ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-13190/2021 от 14.12.2021 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Севастополь

17 декабря 2021 года Дело № А83-13190/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года

В полном объеме постановление изготовлено 17 декабря 2021 года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чертковой И.В., судей Ольшанской Н.А., Рыбиной С.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Логуновым К.В.,

при участии от федерального казенного учреждения «Отдел по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю» - ФИО1, представителя по доверенности от 18.10.2021 № 32/80/70/2-2,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Отдел по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 сентября 2021 года по делу №А83-13190/2021 (судья Авдеев М.П.),

по иску федерального казенного учреждения «Отдел по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю» к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области» о взыскании,

установил:

федеральное казенное учреждение «Отдел по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю» (далее – ФКУ ОК УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области» (далее – ФКУ ИК-10 УФСИН России по Астраханской области) о взыскании штрафа в размере 33 150,00 руб. за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту от 02.03.2021 №2021320900052008751000039/5.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 14 сентября 2021 года в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, ФКУ ОК УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования.

По мнению ФКУ ОК УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю материалами дела подтверждается, что ФКУ ИК-10 УФСИН России по Астраханской области не исполнена обязанность по поставке товара в полной комплектации в сроки, предусмотренные контрактом.

От ФКУ ИК-10 УФСИН России по Астраханской области поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, который приобщен судом к материалам дела.

Представитель ФКУ ОК УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал апелляционную жалобу в полном объеме по изложенным в ней доводам.

ФКУ ИК-10 УФСИН России по Астраханской области о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации, что подтверждается материалами дела, в судебное заседание представителя не направило, в связи с чем рассмотрение жалобы возможно в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.

Как следует из материалов дела, 02.03.2021 между ФКУ ОК УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю (государственный заказчик) и ФКУ ИК-10 УФСИН России по Астраханской области (головной исполнитель) заключён государственный контракт № 2021320900052008751000039/5 на поставку пищевой продукции (далее - контракт).

Согласно пункту 1 контракта головной исполнитель обязуется поставить государственному заказчику в рамках государственного оборонного заказа индивидуальный рацион питания для повседневной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - товар) в ассортименте, по качеству, цене, в количестве и сроки по адресу, предусмотренным Ведомостью поставки (Приложение № 1) и иными условиями контракта, а государственный заказчик обязуется обеспечить приемку товара и оплатить товар согласно условиям контракта.

Права и обязанности сторон предусмотрены разделом 2 контракта.

В соответствии с пунктами 2.3.6, 2.3.7 контракта ФКУ ИК-10 УФСИН России по Астраханской области обязалось передать товар в порядке и в сроки, указанные в разделе 5 контракта, а также передать товар в комплекте с относящейся к нему документацией, перечисленной в пункте 5.4 контракта, а именно: счет, товарную накладную (код формы 0330212 по ОКУД), оформленную в 2-х экземплярах с печатью, оригинал декларации о соответствии или сертификата соответствия либо их копии, заверенные ФКУ ИК-10 УФСИН России по Астраханской области (передаются с продукцией подлежащей декларированию либо сертификации), акт приема - передачи товара, составленный по прилагаемой форме (Приложение № 2 к контракту) в 2-х экземплярах, удостоверение качества или иной документ (на каждую партию товара), подтверждающий пищевую безопасность товара.

Согласно пункту 2.3.8 контракта головной исполнитель обязуется обеспечить устранение за свой счет недостатков и дефектов, выявленных при приемке товара.

Производить безвозмездную замену некачественного товара, в порядке и условиях, предусмотренных разделом 8 контракта (пункт 2.3.9 контракта).

В соответствии с пунктом 7.3 контракта в части, не противоречащей требованиям законодательства и условиям контракта, приемка товара по количеству производится государственным заказчиком в порядке, предусмотренным Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965 № П-6 (с изм. от 22.10.1997 № 18).

В соответствии с пунктом 7.4 контракта в части, не противоречащей требованиям законодательства и условиям контракта, приемка товара по качеству, в том числе по качеству внутри тарных мест, производится государственным заказчиком в порядке, предусмотренным Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966 № П-7 (с изм. от 22.10.1997 № 18).

