ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-19429/2021 от 25.08.2022 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-62-49, 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Севастополь

31 августа 2022 года Дело №А83-19429/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 25.08.2022.

В полном объёме постановление изготовлено 31.08.2022.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тарасенко А.А., судей Евдокимова И.В., Сикорской Н.И.

при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Молчановой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Крымской региональной общественной организации «Союз художников Крыма» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.05.2022 по делу № А83-19429/2021

по исковому заявлению крымской региональной общественной организации «Союз художников Крыма»

к Совету министров Республики Крым,

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Национального союза художников Украины, на стороне ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерства культуры Республики Крым, государственного автономного учреждения «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым»

о признании права собственности,

при участии в судебном заседании:

от государственного автономного учреждения «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» - ФИО1, представитель на основании доверенности от 12.04.2022 №8, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом о высшем юридическом образовании;

от Совета министров Республики Крым – ФИО2, представитель на основании доверенности от 03.08.2022 №1/01-58/4165, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом о высшем юридическом образовании.

у с т а н о в и л:

крымская региональная общественная организация «Союз художников Крыма» (далее – организация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с иском кСовету министров Республики Крым (далее – Совмин, ответчик) и с учетом заявления об уточнении исковых требований от 14.04.2022 (л.д.112-115 т.4), принятых к рассмотрению в судебном заседании 12.04.2022 (л.д.120 т.4) просила суд признать право собственности за организацией на нежилое здание лит. А общей площадью 1 223,7 кв.м с кадастровым номером 90:22:010301:1116, нежилое здание лит. Б площадью 547,3 кв.м с кадастровым номером 90:22:010301:1187 и нежилое здание лит. В площадью 126 кв.м с кадастровым номером 90:22:010301:1182, расположенное по адресу ул.ФИО3/К. Маркса, д.16/13, г.Симферополь, Республика Крым. Исковые требования мотивированы тем, что организация является единственным законным правообладателем спорного недвижимого имущества, непрерывно владеющим с момента передачи 06.12.1982 Крымскому художественно – производственному комбинату, который в дальнейшем вошел в структуру Национального союза художников Украины, правопреемником которого выступает организация.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19.05.2022 в удовлетворении иска отказано. Судом первой установлено, что на момент вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации собственником имущества являлась общественная организация Украины, которая не имела на территории Республики Крым своих подразделений, в связи с чем, спорное имущество в силу закона является государственной собственностью Республики Крым. Кроме того, суд руководствовался недоказанностью передачи в собственность спорного недвижимого имущества Крымской организации Национального союза художников Украины, правопреемником которого истец себя считает; недоказанностью добросовестного владения истцом спорными объектами недвижимости.

Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт. Апеллянт ссылается на то, что организация является подразделением общественной организации Украины на территории Российской Федерации и единственным законным правообладателем спорного недвижимого имущества. Кроме того, апеллянт ссылается на приобретательную давность и указывает, что на момент принятия Республики Крым в состав Российской Федерации спорные объекты недвижимости не находились в государственной либо муниципальной собственности Украины, в связи с чем в отношении этих объектов недвижимости у соответствующего органа власти не возникло полномочий по передаче их в собственность Республики Крым.

Представители третьего лица и ответчика в судебном заседании поддержали свои возражения против апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы согласно положениям статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

25.08.2022 от истца поступило ходатайствоо передаче дела для рассмотрения в Верховный суд Республики Крым в порядке статьи 39 АПК РФ.

Рассмотрев указанное ходатайство, апелляционный суд не усматривает оснований для его удовлетворения, поскольку дело относится к компетенции арбитражных судов в порядке статьи 27 АПК РФ.

25.08.2022 от истца также поступило ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения Четвертым кассационным судом общей юрисдикции по делу №8-Г-19985/2022 кассационной жалобы на решение Центрального районного суда г.Симферополя от 01.12.2021 и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 05.04.2022 по делу №2а-2634/2021.

