ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-20867/2021 от 12.07.2022 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

www.21aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Севастополь

19 июля 2022 года

Дело № А83-20867/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 12.07.2022.

В полном объёме постановление изготовлено 19.07.2022.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Остаповой Е.А.,

судей Колупаевой Ю.В.,

Тарасенко А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/зМкртчяном Д.А.,

при участии:

представителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым – ФИО1, доверенность от 28.04.2020 № 1171;

представителя Общества с ограниченной ответственностью «Ресурс-Лидер» – ФИО2, доверенность от 04.07.2022 б/н;

представителя Общества с ограниченной ответственностью «Технолидер» – ФИО2, доверенность от 04.07.2022 б/н;

иные лица, участвующие в деле, - не явились;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.05.2022 по делу № А83-20867/2021 (судья Чумаченко С.А.),

по исковому заявлению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым

к Обществу с ограниченной ответственностью «Ресурс-Лидер»

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Общества с ограниченной ответственностью «Технолидер», Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерства сельского хозяйства Республики Крым,

об обязании привести проект рекультивации карьера,

УСТАНОВИЛ:

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением (с учетом заявления об уточнении исковых требований, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) (т. 3 л.д. 41-43) к Обществу с ограниченной ответственностью «Ресурс-Лидер» (далее – ответчик, ООО «Ресурс-Лидер»), согласно которому просит обязать ООО «Ресурс-Лидер» в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда привести проект рекультивации карьера в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», ГОСТом Р 59057-2020 «Охрана окружающей среды. Земли. Общие требования по рекультивации нарушенных земель», предусмотрев в проекте рекультивации карьера, в том числе:

- фактическое и прогнозируемое состояние нарушенных земель к моменту рекультивации;

- почвенные и иные полевые обследования, лабораторные исследования, в том числе физические, химические и биологические показатели состояния почв, а также результатов инженерно-геологических изысканий, которые необходимы для обоснования состава работ по рекультивации;

- мероприятия по организации концентрированного стока ливневых и технических вод путем устройства специальных гидротехнических сооружений.

В обоснование исковых требований истец указал на то, что в настоящее время проект рекультивации заброшенного карьера ООО «Ресурс-Лидер» не соответствует требованиям действующего законодательства, а именно, статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), постановлению Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», (далее – Постановление Правительства РФ № 800), и ГОСТу Р 59057-2020.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 04.05.2022 по делу № А83-20867/2021 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указал на то, что рекультивация земель представляет собой мероприятие по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Возложение на ответчика обязанности по приведению проекта рекультивации карьера в соответствие с постановлением Правительства РФ № 800, а также в соответствие с требованиями национальных стандартов – ГОСТа Р 59057-2020, устранит выявленные в ранее согласованном проекте рекультивации карьера недостатки.

Определением от 07.06.2022 апелляционная жалоба Министерства принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, назначено судебное разбирательство на 12.07.2022.

В судебное заседание 12.07.2022 явились представители истца, ответчика и третьего лица – ООО «Технолидер». Иные лица, участвующие в дела, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.

Поскольку лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 АПК РФ, обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу при имеющейся явке.

Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в 2018 году ООО «Технолидер» был разработан проект рекультивации заброшенного карьера, расположенного в Симферопольском районе вблизи села Камышинка.

Указанный проект рекультивации разработан в соответствии с действующим в тот период Положением о рекультивации, снятии, перемещении, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым № 99 от 22.03.2016, в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 25.07.2017 № 375 (далее – Положение о рекультивации), и ГОСТом 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель».

Положение о рекультивации разработано в соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьей 5 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", пунктом 11 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22 декабря 1995 года N 525/67, и определяет требования к проведению работ, связанных с рекультивацией, снятием, перемещением, сохранением и рациональным использованием плодородного слоя почвы.

Рекультивация ранее нарушенных земель брошенных карьеров проводится на основании проекта, согласованного и утверждённого в соответствии с настоящим Порядком (пункты 4 Положения о рекультивации).

Как следует из материалов дела, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым в соответствии с Положением о рекультивации согласовало проект рекультивации брошенного карьера, расположенного в районе с. Камышинка Симферопольского района (письмо от 10.07.2018 № 8840/10.3-16). ООО «Технолидер» дано разрешение на проведение рекультивации ранее нарушенных земель брошенного карьера.

В дальнейшем ООО «Технолидер» на основании договора купли-продажи от 20.01.2020 передало права и обязанности, включая проектную документацию по рекультивации карьера, ООО «Ресурс-Лидер».