В ФКУ ОК УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю 01.04.2021 для приемки поставленного товара представлены: индивидуальные рационы питания для повседневной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, счет от 30.03.2021 № 00000046, счет-фактура от 30.03.2021 № 00000018, товарная накладная от 30.03.2021 № 00000028, акт приема-передачи № 1, удостоверение качества № 1 от 30.03.2021, документы, подтверждающие качество индивидуального рациона питания для повседневной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной систем и на продукцию, используемую для комплектования.

При проведении приема выявлено: в акте приема-передачи единицы измерения не соответствуют контракту; в утвержденной контрактом форме акт приема-передачи не содержит сведения о сроке годности товара; отсутствуют документы, подтверждающие качество продукции: хлебцы (галеты) армейские из муки пшеничной 1 сорта, карамель леденцовая, «Консервы мясные. ФИО2 тушеная специальная» производства ООО «Комбинат по производству пищевых продуктов «Рускон», недостача 4,25 кг карамели леденцовой (850 ком. х 0,005 грамм карамели леденцовой); изготовителем «Консервы мясные. ФИО2 тушеная специальная» согласно информации, на маркировке является ООО «Комбинат по производству пищевых продуктов «Рускон» по представленной декларации ОАО «Великоновгородский мясной двор».

Выявленные недостатки были доведены ФКУ ИК-10 УФСИН России по Астраханской области письмом ФКУ ОК УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю от 05.04.2021 исх-32/ТО/70/11-568, в результате чего со стороны ФКУ ИК10 УФСИН России по Астраханской области 07.04.2021 направлена, а ФКУ ОК УФСИН 5 России по Республике Крым и г. Севастополю 13.04.2021 принята посылка из пункта выдачи курьерской службой CDEK (<...>).

Содержимое посылки: документы, подтверждающие качество продукции: хлебцы (галеты) армейские из муки пшеничной 1 сорта, карамель леденцовая, Консервы мясные. ФИО2 тушеная специальная» производства ООО «Комбинат по производству пищевых продуктов «Рускон»; недостающее количества карамели леденцовой в количестве 4,25 кг карамели леденцовой (850 ком. х 0,005 грамм карамели леденцовой).

В ФКУ ОК УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю на основании документов (счет от 30.03.2021 № 00000046, счет-фактура от 30.03.2021 № 00000018, товарная накладная от 30.03.2021 № 00000028, акт приема-передачи от 13.04.2021 № 1, удостоверение качества № 1 от 30.03.2021) и в связи с устранением недостатков, указанных в письме ФКУ ОК УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю от 05.04.2021 исх-32/ТО/70/11-568, товар принят 13.04.2021.

Поскольку датой приемки товара явилось 13.04.2021, просрочка исполнения обязательств по контракту составила 11 дней.

В соответствии с пунктом 9.1 контракта в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, виновная сторона несет ответственность, установленную действующим законодательством Российской Федерации и контрактом.

Пунктом 9.3 контракта установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер пеней составляет одну трехсотую действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

Пунктом 9.5 контракта предусмотрено, что в случае просрочки исполнения головным исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения головным исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик направляет головному исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В соответствии с пунктом 9.6 контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения головным исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных головным исполнителем, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Так, размер пеней в результате просрочки исполнения обязательств по контракту составил 646,43 руб.

В соответствии с пунктом 9.7 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения головным исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Постановлением № 1042, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения головным исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается 10 % цены контракта.

Со стороны ФКУ ИК-10 УФСИН России по Астраханской области допущено ненадлежащее исполнение обязательств по контракту выразившиеся в:

- непредставлении в срок документов, подтверждающих качество продукции: хлебцы (галеты) армейские из муки пшеничной 1 сорта, карамель леденцовая, «Консервы мясные. ФИО2 тушеная специальная» производства ООО «Комбинат по производству пищевых продуктов «Рускон»;

- в предоставлении недостоверных документов подтверждающие качество продукции «Консервы мясные. ФИО2 тушеная специальная» производства ООО «Комбинат по производству пищевых продуктов «Рускон»;

- недостаче количества карамели леденцовой в количестве 4,25 кг карамели леденцовой (850 ком. х 0,005 грамм карамели леденцовой).