Рассмотрев указанное ходатайство, апелляционный суд не усматривает оснований для его удовлетворения, поскольку судебный акт по делу №2а-2634/2021 вступил в законную силу на основанииапелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 05.04.2022. Кроме того, истцом не обоснована необходимость приостановления производства по делу в порядке статьи 143 АПК РФ.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, право собственности на нежилое здание дом художника Художественного фонда УССР, расположенное по адресу: ул. К. Маркса, 13/16, гор. Симферополь, было зарегистрировано за общественной организацией Украины – Союз художников Украины, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 25.03.1999 №П-556, зарегистрированным в Симферопольском межгородском бюро инвентаризации 21.10.2002.

Согласно представленным Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее – Госкомрегистр) выписок из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах по состоянию на 14.10.2021 на нежилое здание (Крымский художественный комбинат) площадью 1 223,7 кв.м с кадастровым номером 90:22:010301:1116, нежилое здание площадью 547,3 кв.м с кадастровым номером 90:22:010301:1187 и нежилое здание площадью 126 кв.м с кадастровым номером 90:22:010301:1182, расположенные по адресу: ул.ФИО3/К. Маркса, д.16/13, г.Симферополь, Республика Крым, сведения о зарегистрированных правах в ЕГРН отсутствуют (л.д. 44-46том 2).

Согласно представленных в материалы дела государственным автономным учреждением «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» (далее - ГАУ «РДИ РК») выписок из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах, право собственности на указанное имущество 11.11.2021 зарегистрировано за Республикой Крым, в оперативном управлении ГАУ «РДИ РК» (л.д.125-127том 3).

Документом-основанием для регистрации указано распоряжение Совмина «О внесении изменений в распоряжение Совмина от 23.12.2014 №1481-р и вопросах управления имуществом Республики Крым от 12.08.2021 №1044-р.

Указанным распоряжением дополнено распоряжение Совмина от 23.12.2014 №1481-р «О создании государственного автономного учреждения «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» путем изменения типа существующего государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» в том числе строкой 236 следующего содержания: имущество, расположенное по адресу <...>/К. Маркса, 16/13, в составе: нежилое здание (Крымский художественный комбинат) площадью 1223,7 кв.м, кадастровый номер 90:22:010301:1116; нежилое здание (подвал) площадью 544,6 кв.м, кадастровый номер 90:22:010301:2897;нежилое здание (учреждение) площадью 404,3 кв.м, кадастровый номер 90:22:010301:2898; нежилое здание (учреждение) площадью 87,1 кв.м, кадастровый номер 90:22:010301:2899.

В дальнейшем распоряжением Совмина от 29.03.2022 №377-р строка 236 распоряжения от 23.12.2014 №1481-р изложена в следующей редакции: имущество, расположенное по адресу: <...>/К. Маркса, д.16/13: нежилое помещение площадью 366,4 кв.м; нежилое помещение площадью 115,5 кв.м; нежилое помещение площадью 242,4 кв.м; нежилое помещение площадью 144,1 кв.м; нежилое помещение площадью 129,3 кв.м; нежилое помещение площадью 134,2 кв.м; нежилое здание (учреждение) площадью 594,4 кв.м, кадастровый номер 90:22:010301:2898; нежилое здание (учреждение) площадью 140,5 кв.м, кадастровый номер 90:22:010301:2899.

Из материалов дела следует, что 11.04.2022 в ЕГРН в отношении указанных объектов недвижимости внесены сведения о государственной регистрации права собственности Республики Крым и права оперативного управления ГАУ «РДИ РК», что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах (л.д. 2-37 том 5).