Как указывает истец в исковом заявлении, в связи с выявленным несоответствием проекта рекультивации карьера требованиям постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» и ГОСТу Р 59057-2020, Министерство направило в адрес ООО «Технолидер» письма от 21.01.2020 № 935/1, от 04.03.2020 № 935/1/1, в которых потребовало принять меры по приведению в соответствии с действующим законодательством проект рекультивации заброшенных карьеров.

Поскольку требования Министерства о приведении проекта рекультивации карьера в соответствие с действующим законодательством оставлены как ООО «Технолидер», так и ООО «Ресурс-Лидер» без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, ввиду следующего.

В соответствии со статьей 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных прав или оспариваемых прав и законных интересов.

Как отмечалось ранее, ООО «Технолидер» был разработан проект рекультивации заброшенного карьера, расположенного в Симферопольском районе вблизи села Камышинка, в соответствие с действовавшим на момент разработки и утверждения законодательством, в том числе постановлением Совета министров Республики Крым № 99 от 22.03.2016, ГОСТом 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель».

Согласно пункта 3.10 Положения рекультивация ранее нарушенных земель брошенных карьеров - комплекс работ по рекультивации ранее нарушенных земель, образовавшихся при разработке месторождений полезных ископаемых юридическими лицами, прекратившими свою деятельность до 21 марта 2014 года.

В соответствии с пунктом 3.13 Положения проект рекультивации - комплект документов и материалов, согласно которому проводится рекультивация земель и земельных участков.

Согласно пункта 4 Положения, рекультивация, снятие, перемещение, сохранение и рациональное использование плодородного слоя почвы проводятся на основании проекта рекультивации, разрабатываемого в соответствии с действующими экологическими, санитарно-гигиеническими, строительными, водохозяйственными, лесохозяйственными и другими нормативами и стандартами с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного земельного участка, а также выданного на его основании Специального разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.

28.01.2020 принято постановление Совета министров Республики Крым № 22 от 28.01.2020, которым было признано утратившим силу постановление Совета министров Республики Крым № 99 от 22.03.2016 "Об утверждении Положения о рекультивации, снятии, перемещении, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы".

Как верно указано судом первой инстанции, в настоящий момент действующим нормативным актом, регулирующим отношения по рекультивации нарушенных земель, является Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».

В постановлении Правительства РФ от 10 июля 2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель", вступившим в силу 20.07.2018, а также в постановлении Совета министров Республики Крым № 22 от 28.01.2020 отсутствуют положения, содержащие требование о пересмотре разработанных и согласованных ранее проектов рекультивации, находящихся в стадии исполнения.

Требования Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в части приведения проекта рекультивации заброшенного карьера, расположенного в Симферопольском районе вблизи села Камышинка, в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», ГОСТом Р 59057-2020 «Охрана окружающей среды. Земли. Общие требования по рекультивации нарушенных земель» не основаны на действующем законодательстве.

Более того, как верно указано судом первой инстанции, в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 10 июля 2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель» в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, то разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются исполнительным органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При этом, исходя из смысла вышеуказанных положений, ООО «Ресурс-Лидер» не является правообладателем земельного участка и не входит в круг лиц, ответственных за выполнение рекультивации нарушенных земель, и не может выполнять рекультивацию на земельных участках республиканской формы собственности своими силами и за свой счет.

Принимая во внимание, что закон обратной силы не имеет, выполнить рекультивацию заброшенных карьеров, расположенных в Симферопольском районе Республики Крым, как верно указал суд первой инстанции, возможно только по проектам, согласованным в период действия постановления Совета министров Республики Крым № 99 от 22.03.2016 "Об утверждении Положения о рекультивации, снятии, перемещении, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы".

В свою очередь, ссылка Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на несоответствие проектной документации национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 59057-2020 "Охрана окружающей среды. Земли. Общие требования по рекультивации нарушенных земель" не находит своего подтверждения в материалах дела, ввиду следующего.

Так, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.09.2020 N 709-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации", данный ГОСТ введен в действие с 01.04.2021, и обязанности приводить в соответствие с настоящим ГОСТом ранее согласованной проектной документации нормативно-правовыми актами не предусмотрено.

Требования о включении в проект рекультивации мероприятий по организации концентрированного стока ливневых и технических вод путем устройства специальных гидротехнических сооружений, связана с вертикальной планировкой территории, не обосновано, так как, учитывая расположение горизонтальных площадок выше уровня грунтовых вод, малый угол откосов (10°), незначительную сумму атмосферных осадков и естественный дренаж грунтов опасность подтопления территории отсутствует, фильтрация вод идет естественным путем.

