ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
19 ноября 2019 года
Дело № А83-1395/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 13.11.2019
Постановление изготовлено в полном объеме 19.11.2019
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Яковлева А.С.,
судей Градовой О.Г.,
Омельченко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ждера А.Р.,
с участием представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю - ФИО1 по доверенности от 13.12.2018,
в отсутствие представителей Государственного казенного учреждения «Служба автомобильных дорог Республики Крым», общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Искра», надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения «Служба автомобильных дорог Республики Крым» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 августа 2019 года по делу №А83-1395/2019 (судья Чумаченко С.А.) по заявлению Государственного казенного учреждения «Служба автомобильных дорог Республики Крым», заинтересованное лицо - Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора: общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Искра», о признании незаконными решения и предписания,
установил:
Государственное казенное учреждение «Служба автомобильных дорог Республики Крым» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным пункта 2 решения от 07.12.2018 №06/3790-18реш Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по делу №06/3790-18 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок; признании незаконным предписания от 07.12.2018 №06/3790-18предп Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по делу №06/3790-18 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом было привлечено общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Искра».
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09 августа 2019 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с указанным решением, Государственное казенное учреждение «Служба автомобильных дорог Республики Крым» обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт которым удовлетворить заявленные требования.
По мнению заявителя жалобы, судом не был принят во внимание тот факт, что если вследствие приостановления определения контрагента контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, в решении о приостановлении устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств. Учитывая то, что в адрес ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» поступило уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов без указания возможности о продлении сроков исполнения обязательств по контракту, можно прийти к выводу относительно того, что Крымское УФАС выдало Предписание по делу №06/3790-18 в нарушение положений Закона о Контрактной системе.
В судебное заседание Государственное казенное учреждение «Служба автомобильных дорог Республики Крым», общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Искра», явку своих уполномоченных представителей не обеспечили, уведомлены надлежащим образом.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения Государственного казенного учреждения «Служба автомобильных дорог Республики Крым», общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Искра» о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Государственным казенным учреждением Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://www.zakupki.gov.ru) 08.08.2018 было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0875200000518000091 по объекту закупки «Ремонт автомобильной дороги 35 ОП М3 35Н-491 Симферополь - Евпатория - Крайнее на участке км 0+000 - км 13+200».
В течение августа 2018 года заказчиком неоднократно размещались в ЕИС изменения извещения о проведении электронного аукциона, последнее из которых размещено 20 августа 2018 года.
Согласно последней редакции документации о проведении закупки срок окончания подачи заявок на участие в аукционе был установлен - 17.09.2018. Дата проведения аукциона в электронной форме - 21.09.2018.
Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.09.2018 №0875200000518000091-1, на участие в аукционе было подано семь заявок от участников с порядковыми номерами № 3,4,5,6,7,8,9. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0875200000518000091 Комиссия приняла решение допустить к участию в электронном аукционе участников с порядковыми номерами заявок № 4,7.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 21.09.2018 №0875200000518000091-2 победителем электронного аукциона было признано Общество с ограниченной ответственностью «Лен Авто Транс».
26.09.2018 Обществом с ограниченной ответственностью «Крымдорстрой» в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю была подана жалоба на действия Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» при проведении электронного аукциона по объекту закупки: «Ремонт автомобильной дороги 35 ОП М3 35Н-491 Симферополь - Евпатория - Крайнее на участке км 0+000 - км 13+200». По мнению заявителя жалобы, заказчиком была необоснованно отклонена первая часть заявки ООО «Крымдорстрой».
Согласно Решению Крымского УФАС России от 02.10.2018 года, жалоба ООО «Крымдорстрой» была признана частично обоснованной, заказчику выдано предписание отменить протоколы, составленные в ходе осуществления Закупки, назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке, дату проведения Закупки.
Во исполнение решения и предписания Крымского УФАС России 11 октября 2018 года заказчиком в ЕИС было размещено извещение об отмене Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.09.2018 №0875200000518000091-1, Протокола подведения итогов электронного аукциона от 21.09.2018 №0875200000518000091-3, Протокола проведения электронного аукциона от 21.09.2018 №0875200000518000091-2.
18 ноября 2018 года заказчиком в ЕИС были размещены Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.10.2018 №0875200000518000091-1-1, Протокол рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 18.10.2018 №0875200000518000091-3-1. Согласно указанным протоколам, на участие в аукционе была допущена одна заявка ООО «Лен Авто Транс» (номер 4) .
22.10.2018 Обществом с ограниченной ответственностью «Фирма «Искра» в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю была подана жалоба на действия Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» при проведении электронного аукциона по объекту закупки: «Ремонт автомобильной дороги 35 ОП М3 35Н-491 Симферополь - Евпатория - Крайнее на участке км 0+000 - км 13+200», рассмотрение которой состоялось 26.10.2018 в 14:20. По мнению заявителя жалобы, комиссией заказчика заявка общества на участие в аукционе была отклонена необоснованно.
По результатам рассмотрения Комиссия Крымского УФАС России признала жалобу ООО «Фирма «Искра» частично обоснованной, выдано предписание отменить протоколы, составленные в ходе осуществления закупки, назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке, дату проведения закупки.