Как указывает истец, на основании акта приема-передачи от 06.12.1982 в соответствии с приказом от 06.12.1982 №77 начальника Крымского областного производственно-технического управления связи по распоряжению местных советских органов, передано с баланса почтамта на баланс Крымского художественно-производственного комбината для дальнейшей эксплуатации здания и сооружения по адресу г.Симферополь, ул.К. Маркса, д.15 (ул. К. Маркса/ФИО3, д.13/16) (в том числе подвалы, коридоры, подсобные помещения, туалеты и пр.) общей площадью 1 897 кв.м, состоящие из литер А площадью 1223,7 кв.м, литер Б –547,0 кв.м, литер В – 120,0 кв.м, двора площадью 298,0 кв.м, под застройкой 1 089, кв.м, о чём в реестровой кадастровой книге №39 произведена запись под №249 (л.д. 81 том 1).

Из текста Учредительного договора от 07.09.1994, заключенного между Союзом художников Украины и Союзом художников Крыма об учреждении Дома художника Союза художников Крыма, который является правопреемником Крымского Дома художника Художественного фонда УССР, Союз художников Украины после государственной регистрации Дома художника Союза художников Крыма передает в полную собственность Союзу художников Крыма все здания, помещения и оборудование, находящиеся по адресу: <...>.

Данный Учредительныйдоговор удостоверен нотариусом в ноябре 1994 года и зарегистрирован в реестре за №5П-11432 (л.д. 82том 1).

Как указывалось ранее Союзу художников Украины 25.03.1999 на основании Закона Украины «О профессиональных творческих работниках и творческие союзы», постановления Кабинета Министров «О передаче недвижимого имущества творческим союзам от 10.07.1998 и приказа Фонда государственного имущества Украины от 09.03.1999 №406, Фондом государственного имущества Украины выдано свидетельство о праве собственности на Дом художника Художественного фонда УССР №П-556.

Согласно Свидетельству о государственной регистрации творческого союза Крымская организация Национального союза художников Украины зарегистрирована 23.03.2000 со статусом отделения национального творческого союза, как субъект творческой деятельности на территории Автономной Республики Крым.

11.09.2014 Съездом членов Крымской организации Национального Союза художников Украины принято решение о приведении в соответствие с законодательством Российской Федерации учредительных документом Крымской организации Национального союза художников Украины. В этих целях утверждено переименование Крымской организации Национального Союза художников Украины в Крымскую региональную общественную организацию «Союз художников Крыма», а также утверждён Устав Крымской региональной общественной организации «Союз художников Крыма».

Согласно пункту 1.2 Устава Крымская региональная общественная организация «Союз художников Крыма» приобретает права и обязанности российских организаций (юридического лица) с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о переименовании Крымской организации Национального Союза художников Украины, зарегистрированной 23.03.2000.

Как следует из материалов дела, сведения о Крымской региональной общественной организации «Союз художников Крыма» в Единый государственный реестр юридических лиц внесены 08.04.2015 (л.д. 59том 1).

Ссылаясь на пункт 4.2.8 Устава Крымской организации Национального Союза художников Украины, в редакции 2008 года (далее – Устав организации), согласно которому решением Совета Союза художников Украины, имущество, принадлежащее Национальному союзу художников Украины и находящееся натерритории Автономной Республики Крым, передается в пользование Крымской организации Национального Союза художников Украины, за исключением домов творчества и предприятий, непосредственно подчиненных Национальному союзу художников Украины, истец обратился в арбитражный суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности на расположенные по адресу ул.ФИО3/К.Маркса, д.16/13, г.Симферополь, Республика Крым объекты недвижимого имущества, которыми он непрерывно, добросовестно и открыто владеет как своими собственными более пятнадцати лет.

Кроме того, истец ссылается на то, что поскольку Крымская организация Национального Союза художников Украины на момент вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации являлась подразделением Национального Союза художников Украины, спорное имущество в силу постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 №1745-6/14 «О независимости Крыма» является собственностью подразделения соответствующей организации, то есть на сегодня Крымской региональной общественной организации «Союз художников Крыма».

Как установлено судом первой инстанции, передача спорного имущества Союзу художников Украины была следствием распада СССР и ликвидации Союза художников СССР и его составной части Художественного фонда Союза художников СССР.