В проекте приведены агрохимические и эколого-токсикологические обследования рассматриваемого участка, а также учтено экспертное заключение департамента растениеводства ФГБУ Цент агрохимической службы «Крымский». Прочие изыскания на момент разработки исполнительной документации не проводились и не требуются ввиду выбранного направления рекультивации, а именно сельскохозяйственного.

Данные об оценке состояния нарушенных земель и земельных участков в полном объеме приведены в проектах рекультивации раздел 1.1 «Описание исходных условий рекультивируемого земельного участка» (на стр.14-15 Камышинка).

Объем и порядок использования горной массы так же представлены в проекте рекультивации пунктом 4.1 «Состав, последовательность и объем выполнения работ по рекультивации» (стр. 56-59 Камышинка).

Кроме того, как верно указано судом первой инстанции, Техническая рекультивация участка предусматривается в срок начиная с 3 квартала 2018 года и завершается во втором полугодии 2020 года, следовательно, срок этапа составляет 2 года.

В указанный период ООО «Технолидер» завершена техническая рекультивация ранее нарушенных земель, брошенного карьера, расположенного в районе сельского поселения Камышинка Симферопольского района Республики Крым.

Данные обстоятельства истцом не опровергнуты.

В дальнейшем, согласно приказу № 55/02 от 30.07.2020 ООО «Технолидер» завершен этап технической рекультивации и начался второй этап биологической рекультивации.

13.08.2020 ФГБУ ЦАС «Крымский» проведено агрохимическое обследование рекультивированной поверхности брошенного карьера, расположенного вблизи с. Камышинка Симферопольского района, площадью 41,27 га, были даны рекомендации для проведения биологического этапа рекультивации.

24.08.2020 ФГБУ ЦАС «Крымский» утвержден паспорт агрохимический, эколого-токсический почв земель сельскохозяйственного назначения.

Обращаясь с настоящим иском в суд, Министерство, ссылаясь на то, что ранее согласованный проект рекультивации карьера не соответствует нормам действующего законодательства, а также национальным стандартам, просило внести изменения в проект рекультивации, предусмотрев в нем, в том числе:

- фактическое и прогнозируемое состояние нарушенных земель к моменту рекультивации;

- почвенные и иные полевые обследования, лабораторные исследования, в том числе физические, химические и биологические показатели состояния почв, а также результатов инженерно-геологических изысканий, которые необходимы для обоснования состава работ по рекультивации;

- мероприятия по организации концентрированного стока ливневых и технических вод путем устройства специальных гидротехнических сооружений.

Вместе с тем, указанные мероприятия касаются технического этапа рекультивации, который уже завершен в 2020 году, что не оспаривается сторонами.

На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что требования Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым о приведении проекта рекультивации заброшенного карьера, расположенного в Симферопольском районе вблизи села Камышинка, исполнение которого находится в завершающей стадии биологического этапа, в соответствие с нормативными актами вступившими в силу, принятым после согласования проектной документации, являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат.

Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Крым от 02.12.2020 по делу № А83-6877/2020 по заявлению ООО «Технолидер» признано незаконным и отменено решение Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, изложенное в письме от 10.03.2020 №935/1/1/1 об утрате силы писем Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым за исх.№7662/10.3-17 от 14.06.2018 и №8840/10.3-16 от 10.07.2018 о согласовании проектов рекультивации.

Арбитражным судом первой инстанции рамках рассмотрения дела № А84-6887/2020 установлено, что проект рекультивации соответствует требованиям, предъявляемым к проектной документации согласно законодательству, постановлению Совета министров Республики Крым № 99 от 22.03.2016, а также ГОСТу 17.5.3.04-83 «Охрана земель. Земли. Общие требования рекультивации». Кроме того, судом установлено, что ООО «Ресурс-Лидер» не является правообладателем земельного участка и не входит в круг лиц, ответственных за выполнение рекультивации нарушенных земель, и не может выполнять рекультивацию на земельных участках республиканской формы собственности своими силами и за свой счет в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель»).

По смыслу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Преюдициальная связь судебных актов арбитражных судов обусловлена указанным свойством обязательности как элемента законной силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт в отношениях между теми же сторонами. Иной подход означает возможность опровержения опосредованного вступившим в законную силу судебным актом вывода суда о фактических обстоятельствах другим судебным актом, что противоречит общеправовому принципу определенности, а также принципам процессуальной экономии и стабильности судебных решений (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 N 2-П).

Принимая во внимание вышеизложенное в совокупности с приведенными нормами права, а также установленными в рамках дела А83-6877/2020 обстоятельствами, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что требования Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым являются незаконными и не подлежат удовлетворению.

Доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.

Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.05.2022 по делу № А83- 20867/2021 оставить без изменений, апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Е.А. Остапова

Судьи Ю.В. Колупаева

А.А. Тарасенко