1 (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение Ростовского муниципального района «Агентство земельных правоотношений».
Решением суда от 11.12.2014 заявленное требование удовлетворено.
Дума не согласилась с принятым решением и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Думы, материалами дела подтверждено, что установленный оспариваемым решением коэффициент функционального использования земельного участка соответствует действующему законодательству, экономически обоснован.
Общество в отзыве отклонило доводы жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятого Арбитражным судом Ярославской области решения проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Дума Решением от 04.04.2013 № 40 утвердила коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района, которые подлежат применению с 01.01.2013.
Согласно пункту 17 приложения № 1 к данному решению в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «производственные здания, прием вторсырья» применяется коэффициент функционального использования 6.
В пункте 1 Решения от 04.04.2013 № 40 установлено, что в случае увеличения размера годовой арендной платы за использование земельных участков в 2013 году по сравнению с 2012 годом более чем на 20 процентов следует применять пониженные коэффициенты функционального использования, установленные приложением № 4 к данному решению (в частности 2.1).
Решением Думы от 30.05.2013 № 59 в Решение от 04.04.2013 № 40 внесены изменения. Пункт 1 изложен в новой редакции: «в случае увеличения размера годовой арендной платы за использование земельных участков в 2013 году по сравнению с 2012 годом более чем на 20 процентов следует применять пониженные коэффициенты функционального использования, установленные приложением № 4 к Решению от 04.04.2013 № 40».
Решением Думы от 28.11.2013 № 117 (вступило в силу 01.01.2014) пункт 1 Решения от 04.04.2013 № 40 изложен в новой редакции: «установить коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района (приложения № 1, 2, 3)».
Указанные решения опубликованы в газете «Ростовский вестник» (от 09.04.2013 № 27, от 04.06.2013 № 42, от 03.12.2013 № 94).
Общество посчитало, что коэффициент функционального использования, установленный в пункте 17 приложения № 1 к Решению от 04.04.2013 № 40, в части превышения значения 2.1, не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства Российской Федерации № 582) и обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), Постановлением Правительства Российской Федерации № 582, Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 137-ФЗ), Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), Положением о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 № 710-п, Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу, что решение в оспариваемой части не соответствует действующему законодательству, и удовлетворил заявленное требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 65 Кодекса за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу пункта 4 статьи 22 Кодекса общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации № 582.
Одним из основных принципов является принцип экономической обоснованности. В соответствии с этим принципом арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 № 710-п утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области (далее – Положение).
Согласно пункту 2.2 Положения, размер годовой арендной платы рассчитывается как произведение трех показателей: удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в границах кадастрового квартала с учетом разрешенного использования площади земельного участка и коэффициента функционального использования, определяемый на основании вида экономической деятельности арендатора и социальной значимости для развития муниципального района (городского округа).
Коэффициенты функционального использования земельных участков устанавливаются органом местного самоуправления соответствующего муниципального района или городского округа, за исключением коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа города Ярославля, распоряжение которыми осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области (пункт 2.3 Положения).
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Суды при рассмотрении споров, касающихся установления платы за пользование земельными участками, должны выявлять, проводились ли при его принятии, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 № 209-О).
В соответствии с пунктом 17 приложения № 1 к Решению от 04.04.2013 № 40 коэффициент функционального использования в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «производственные здания, прием вторсырья» составляет 6.
Правильно применив указанные нормы права, оценив представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу, что установление в оспариваемом решении коэффициента функционального использования в части величины, превышающей значение 2.1, было осуществлено произвольно, без необходимого экономического обоснования.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленное требование.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы суда не опровергают.
Дополнительно представленные заявителем жалобы документы (копия таблиц по экономическому обоснованию расчета коэффициента функционального использования для производственной деятельности) не исследуются и не принимаются судом округа в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Ярославской области не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Дума освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.12.2014 по делу № А82-8284/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Думы Ростовского муниципального района Ярославской области – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий | Н.Ю. Башева | |
Судьи | Н.Ш. Радченкова А.И. Чиграков |