С целью сохранения имущества общесоюзных общественных организаций бывшего Союза ССР Верховная Рада Украины постановлением от 10.04.1992 №2268-Х «Об имущественных комплексах и финансовых ресурсах общественных организаций бывшего Союза ССР, расположенных на территории Украины» имущество и финансовые ресурсы расположенных на территории Украины предприятий, учреждений и объектов, которые находились в ведении общесоюзных общественных организаций бывшего Союза ССР переданы временно Фонду государственного имущества Украины.

Пунктом 3 раздела VI «Заключительные положения» Закона Украины от 07.10.1997 №554/97-ВР «О профессиональных творческих работниках и творческих союзах» Кабинет Министров Украины обязывался в двухмесячный срок вместе с Фондом государственного имущества Украины обеспечить передачу в собственность или передать в бессрочной пользование недвижимое имущество творческим союзам, в том числе Союзу художников Украины, которое было в их пользовании на момент принятия Верховной Радой Украины постановления от 10.04.1992 «Об имущественных комплексах и финансовых ресурсах бывшего Союза ССР, расположенных на территории Украины.

Во исполнение данного положения постановлением Кабинета Министров Украиныот 10.07.1998 №1058 «О передаче недвижимого имущества творческим союзам» определено в течение 1998 года по представлению творческих союзов Украины передать в их собственность недвижимое имущество творческих союзов бывшего Союза ССР, которое по состоянию на 24.08.1991 согласно правоустанавливающим документам находилось в ведении творческих союзов бывшего Союза ССР или во владении и пользовании соответствующих республиканских или территориальных структур согласно приложению 1 (л.д. 29-43, л.д. 44-57том 4).

В Приложении 1 к данному постановлению содержится Перечень расположенных на территории Украины предприятий, учреждений и организаций творческих союзов бывшего Союза ССР, дома и сооружения которых передаются в собственность творческих союзов Украины.

Согласно пункту 4 данного перечня среди предприятий, учреждений и организаций Союза художников СССР, здания, сооружения, нежилые помещения которых передаются в собственность Союза художников Украины, значится Дом художника Художественного фонда УССР, Автономная <...>.

Согласно пункту 6.8 Устава Национального союза художников Украины в редакции 2007, утвержденной Конференцией НСХУ 10.11.2005 и V Конференцией НСХУ 08.02.2007 (л.д. 125-138, л.д. 139-155том 1) НСХУ является правопреемником всех прав и обязанностей Союза художников Украины, зарегистрированного Минюстом Украины 17.12.1991, № 177 и перерегистрированного Минюстом Украины 12.11.1992 и 06.07.1998 за №1015, который является правопреемником Союза художников СССР, его республиканской организации – Союза художников УССР.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что НСХУ приобрело право собственности на спорное имущество, входившее в Художественный фонд СССР Союза художников СССР в связи с ликвидацией Союза художников СССР.

Республика Крым принята в состав Российской Федерации на основании договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов в соответствии с положениями Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный закон №6-ФКЗ).

В соответствии с указанным федеральным законом, со дня принятия в Российскую Федерацию на территории Республики Крым действуют законодательные и иные нормативно правовые акты Российской Федерации, а также принимаемые органами государственной власти Республики Крым нормативно правовые акты в соответствии с федеральным законодательством.

В части 3 статьи 7 Федерального закона №6-ФКЗ закреплено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Пунктом 7 постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 №1745-6/14 «О независимости Крыма» установлено, что собственность профсоюзных и иных общественных организаций Украины, находящихся на день принятия настоящего постановления на территории Республики Крым, является собственностью подразделений соответствующих организаций, находящихся в Республике Крым, а если таковых не имеется – государственной собственностью Республики Крым.

В соответствии со статьёй 12.1 Федерального закона №6-ФКЗ, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В развитие вышеуказанных норм был принят Закон Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон №38-ЗРК), с последующим внесением в него изменений согласно Закону Республики Крым от 19.01.2015 №72-ЗРК/2015 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», согласованному с Министерством экономического развития Российской Федерации.