12 ноября 2018 года, во исполнение решения и предписания Крымского УФАС России заказчиком в ЕИС было размещено извещение об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.10.2018 №0875200000518000091-1-1, протокола рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 18.10.2018 №0875200000518000091-3-1.
19 ноября 2018 года заказчиком в ЕИС были размещены Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.11.2018 №0875200000518000091-1-2, Протокол подведения итогов электронного аукциона от 19.11.2018 №0875200000518000091-3-2. По результатам торгов Общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Искра» было признано победителем.
30.11.2018 в Крымское УФАС России поступила жалоба ООО «Фирма «Искра» на действия комиссии Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» при проведении закупки «Ремонт автомобильной дороги 35 ОП М3 35Н-491 Симферополь - Евпатория - Крайнее на участке км 0+000 - км 13+200» (извещение №0875200000518000091). По мнению заявителя жалобы, заказчиком в адрес общества, как победителя аукциона, был направлен проект контракта, содержащий нереальные условия о сроках выполнения работ. Обществом в адрес заказчика был направлен протокол разногласий, который заказчиком не принят.
При этом 03.12.2018 года заказчиком в ЕИС был размещен протокол об уклонении победителя от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона № 0875200000518000091, согласно которому ООО «Фирма «Искра» признано уклонившимся от заключения контракта.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю № 06/3790-18 от 07.12.2018 жалоба ООО «Фирма «Искра» была признана необоснованной (пункт 1 решения). При этом в пункте 2 решения указано – выдать предписание об устранении нарушений закона о контрактной системе.
Во исполнение названного решения Крымским УФАС России 07.12.2018 было выдано предписание №06/3790-18пред , которым заказчику предписано отменить протокол об уклонении победителя от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона № 0875200000518000091 от 03.12.2018 года. Также заказчику предписано направить проект контракта ООО «Фирма «Искра» с указанием новых сроков исполнения обязательств с учетом решения Крымского УФАС России от 07.12.2018 №06-3790-18реш.
Не согласившись с указанными решением и предписанием Крымского УФАС России от 07.12.2018, ГКУ «Служба автомобильных дорог Республики Крым» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 предусмотрено, что Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт по результатам торгов заключается в соответствии с извещением, документацией, заявкой и окончательным предложением победителя.
В соответствии с частью 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.
Согласно пункту 5.1. проекта контракта, размещенного в составе документации об аукционе в электронной форме, календарные сроки выполнения Работ определяются Календарным графиком выполнения Работ, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение № 2 к Контракту). Пунктом 5.2. проекта контракта определены следующие сроки выполнения работ: начало выполнения работ – с даты заключения Контракта; окончание выполнения работ – 01.12.2018. При этом из Приложения №2 к проекту контракта «Календарный график выполнения Работ», следует, что работы подлежат выполнению в течение трех календарных месяцев в период сентябрь-ноябрь 2018 года.
Как следует из материалов дела, заказчиком 21.11.2018 года был направлен победителю аукциона ООО «Фирма «Искра» проект контракта, также содержащий в п. 5.2. следующие сроки выполнения работ: с даты заключения Контракта по 01.12.2018.
26.11.2018 года ООО «Фирма «Искра» был размещен протокол разногласий к контракту, в т.ч. касающийся сроков выполнения работ, указанных в п. 5.2. проекта контракта. Разногласия не были приняты заказчиком.
Согласно части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу. В случае, если вследствие приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, в решении о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств.
В настоящем случае в уведомлении Крымского УФАС России от 30.11.2018 №06-3790-18ув о поступлении жалобы и приостановлении торгов указано, что в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, контрольный орган в сфере закупок приостанавливает определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы на действия заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии по существу. Данное требование является обязательным для Заказчика - организатора процедуры закупки».
По смыслу положений части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе возможность продления сроков исполнения обязательств по контракту напрямую связана со сроками приостановления определения поставщика до рассмотрения жалобы антимонопольным органом, поэтому срок исполнения обязательств по контракту может быть продлен антимонопольным органом с учетом сроков рассмотрения жалобы на действия заказчика и приостановления определения поставщика, а после рассмотрения жалобы на действия заказчика процедура определения исполнителя возобновляется с учетом решения антимонопольного органа.
С учетом изложенного, тот факт, что указание на продление сроков исполнения обязательств по контракту в настоящем случае не было отражено в уведомлении Крымского УФАС России о поступлении жалобы и приостановлении торгов, не должно исключать возможность реализации положений части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, допускающих продление сроков исполнения обязательств по контракту.
На основании пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Поскольку было установлено, что контракт на первоначальных условиях не мог быть заключен и исполнен, в силу части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссией было правомерно принято решение выдать предписание с указанием возможности продления сроков исполнения обязательств по контракту на два месяца (срок, который был упущен в связи с рассмотрением жалоб).
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В настоящем случае решение антимонопольного органа по делу №06/3790-18 от 07.12.2018 соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд обосновано отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 августа 2019 года по делу №А83-1395/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения «Служба автомобильных дорог Республики Крым» - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.С. Яковлев
Судьи О.Г. Градова
В.А. Омельченко