Таким образом, размер штрафа в результате просрочки исполнения обязательств по контракту по мнению истца составил 33 150,00 руб.

В адрес ФКУ ИК-10 УФСИН России по Астраханской области 22.04.2021 за исх. № 32/ТО/70/2-747 была направлена претензия с требованием об оплате пеней в размере 646,43 руб., а также штрафа в размере 33 150,00 руб.

Со стороны ФКУ ИК-10 УФСИН России по Астраханской области 07.05.2021 за исх. 30/37/2-4151 в адрес ФКУ ОК УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю был направлен ответ на претензию согласно которого требование о взыскании штрафа не было признано. Пеня в размере 646,43 руб. была оплачена в добровольном порядке, что подтверждается платежным поручением № 72533 от 19.05.2021.

Поскольку в добровольном порядке требования истца ответчиком не исполнены, истец обратился с настоящим иском в суд.

Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что условиями договора предусмотрено начисление штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в соответствии с пунктом 9.7 контракта, исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Поскольку исковые требования обосновываются просрочкой исполнения обязательств, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований.

Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, руководствуясь положениями статей 268, 271 АПК РФ, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как - то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Спорные правоотношения сторон возникли в рамках исполнения государственного контракта, правовое регулирование которого предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации и положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

В силу пункта 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки.

В статье 506 ГК РФ установлено, что по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки (пункт 1 статьи 516 ГК РФ).

В соответствии со статьей 526 ГК РФ по государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Согласно статьям 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Согласно части 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.

В соответствии со статьей 330 ГК РФ под неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.

Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд").

Применяемое законом о контрактной системе в отношении порядка установления размера штрафа понятие "в виде фиксированной суммы" не свидетельствует о том, что проект контракта должен содержать указание на конкретную сумму штрафа в денежном выражении, а означает, что в отличие от пени, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательств, предусмотренный контрактом размер штрафа будет являться неизменным (фиксированным) вне зависимости от срока исполнения сторонами нарушенного им обязательства.

Пунктом 9.3 контракта установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер пеней составляет одну трехсотую действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

Как усматривается из материалов дела и не оспаривается ответчиком, товар поставлен заказчику с нарушением сроков, предусмотренных контрактом, что, в свою очередь, послужило основанием для начисления поставщику пени в размере 646,43 руб., которую ответчик оплатил в добровольном порядке, что не оспаривается истцом.

Вместе с тем, поставка товара произведена ответчиком в соответствии с условиями контракта.

В пункте 1 статьи 467 ГК РФ предусмотрено, что продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.

При передаче продавцом предусмотренных договором купли-продажи товаров в ассортименте, не соответствующем договору, покупатель вправе отказаться от их принятия и оплаты, а если они оплачены, потребовать возврата уплаченной денежной суммы (пункт 1 статьи 468 ГК РФ).

Частью 4 статьи 468 ГК РФ предусмотрено, что товары, не соответствующие условию договора купли-продажи об ассортименте, считаются принятыми, если покупатель в разумный срок после их получения не сообщит продавцу о своем отказе от товаров.

Частью 1 статьи 483 ГК РФ предусмотрено, что покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара.

Факт поставки продукции в адрес истца подтверждается товарными накладными и не оспорено им. Указанные документы подписаны со стороны истца без замечаний и возражений по количеству, качеству и ассортименту товара.Истец оплатил поставленный товар платежным поручением от 22.04.21 №486750.

Вышеуказанные действия истца свидетельствуют, что товар им был принят полностью по количеству, качеству и ассортименту.

Надлежащих и допустимых доказательств факта неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, истцом в материалы дела не представлено.

Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 сентября 2021 года по делу № А83-13190/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Отдел по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округав срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.В. Черткова

Судьи Н.А. Ольшанская

С.А. Рыбина