В пункте 2 статьи 2 Закона №38-ЗРК закреплено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального закона №6-ФКЗ, на территории Республики Крым у физических июридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.

Пунктом 1 статьи 2.1 установлено, что право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17.03.2014 на территории Республики Крым, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 №1745-6/14 «О независимости Крыма» в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.

Из буквального содержания пункта 7 постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 №1745-6/14 «О независимости Крыма» следует, что собственность профсоюзных и иных общественных организаций Украины, не имеющих подразделений – собственников на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым, а само постановление Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 №1745-6/14 «О независимости Крыма» представляет собой самостоятельный правоустанавливающий документ.

Выявляя конституционно-правовой смысл части 1 статьи 2.1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 07.11.2017 №26-П отметил, что само по себе законодательное регулирование, закрепляющее в качестве общего правила сохранение права собственности за физическими и юридическими лицами и обеспечение преемственности между правом собственности Украины и правом собственности Республики Крым с указанием момента прекращения права собственности у прежнего правообладателя и возникновения его у Республики Крым, является допустимым и обусловлено особенностями переходного периода, введение которого имело целью в том числе упорядочение отношений собственности при интеграции новых субъектов Российской Федерации в российскую правовую и экономическую системы и тем самым - поддержание правовой определенности и стабильности гражданского оборота в новых для Республики Крым условиях.

В данном случае установленное Республикой Крым особое правовое регулирование имущественных вопросов общественных организаций обусловлено спецификой деятельности таких организаций, а также потребностей общества и граждан, добровольно в них объединяющихся для реализации своих прав и законных интересов, в том числе оснований приобретения такими общественными организациями права собственности либо в качестве правопреемников союзных общественных организацией при распаде СССР, либо за счет взносов объединившихся по территориальному признаку граждан. С учетом этого законодателем и оговорена переходная возможность сохранения права собственности за местными (Республики Крым) подразделениями таких общественных организаций Украины, а при их отсутствии – возникновение права государственной собственности, что служит цели сохранения возможности реализации общих интересов и достижения целей объединяющихся граждан, территориально связанных с Республикой Крым как новым публично-правовым образованием.

Право собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: ул. К. Маркса, 13/16, гор. Симферополь, было зарегистрировано за общественной организацией Украины – Союзом художников Украины, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 25.03.1999 №П-556, зарегистрированным в Симферопольском межгородском бюро инвентаризации 21.10.2002.

Основанием для регистрации права собственности за Союзом художников Украины послужили Закон Украины «О профессиональных творческих работниках и творческие союзу», постановление Кабинета Министров Украины «О передаче недвижимого имущества творческим союзам» от 10.07.1998 №1058 и приказ Фонда государственного имущества Украины от 09.03.1999 №406.

Учитывая изложенное, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что титулом собственника на момент принятия Государственным Советом Республики Крым постановления от 17.03.2014 №1745-6/14 «О независимости Крыма» обладала общественная организация Украины, которая не имела на территории Республики Крым своих подразделений на момент вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, в связи с чем спорное имущество в силу закона является государственной собственностью Республики Крым.

Ссылка апеллянта на то, что истец является подразделением общественной организации Украины на территории Российской Федерации, не принимается апелляционным судом.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, Крымская региональная общественная организация «Союз художников Крыма» (ОГРН <***>), ранее до приведения учредительных документов в соответствие с российским законодательством Крымская организация Национального союза художников Украины с идентификационным кодом юридического лица 02916602, дата регистрации 23.03.2000, не является структурным подразделением Союза художников Украины в понимании Закона Украины от 22.03.2012 №4572 «Об общественных объединениях» в редакции на 02.03.2014.

Национальный союз художников Украины согласно пункту 1.1 Устава НХСУ является добровольным объединением с фиксированным членством профессиональных творческих работников – художников и искусствоведов и действует на всей территории Украины.

