ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
город Севастополь
30 января 2024 года
Дело № А83-10605/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Горбуновой Н.Ю., судей: Зарубина А.В., Рыбиной С.А., при ведении протокола судебного заседания Шишкой Я.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым «ЖилсервисКерчь»
на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.06.2023 года по делу № А83-10605/2022
по иску Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым "ЖилсервисКерчь"
к Администрации города Керчи Республики Крым,
Государственному унитарному предприятию Республики Крым "КРЫМЭКОРЕСУРСЫ"
об обязании заключить договор,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым "ЖилсервисКерчь" (далее по тексту - МУП “ЖилсервисКерчь”, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации города Керчи Республики Крым (далее по тексту - Администрация), Государственному унитарному предприятию Республики Крым "КРЫМЭКОРЕСУРСЫ" (далее по тексту - ГУП РК “Крымэкоресурсы”, ответчик), в котором просит обязать Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымэкоресурсы» в течение 10 дней с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу заключить с Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым «ЖилсервисКерчь» договор на оказание услуг по транспортированию и размещению твердых коммунальных отходов (далее по тексту - ТКО) с территории Керченского полигона в редакции истца.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 14.06.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2023 апелляционная жалоба принята к производству апелляционного суда и назначена к рассмотрению в судебное заседание.
В судебное заседание 23 января 2024 года лица, участвующие в деле, не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы согласно положениям статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Апелляционным определением Верховного суда Республики Крым от 19.02.2020 года по делу № 33-423/2020 на муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым «Жилсервискерчь», администрацию г. Керчи Республики Крым возложена обязанность солидарно передать отходы производства и потребления, расположенные на территории временной площадки накопления отходов, находящейся на земельном участке, расположенном в районе городского кладбища г. Керчи Республики Крым, складирование которых осуществляется более 11 месяцев со дня их принятия в объеме 239 148,56 куб. м, в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания и размещения на санкционированный объект размещения отходов в срок два месяца со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с постановлением Администрации города Керчи от 11.12.2019 года № 2957/1-п «О реорганизации муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым «Керченский комбинат благоустройства» в форме присоединения к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым «ЖилсервисКерчь» МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» было реорганизовано путем его присоединения к МУП МОГОК РК «ЖилсервисКерчь».
Как следует из искового заявления, письмом от 15.04.2020 года МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» обратилось к руководителю МУП Ленинского района РК «Управление ЖКХ» с просьбой о заключении договора на размещение, обезвреживание и дальнейшую утилизацию отходов ТКО в объеме 239 148,56 куб. м.
Согласно полученному ответу № 840 от 12.05.2020г. МУП Ленинского района РК «Управление ЖКХ» может принимать отходы на полигон ТКО расположенный вблизи пгт. Багерово и пгт. Ленино исключительно от регионального оператора по обращению с отходами ГУП РК «Крымэкоресурсы».
Также письмом от 16.04.2020 года МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» обратилось к руководителю ГУП РК «Крымэкоресурсы» с просьбой о заключении с МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» договора на оказание услуг по перевозке накопленных на полигоне ТКО в г, Керчи отходов в объеме 239 куб. м, на полигон ТКО, эксплуатируемый МУП Ленинского района РК «Управление ЖКХ» расположенный в близи пгт. Багерово и пгт. Ленино
В ответ на указанное письмо ГУП РК «Крымэкоресурсы» письмом от 23.04.2020 № 01/4071 предоставило информацию о стоимости транспортировки отходов, однако согласия на заключение договора не предоставило.
В дальнейшем, письмом от 18.08.2020 г в адрес ГУП РК «Крымэкоресурсы» было направлено письмо с просьбой предоставления договора на услуги по транспортировке отходов.
Как указывает истец, ГУП РК «Крымэкоресурсы» не предоставило в адрес МУП “ЖилсервисКерчь” договор на услуги по транспортировке отходов с полигона ТКО города Керчи.
Письмом от 02.02.2021 года истец повторно обратился в адрес ГУП РК «Крымэкоресурсы» с просьбой заключения договора на вывоз 239 148,56 куб. м отходов с полигона ТКО города Керчи.
В ответ на указанное письмо ГУП РК «Крымэкоресурсы» своим письмом от 23.03.2021 г № 05/3092 указало, что ГУП РК «Крымэкоресурсы» не оказывает услуги по обращению с отходами и МУП «ЖилсервисКерчь» может заключить договор с организацией имеющей лицензию и санкционированный объект по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, и отзыв на нее, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (ст. 422 Гражданского кодекса, п. 1 постановления Пленума ВАС РФ № 16 от 14.03.2014 "О свободе договора и ее пределах").
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Положениями ч. 1 ст. 433 ГК РФ определено, что договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным (ч. 1 ст. 438 ГК РФ).
В силу ст. 443 ГК РФ ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
Нормами ч. ч. 1, 2 ст. 445 ГК РФ закреплено, что в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (ст. 446 ГК РФ).
Как указано в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон № 89-ФЗ) региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с Соглашением, заключенным между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым и Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Крымэкоресурсы» от 12.07.2018г. «Об организации и осуществлении деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории логистических зон (кластеров) Республики Крым № 1, № 3, № 4, № 5 и № 6», ГУП РК «Крымэкоресурсы» определено региональным оператором по обращению, с твердыми коммунальными отходами в местах их накопления с обязанностью заключать договора с физическими и юридическими лицами на территории логистических зон (кластеров) Республики Крым № 1, № 3, № 4, № 5 и № 6 (за исключением территорий города федерального значения Севастополь и муниципальных образований городской округ Ялта, городской округ Алушта).
Региональный оператор приступил к исполнению своих обязательств по обращению с ТКО с 01.01.2019 года.
Постановлением Совета министров Республики Крым № 375 от 29.06.2020 года «Об утверждении территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Республике Крым» утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Республике Крым.
В соответствии с таблицей 9.1. в п. 9.3. указанного Постановления, твердые коммунальные отходы с территории города Керчи размещаются на полигоне ТКО пгт. Ленино.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее — Правила № 1039), места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов путём принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твёрдых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил № 1039).
В соответствии с пунктом 11 Правил № 1039 реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления ТКО. В реестр также включаются сведения об адресе и (или) географических координатах мест (площадок) накопления ТКО.
Территория, расположенная в районе городского кладбища г. Керчи Республики Крым, на которой осуществлялось складированием отходов производства и потребления, не соответствует требованиям, предъявляемым федеральным законодательством к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, в связи с чем, нормы права, устанавливающие обязанность для региональных операторов заключать договора на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора, не распространяются на правоотношения сторон, в рамках оказания услуг по транспортированию отходов производства и потребления с указанной территории.
Таким образом, суд первой инстанции, верно установил, что ГУП РК «Крымэкоресурсы» не является субъектом, обязанным, в силу закона, заключить договор с Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым «ЖилсервисКерчь» на оказание услуг по транспортированию отходов производства и потребления с территории, временного складирования отходов производства и потребления, расположенной в районе городского кладбища г. Керчи Республики Крым.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства, в апелляционной жалобе не приведено.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, доводы сторон были всесторонне и полно исследованы арбитражным судом, и им была дана в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащая правовая оценка; выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки апелляционная инстанция не имеет; нарушений норм материального и процессуального права не установлено; безусловных оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 июня 2023 года по делу № А83-10605/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым «ЖилсервисКерчь» - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Н.Ю. Горбунова
Судьи А.В. Зарубин
С.А. Рыбина