Пунктом 1.2 Устава НХСУ установлено, что он состоит из областных, городских и региональных организаций (территориальных подразделений), Киевской, Севастопольской и Крымской организации НСХУ, которые действуют на основании собственных Уставов (Положений), которые не противоречат настоящему Уставу, и зарегистрированы в установленном законом порядке. Председатели структурных организаций действуют на основании Положения о председателе территориальной организации. При Союзе действует Объединение молодых художников и искусствоведов, которое в своей работе руководствуется Положением, утвержденным Правлением (Советом) Союза.

Согласно пункту 6.5 Устава НХСУ областные, городские, региональные, Киевская, Севастопольская и Крымская организации Союза являются юридическими лицами, имеют самостоятельные балансы, расчетные счета в банках и эмблемы, штампы и печати со своим наименованием, образцы которых утверждаются правлениями соответствующих организаций Союза.

Как установлено судом первой инстанции, на момент принятия Государственным советом Республики Крым постановления от 17.03.2014 №1745-6/14 «О независимости Крыма» право собственности на спорное нежилое здание было зарегистрировано за общественной организацией Украины – Союзом художников Украины.

Однако, истцом не представлены в материалы дела доказательства передачи в собственность спорного недвижимого имущества Крымской организации Национального союза художников Украины, правопреемником которого истец себя считает, или истцу непосредственно.

Передача в пользование Крымской организации НСХУ спорного имущества и учет спорного имущества на балансе организации не свидетельствовала в соответствии с действовавшим законодательством Украины 1999 года о передаче в собственность от одного юридического лица другому. Иных оснований приобретения истцом права собственности на спорное имущество в материалы дела не представлено.

Следовательно, спорное имущество в силу закона является собственностью Республики Крым.

Кроме того, как указывалось ранее, Республика Крым реализовала свои полномочия как собственник спорного имущества, закрепив его на праве оперативного управления за ГАУ «РДИ РК».

Ссылка апеллянта на давностное владение спорным имуществом, как основание для признания права собственности, отклоняется апелляционным судом.

В соответствии пунктом 1 статьи 234 ГК РФ лицо, гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

В силу пунктов 3, 4 статьи 234 ГК РФ, лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является; течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

Следовательно, по смыслу статьи 234 ГК РФ требования истца о признании права собственности по основаниям приобретательной давности могут быть удовлетворены только при наличии в совокупности пяти условий: добросовестности владения, открытости владения, непрерывности владения, владения имуществом как своим собственным, истечения срока приобретательной давности.

В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление Пленумов №10/22) при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ); владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).

Из пункта 16 постановления Пленумов №10/22 следует, что по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.

По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений постановления Пленумов №10/22, давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).

Как указывает истец, он владеет спорными объектами недвижимости с момента государственной регистрации Крымской организации Национального союза художников Украины (23.03.2000) и пользуется ими до настоящего времени. В качестве основания, которое позволило ему вступить во владение спорными объектами недвижимости истец указывает пункт 4.2.8 Устава организации.

Однако в пункте 4.2.8 Устава организации речь идет о передаче имущества, принадлежащего НСХУ инаходящееся на территории Автономной Республики Крым исключительно в пользование организации.

С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что истец не мог не осознавать, что получая объекты недвижимости в пользование у него не возникает правомерных оснований для их приобретения в собственность.

Таким образом, апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции о недоказанности истцом добросовестности владения спорными объектами недвижимости.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, судом первой инстанции правомерно отказано в иске.

Так как фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования доказательств, нормы материального права применены правильно, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта. Поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,

п о с т а н о в и л:

В удовлетворении ходатайств Крымской региональной общественной организации «Союз художников Крыма» о передаче дела для рассмотрения в иной суд в порядке статьи 39 АПК РФ и о приостановлении производства по делу отказать.

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.05.2022 по делу № А83-19429/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Крымской региональной общественной организации «Союз художников Крыма» без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.А. Тарасенко

Судьи И.В. Евдокимов

Н..И. Сикорская